Урок русского языка в 7 классе «Правописание союзов»

5
3
Материал опубликован 4 April 2022 в группе

Урок русского языка в 7 классе «Правописание союзов»


Планируемые результаты:

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: проведение наблюдения над языковыми явлениями

Предметные: отличать союзы от омонимичных частей речи, правильно писать их


Актуализация


- На прошлом уроке мы познакомились с разрядами союзов и говорили о том, что даже такие маленькие слова, как И, А имеют своё значение, поэтому разряды союзов получили такие названия. Я надеюсь, что вы их хорошо усвоили.


- Ответьте на вопросы, используя данные союзы (написаны на доске или даны на листочках):


Какие виды союзов вам известны? (как…так и…)

Что соединяют сочинительные союзы? (не только…но и…)

Какое предложение называется сложноподчинённым? (если)

Где нужно поставить запятую в предложении: СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО, ОДНАКО МОРОЗ НЕ ОСЛАБЕЛ и почему? (потому что)

Как отличить простое и сложное предложение? (чтобы)


- Охарактеризуйте морфологические признаки каждого союза (работа выполняется письменно на оценку).


Создание проблемной ситуации. Мотивация на изучение нового.


- Существует такой анекдот: «Если иностранец утверждает, что знает русский язык, попросите, чтобы он перевел фразу „Косил косой косой косой“. На чём основан этот анекдот? Чем являются слова косой, косой, косой?

- Среди частей речи довольно часто встречаются омонимы. Какую трудность они для нас представляют? (Как их писать?)

- Посмотрите на задание из ВПР:


Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.


1) Рисовал плохо, за(то) ярко и интересно.

2) Что(бы) взять с собой в дорогу?

3) Мальчишке то(же) хотелось поехать на Байкал.

4) Тигр действовал так(же) хитро, как и охотник.


- Какие трудности у вас могут возникнуть при его выполнении?


Целеполагание

- Что мы должны узнать? Чему научиться?

Знать правописание союзов

Отличать союзы от омонимичных частей речи и правильно их писать


Открытие нового знания

Упр. 416 в учебнике – учащиеся рассматривают таблицу, делают выводы о правописании союзов и омонимичных частей речи, о способах их различения.

Упр. 417 – сравнение правила с самостоятельными выводами

Первичное закрепление


- Объясним написание выделенных слов. Аргументируем свой ответ.


- Мы пришли в школу, чтобы учиться.

Что бы вы мне посоветовали?

Мы тоже советуем вам отдохнуть.

Я читаю то же, что и он.

Эта дорога длиннее, зато безопаснее.

Мы любили его за то, что он был верным товарищем.

Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге.

Давай перейдем реку по тому мосту.


Обратимся к данному выше заданию ВПР и выполним его.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Отметьте номера предложений с союзами (правильные ответы выделены). Выпишите союзы, раскрывая скобки.


И что(бы) она ни делала, за что(бы) ни принималась – все выходит у нее красиво.

Все их усилия были направлены на то, что(бы) посеять как можно больше пшеницы.

Что(бы) вы посоветовали мне прочитать?

Но часу не проходит, что(бы) я не думал о ней.

Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал.

Мы были так(же) на ртутном заводе.

Тургенев так(же), как и прежде, распространял произведения Льва Толстого.

Я прочел его письмо так(же), как он мое, со слезами на глазах.

Мы посетили некоторые заводы и шахты, а так(же) Святогорский монастырь.

За(то) сестра Таня отличалась на сцене, играя в разных любительских спектаклях.

За(то), что Марья Николаевна вырастила большой урожай, ее наградили орденом.

В школьном саду не было фруктовых деревьев, за(то) было много цветов и сирени.


8. Рефлексия


- Оцените, насколько вам легко различать союзы и другие части речи?


9. Объяснение домашнего задания


- Дома вы повторите материал учебника – п.33 с.172-173 и потренируетесь отличать союзы от омонимичных частей речи, выполняя задания, аналогичные заданиям из ВПР.



















ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ


Ответьте устно на вопросы, используя данные в скобках союзы

Какие виды союзов вам известны? (как…так и…)

Что соединяют сочинительные союзы? (не только…но и…)

Какое предложение называется сложноподчинённым? (если)

Где нужно поставить запятую в предложении: Солнце светит ярко однако мороз не ослабел. Почему? (потому что)

Как отличить простое и сложное предложение? (чтобы)


Охарактеризуйте морфологические признаки каждого союза (письменно на оценку):


Как… так и … ___________________________________________________________________________

Не только … но и … ____________________________________________________________________________

Если _________________________________________________________________________________________

Потому что ___________________________________________________________________________________

Чтобы _______________________________________________________________________________________



ЗАДАНИЕ ИЗ ВПР


Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.


1) Рисовал плохо, за(то) ярко и интересно.

2) Что(бы) взять с собой в дорогу?

3) Мальчишке то(же) хотелось поехать на Байкал.

4) Тигр действовал так(же) хитро, как и охотник.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Отметьте номера предложений с союзами. Выпишите союзы, раскрывая скобки.


И что(бы) она ни делала, за что(бы) ни принималась – все выходит у нее красиво. _________________

Все их усилия были направлены на то, что(бы) посеять как можно больше пшеницы. ______________

Что(бы) вы посоветовали мне прочитать? ____________________________________________________

Но часу не проходит, что(бы) я не думал о ней. ________________________________________________

Трудно даже представить, что(бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал. ___________________

Мы были так(же) на ртутном заводе. ________________________________________________________

Тургенев так(же), как и прежде, распространял произведения Льва Толстого. ______________________

Я прочел его письмо так(же), как он мое, со слезами на глазах. __________________________________

Мы посетили некоторые заводы и шахты, а так(же) Святогорский монастырь.______________________

За(то) сестра Таня отличалась на сцене, играя в разных любительских спектаклях. __________________

За(то), что Марья Николаевна вырастила большой урожай, ее наградили орденом. ________________

В школьном саду не было фруктовых деревьев, за(то) было много цветов и сирени._________________








ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «Правописание союзов»

1. Выпишите только предложения с союзом чтобы.

1. Мои родители пригласили ее, что(бы) полечить ее легкие кумысом. 2. Этот срок он считал достаточным для того, что(бы) относиться к тому времени как к истории.3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали с холодной недоверчивостью.

2. Выпишите только предложения с союзом тоже.

1. Лицо Зинаиды то(же) беспрестанно менялось. 2. В то(же) время все чувствовали себя глубоко несчастными. 3. То(же) испытывала сестра Таня. 4. Марина рассказывала почти то(же) самое, что и ее племянник.

3. Выберите только те предложения, в которых также является союзом.

1. В этом, а так(же) в слабости к стихотворениям Фета Толстой сходился с Тургеневым. 2. Так(же), как и вчера, на площади суетились люди. 3. В окнах, а так (же) на порогах дверей теснились люди.

4. Выпишите только предложения с союзом зато.

1. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел. 2. Но за(то) мужики навострились быстро и живо приступать к исправительным мерам. 3. Неужели мы должны любить свою землю только за (то), что она богата? 4. Мы любим их ещё за (то), что для нас эта земля прекрасна.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна! Нужная работа!

5 April 2022

Спасибо! Предпочитаю в течение всего года включать задания из ВПР в уроки, где это возможно.

5 April 2022

И я так делаю... Хотя мнение есть, что к ВПР готовить не нужно)

6 April 2022