Урок русского языка в 4 классе «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.
Цели урока:
создать условия для отработки понятия, что такое орфограмма, умения находить орфограммы в слове, правильно выбирать букву на месте орфограмм;
Повышать уровень мотивации учебной деятельности к предмету;
Создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания – планирования, самооценки, рефлексии);
Создать условия для развития мышления, памяти, внимания, способности к самоконтролю психических процессов, речи учащихся.
Создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Формируемые УУД:
Регулятивные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Познавательные: использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слов.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, 3 конверта с заданиями, флажки- «маячки» по количеству детей,
Организационный момент.
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
А девиз будет таков:
«Образование – клад, труд – ключ к нему» П. Буаст (Слайд 1)
2. Актуализация опорных знаний.
Жил был царь,
Всему морскому народу государь.
Любил задачки порешать
Да шарады отгадать.
Грамотей он был отменный,
И решил он непременно
В тур отправить корабли,
Чтоб задания привезли.
Получил он их и враз
К нам отправился он в класс.
На столе лежат конверты,
В них задания есть, проверь ты.
В парах их читайте,
Буквы смело вы вставляйте,
Правило определяйте.
В тетрадь записывай скорей,
И, конечно, не робей.
(Дети в своих тетрадях записывают слова и устно проверяют их. Задания разбиты на три группы по рядам).
1 ряд имеет такие слова в конверте: б_нкир, б_льшой, б_глец, б_ец, б_лезнь, изд_лека, г_лубок, пов_р, кл_вать, г_ревать, зн_ток, д_вятый.
2 ряд имеет такие слова в конверте: лё_кие, про_ьба, ло_ка, сли_ки,, кру_ки, хру_кий, улы_ка, оши_ка, фла_ки, ни_кий.
3 ряд имеет такие слова в конверте: звёз_ный, извес_ный, интерес_ ный, сер_це, грус_ный, ус_ный, свис_нул, мес_ный, гиган_ский, капус_ный.
+
По цепочке отвечайте,
С проверкой вы не подкачайте!
Что за правило, скажите?
Вы его нам расскажите.
(Дети рассказывают правило или рифмовку) (Слайд 2 – 3)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.
(На доске появляется флажок красного цвета - безударный гласный).
Вам ответ даём держать
Да всю правду рассказать.
Что за правило, скажите?
Вы его нам расскажите.
(Дети рассказывают правило или рифмовку)
Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг!
Парный смело проверяй,
Рядом гласный подставляй.
(На доске появляется флажок жёлтого цвета – парный согласный)( Слайд 4 - 5)
Третья группа держит слово,
У неё уж всё готово.
Что за правило, скажите?
Вы его нам расскажите.
(Дети рассказывают правило или рифмовку) ( Слайд 6 – 7).
Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, а пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
(На доске появляется флажок зелёного цвета – непроизносимый согласный).
3.Сообщение темы и задач урока.
Вы на доску посмотрите,
Тему вы определите. (Слайд 8)
(Дети определяют тему и цели урока)
4.Работа по теме урока.
а) Игра «Маячок».
( У каждого учащегося по три флажка – «маячка», в соответствии с правилом дети поднимают вверх «маячок»).
Заискрились огоньками,
Засверкали маячки.
Если красный загорится-
Безударная позиция.
Загорится жёлтый цвет –
Парный шлёт тебе привет.
Ну, а если привидение –
То зелёный без сомнения.
Маячки на партах есть?
Поиграем с ними здесь.
Красный: печник, разумный, ленивый, тяжёлый, ледник.
Жёлтый: блюдце, этаж, книжка, плутовка, друг.
Зелёный: поздно, праздник, радостный, лестница, частное. (Слайд 9)
б) Работа по учебнику стр. 57 упр. 91.
Шторм на море разыгрался,
И без букв текст остался.
Смело буквы ты вставляй,
Да, смотри, не подкачай.
(Дети самостоятельно списывают текст упражнения. Затем выполняется взаимопроверка). (Слайд 10)
в) Физминутка
Засиделся я, друзья!
Уж подвигаться пора.
Влево - вправо наклонились
И на месте покрутились.
Сели – встали, прыг на месте
И похлопали все вместе.
На места свои присели,
Каждый будет здесь при деле.
г). Упражнение «Найди пару».
Я запутался, друзья,
Помощь ваша мне нужна.
В группы вы объединяйтесь,
Вместе дружно постарайтесь
Разобраться без сомнения
В хитрых этих-то сплетениях.
Я мячи купил для дочки,
А мечи-то для сыночка.
Говорят, что я уж сед,
Да, согласен, я ведь дед.
Посижу на троне я,
А вы работайте, друзья.
Слова вместе проверяйте,
Предложения составляйте.
Их записывать в тетрадь,
Слов значение понимать.
М( Я, Е)ЧИ, Л(Е,И)СУ, С(И,Е)ДЕЛ, ПЛО(Т,Д)
д). Упражнение «Ловушка».
Да, вы просто мастера,
Уважаю вас, друзья.
Знаете без исключения
Правила, определения!
В последний раз не подкачайте,
Проверку точно отмечайте.
Вас запутаю, а вы
Докажите, что правы. (Слайд 11)
Уд_вительный (ДИВО, ДЕВА), м_нять (МИНА, ЗАМЕНА),л_пить(ЛИПКО,
^ ^ ^ ^ ^
ЛЕПКА), подч_щать (ЧЕСТЬ, ЧИСТО), л_нивый (ЛЕНЬ, ЛИНЬКА),
^ ^ ^ ^ ^
скр_пучий (СКРИП, СКРЕПКА), м_стерить (МОСТ, МАСТЕР).
^ ^ ^ ^
5.Рефлексия.
Вам понравилось, ребята? (Ответы детей).
Здорово! Прекрасно, дети!
Расскажу теперь я в свете,
Что есть такие удальцы,
В 4 классе. Молодцы!
Что за правила учили?
Я, надеюсь, не забыли?
Напоследок повторим,
Знания наши закрепим.
(Итоговые ответы детей).
6. Домашнее задание.
Дома правила учите,
В упражнении примените.
Стр. 58 упр. 93, повторить правила. (Слайд 12)