Правописание слов с безударным проверяемым гласным звуком в корне слова.

1
0
Материал опубликован 13 December

ГБОУ РФМЛИ















Конспект открытого урока русского языка

Тема: «Правописание слов

с безударным гласным звуком

в корне слова».



















Учитель: Кривко О.Ю.









г.Владикавказ 2024г.

Конспект открытого урока русского языка. 2 класс.

Тема «Правописание слов с безударным гласным звуком

в корне слова».

Цели урока:

-Обучить применению различных способов проверки безударных гласных в корне слова.

-Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость.

-Воспитывать чувство коллективизма, любви к родному языку.

Планируемый результат обучения.

Формируемые УУД:


Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную; определение и формулирование цели урока; составление алгоритма действий; самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме; способствовать формированию собственного мнения и умению правильно задавать вопросы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре);

Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету; развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение; способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.



ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Упражнение «Горячее сердце».

Подготовка речевого аппарата: повторяйте за мной (дети повторяют за учителем каждую строку, учитель изменяет ритм) :

Обмотали Землю…

Тоненькие нити…

Нити-параллели…

И зеленых рек…

Совершите чудо…

Руку протяните…

Надо, чтобы в дружбу…

Верил каждый человек…

-Потрите свои ладошки, приложите к сердцу и подарите тепло своих сердец друг другу.

2. Работа с пословицей

Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости( в конце предложения не стоит знак препинания)

– Как понимаете значение пословицы? 
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (
Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, вам предстоит многое узнать и многому научиться.)

-Могу ли я сказать, что наша пословица являетя предложением? ( да, состоит из слов, выражает законченную мысль)

-Чего не хватает? ( знака препинания в конце)

-Какие знаки препинания знаете? (. ? !)

- Какой знак препинания можем выбрать в начале урока? (?)

-Прочитайте с вопросительной интонацией.

К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок и сможем ли мы выбрать другой знак препинания.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? 
(Внимательность, наблюдательность.)

II. Установочно - мотивационный

1.Минутка чистописания.

о а и е я

-Запишите эти буквы (а о и е я) всю строку.

- Почему у нас в гостях появились эти буквы? (в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки)

- Совершенно верно, написание с произношением часто не совпадают.

-Сколько всего гласных букв в алфавите? Назовите их.

-Сколько гласных звуков они обозначают? Назовите их.

-Какие вы знаете отличительные признаки гласных звуков от согласных? ( гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград; гласный звук образует слог)

- Вспомните, какими бывают гласные? (Ударные и безударные)

- А какими бывают безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые)

2.Пальчиковая гимнастика.

Наши пальчики сцепились

И тянули, и крутились.

Каждый хочет победить

И награду получить.

Дети сцепляют безымянные пальцы и тянут руки в разные стороны. Повторяют четверостишие несколько раз, меняя руки местами.


3. Постановка проблемы урока.

Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша. 
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? 
(Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
 (Два способа: мы можем изменить форму слова  так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово? 
м
яч – с мячом
– Что мы посоветуем Саше? 
(Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Сообщение темы и цели урока.

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
«Правописание безударных гласных в корне слова

Какие цели поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.

Подбирать проверочные слова разными способами.

Составить алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

-– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи.

-Предлагаю ответить на вопросы:

t1734093651aa.png

III. Содержательно - поисковый

1.Работа с учебником

-Откройте учебник на стр 93, прочитайте тему урока.

-Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» стр 93, упр 138

- Что обозначают выделенные буквы в словах? (орфограммы, т. е. опасное место)

- Почему эти буквы являются орфограммой?( можем допустить ошибку, они без ударения)

-Давайте еще раз вспомним –какие гласные надо проверять? (безударные)

-На какой вопрос ответили? (что надо проверять?)

2. Физкультминутка

IV. Адаптивно - преобразующий

1. Актуализация знаний

 На доске написаны слова: стр…на, л..пата, гр…бы, к..рмушка, с..сновый, б..лото, п…тно, м…лина
– Что общего у всех этих слов?
(орфограмма- безударная гласная)
– На какие две группы можно разделить слова? (
Безударная проверяемая гласная, безударная непроверяемая гласная).

-Что будем делать со словами, в которых есть безударная непроверяемая гласная? (их надо запомнить)



2. Словарная работа.( Комментированное письмо.)

Запишите слова с непроверяемой безударной гласной в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

-Какие слова вам уже известны? ( лопата, болото) .Сегодня познакомимся со словом малина

Малина.  Лексическое значение.1)Кустарниковое ягодное растение. 2)Душистые, сладкие ягоды этого растения, обычно красного цвета.

К истокам слова. Одни ученые связывают происхождение слова с корнем

мал-, т.к. малиновая ягода состоит из многих малых ягодок-зернышек. Другие считают, что ягода получила название за свой темно-красный, малиновый цвет.

Однокоренные слова.Малина, малинка, малинник, малиновый. (Выделите общую часть однокоренных слов).

ФразеологизмыНе жизнь, а малина. –Когда так говорят? (Об очень хорошей привольной жизни)

Пословицы и поговоркиСпустя лето по малину не ходят.

Малина от семи недуг.

СкороговоркаМалина манила Марину и Милу,

Марине и Миле малина мила.

Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

-Предлагаю ответить на следующий вопрос: где надо проверять безударную гласную? Вспомните тему урока.( в корне слова)

-Какие слова остались на доске? ( дети перечисляют оставшиеся слова) назовите корень каждого слова. Что для этого надо сделать? (подобрать однокоренные слова)

-Так где же надо проверять безударную гласную? ( в корне слова)

- Следующий вопрос? ( Как надо проверять?)

- Вспомните, какие способы проверки знаем? ( изменить форму слова или подобрать однокоренные слова).

- И последний вопрос какой у нас? (Чем надо проверять?)

-Ответьте на этот вопрос (Безударная гласная проверяется ударением)

V. Оценочно - смысловой

1. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.

- Подумайте , какой пункт надо выбрать первым, вторым и т.д.

Алгоритм «Как проверить безударный гласный в корне слова»:

- поставь в слове ударение;

- подчеркни гласную, которую нужно проверить;

- выдели корень;

- проверь гласную изменением формы или подбором однокоренного слова.

-Пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные буквы. (Фронтальная работа)

стр…на(страны), гр…бы(гриб), к..рмушка(корм), с..сновый(сосны), п…тно(пятна)


2. Работа в паре

- Сейчас мы должны потренироваться в подборе проверочных слов разными способами

Карточка:

проверяемое слово

проверочное слово

форма слова

проверочное слово

однокоренное

                гр…за



                м..слёнка



                р…ка



                зм…я



                в…да



                сл…ды



п..лезный



- Проверим (дети читают)

- А теперь самопроверка. Сверьте свои записи с эталоном.

VI. Системно – обобщающий

1.Игра «Третий лишний». 

Найдите лишнее слово (работа с доской)

Белка, беленький, белить.

Водный, вода, водить.

Лось, лоскут, лосенок.

- Какое из слов является проверочным, а какое проверяемое? Запишите сначало проверочное слово, а потом проверяемое , выделите корень и поставьте ударение.

2. Работа в группах

- Мы пришли на Аллею предложений.

- Я даю каждой группе карточку с предложениями  в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.

1группа

В л..су   зв…рьки   готовятся  к  з…ме.

2 группа

Белка  сушит на  в…твях  д…ревьев  гр…бы.  Мышка   зап…сает з…рно.

3 группа

Ёжик ут…пляет   гн…здо.   Зм…я   нашла  укромное м…стечко  под  бр…вном.

- Выслушаем каждую группу. Что у нас получилось?(текст)

- О чём в нём говорится?

- Какое задание можем предложить с этим текстом?( озаглавить)

-Придумайте заголовок к этому тексту.

- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу предложений.

3.Самостоятельная работа (запись текста в тетрадь)

VII. Контрольно – рефлексивный

1. Итог урока

Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
2.Домашнее задание: с.94, упр.141 (вписать в слова буквы)

VIII. Духовно - эстетический

Рефлексия

Безударный в корне – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Сегодня на уроке:

Я учился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…


– Оцените свою работу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации