Урок русского языка в 7 классе «Правописание союзов»
Планируемые результаты:
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию
Метапредметные: проведение наблюдения над языковыми явлениями
Предметные: отличать союзы от омонимичных частей речи, правильно писать их
Актуализация
- На прошлом уроке мы познакомились с разрядами союзов и говорили о том, что даже такие маленькие слова, как И, А имеют своё значение, поэтому разряды союзов получили такие названия. Я надеюсь, что вы их хорошо усвоили.
- Ответьте на вопросы, используя данные союзы (написаны на доске или даны на листочках):
Какие виды союзов вам известны? (как…так и…)
Что соединяют сочинительные союзы? (не только…но и…)
Какое предложение называется сложноподчинённым? (если)
Где нужно поставить запятую в предложении: СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО, ОДНАКО МОРОЗ НЕ ОСЛАБЕЛ и почему? (потому что)
Как отличить простое и сложное предложение? (чтобы)
- Охарактеризуйте морфологические признаки каждого союза (работа выполняется письменно на оценку).
Создание проблемной ситуации. Мотивация на изучение нового.
- Существует такой анекдот: «Если иностранец утверждает, что знает русский язык, попросите, чтобы он перевел фразу „Косил косой косой косой“. На чём основан этот анекдот? Чем являются слова косой, косой, косой?
- Среди частей речи довольно часто встречаются омонимы. Какую трудность они для нас представляют? (Как их писать?)
- Посмотрите на задание из ВПР:
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Рисовал плохо, за(то) ярко и интересно.
2) Что(бы) взять с собой в дорогу?
3) Мальчишке то(же) хотелось поехать на Байкал.
4) Тигр действовал так(же) хитро, как и охотник.
- Какие трудности у вас могут возникнуть при его выполнении?
Целеполагание
- Что мы должны узнать? Чему научиться?
Знать правописание союзов
Отличать союзы от омонимичных частей речи и правильно их писать
Открытие нового знания
Упр. 416 в учебнике – учащиеся рассматривают таблицу, делают выводы о правописании союзов и омонимичных частей речи, о способах их различения.
Упр. 417 – сравнение правила с самостоятельными выводами
Первичное закрепление
- Объясним написание выделенных слов. Аргументируем свой ответ.
- Мы пришли в школу, чтобы учиться.
Что бы вы мне посоветовали?
Мы тоже советуем вам отдохнуть.
Я читаю то же, что и он.
Эта дорога длиннее, зато безопаснее.
Мы любили его за то, что он был верным товарищем.
Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге.
Давай перейдем реку по тому мосту.
Обратимся к данному выше заданию ВПР и выполним его.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Отметьте номера предложений с союзами (правильные ответы выделены). Выпишите союзы, раскрывая скобки.
И что(бы) она ни делала, за что(бы) ни принималась – все выходит у нее красиво.
Все их усилия были направлены на то, что(бы) посеять как можно больше пшеницы.
Что(бы) вы посоветовали мне прочитать?
Но часу не проходит, что(бы) я не думал о ней.
Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал.
Мы были так(же) на ртутном заводе.
Тургенев так(же), как и прежде, распространял произведения Льва Толстого.
Я прочел его письмо так(же), как он мое, со слезами на глазах.
Мы посетили некоторые заводы и шахты, а так(же) Святогорский монастырь.
За(то) сестра Таня отличалась на сцене, играя в разных любительских спектаклях.
За(то), что Марья Николаевна вырастила большой урожай, ее наградили орденом.
В школьном саду не было фруктовых деревьев, за(то) было много цветов и сирени.
8. Рефлексия
- Оцените, насколько вам легко различать союзы и другие части речи?
9. Объяснение домашнего задания
- Дома вы повторите материал учебника – п.33 с.172-173 и потренируетесь отличать союзы от омонимичных частей речи, выполняя задания, аналогичные заданиям из ВПР.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОВТОРЕНИЕ
Ответьте устно на вопросы, используя данные в скобках союзы
Какие виды союзов вам известны? (как…так и…)
Что соединяют сочинительные союзы? (не только…но и…)
Какое предложение называется сложноподчинённым? (если)
Где нужно поставить запятую в предложении: Солнце светит ярко однако мороз не ослабел. Почему? (потому что)
Как отличить простое и сложное предложение? (чтобы)
Охарактеризуйте морфологические признаки каждого союза (письменно на оценку):
Как… так и … ___________________________________________________________________________
Не только … но и … ____________________________________________________________________________
Если _________________________________________________________________________________________
Потому что ___________________________________________________________________________________
Чтобы _______________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ ИЗ ВПР
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Рисовал плохо, за(то) ярко и интересно.
2) Что(бы) взять с собой в дорогу?
3) Мальчишке то(же) хотелось поехать на Байкал.
4) Тигр действовал так(же) хитро, как и охотник.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Отметьте номера предложений с союзами. Выпишите союзы, раскрывая скобки.
И что(бы) она ни делала, за что(бы) ни принималась – все выходит у нее красиво. _________________
Все их усилия были направлены на то, что(бы) посеять как можно больше пшеницы. ______________
Что(бы) вы посоветовали мне прочитать? ____________________________________________________
Но часу не проходит, что(бы) я не думал о ней. ________________________________________________
Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. ___________________
Мы были так(же) на ртутном заводе. ________________________________________________________
Тургенев так(же), как и прежде, распространял произведения Льва Толстого. ______________________
Я прочел его письмо так(же), как он мое, со слезами на глазах. __________________________________
Мы посетили некоторые заводы и шахты, а так(же) Святогорский монастырь.______________________
За(то) сестра Таня отличалась на сцене, играя в разных любительских спектаклях. __________________
За(то), что Марья Николаевна вырастила большой урожай, ее наградили орденом. ________________
В школьном саду не было фруктовых деревьев, за(то) было много цветов и сирени._________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Правописание союзов»
1. Выпишите только предложения с союзом чтобы.
1. Мои родители пригласили ее, что(бы) полечить ее легкие кумысом. 2. Этот срок он считал достаточным для того, что(бы) относиться к тому времени как к истории.3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали с холодной недоверчивостью.
2. Выпишите только предложения с союзом тоже.
1. Лицо Зинаиды то(же) беспрестанно менялось. 2. В то(же) время все чувствовали себя глубоко несчастными. 3. То(же) испытывала сестра Таня. 4. Марина рассказывала почти то(же) самое, что и ее племянник.
3. Выберите только те предложения, в которых также является союзом.
1. В этом, а так(же) в слабости к стихотворениям Фета Толстой сходился с Тургеневым. 2. Так(же), как и вчера, на площади суетились люди. 3. В окнах, а так (же) на порогах дверей теснились люди.
4. Выпишите только предложения с союзом зато.
1. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. 2. Но за(то) мужики навострились быстро и живо приступать к исправительным мерам. 3. Неужели мы должны любить свою землю только за (то), что она богата? 4. Мы любим их ещё за (то), что для нас эта земля прекрасна.
Юлия Васильевна Воробьева
Стригачева Татьяна Николаевна
Юлия Васильевна Воробьева