Правописание слов с безударным проверяемым гласным звуком в корне слова.
ГБОУ РФМЛИ
Конспект открытого урока русского языка
Тема: «Правописание слов
с безударным гласным звуком
в корне слова».
Учитель: Кривко О.Ю.
г.Владикавказ 2024г.
Конспект открытого урока русского языка. 2 класс.
Тема «Правописание слов с безударным гласным звуком
в корне слова».
Цели урока:
-Обучить применению различных способов проверки безударных гласных в корне слова.
-Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость.
-Воспитывать чувство коллективизма, любви к родному языку.
Планируемый результат обучения.
Формируемые УУД:
Познавательные универсальные учебные действия: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную; определение и формулирование цели урока; составление алгоритма действий; самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме; способствовать формированию собственного мнения и умению правильно задавать вопросы; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре);
Личностные универсальные учебные действия: формировать учебно-познавательный интерес к предмету; развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение; способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Упражнение «Горячее сердце».
Подготовка речевого аппарата: повторяйте за мной (дети повторяют за учителем каждую строку, учитель изменяет ритм) :
Обмотали Землю…
Тоненькие нити…
Нити-параллели…
И зеленых рек…
Совершите чудо…
Руку протяните…
Надо, чтобы в дружбу…
Верил каждый человек…
-Потрите свои ладошки, приложите к сердцу и подарите тепло своих сердец друг другу.
2. Работа с пословицей
– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости( в конце предложения не стоит знак препинания)
– Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, вам предстоит многое узнать и многому научиться.)
-Могу ли я сказать, что наша пословица являетя предложением? ( да, состоит из слов, выражает законченную мысль)
-Чего не хватает? ( знака препинания в конце)
-Какие знаки препинания знаете? (. ? !)
- Какой знак препинания можем выбрать в начале урока? (?)
-Прочитайте с вопросительной интонацией.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок и сможем ли мы выбрать другой знак препинания.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)
II. Установочно - мотивационный
1.Минутка чистописания.
о а и е я
-Запишите эти буквы (а о и е я) всю строку.
- Почему у нас в гостях появились эти буквы? (в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки)
- Совершенно верно, написание с произношением часто не совпадают.
-Сколько всего гласных букв в алфавите? Назовите их.
-Сколько гласных звуков они обозначают? Назовите их.
-Какие вы знаете отличительные признаки гласных звуков от согласных? ( гласный звук состоит только из голоса; при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград; гласный звук образует слог)
- Вспомните, какими бывают гласные? (Ударные и безударные)
- А какими бывают безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые)
2.Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики сцепились
И тянули, и крутились.
Каждый хочет победить
И награду получить.
Дети сцепляют безымянные пальцы и тянут руки в разные стороны. Повторяют четверостишие несколько раз, меняя руки местами.
3. Постановка проблемы урока.
– Я хочу рассказать вам одну историю.
Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа: мы можем изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
мяч – с мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).
4. Сообщение темы и цели урока.
– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
«Правописание безударных гласных в корне слова.»
– Какие цели поставим перед собой?
Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.
Подбирать проверочные слова разными способами.
Составить алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
-– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи.
-Предлагаю ответить на вопросы:
III. Содержательно - поисковый
1.Работа с учебником
-Откройте учебник на стр 93, прочитайте тему урока.
-Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» стр 93, упр 138
- Что обозначают выделенные буквы в словах? (орфограммы, т. е. опасное место)
- Почему эти буквы являются орфограммой?( можем допустить ошибку, они без ударения)
-Давайте еще раз вспомним –какие гласные надо проверять? (безударные)
-На какой вопрос ответили? (что надо проверять?)
2. Физкультминутка
IV. Адаптивно - преобразующий
1. Актуализация знаний
На доске написаны слова: стр…на, л..пата, гр…бы, к..рмушка, с..сновый, б..лото, п…тно, м…лина
– Что общего у всех этих слов?
(орфограмма- безударная гласная)
– На какие две группы можно разделить слова? ( Безударная проверяемая гласная, безударная непроверяемая гласная).
-Что будем делать со словами, в которых есть безударная непроверяемая гласная? (их надо запомнить)
2. Словарная работа.( Комментированное письмо.)
– Запишите слова с непроверяемой безударной гласной в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
-Какие слова вам уже известны? ( лопата, болото) .Сегодня познакомимся со словом малина
Малина. Лексическое значение.1)Кустарниковое ягодное растение. 2)Душистые, сладкие ягоды этого растения, обычно красного цвета.
К истокам слова. Одни ученые связывают происхождение слова с корнем
–мал-, т.к. малиновая ягода состоит из многих малых ягодок-зернышек. Другие считают, что ягода получила название за свой темно-красный, малиновый цвет.
Однокоренные слова.Малина, малинка, малинник, малиновый. (Выделите общую часть однокоренных слов).
Фразеологизмы. Не жизнь, а малина. –Когда так говорят? (Об очень хорошей привольной жизни)
Пословицы и поговорки. Спустя лето по малину не ходят.
Малина от семи недуг.
Скороговорка. Малина манила Марину и Милу,
Марине и Миле малина мила.
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.
-Предлагаю ответить на следующий вопрос: где надо проверять безударную гласную? Вспомните тему урока.( в корне слова)
-Какие слова остались на доске? ( дети перечисляют оставшиеся слова) назовите корень каждого слова. Что для этого надо сделать? (подобрать однокоренные слова)
-Так где же надо проверять безударную гласную? ( в корне слова)
- Следующий вопрос? ( Как надо проверять?)
- Вспомните, какие способы проверки знаем? ( изменить форму слова или подобрать однокоренные слова).
- И последний вопрос какой у нас? (Чем надо проверять?)
-Ответьте на этот вопрос (Безударная гласная проверяется ударением)
V. Оценочно - смысловой
1. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.
- Подумайте , какой пункт надо выбрать первым, вторым и т.д.
Алгоритм «Как проверить безударный гласный в корне слова»:
- поставь в слове ударение;
- подчеркни гласную, которую нужно проверить;
- выдели корень;
- проверь гласную изменением формы или подбором однокоренного слова.
-Пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные буквы. (Фронтальная работа)
стр…на(страны), гр…бы(гриб), к..рмушка(корм), с..сновый(сосны), п…тно(пятна)
2. Работа в паре
- Сейчас мы должны потренироваться в подборе проверочных слов разными способами
Карточка:
проверяемое слово | проверочное слово форма слова | проверочное слово однокоренное |
гр…за | | |
м..слёнка | | |
р…ка | | |
зм…я | | |
в…да | | |
сл…ды | | |
п..лезный | | |
- Проверим (дети читают)
- А теперь самопроверка. Сверьте свои записи с эталоном.
VI. Системно – обобщающий
1.Игра «Третий лишний».
Найдите лишнее слово (работа с доской)
Белка, беленький, белить.
Водный, вода, водить.
Лось, лоскут, лосенок.
- Какое из слов является проверочным, а какое проверяемое? Запишите сначало проверочное слово, а потом проверяемое , выделите корень и поставьте ударение.
2. Работа в группах
- Мы пришли на Аллею предложений.
- Я даю каждой группе карточку с предложениями в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.
1группа | В л..су зв…рьки готовятся к з…ме. |
2 группа | Белка сушит на в…твях д…ревьев гр…бы. Мышка зап…сает з…рно. |
3 группа | Ёжик ут…пляет гн…здо. Зм…я нашла укромное м…стечко под бр…вном. |
- Выслушаем каждую группу. Что у нас получилось?(текст)
- О чём в нём говорится?
- Какое задание можем предложить с этим текстом?( озаглавить)
-Придумайте заголовок к этому тексту.
- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу предложений.
3.Самостоятельная работа (запись текста в тетрадь)
VII. Контрольно – рефлексивный
1. Итог урока
– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
2.Домашнее задание: с.94, упр.141 (вписать в слова буквы)
VIII. Духовно - эстетический
Рефлексия
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Сегодня на уроке:
Я учился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
– Оцените свою работу.