12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Стригачева Татьяна Николаевна3019 Россия, Смоленская обл., Тюшино Материал размещён в группе «Урок русского языка» |
Правописание союзов
Урок русского языка в 7 классе «Правописание союзов»
Планируемые результаты:
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию
Метапредметные: проведение наблюдения над языковыми явлениями
Предметные: отличать союзы от омонимичных частей речи, правильно писать их
Актуализация
- На прошлом уроке мы познакомились с разрядами союзов и говорили о том, что даже такие маленькие слова, как И, А имеют своё значение, поэтому разряды союзов получили такие названия. Я надеюсь, что вы их хорошо усвоили.
- Ответьте на вопросы, используя данные союзы (написаны на доске или даны на листочках):
Какие виды союзов вам известны? (как…так и…)
Что соединяют сочинительные союзы? (не только…но и…)
Какое предложение называется сложноподчинённым? (если)
Где нужно поставить запятую в предложении: СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО, ОДНАКО МОРОЗ НЕ ОСЛАБЕЛ и почему? (потому что)
Как отличить простое и сложное предложение? (чтобы)
- Охарактеризуйте морфологические признаки каждого союза (работа выполняется письменно на оценку).
Создание проблемной ситуации. Мотивация на изучение нового.
- Существует такой анекдот: «Если иностранец утверждает, что знает русский язык, попросите, чтобы он перевел фразу „Косил косой косой косой“. На чём основан этот анекдот? Чем являются слова косой, косой, косой?
- Среди частей речи довольно часто встречаются омонимы. Какую трудность они для нас представляют? (Как их писать?)
- Посмотрите на задание из ВПР:
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Рисовал плохо, за(то) ярко и интересно.
2) Что(бы) взять с собой в дорогу?
3) Мальчишке то(же) хотелось поехать на Байкал.
4) Тигр действовал так(же) хитро, как и охотник.
- Какие трудности у вас могут возникнуть при его выполнении?
Целеполагание
- Что мы должны узнать? Чему научиться?
Знать правописание союзов
Отличать союзы от омонимичных частей речи и правильно их писать
Открытие нового знания
Упр. 416 в учебнике – учащиеся рассматривают таблицу, делают выводы о правописании союзов и омонимичных частей речи, о способах их различения.
Упр. 417 – сравнение правила с самостоятельными выводами
Первичное закрепление
- Объясним написание выделенных слов. Аргументируем свой ответ.
- Мы пришли в школу, чтобы учиться.
Что бы вы мне посоветовали?
Мы тоже советуем вам отдохнуть.
Я читаю то же, что и он.
Эта дорога длиннее, зато безопаснее.
Мы любили его за то, что он был верным товарищем.
Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге.
Давай перейдем реку по тому мосту.
Обратимся к данному выше заданию ВПР и выполним его.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Отметьте номера предложений с союзами (правильные ответы выделены). Выпишите союзы, раскрывая скобки.
И что(бы) она ни делала, за что(бы) ни принималась – все выходит у нее красиво.
Все их усилия были направлены на то, что(бы) посеять как можно больше пшеницы.
Что(бы) вы посоветовали мне прочитать?
Но часу не проходит, что(бы) я не думал о ней.
Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал.
Мы были так(же) на ртутном заводе.
Тургенев так(же), как и прежде, распространял произведения Льва Толстого.
Я прочел его письмо так(же), как он мое, со слезами на глазах.
Мы посетили некоторые заводы и шахты, а так(же) Святогорский монастырь.
За(то) сестра Таня отличалась на сцене, играя в разных любительских спектаклях.
За(то), что Марья Николаевна вырастила большой урожай, ее наградили орденом.
В школьном саду не было фруктовых деревьев, за(то) было много цветов и сирени.
8. Рефлексия
- Оцените, насколько вам легко различать союзы и другие части речи?
9. Объяснение домашнего задания
- Дома вы повторите материал учебника – п.33 с.172-173 и потренируетесь отличать союзы от омонимичных частей речи, выполняя задания, аналогичные заданиям из ВПР.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОВТОРЕНИЕ
Ответьте устно на вопросы, используя данные в скобках союзы
Какие виды союзов вам известны? (как…так и…)
Что соединяют сочинительные союзы? (не только…но и…)
Какое предложение называется сложноподчинённым? (если)
Где нужно поставить запятую в предложении: Солнце светит ярко однако мороз не ослабел. Почему? (потому что)
Как отличить простое и сложное предложение? (чтобы)
Охарактеризуйте морфологические признаки каждого союза (письменно на оценку):
Как… так и … ___________________________________________________________________________
Не только … но и … ____________________________________________________________________________
Если _________________________________________________________________________________________
Потому что ___________________________________________________________________________________
Чтобы _______________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ ИЗ ВПР
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Рисовал плохо, за(то) ярко и интересно.
2) Что(бы) взять с собой в дорогу?
3) Мальчишке то(же) хотелось поехать на Байкал.
4) Тигр действовал так(же) хитро, как и охотник.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Отметьте номера предложений с союзами. Выпишите союзы, раскрывая скобки.
И что(бы) она ни делала, за что(бы) ни принималась – все выходит у нее красиво. _________________
Все их усилия были направлены на то, что(бы) посеять как можно больше пшеницы. ______________
Что(бы) вы посоветовали мне прочитать? ____________________________________________________
Но часу не проходит, что(бы) я не думал о ней. ________________________________________________
Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. ___________________
Мы были так(же) на ртутном заводе. ________________________________________________________
Тургенев так(же), как и прежде, распространял произведения Льва Толстого. ______________________
Я прочел его письмо так(же), как он мое, со слезами на глазах. __________________________________
Мы посетили некоторые заводы и шахты, а так(же) Святогорский монастырь.______________________
За(то) сестра Таня отличалась на сцене, играя в разных любительских спектаклях. __________________
За(то), что Марья Николаевна вырастила большой урожай, ее наградили орденом. ________________
В школьном саду не было фруктовых деревьев, за(то) было много цветов и сирени._________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Правописание союзов»
1. Выпишите только предложения с союзом чтобы.
1. Мои родители пригласили ее, что(бы) полечить ее легкие кумысом. 2. Этот срок он считал достаточным для того, что(бы) относиться к тому времени как к истории.3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали с холодной недоверчивостью.
2. Выпишите только предложения с союзом тоже.
1. Лицо Зинаиды то(же) беспрестанно менялось. 2. В то(же) время все чувствовали себя глубоко несчастными. 3. То(же) испытывала сестра Таня. 4. Марина рассказывала почти то(же) самое, что и ее племянник.
3. Выберите только те предложения, в которых также является союзом.
1. В этом, а так(же) в слабости к стихотворениям Фета Толстой сходился с Тургеневым. 2. Так(же), как и вчера, на площади суетились люди. 3. В окнах, а так (же) на порогах дверей теснились люди.
4. Выпишите только предложения с союзом зато.
1. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. 2. Но за(то) мужики навострились быстро и живо приступать к исправительным мерам. 3. Неужели мы должны любить свою землю только за (то), что она богата? 4. Мы любим их ещё за (то), что для нас эта земля прекрасна.