Занятие по русскому языку «Правописание частиц» (1 курс)
Бабарахимова А.-М.Х.
Тема: «Правописание частиц»
(разработка практического занятия по предмету «Практикум русского языка» на 1 курсе для групп, обучающихся по направлению русский язык и литература)
Цель учебного занятия: повторить и закрепить знания студентов по правописанию частиц, сформировать умение применять их на практике.
Методы и техники обучения: прямая коллективная «мозговая атака», работа в малых группах, презентация наработок, мини-диктант.
Средства обучения: презентация, мультимедиа, раздаточные материалы, распечатка с правилами, образцы выполнения заданий, упражнения из учебного пособия В. Грекова, Д.Э. Розенталя.
Организационный момент
Повторение пройденного материала. Методом «мозговой штурм» преподаватель актуализирует имеющиеся знания по пройденной теме:
Какие союзы пишутся слитно?
Какие союзы пишутся раздельно?
Какие союзы называются производными?
Проверка домашнего задания (упражнение в учебнике).
Объяснение новой темы. Преподаватель записывает название новой темы на доске и начинает показ презентации, разъясняя каждый слайд.
Преподаватель вызывает к доске студента (по желанию), который должен на «Дереве частиц» расставить частицы по соответствующим им разрядам (опрос нескольких студентов – максимум 1 балл).
Просмотр фрагмента из мультика
По завершению фрагмента преподаватель проводит индивидуальный опрос и оценивает ответы нескольких студентов (максимальный балл - 1).
Далее на занятии используется прямая коллективная «мозговая атака», цель применения которой – активизировать знания, имеющиеся у студентов по теме. Студенты перечисляют пункты правописания частиц, при этом акцентируя внимание по 3 направлениям: слитное, раздельное и написание через дефис (опрос нескольких студентов – максимум 1 балл). Преподаватель поправляет студентов, в случае неверной формулировки, и дополняет ответы студентов. После каждого ответа демонстрирует презентацию.
Закрепление новой темы. Студенты делятся на три группы и работают в команде. Команда обсуждает и выполняет задание на флипе (ватмане). Затем презентует наработки (выполненное задание) другим командам. За выполненное задание они получают баллы. Если команда допустила ошибку, то члены других команд могут исправить ее и получить дополнительные баллы.
По завершению написания диктанта, преподаватель просит студентов поменяться тетрадками, раздает студентам текст мини-диктанта и просит их проверить тетради друг друга. По подсчитанным ошибкам, в соответствии со шкалой баллов, студенты выставляют баллы за индивидуальную работу и расписываются в тетрадях однокурсников.
Итоги занятия. Подсчитываются баллы за работу в малых группах и за индивидуальную работу, каждому студенту выставляется оценка.
Критерий оценки и показатели
Название группы | Деятельность малых групп 0-2 баллов | Индивидуальная работа 0-2 балла | Общий балл 4 балла | |
2 балла | 1 балл | 1 балл | ||
Ф.И.О. студента | ||||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
3,5 – 4 балла – «отлично».
2,9 – 3,4 балла – «хорошо».
2,3 – 2,8 балла – «удовлетворительно».
Самостоятельная внеаудиторная работа: повторить правила и выполнить упражнения 364-365 по учебнику В.Ф. Грекова, В.В. Чижова «Пособие для занятий по русскому языку». - Москва, 2008.