План-конспект урока русского языка «Выделение гласных и согласных звуков и букв в речи и словах» (3 класс)
План-конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: Выделение гласных и согласных звуков и букв в речи и словах.
Цели:
Закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах и умения выделять их в словах;
развить фонематическое восприятие, устную и письменную речь, наглядно-действенное мышление, каллиграфию, приёмы анализа, сравнения и обобщения, навыки самоконтроля и самостоятельности;
Воспитать мотивацию к учению.
Оборудование: рисунок Мальвины + таблица «Школа Мальвин», рисунок Буратино, сундучок, поезд с вагонами, предметные картинки животных, игра «Волшебная яблоня», карточки индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Начинает работу. «Школа Мальвин» и её хозяйка-кукла с голубыми волосами встречает вас и считает, что освоить родной язык трудное дело. Но она надеется, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
1) В волшебном ларце она передала вам послание, но что-то случилось. Это проделки буквоеда. И всё-таки попробуйте прочесть.
ЕБРЯАТ! ЕЮЖАЛ МАВ ДУЧАИ!
2 31 4 6 5 2 5 1 4 3 3 2 1 2 1 4 35
2. Повторение.
1) Звуки и буквы(правило):
Звуки-невидимки мы повсюду слышим
Буквами их правильно на страничках пишем.
2) Игра «Поезд»(предметные картинки)
Цели: развить умение определять количество звуков в слове.
- Животные решили поехать в город к своим друзьям – ребятам, но не могут понять кто же должен ехать. Вы, ребята, проводники вагонов и должны помочь им.
В 1-ом вагоне животные, названия которых состоят из трёх звуков;
Во 2-ом вагоне – из 4-х звуков;
В 3-ем вагоне – из 5 звуков.
Условие: поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут посадочные места.
ЛЕВ, ВОЛК, КОТ, БЕЛКА, РЫСЬ, КАБАН, ЛОСЬ, ЖИРАФ, СЛОН, ТИГР
/вывод/
3) Гласные и согласные буквы(правописание)
Нет преграды, шире рот – гласный голос подаёт.
А согласный удивляется – на преграду натыкается.
4) Игра «Волшебная яблоня»(таблица со словами с окошками + яблочки с буквами).
- Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не простые яблочки, а с буквами(а,о,и,е,я). Сорвать яблоко сможет тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово на таблице.
/вывод/
3. Проверка домашнего задания.
-Заменяй где можно в словах первые и последние буквы( ком-кот…, печка-речка, и т.д.).
4. Упражнение на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Пальцы – «деревяшки»;
Руки – «крепкие лианы»;
Кисти – «вертушки»;
Поиграем на пианино.
5. Минута чистописания.
Назови элементы, которые стоят между буквами;
Обрати внимание на соединения элементов букв;
Какие буквы вы увидели в соединениях;
Запишите элементы букв вместе со спрятавшимися между ними буквами;
Прочти слова(тема урока).
6. Работа по теме.
1) Словарный диктант
МАШИНА, ЛОПАТА, ПОМИДОР, МОРКОВЬ, ВОРОБЕЙ, БАРАБАН, КОРЗИНА
- выдели точкой гласные буквы, чертой – согласные
2) Игра «Колодец»(Буратино)
Беда – провалились в колодец слова.
Их достать нелёгкое задание.
Надо знать тех слов правописание.
- нужно достать из колодца слова, сначала ведром (о), затем (е), следом (к) и (с).
МОЛОКО, УЧЕНИК, РЫБАК, СУТКИ
3) Словарь: НЕДЕЛЯ
- Сколько дней в неделе?
- Сколько дней ты ходишь в школу? Сколько отдыхаешь?
Звукобуквенный анализ;
Предложение.
ФИЗКУЛЬМИНУКА: вращение рук – слово с гласной буквой в начале;
наклоны в стороны – слово с согласной буквой.
7. Закрепление.
1) Письмо под диктовку.
ПРИШЛА ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. МОРОСИТ ДОЖДЬ. ПО УТРАМ МОРОЗНО. ЁЖАТСЯ ОТ ХОЛОДА ГОЛЫЕ ДЕРЕВЬЯ.
Выдели гласные буквы во 2-ом и 3-ем предложениях;
Условно-графическая схема 4-го предложения.
8. Итог урока: Чему научились на уроке?
9. Оценки.
10. Домашняя работа.
Приложение