Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 классе

5
0
Материал опубликован 20 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

«СОГЛАСОВАНО»

 

Руководитель МО

 гуманитарного цикла

________________ Квак М.А.

 

Протокол № _____ от

«____»____________2017 г

«УТВЕРЖДАЮ»

 

      Директор

______________ Школьник А.А..

 

      Приказ № _____ от

«____»____________2017 г.

 

 

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

 «Русское правописание: орфография и пунктуация»

в 10 КЛАССЕ

 

Составитель

Степанова Марина Юрьевна

учитель русского языка и литературы ,первая категория.

 

 

 

 

 

 

с. Воздвиженка 2017

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе  «Программы общеобразовательных учреждений. Русское правописание :орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11 классов). / Автор С.И.Львова – М. Дрофа , 2001 г.

 

 Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с методическими рекомендациями автора,  из расчёта 1час в неделю (34 часа в год).

 Изменений нет. Работаю согласно программе.

 

Основная цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии куль­туры письма. Исходя из этого, программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах, в том числе и письменной.

Вот почему программа уделяет особое внимание ха­рактеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в пись­менной речи. Кроме того, свободное владение орфогра­фией и пунктуацией родного языка предполагает уме­ние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл выска­зывания, используя при этом возможности письма. Это направление в обучении находит отражение во многих формулировках программы и должно быть ре­ализовано в содержании материала, предлагаемого для изучения на занятиях по русскому языку.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправлен­ное развитие их лингвистической интуиции. В связи с этим центральными направлениями в работе стано­вятся, во-первых, усиленное внимание к семантиче­ской (смысловой) стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно при­менить то или иное правило, не искажая смысла вы­сказывания, во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основы­вается на языковом чутье и удовлетворяет потреб­ность человека разгадать тайну рождения слова, по­нять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования сложнейших правописных умений и навыков.

И наконец, важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в об­ласти правописания и формирование умения ориен­тироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различны­ми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последова­тельность изучения правил избрать, чтобы в резуль­тате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на не­которые нарушения орфографических и пунктуаци­онных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выби­рать из десятков правил именно то, которое соответст­вует данной орфограмме и пунктограмме. Такое уме­ние значительно облегчает задачу усвоения самих пра­вил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) явлениях видеть общие и отличи­тельные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полу­ченные ранее сведения из различных областей лингвистики, и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Таким образом, для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективны­ми приемами, которые помогают реализовать указан­ные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимоло­гическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание).

Кроме того, огромными обучающими возможностя­ми обладает такой прием, как орфографический ана­лиз структурно-семантических схем слова (или слово­образовательных моделей), который развивает языко­вую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответству­ет данное слово и десятки других  слов этой группыДля того чтобы полностью воплотить идею систе­матизации знаний и совершенствования на этой ос­нове соответствующих умений, предлагается изоли­рованное изучение каждой части русского правопи­сания: орфографии (первый год обучения) и пункту­ации (второй год обучения). Но это, разумеется, не исключает, а, напротив, предполагает попутное по­вторение важных пунктуационных правил при рас­смотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфо­графических умений.

 

10 класс (34 ч)

Особенности письменного общения (4 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людь­ми посредством языка. Единство двух сторон обще­ния: передача и восприятие смысла речи. Виды рече­вой деятельности: ГОВОРЕНИЕ (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — СЛУШАНИЕ (восприятие речевых сигналов с целью выяснения смысла высказывания); ПИСЬМО (пере­дача смысла с помощью графических знаков) — ЧТЕНИЕ (смысловая расшифровка графических зна­ков). Формы речевого общения: письменные и уст­ные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания:

 Особенности устной речи: использование средств звучащей речи (темп, тембр, громкость голоса, инто­нация и др.), жестов и мимики; ориентация на слухо­вое восприятие речи и зрительное — собеседника; возможность учитывать немедленную реакцию слу­шателя и реагировать на нее. Повторы, прерывис­тость речи — типичные свойства устного слова. Диа­лог и монолог как разновидность устной речи. Фор­мы устных высказываний и использование их в раз­ных ситуациях общения: устный рассказ, выступ­ление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий или развернутый) на уроке, дружеская бе­седа, диспут, дискуссия и т. п.

 Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зри­тельноетельное.07.06 восприятие текста и невозможность учиты­вать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецен­зии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма: древнеегипетское письмо (IV тысячелетие до н. э.) -» финикийское письмо (XII—X вв. до н. э.) -> древнегреческое письмо (IX—VIII вв. до н. э.) -> ста­рославянское письмо (863 г.) -> русское (рукописное) письмо (988 г. — год крещения Руси) -> первые пе­чатные книги (1554 г.) —> введение гражданской (церковной) азбуки (1710 г.) -4 частная реформа аз­буки (1735 г., 1758 г.) —» создание орфографических правил Я. К. Гротом (1873 г.) -> реформа алфавита и орфографии (1918 г.) -> упорядочение Свода орфогра­фических и пунктуационных правил (1956 г.).

 

Орфография (30 ч) Орфография

как система правил правописания (2 ч)

Некоторые сведения из истории орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее воз­можности для более точной передачи смысла речи.

Разделы русской орфографии и обобщающее пра­вило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему всегда одинаково»); 2) слитные, де-фисные и раздельные написания («пиши слова от­дельно друг от друга, а части слов слитно, реже — че­рез дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (16 ч)

Морфема как минимальная значимая часть слова.

Система орфограмм данного раздела орфографии. Принцип единообразного написания морфем — ве­дущий принцип русского правописания (морфем­ный).

Правописание корней. Система правил, регули­рующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного про­верочного слова.

Правописание гласных корня: безударные прове­ряемые и непроверяемые, е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написа­ния корня или и в корне после приставок), и поня­тие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-

-кос-, -лаг- — -лож-, -бир- — -бер-, -тир- тер-,

-стил-- стел- и др. (зависимость от глагольного суф-
фикса -а-); 2) -раст- (-ращ-) — -рос-, -скак-скоч-

(зависимость от последующего согласного); 3) -гар--

-гор-, -твар- твор-, -клан- клон-, -зар- зор-

(зависимость от ударения); 4) корни с полногласны­ми и неполногласными сочетаниями оло — ла, оро — ра, ере — ре, ело — ле.

Правописание согласных корня: звонких и глу­хих; непроизносимых; удвоенных. Чередование со­гласных в корне и связанные с этим орфографиче­ские трудности (доска — дощатый, очки — очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

Использование орфографического и словообразо­вательного словарей для объяснения правильного на­писания корня слова.

Этимологическая справка как прием объяснения написания корней слов.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами напи­сания: 1) приставки на з (с) — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязыч­ные по происхождению) — морфемный принцип на­писания. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре-.

 Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание: -оват(ый), -евит(ый), -лив(ый), -чив(ый), -чат(ый), -оньк(ий) и др. Различение на письме суф­фиксов -ив- и -ее-; -к~ и -ск- в именах прилагатель­ных. Особенности образования сравнительной и пре­восходной степеней прилагательных и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), -е(тъ), -ирова(ть), -ича(ть), -ану(ть) и др. Различение на письме глагольных суффиксов ,-ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и-в глаголах с приставкой обез- (обезлесить — обезле­сеть); -тьсяи-тсяв глаголах.

Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффик­са при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).

Буквы н и нн в полных и кратких формах причас­тий, а также в прилагательных, образованных от су­ществительных или от глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, ре­гулирующих написание окончаний разных частей речи.

Различение окончаний –еи в именах существи­тельных; окончания -ет, -ит, -ешь, -ишь, -ут (-ют), -am (-ят) в глаголах.

Орфографические правила, требующие различе­ния морфем, в составе которых находится орфограм­ма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и ипослец; употреб­ление разделительных ъ и ъ.

Правописание согласных на стыке морфем (мат­росский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, ннвнутри отдельной морфе­мы и на стыке морфем; употребление ь для обозначе­ния мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и на-(писания слова (обобщение). Орфографический анализ словообразовательных моделей слов.

 

 

 

 Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

 

Работа с орфографическим словарем.

Слитные, дефисные

и раздельные написания (10 ч)

Система орфограмм данного раздела правописа­ния. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного на­писания не с разными частями речи. Различение приставки ни-и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия пристав­ки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное напи­сания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические от­личия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэто­му, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена су­ществительные, прилагательные, наречия). Смысло­вые и грамматические отличия сложных прилага­тельных, образованных слиянием, и созвучных сло­восочетаний (многообещающий — много обещаю­щий).

Употребление дефиса в словах разных частей ре­чи.

Работа со специальными словарями, отражающи­ми слитные и раздельные написания.

Написание

строчных и прописных букв (2 ч)

Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового и грамматиче­ского анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со специальными словарями, отражающи­ми написания слов со строчной или прописной бук­вы.

 

Речевой этикет в письменном общении (2ч)

 

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращение к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

 

Пунктуация (32 ч)

 

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания (3ч)

 

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

 Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Знаки отделительные и выделительные.

Разделы русской пунктуации: 1)знаки препинания в конце предложения, 2) знаки препинания внутри простого предложения, 3) знаки препинания между частями сложного предложения, 4) знаки препинания при передаче чужой речи,5) знаки препинания в связном тексте.

 

Знаки препинания

в конце предложения (1 ч)

Предложение и его основные признаки; интона­ция конца предложения. Граница предложения, от­ражение ее на письме. Употребление точки, вопро­сительного и восклицательного знаков в конце пред­ложения. Выбор знака препинания с учетом осо­бенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в на­чале предложения: многоточие, кавычки, тире в диа­логе.

Знаки препинания

внутри простого предложения (13 ч)

Система пунктограмм данного раздела пункту­ации следующая.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в не­полном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Одно­родные члены, соединенные неповторяющимися сою­зами. Однородные члены, соединенные повторяющи­мися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однород­ных членах.

Однородные и неоднородные определения, их раз­личение на основе семантико-грамматической и ин­тонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.

Способы обособления предложений.

Обособления обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

 Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи водных слов разных смысловых групп.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж, как же, что же).

Знаки препинания

между частями

сложного предложения (8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложе­ний.

Знаки препинания между частями сложносочи­ненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа вы­бора знака препинания в бессоюзном сложном пред­ложении.

Грамматико-интонационный анализ предложе­ний, состоящих из трех и более частей, и выбор зна­ков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании сою­зов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания

при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью, единым эмоциональным и экс­прессивным настроением. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Ав­торские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по элективному курсу «Русское правописание: орфография и пунктуация»

 

№п\п

Тема

занятия

Количество

часов

Дата

проведения

урока

Особенности письменного общения (2ч)

1\1

Виды речевой деятельности.

 

2\2

Особенности устной речи Основные этапы и истоки развития современного русского письма Особенности письменной речи

Орфография. (24ч)

Орфография как система правил правописания.(2ч)

 

3\1

Орфография как система правил правописания.

Сведения из истории орфографии

 

 

4\2

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Правописание морфем (10ч)

5\1

Принцип единообразного написания морфем_- ведущий принцип русского правописания

 

 

6\2

Правописание согласных корня

7\3

Правописание приставок

8\4

Правописание суффиксов имен существительных

9\5

Правописание суффиксов имен прилагательных

10\6

Правописание суффиксов глаголов

 

11\7

Правописание суффиксов причастий

12\8

Правописание окончаний

13\9

Правописание согласных на стыке морфем.

14\10

Работа с орфографическим словарем

Слитные, дефисные и раздельные написания (8ч)

15\1

 

16\2

Слитные, дефисные и раздельные написания

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы

 

 

17\3

18\4

   Особенности написания производных предлогов

19\5

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов

20\6

Образование и написание сложных слов

21\7

22\8

Употребление дефиса в словах разных частей речи

Написание строчных и прописных букв (1ч)

23\1

Написание строчных и прописных букв

 

Речевой этикет в письменном общении (1ч)

24\1

Речевой этикет в письменном общении

 

Пунктуация ( 7ч)

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания.

25\1

Принципы русской пунктуации Структура предложения и пунктуация Знаки отделительные и выделительные

 

Знаки препинания в конце предложения.(1ч)

26\1

Знаки препинания в конце предложения.

 

Знаки препинания внутри простого предложения (5ч)

27\1

 

 

Знаки препинания между членами предложения

(13ч)

 

28\2

Знаки препинания между однородными членами предложения

29\3

 

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

30\4

Знаки препинания в предложениях со сравнительнымоборотом. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

31\5

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий Пунктуационное выделение утвердительных, отрицательных слов

 

Знаки препинания между частями сложного предложения.(8ч)

32\1

 

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Виды сложных предложений Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

 

 

33\2

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

 

34\3

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.Заключительный урок

 

 

 

 

 

Литература.

1.Валгина Н.С. «Современный русский язык: Пунктуация.»-М., 1989

2.Голован Б.Н. «Основы культуры речи» -М., 1988

3.Савко И.Э. «Весь школьный курс русского языка» Минск. 2000г

4.Шатова Е.Г. «Методика формирования обобщений при изучении орфографии»-М., 1990г

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации