12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Наталья Анатольевна182
Учитель музыки.Стаж работы 23 года.Первая категория.Работаю в МОУ "СОШ№1 города Карталы"
Россия, Челябинская обл., Карталы

Конспект учебного занятия

Учитель музыки МОУ СОШ№1

Попова Наталья Анатольевна

Класс:11

Тема урока: «Развитие парламентаризма в России»

 

(урок посвящен развитию парламентаризма в России)

Парламентаризм ― это государственная форма дилетантизма.

Королева обязана подписать свой собственный смертный приговор, если он будет предложен ей обеими палатами парламента.

Цели урока:

1) образовательные:

- рассмотреть сущность российского парламентаризма,

- история создания российского парламента,

- определить структуру парламента и основные функции,

- обсудить проблемы становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации,

- определить проблемы местного самоуправления и пути их решения.

2) воспитательные – оказать влияние на формирование у учащихся гражданского самосознания и показать важность участия человека в выборах.

3) развивающие - продолжить формирование у учащихся умений высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

ТИП УРОКА:  изучение нового материала

ФОРМА УРОКА:  комбинированный

Используемые технологии: опережающего, проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения.

Информационно-коммуникативные технологии: презентации учащихся, диск «История Отечества.20 век»

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

- мультимедийная слайд-презентация;

- фотографии по теме;

- раздаточный материал

 

Использованные документы и литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993 г.

2. Устав (Основной Закон) Челябинской области. Принят 25.05.2006 г.

3. Законы Челябинской области:

– «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» от 17.12.2001

г. №54-ЗО;

– «Об административных правонарушениях в Челябинской области» от 23.08.2007г№190-30

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, Конституция РФ.

Гости урока: председатель совета депутатов от «Единой России» Горбачева Елена Ивановна

Класс заранее был поделён на 6 групп. Каждая группа получила опережающее задание -подобрать материал и подготовить презентацию по определённой теме. Подготовиться к защите презентаций

Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя, (наш сегодняшний урок посвящён истории парламентаризма в России. На уроке у нас присутствуют гости: председатель совета депутатов от «Единой России» Горбачева Елена Ивановна

Подготовка учащихся к работе.

План урока

1. Что такое парламентаризм?

2. Развитие парламентаризма в России.

3. Законодательные органы субъектов Российской Федерации.

4. Структура и полномочия палат Федерального Собрания РФ.

IV. Итог урока.


 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Звучит гимн РФ.

Учитель: Сегодня с вами мы поговорим о парламентаризме

1. Что такое парламентаризм? Парламентаризм – это один из принципов демократии, система правления в основе, которой находится орган представительной власти – парламент, который осуществляет законодательную власть и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

2. Развитие парламентаризма в России. 27 апреля начало работы Государственной Думы. Россия очень долго была самодержавной монархией, и люди разных сословий не имели равных прав и свобод, не имели представительного органа власти, с которым царь вынужден был бы считаться. В ходе Первой российской революции (1905-1907 годов), Николай 17 октября 1905 года подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» в котором даровал населению незыблемые основы гражданской свободы и Государственную Думу. И хотя выборы в Государственную думу были далеки от равных и всеобщих, согласно Основным законам Российской империи любой законопроект теперь утверждался вначале Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись царю. Государственная Дума была сформирована, но оказалось, что у царя и парламента разные взгляды на решение дальнейших проблем российской действительности.

Давайте вернемся 7 веков назад в историю. Если история государства насчитывает около 7 тысяч лет, то история парламентаризма – только семь веков. Начало парламентаризму положило появление парламента в Англии, в ходе борьбы феодалов с королем, в которой феодалы добивались ограничения власти короля и расширения своих прав. В 1215 году король Иоанн Безземельный (брат Ричарда Львиное сердце) и бароны пришли к согласию, основные идеи которого были отражены в Великой хартии вольностей. Теперь король мог издавать законы и вводить налоги только с согласия Высшего совета из феодалов. Однако король не пожелал выполнять требования Великой хартии вольностей и начался новый виток борьбы, завершившийся в 1265 году учреждением парламента (от фр.parle – говорить). В него вошли крупные феодалы (бароны, епископы, аббаты), а также по два рыцаря от графства и по два горожанина от города. В ХIV веке английский парламент разделился на две палаты: верхнюю – палату лордов и нижнюю – палату общин. В палате лордов заседали крупные феодалы. Должность лорда стала пожизненной и передавалась по наследству. Окончательно функции английского парламента определились в 1689 году утверждением «Билля о правах», теперь король не имел права приостанавливать действия законов без согласия парламента, а парламент получил право вводить новые налоги. В последующее время парламентаризм распространяется на все страны Европы и Америки. Во Франции парламент называется – Генеральные штаты, в Испании – Кортесы, в Польше – Сейм и т.д.

Сообщение ученика:

В разгар первой русской революции, 17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест, в котором даровал населению гражданские права и свободы, а также Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.

Сообщение ученика:

На основе избирательного закона были проведены выборы в I Государственную Думу. Первое заседание Думы было назначено на 27 апреля 1906 года. В здании Зимнего дворца собрались представители различных партий и беспартийные депутаты. Никогда ещё дворец не видел столь различных одежд в своих залах: здесь были военные мундиры, сюртуки, кафтаны крестьян. Депутаты, поддерживающие императора, заняли места справа от председателя Думы, оппоненты расположились слева. Отсюда пошло дальнейшее название – правые и левые. В состав I Думы вошли различные партии: кадеты, октябристы, трудовики, прогрессисты, социал-демократы, автономисты, беспартийные. Большевики и эсеры бойкотировали выборы в Думу, поэтому не были в ней представлены. Несмотря на отсутствие большевиков и эсеров, Дума оказалась по своему составу совсем не той, которую ожидал увидеть царь. По многим вопросам уже с первого заседания появились разногласия. Дума просуществовала 72 дня и 8 июля 1906 года была распущена. Возглавлял I Государственную Думу профессор Московского университета С.А.Муромцев. За время работы Думы император подписал около 300 новых законов и только 2 из них были проведены через Государственную Думу.

Сообщение ученика:

В начале 1907 года проводились выборы во II Думу. Заметный спад революционного движения позволял надеяться, что её состав окажется не таким радикальным и правительство сумеет установить контакт с депутатами. Но напрасно. Только 54 члена (октябристы и черносотенцы) из 518 составили её правую фракцию. Левые партии – социал-демократы, эсеры, трудовики увеличили свои ряды. Возглавил Думу Головин. Вскоре представился повод для разгона Государственной Думы. Департамент полиции получил данные, что некоторые члены социал-демократической фракции сотрудничают с боевыми дружинами рабочих. Их тут же обвинили в военном заговоре против власти, и 2 июня 1907 года II Дума была распущена. В момент её работы Николай II принял около 250 законов и только 1 с участием думцев. Уже на следующий день, 3 июня, был издан новый закон о выборах в Думу. В соответствии с ним система выборов изменилась в пользу помещиков, промышленников, торговцев.

Сообщение ученика:

Новая Дума начала работу 1 ноября 1907 года. III Государственная дума состояла в основном из сторонников монархии и правительства. В Думе было 442 депутата, из которых 148 октябристов и 144 правых. Вместе эти партии составляли большинство, необходимое для принятия решения. Председателями III Думы были октябристы, последовательно сменявшие друг друга на этом посту: смоленский помещик Н.А.Хомяков, лидер октябристов А.И.Гучков, Екатеринославский помещик М.В.Родзянко. Состав Думы в целом устраивал правительство и получил право на существование полного срока - III Государственная дума проработала все отпущенные ей законом пять лет. Срок её полномочий истёк 9 июня 1912 года.

Сообщение ученика:

15 ноября 1912 года начал свою работу последний, четвёртый созыв Государственной думы. Во время Первой мировой войны IV Дума стала ареной ожесточённой борьбы либералов с правыми. Октябристы, кадеты и часть националистов образовали «Прогрессивный блок», получивший в Думе большинство голосов. Февраль 1917 года положил конец истории Государственной Думы Российской империи, хотя некоторые депутаты продолжали собираться вплоть до 6 октября 1917 года. Последнюю Думу возглавлял М.В. Родзянко. 6.

3. Учитель: В годы Советской власти с 1917 по 1993, парламентаризм в нашей стране развивался по другой модели, отличной от западной. Её главное отличие заключается в уходе от принципа разделения властей и предоставление парламенту страны – Верховный Совет СССР, полномочия высшего органа власти в стране. Подобная модель парламента существовала вплоть до 1993, когда была принята новая Конституция Российской Федерации и наша страна вновь вернулась к парламентаризму классического, западного образца.

4. Структура и полномочия палат Федерального Собрания РФ.

Учитель: Сегодня законодательная власть в России представлена Федеральным Собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы. Кроме федерального органа законодательной власти в систему органов законодательной власти входят парламенты субъектов федерации.

А знаете ли вы историю парламентаризма южного Урала?

В Законодательном собрании Челябинской области отмечают гражданское совершеннолетие. Первопроходцами региональной законодательной деятельности стали 15 новоиспеченных депутатов.

В первом созыве они столкнулись с проблемой законодательного вакуума. Система законодательных актов фактически отсутствовала. Одним из первых постановлений Думы был документ «О месте нахождения Челябинской областной Думы». Первые 15 депутатов заложили основу парламентаризма на Южном Урале.

В составе второй Думы работали 3 доктора наук, 7 кандидатов наук. Депутаты сформировали структуру органов власти и местного самоуправления, систему их деятельности и развития. Этот созыв выработал правовую базу для реализации избирательных прав граждан. Большая работа проводилась в сфере экологического мониторинга, радиационной безопасности населения, контролировалась ликвидация отходов производства. Депутаты третьего созыва утвердили гимн, флаг и герб Челябинской области.

Четвертый созыв совершенствует законодательство в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, молодежной и демографической политики, спорта. Областные бюджеты, ежегодно принимаемые депутатами, стали на 60% социально-ориентированными.

А теперь мы с вами проведем игру брейн - ринг, знаете ли вы, как сейчас работает Законодательное собрание Челябинской области.

1. Как назывался в 1994–95 гг. законодательный орган Челябинской

области? (Челябинская областная дума)

2. В каком году Челябинская областная дума была переименована в

Законодательное Собрание области? (декабрь 1995г.)

3. Сколько председателей возглавляло ЗСО на протяжении всего периода деятельности? (4председателя)

4. Где находится здание ЗСО? (Челябинск,ул.Кирова,д.114)

5. Кто являлся первым председателем ЗСО? (В. Н.Скворцов)

6. Кто является председателем ЗСО в настоящее время? (В. В.Мякуш)

7. На сколько лет избираются депутаты в ЗСО? (5лет)

8. Сколько депутатов в ЗСО на сегодняшний день? (60чел.)

9. Сколько партийных фракций в ЗСО? (3фракции:ЕР,КПРФ,ЛДПР)

10. Сколько комитетов в структуре ЗСО? (10комитетов)

11. Сколько чтений в ЗСО проходит законопроект, прежде чем стать законом? (3 чтения)

12. В каком году пройдут очередные выборы в ЗСО? (в 2010г.)

13. Как называется Основной Закон Челябинской области? (Устав)

14. Депутаты ЗСО какого созыва утвердили символику Челябинской области: герб, гимн, флаг? (3-госозыва)

15. Почему на гербе Челябинской области изображен верблюд, корона в обрамлении двух лент? (По современной территории области в древности проходил торговый

Караванный путь. Челябинская область является субъектом РФ и дважды была награждена орденом Ленина)

Вопросы и проблемы местного характера решаются органами местного самоуправления, в составе которых также есть законодательные органы. Об их работе мы узнаем от тех, кто принимает непосредственное участие в их работе.

Представляем слово гостю председателю партии «Единая Россия» Горбачевой Елене Ивановне. И вы можете задать ей волнующие вас вопросы.

Вопросы учащихся гостям:

- Какие проблемы существуют у нас в Карталинском районе, насколько реально их решение?

-Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий парламентарий?

-Трудно ли быть депутатом? И что вам нравится и не нравится в вашей работе?

-Часто ли возникают разногласия в депутатском корпусе Карталинского района?

-Были ли вы инициатором каких- либо законопроектов?

IV. Итог урока.

Учитель: Вы на пороге окончания школы, впереди у вас ваше будущее, которое зависит только от вас. Верьте в себя, верьте в справедливость и добро, верьте в Россию. Россия великое государство, с великой историей. Будьте достойными гражданами своего государства.

Домашнее задание:

- подготовить доклады на тему «Выдающиеся личности в истории Государственной Думы»

- составить кроссворд, используя термины, относящиеся к нашей сегодняшней теме

ссылки:

http://studme.org/46484/pedagogika/domashnyaya_uchebnaya_rabota

http://pandia.ru/text/77/452/15996.php

http://studbooks.net/522857/istoriya/parlamentarizm_rossii

http://xreferat.com/72/1310-1-politicheskiiy-parlamentarizm-v-rossii-i-mire.html

http://www.zs74.ru /

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.