12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина Хохленкова32
0

«Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

МБОУ Устьинская СОШ

Вяжлинский филиал








Урок русского языка в 5-ом классе

по теме

«Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»







Учитель

Хохленкова В.М.














2020год



. Тема урока. Буквы О и Е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией).

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель урока:

- формировать понятие у учащихся о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях.

Задачи урока:

- предметные: знать правило правописания гласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, уметь правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц; графически обозначать условия выбора правильных написаний; находить орфограммы – буквы О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и правильно писать слова с данными орфограммами;

метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации способность к преобразованию, сохранению и передач информации, полученной в результате чтения;

личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе в процессе получения школьного образования.


Оборудование , компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Ход урока.

Синтаксические минутки. Сегодняшний урок начнем с синтаксической минутки.

Март – самое начало весны.

Мартовское солнце пригрело и растопило снег.

Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.



Словарная работа.

А сейчас мы должны познакомиться с новым словарным словом. Его вам нужно узнать, произведя некоторые действия.

Итак, в слове бей замените букву, обозначающую согласный звонкий, мягкий звук, на букву, обозначающую звук, парный ему по глухости-звонкости, и вы узнаете первую часть слова.

Вторая часть – предлог, который употребляется с творительным падежом и состоит из двух букв, одна из которых обозначает звонкий согласный звук.

Третья часть – орфограмма в слове рубеж.

- Назовите словарное слово. (Пейзаж).

- Каково лексическое значение данного слова?

- Выполните следующее задание:

Подберите к слову пейзаж 2 – 3 однокоренных слова.

Усвоение материала.

1.Мобилизующий этап. На доске написаны слова:

шёпот врачом

жёлудь полотенцем

жонглёр тучей

шофёр моржом

-Прочитайте написанные на доске слова.

- Найдите в них общее.

- Выделите в этих словах морфемы, в которых находятся гласные

после шипящих и ц.

- Скажите, что такое корень? Окончание?

- Назовите уже известную вам орфограмму в этих словах.

- Установите, с написанием каких гласных, после каких согласных и в какой морфеме мы не знакомились.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запись темы: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цели урока:

Цели урока:

1)познакомиться с …

2)научиться …

2.Рассуждение-поиск.

На доске написаны слова:

врачом товарищем

дворцом полотенцем

межой задачей

борцов горцев

- Прочитайте слова в первом столбике, во втором.

- В какой морфеме подчеркнуты буквы о и е?

- После каких согласных стоят эти буквы?

- Определите ударение в словах.

- Сформулируйте правило правописания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

3.Работа по учебнику.

а) Чтение правила (стр. 89). б) Обозначение орфограммы.

IV. Тренировочные упражнения.

Составить словосочетания и обозначить орфограмму.

1 вариант. 2 вариант.

t1602876402aa.gift1602876402ab.gifхрабрец врач

гордец живописец

Быть упрямец Стать продавец

мудрец земледелец

ленивец скрипач

Игра «Угадай слово»

Суп со свеклой называется – борщом (записываем в тетрадях, выделяем графически орфограмму № 18: ставим ударение, выделяем окончание. Если окончание ударное, то пишем букву О, если окончание безударное-пишем букву Е. Подчеркнем шипящую или Ц).

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу - пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Границу по-другому называют – рубежом.

Смелого человека называют храбрецом.



Распределительный диктант (на доске и в тетрадях).

Крышей, рощей, мячом, улицей, удачей, ключом, дворцов, калачом, моржом, морозцем, плющом, задачей, грушей.

Самостоятельная работа. Упр 583

Итог урока.

- С каким правилом сегодня познакомились?- Расскажите его, приведите примеры.

Домашнее задание: контрольные вопросы (стр.89), упр.584 (подготовиться к диктанту).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.