12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кетова Татьяна Ильинична38

Учитель: Кетова Т.И.

Класс: 4 класс

Цель: формирование навыка написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа

Задачи:

познакомить с правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа;

закрепить понятие глагола как части речи;

способствовать формированию навыка правописания глаголов.

способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления;

способствовать развитию речи детей;

воспитывать интерес к русскому языку;

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Личностные: положительная мотивация к учебной деятельности, ценностное отношение к русскому языку

Метапредметные: 

Коммуникативные: умеет слушать и понимать других,строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, работает в паре, в группе.


 

Регулятивные УУД: прогнозирует предстоящую работу (составляет план), осуществляет самоконтроль и самооценку учебных действий в соответствии с поставленной задачей


 

ПознавательныеУУД:пользуется учебником как источником информации, учится наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал,


 

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, в парах, групповая.

Оборудование и дидактический материал: презентация; раздаточный материал


 


 

Технологическая карта урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Мало уметь писать – надо уметь думать

Включение в деловой ритм. Почему так говорят?

Писать мы с вами научились в первом классе, а вот думать, размышлять над секретами русского языка учимся всегда, на каждом уроке, да и всю жизнь.

Подготовка обучающихся к работе

Л: положительная мотивация к учебной деятельности, формирование ценностного отношения к русскому языку.

Р: целеполагание.

II. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.

Орфографическая минутка:

Словарный диктант:

Календарь, праздник, Россия, сегодня.урожай, хозяйство, яблоня, человек, семена, растение, прекрасный, погода, народ, лучше, капуста, воробей.

Объясняют правописание непроверяемых букв в корне  слова.(приложение 1, слайд3)

Самооценка: рисуют смайлика:

Всё правильно;

1-2 ошибки;

3 и более ошибок.

П: анализ объектов с целью выделения признаков.


 


 

- умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации,

- умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. - умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: самоконтроль и самооценка результатов выполненных действий.

О чём сегодня будем говорить, вы догадаетесь, прослушав загадку. О какой части речи говориться в ней?

Что для меня предметы, лишь названия,

А я приду- всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

О какой части речи говорится? Как узнали?

Что мы уже знаем о глаголах? Кто поможет прочитать схему?

- Мы будем говорить о глаголах.

(дают определение глаголу, роль глаголов в предложении, приводят примеры)

Объясняют предложенную схему.

Делают выводы.(слайд 4)

III. Актуализация знаний и целеполагание

Чтобы узнать , о чём именно будем говорить сегодня, я вам предлагаю поработать в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами. Прочитайте эти слова.

Что общего у этих слов?

Как вы думаете, какое задание надо будет выполнить?

Подумайте, как это сделать.

Обучающиеся работают в парах.

Надо разбить эти сова на группы.

На карточках:

Радость, мечтать, вороньё, вьюга, стеречь, запечь, тишь, картечь. 

(Приложение 2)

Объединить слова по признакам.

(Могут ребята предложить разбить слова по частям речи: существительное и глаголы - 1 способ, по роли ь в словах – 2 способ.Во втором способе объяснить написание ь знака в словах)

Р: умение формулировать познавательную цель, учебную проблему,

П: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником , умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение.

К: умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Л: формирование умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке.

- Вспомним, какую роль выполняет Ь в этих словах?


 

Проверим выполненную работу.

У кого всё правильно, на полях ставим отметку «+»

Ь пишется:

Работают в парах.

Объединить слова по признакам.

Объясняют у доски деление слов на группы , проверяют (слайд 5)

Радость, мечтать – ь -показатель мягкости

вороньё, вьюга – разд. Ь

Картечь, тишь –грамматический показатель: сущ. Ж.р. с основой на шип.

Стеречь, запечь – грамматический показатель: гл. н.ф. на  - ЧЬ.

С этими правилами мы знакомы.

П: проводить на основе наблюдения мыслит. операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

- умение переводить текст на знаково-символический язык -схему,

- расширить представления детей о роли мягкого знака;

К.: умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Ребята, на доске ещё 2 слова:  молчишь, скажешь.

Как вы думаете, к какой группе слов можно их отнести?

Что необходимо выяснить сначала?

Какие грамматические признаки можем определить у глаголов?


 


 


 


 

- Соотносят с каждой группой слов, и  приходят к выводу, что это отдельная группа слов.

- Сначала определим, какой частью речи являются эти слова.-эти слова – глаголы.

Число, лицо, время.(определяют)

Это глаголы 2-го лица ед. числа (к данным глаголам можно подставить местоимениеТЫ) наст.и буд. времени.

И на конце слов написанЬ

(слайд 6)

IV. Открытие нового знания

( исследование проблемной ситуации).

- Определите, в какой части слова написан Ь ?

- Служит для обозначения мягкости согласного?

- Почему?

Что общего этих глаголов?

- Какую роль он выполняет?


 

-Значит, какой вывод можем сделать?

Запишите, эти глаголы в тетради, выделите окончание в словах, назовите.


 

- В окончании

- Нет, т.к. буква Ш обозначает непарный согласный звук[Ш].


 

-Для оформления грамматических форм глагола - у глаголов 2 л., ед., ч. является грамматическим показателем


 

Записывают слова , выделяют окончание, называют, делают вывод.

Р: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять контроль, самоконтроль

П: формулировать проблему,умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации,

умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав. операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение переводить текст на знаково-символический язык -схему,

К: умение слушать, контролировать действия партнера, извлекать пользу из опыта одноклассников, вступать в диалог.

- Над какой темой будем работать?

"Правописание окончаний глаголов 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени" (слайд 7)

Какой вывод о правописании Ь знака в в глаголах после Ш мы с вами сделали?

Какие задачи поставим?

 - Ь в окончании глаголов после Шуказывает на форму 2-го лица ед. числа глаголов в настоящем и будущем времени

- научиться определять глаголы 2 лица, чтобы правильно их писать;

- упражняться в правописании глаголов 2 лица, единственного числа;

- закреплять знания о глаголе.

- Проверим себя, а правильно ли мы сделали вывод? Как проверить?

Пользуясь схемой, расскажите правило правописания окончаний глаголов 2 л. ед ч.

Работа по учебнику.

Посмотреть в учебнике

С.85.

Изображают правило графически.

Читают правило и составляют схемы-модели в парах. Затем выходят к доске, демонстрируют модель и проговаривают правило.

Определить часть речи.

2.Определить лицо, число и время глагола.

3.Если это глагол 2 лица, ед.ч., наст или буд. времени, то после Ш пишется ь, показатель грамматической формы глагола.)

V. Физкультминутка

Мы глаголы изучили.
Нас узнавать их научили
Слышу глагол- руки вверх поднимаю,
Другую часть речи - присев, отдыхаю.

С древних времён во многих странах, как и унас, кошку считали символом домашнего тепла и уюта.

Ах ты, кисонька-коток,

идёшь по лавочке-лежанке,

у попадьи лизнёшь сметанки,

съешь просвирку спозаранку

и на печке, где теплее,

спишь под шубкою своею.

Ученики слушают и выполняют действия.

Глагол - руки вверх, другая часть речи - приседают. (слайд 8)

 

VI. Первичное закрепление

Что узнали о правописании ь в окончаниях –ЕШЬ, - ИШЬ?

- вспомните и запишите все глаголы, которые вы услышали.

Что общего в этих глаголах?

У кого всё правильно, на полях ставим отметку «+»

Что должны помнить о правописании этих глаголов?

Что закрепили при выполнении этих глаголов?

У глаголов 2 л., ед., ч. в окончании пишется Ь, потому что является грамматическим показателем.

Записывают глаголы:

Идёшь, лизнёшь, съешь, спишь.

Это глаголы 2 лица, следовательно в окончании пишется ь, показывающий грам. форму глаголов 2 лица единственного числа наст.и буд. времени.

П: умение правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом,

К: умение слушать учителя, запоминать информацию.

Р: Самоконтроль и самооценка

Работа по учебнику с. 78 упр. 173.

Самопроверка.

У кого всё правильно, на полях ставим отметку «+»

Самостоятельная работа.

Задание: от глаголов неопределённой формы образуйте форму 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Объясняют по алгоритму:

1. Читаю гл. в н.ф.;

2.Образую гл. 2л., ед.ч.;


 

Осуществляют самопроверку

(слайд 9)

К: умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Р: самоконтроль, самооценка,

К: умение работать в группе

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

( применение новых знаний)

Очень часто глаголы 2 лица можно встретить в пословицах.

Какую роль играют пословицы в нашей речи?

Задание. Собери пословицу. Вставь пропущенные окончания глаголов 2 л., ед.ч.

1.Чужим умом … дом.

2. Без труда … и рыбку из пруда .

3.От умного …,  от глупого … .

4.На час … - за день … .

Слова для справок:

(не) вытащ…

(не) выстро…

науч…ся – разуч…ся

отстан… - не догон… .

Предъявляю эталон.

У кого совпало выполненное задание с эталоном?

Запишите одну пословицу в тетрадь, выделите окончание глаголов.

А чтобы проверить, насколько правильно вы поняли смысл пословиц, я вам предлагаю из данных слов составить коми народную пословицу и найти синоним – русскую пословицу.

1.Загорюешь, весной, осенью, проспишь.

2.Испытаешь, сам, не, не, того, что, поймешь.

3. Перевернешь, труда, не, и, щепки, без.

4.Разговоры, глупца, у, глупые, и.

-На примере народной мудрости учимся правильно поступать, где-то поддержать друг друга, не прямо и назидательно, а косвенно давать советы, исправлять ошибки.

Составляют в группах пословицы.

(Приложение 3)

Проверяют по образцу (слайд 10)

1.Чужим умом не выстроишь дом.

2.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3. От умного научишься – от глупого разучишься.

4. На час опоздаешь – за день не догонишь.

Записывают одну пословицу в тетрадь, выделяют окончание глаголов, объясняют правописание глаголов 2 лица.


 


 

В группах дети составляют пословицы из слов, записывают её.

(приложение 4)

Соотносят коми пословицы с русскими пословицами.


 

Группы отчитываются о проделанной работе.

Проверка:

1 -3, 2-4 , 3 – 2, 4 – 1

1. Весной проспишь, осенью загорюешь.

2. У глупца и разговоры глупые.

3. Что сам не испытаешь, того не поймёшь.

4. Без труда и щепки не перевернёшь.

(слайд 11)

Р: контроль, коррекция


 


 

Л: формирование любви к Родине через постижение народной мудрости, скрытой в коми и русских пословицах;


 

К: работа в группе

VIII. Рефлексия деятельности

(Итог урока)

Какую цель ставили в начале урока?

Чему учились?

Как вы думаете, смогли ли достичь этой цели?

Выберите фразу, которая для вас подходит и рядом поставьте +

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое – что чуть – чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё – таки учиться!

- сегодня с вами сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках мы продолжим открывать тайны этой части речи.

Спасибо за работу!

Узнать роль ь в глаголах

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

(слайд 12)

Ребята выбирают фразу, сигнализируют - поднимают число с номером высказывания.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: Самоконтроль, самооценка


приложение 1
PPT / 2.97 Мб

приложение 2
DOCX / 46.6 Кб

приложение 3
DOCX / 15.56 Кб

приложение 4
DOCX / 12.17 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Сафронова Елена Леонидовна, 01.11.17 в 20:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за технологическую карту урока!
Алина Яковлевна Корогод, 04.11.17 в 13:40 0Ответить Пожаловаться
Интересный урок! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.