Урок русского языка в 4 классе на тему «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Тема: | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | ||||||
Дата: | 10.12.2015 г. | ||||||
Тип урока: | Урок постановки и решения учебной задачи (применения и совершенствования знаний) | ||||||
Задачи: | развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударных окончаний; учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания; расширение и закрепление знаний учащихся об имени существительном. | ||||||
Планируемый результат: | Предметные умения | Формировать УУД | |||||
- устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания; - выбирать нужный способ проверки безударного окончания; - обосновывать написание безударного падежного окончания; - находить и исправлять ошибки при написании безударного окончания. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||
Межпредмет-ные связи: | Физическая культура | ||||||
Учебник: | Учебник «Русский язык: 4 класс»Канакина В.П. Москва. «Просвещение», 2015 г. | ||||||
ЭОР/ЦОР: | Название ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | ||||
Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Канакина В.П. 4 класс Издательство «Просвещение», 2015 | Видео фрагмент. Задание №2 | | |||||
| презентация | | |||||
Организация пространства: | Работа фронтальная, индивидуальная, парная |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Применяемые СОТ | Время | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности (орг. момент) | – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Проверяет готовность обучаю-щихся к уроку. Мы услышали звонок. | Приветствие учащихся. Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. Записывают число, вид работы. | Здоровьесбере-гающие технологии | 1 мин | Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные. |
2 | Повторение ранее изученных знаний | - повторить знания, которые необходимы для проведения урока. | Орфографическая работа. Учитель. В нашем классе многие хотят быть похожими на Андрея Аршавина, Пеле, Криштиану Роналду. А помните ли Вы имя своего первого тренера, который Вас встретил на самой первой тренировке? Сегодня его нет с нами , но благодаря стараниям А.В.Зотова и В.М. Соломахи нашей команде удалось побывать на соревнованиях в различных городах: Казани, Кирове, Копейске и др. Запись предложения у доски. (Футбольная команда играла в Казани, Кирове и Копейске.) Какие орфограммы встретились? Дайте характеристику предложению, начертите схему предложения. Прилагательное разберём по составу. | Размышляют, отвечают, приводят примеры городов. Записывают предложение ( под диктовку) (Футбольная команда играла в Казани, Кирове и Копейске.) Работа со словарными словами (футбол, команда); Безударные окончания существительных; Написание имён собственных; Написание предлогов со словами. Футбольная 2 Взаимопроверка, работа в паре, взаимоконтроль | Технология дифференци-рованного обучения | 7 мин | Познавательные УУД: - построение высказывания в устной форме, - поиск способов решения учебных задач, - совершенствовать орфографические умения. |
3 | Повторение пройденного материала. (проверка домаш. работы) с.125 235 упр.(устно) | - актуализация необходимых знаний для изучения темы урока | Проверяет правильность выполнения домашней работы. Обращает внимание на ошибки. | Читают приведённые примеры, объясняют выбранный падеж, окончание. | Технологии коллективного сотрудничества. | 3 мин | Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся, отстаивать свою точку зрения. |
4 | Актуализация знаний. | - актуализация необходимых знаний для изучения темы урока | Приём «Составление кластера» - Ребята, на предыдущих уроках мы с вами довольно плодотворно работали по теме: «Имя существительное» Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (У каких существительных после шипящих мягкий знак НЕ пишется?) | Дети говорят, а учитель фиксирует на доске. Игра: «Я знаю, что…» (дети говорят, а учитель фиксирует на доске) Участвуют в игре «Я знаю, что…», по очереди, дополняя друг друга, воспроизводят имеющиеся знания по теме. | Технологии критического мышления | 2 мин | Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и слышать высказывания учащихся, |
5 | Постановка учебной задачи. | - создать проблемную ситуацию; спрогнозировать предстоящую деятельность. | - Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, давайте обратимся к дате 10 декабря. Знаете ли Вы чем знаменателен день- 10 декабря?. Слайд №1 Любая игра начинается с тренировки. Задание № 1 - Что общего у словосочетаний? (Существительные с безударным падежным окончанием). - Распределите эти словосочетания в два столбика. По какому признаку вы можете это делать? (1-ый столбик - словосочетания, в которых есть существительные с безударными окончаниями; во 2-ой столбик - существительные с несклоняемым существительным). - Написание каких окончаний вызывает сложность? (Безударных). Слайд№ 2,3 | Учащиеся участвуют в беседе ( Всемирный день футбола), размышляют, формулируют цели урока, дают аргументированные ответы. Учащиеся выполняют задание №1 Активируя свои знания, учащиеся выделяют признаки по которым можно разделить словосочетания на 2 группы. (1-ый столбик - словосочетания, в которых есть существительные с безударными окончаниями; во 2-ой столбик - существительные с несклоняемым существительным). Самопроверка | Технология проблемного обучения | 5 мин | Личностные УУД: формировать чувство любви к окружающей природе, гордость за свою страну ПознавательныеУУД: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД:умение слушать и вступать в диалог Регулятивные УУД:прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование |
6 | Целепола-гание и мотивиро-вание | - спрогнозировать цель урока | - Опираясь на вышеуказанное, сформулируйте тему урока. - Какова основная цель нашей работы? -Что мы должны делать, чтобы добиться поставленной цели? Футбол- игра командная, и мы точно знаем, что от вклада каждого игрока зависит итог игры. Выиграем или проиграем. Так и на уроке от каждого зависит , что он узнает? С чем уйдёт с урока? | Приходят к выводу, что написание безударных окончаний вызывает сложность. Формулируют тему урока. - Правописание безударных окончаний существительных . Формулируют цель урока. - (Научиться правильно писать окончания существительных ) Сообщают, что они будут делать, чтобы добиться своей цели. - Работать в парах, высказывать свои мысли, активно работать на уроке, советоваться друг с другом, доказывать свои мысли, отвечать полным ответами т.д. | Технология критического мышления | 4 мин | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог Регулятивные УУД: прогнозирование своей деятельности, самостоятельное формулирование цели и задач, планирование |
7 | Физ. минутка | - создать на уроке здововьесберегающую ситуацию | Слайд 7 «Футбол» | Осуществляют профилак-тику утомляемости. Ориентируются на здоровый образ жизни. «Гостям» предложено тоже отдохнуть. | Здоровьесбере-гающие технологии | 2 мин | Регулятивные УУД: осознание важности физического развития |
8 | Усвоение новых знаний. | - создание ситуации, приводящей к формулированию определения | Упр.237 с.126 - Как проверить написание безударного окончания имени существительного ? | Работают с текстом. (стр.126) Упр. 237 Сравнивают, выявляют закономерность, делают выводы, формулируют правило. - алгоритм проверки написания безударного окончания имени существительного | Технология критического мышления | 4 мин | Познавательные УУД: - построение высказывания в устной форме, - поиск способов решения учебных задач |
проконтролировать промежуточные результаты знаний | Работа на интерактивной доске. - Повторим склонение существительных. - Спишите, , определите склонение. Докажите, почему окончание должно быть именно таким. Разбор имени существительного как части речи (по выбору): - от стужи3 - за морем3 Пьёт1 Памятка стр. 147-148 Оценочные линейки | Работа на интерактивной доске. Объясняют свой выбор. Сравнивают, объясняют, доказывают свою точку зрения, Записывают предложение. Взаимопроверка Работа в парах. Работая в парах, осуществляют взаимопомощь, самоконтроль, коррекцию. Размышляют, отвечают, запоминают, приводят примеры заголовков. Учащиеся делают вывод. Оценивают свои успехи, выясняют, что повторить, для достижения поставленной цели. | Технология дифференци-рованного обучения | 7 мин | Познавательные УУД: - поиск способов решения учебных задач Регулятивные УУД: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать Регулятивные УУД: оценка правильности выполнения действий. | ||
9 | Применение полученных знаний. | - фиксация знаний | Практическая работа Слайд № 4 - Что это? Конверт. Как это связано с темой урока? - Записывали ли вы когда- нибудь адрес на конверте? Слайд № 5 Нет ли здесь ошибки? Докажите. В каком падеже ставит фамилию, имя и отчества тот, кто отправляет письмо? Нужно ли это уметь делать? Для чего? Когда это умение может пригодиться? Слайд № 6 | . Проверка с использованием интерактивной доски Выполняют практическую работу по заполнению конверта. Самопроверка (самооценивание) | Компьютерные технологии Технология проблемного обучения | 4 мин | Познавательные УУД: поиск способов решения учебных задач Познавательные УУД: совершенствовать орфографические умения. |
10 | Рефлексия деятельности. | - оценить уровень понимания новой темы | Для того чтобы проверить свои знания, проведём экспресс-опрос. 3 вопроса. Тест. Слайд № 7 - Что нового узнали сегодня? Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.Слайд № 8 | Учащиеся выполняют тест. Отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями от урока. Самопроверка (самооценивание) | Технология дифференци-рованного обучения | 3 мин | Личностные УУД: осознавать важность получения новых знаний |
11 | Инструктаж домашнего задания. | -организовать домашнюю работу, для закрепления знаний, полученных на уроке | Стр.68, упр. 160, или стр.70 упр.164. задания по выбору. Слайд № 9 | Запись учащимися задания в дневники. Дети обдумывают и выбирают задание по выбору. | Технология дифференци-рованного обучения | 2 мин | |