Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Правописание приставок, оканчивающихся на -З, -С»

5
0
Материал опубликован 15 October 2017 в группе

Цыпленкова Е.В. – учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 11 г. Пушкино

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

УМК под ред. В.В. Бабайцевой.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Правописание приставок, оканчивающихся на -З, -С

Цель урока: формирование умения правильно писать слова с приставками, оканчивающимися на з- и с-.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

применение знаний о правописании написания з-с на конце приставок;

умение распределить языковой материал на основе изученной темы;

графическое обозначение условия выбора правильных написаний.

Метапредметные:

формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;

формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;

анализ дидактического материала для определения основания распределения слов;

формирование умений работы с таблицей, интернет-ресурсами, справочниками;

формирование ценностного отношения к учебным предметам.

Личностные:

развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;

формирование личных ценностных ориентиров.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Приветствует учеников, создаёт условия для включения в учебную деятельность.

Настраиваются на урок. Анализируют предстоящие действия на уроке.

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

 

Актуализация знаний.

Предлагает выполнить задание.

Спишите предложение, объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения.

Над бескрайним полем стелется туман и беззвучно кружат птицы.



Найдите слово с чередующейся гласной в корне.

Кто скажет, какую тему мы исследовали на прошлом уроке?

В какой области языкознания мы работали? К какому выводу мы пришли?

Найдите в этом предложении два слова, относящиеся к нашей теме, выделите в них приставки. В чем их различие?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Указывают слово с чередующейся гласной. Отмечают, что не хватает запятой между частями сложного предложения.

Определяют, что тема прошлого урока была связана с морфемикой, приставками, находят нужные слова.

Познавательные:

-формирование основных мыслительных операций в ходе рассуждений; построение логической цепочки рассуждений;

- выделение существенной информации из текста.

Коммуникативные:

-умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание.

Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока, предлагает сформулировать цель урока.

- Как вы думаете, над чем сегодня мы будем работать? В какой области языкознания?

- Определите тему урока. Какие цели мы должны поставить перед собой?

Самостоятельно определяют тему урока, записывают ее.

Ставят перед собой цель: понять, от чего зависит правописание з и с в приставках.

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленными целями.

Познавательные: 
-умение  строить речевое высказывание.

Первичное усвоение новых знаний.

Учитель дает проблемную задачу, задает наводящие вопросы и подводит к ее решению.

На доске:

Беззвучный, беспокойный.

Развязать, расписать.

Исходить, изменить.

Спишите слова, выделяя приставку. Двумя чертами обозначьте первые согласные после приставки, охарактеризуйте их глухости/звонкости. Какую закономерность заметили?

Учащиеся выполняют задание, обсуждают в парах.

Делают вывод о том, что правописание З и С в приставках зависит от последующего согласного.

Познавательные:
- умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания и делать выводы

- поиск и выделение информации;
-структурирование знаний;
установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

- развитие познавательных интересов обучающихся, умение обрабатывать информацию.

Коммуникативные:
-построение понятных для партнёров высказываний;
использование речи для регуляции своих действий.

Первичная проверка понимания.

Предлагает разработать алгоритм.

Выдели в слове приставку.

Посмотри на букву согласного звука после приставки

После обсуждения алгоритма организовывает выполнение задания на повторение (раздать по вариантам).

Соединить З со звонкими согласными.


 


 

Приставка на З

Б

Ф

Х

Г

Р

З

Ч

Т

Ж

Щ


 

Соединить С с глухими согласными.


 


 

Приставка на С

Т

Д

Ш

П

К

Ч

Н

Ц

С

Л

Самопроверка по эталону.

Внимательно слушают задание, приступают к его выполнению.

После обсуждений алгоритм заносится в тетрадь.

Выполняют задание.

Обмениваются листками с заданиями, проверяют по эталону.

Познавательные:

- использование схем, таблиц для решения задачи;

- выполнение действия по алгоритму.

Коммуникативные:

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение.

Познавательные:

-анализировать и

осмысливать текст задачи.

Регулятивные:

-осознание учащимися того, что уже усвоено, но и того, что еще подлежит усвоению;

- оценка правильности выполнения действия.

Физминутка.

Учитель зачитывает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку    на -з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если на -с - приседают.

Бесшумный, вздохнуть, бесчисленный, возделать, разжимать, расщелина, безвкусный, изгонять, расчертить, расписать, разгорячиться.

Учащиеся внимательно слушают учителя и выполняют движения.

Регулятивные:

-выполнять действие по заданному образцу, правилу.

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Первичное закрепление.

Использует прием "Найди ошибку".

Задание 1: Ребята, Витя Перестукин выполнял домашнее задание. Ему очень хочется получить “5”. Помогите ему. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть.

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, разведчик, восстановление, расделить, рассердиться, восдать, разпределить,

Самопроверка по эталону. Обсуждение.

Задание 2: выписать слова с приставками (1 вариант - с приставками на з, 2 – на с).

Бе…брежный, ра…кладчик, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, ра…делить, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, ра…носчик, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, ра…топить, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Самопроверка по эталону. Обсуждение.

Задание 3: творческий диктант.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без/бес.

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная).

Самопроверка в парах.

Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют проверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Обсуждают правильные варианты.

Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и её результата с заданным эталоном;

- оценка правильности выполнения действия.

Познавательные:

- самостоятельное создание способа решения проблемы;

- владение рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные:

-участие в коллективном диалоге;

- общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности.

Личностные:

- развитие учебной мотивации.

Домашнее задание.

Упражнения на выбор.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

Рефлексия учебной деятельности.

Итоги урока.

Учитель задает вопросы.

- Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?

- Каким способом?

- Где будете использовать?

- Какие затруднения испытывали?

Выставление оценок с комментариями.

Отвечают на вопросы учителя, оценивая свою деятельность на уроке, ее результаты.

Познавательные:

-оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция;

осознание учащимися того, что усвоено и того, что еще подлежит усвоению.

Личностные:

-формирование адекватной позитивной самооценки;

адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации