12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Голодова Ирина Петровна67
Учитель истории и обществознания. Представитель педагогической династии в 4 поколении
Россия, Саратовская обл., Балаково
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»

Урок обществознания в 11 классе

Учитель: Голодова И.П

Тема: «Развитие парламентаризма в России»

Цели урока: 1. Сформировать представление о парламентаризме и его роли в жизни гражданина, общества, государства;

2. способствовать формированию правовой культуры обучающихся.

3. воспитывать осознанное уважение к демократическим принципам государственного управления.

Тип урока интегрированный (обществознание, история, краеведение)

Форма урока комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор

Основные понятия и термины: парламентаризм, фракции

Подготовка к уроку:

Учащиеся заранее ознакомлены с темой урока, разделены на группы историков, парламентариев и журналистов, получили индивидуальные творческие задания в соответствии со своими способностями, степенью заинтересованности данной проблематикой. Творческие задания могут быть представлены на уроке в виде презентаций и сообщений. По ходу урока учащиеся получат вопросы для обсуждения и самоконтроля.

Эпиграф урока:

«Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа»
Б.Н. Чичерин(
юрист, историк, философ, профессор государственного права Московского университета (1861-1868), мемуарист.)

План урока.

«Исторические этапы становления парламентаризма в России».

Опыт деятельности Государственной Думы вXX- начале XXI века.

Современный парламентаризм на региональном и местном уровнях власти.

Ход урока:

I.Организация урока.

II. Целеполагание.

Мы изучили “Политическую систему общества”. Сегодня мы закрепляем и обобщаем полученные знания, уроком «Развитие парламентаризма в России», который посвящен 105-летию парламентаризма в России.

Б.Н. Чичерин, известный юрист, историк, профессор государственного права Московского университета в своей книге "История политических учений", писал «Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа». В течении урока, подумайте, согласны ли вы с мнением Бориса Николаевича?

III. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, как представлен политический строй России в Конституции РФ?

- Россия это федеративное, демократическое, светское государство с республиканской формой правления.

- Каков тип республики в России?

- В РФ смешанная республика, во главе государства – президент, который также является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ, во главе исполнительной власти – премьер министр.

- Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом. Как называется данный представительный орган в России?

- Российский парламент называется Федеральное Собрание. Состоит из двух палат – нижняя Государственная Дума и верхняя – Совет Федераций.

IV. Открытие нового знания

Российский парламентаризм, в сравнении с европейским достаточно молод, в 2011 г ему исполняется 105 лет. Давайте посмотрим историческую справку, которую нам подготовила группа историков.

1 часть презентации «Исторические этапы становления парламентаризма в России»

1 ученик.

Мы начнем с терминологии. Что же такое парламент?

Парламент (франц. "parler" – говорить) – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган.

От слова парламент образовано слово парламентаризм.

Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций, при которой учреждается постоянно действующий избираемый населением представительный орган, призванный принимать верховные решения в форме законов.

2 ученик.

Формирование российского парламентаризма шло длительным и сложным путем.

1 этап – народные собрания.

Народное вече стало важным элементом государственного устройства в Киевской Руси, Новгородской феодальной республике и ряде других раннефеодальных государственных образований .

3 ученик

II этапом стало образование общенациональных выборных сословно-представительных органов в ряде феодальных государств Европы и России

В Англии был образован парламент, во Франции Генеральные штаты, в России Земский собор. В его состав входили:

представители высшего духовенства;

выборные представители от провинциального дворянства и верхушки горожан

Земской собор ведал принятием законов (судебников), осуществляли решение вопросов об объявлении войны и о заключении мира .

Существовал и законосовещательный орган – Боярская Дума.

4 ученик .

В эпоху Петра I произошли глобальные изменения. Россия стала именоваться империей, т.к в 1721 Петр принял титул «Император и самодержец Всероссийский». Петр сделал многое для усиления и укрепления самодержавия в России, поэтому, эпоха Петра I характеризуется отрицанием парламентаризма верховной власти и окончательным формированием абсолютной монархии в форме императорской власти.

1ученик

III этапом стало время правления Екатерины II (XVI-XVIII века).

В этот период Екатерина пытается усовершенствовать систему самодержавной власти в России, ее реформы приводят к учреждению Комиссии из ряда выбранных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) для выработки нового Свода законов Российской империи – Уложения (1767 г.). Это была робкая попытка создания представительного органа власти.

А реформа местного управления привела к тому, что в городах были созданы городские думы, как распорядительные органы самоуправления, действовавшие под надзором губернатора избиравшиеся из различных категорий городского населения.

Слайд «Заседание в Грановитой палате Московского Кремля Комиссии по составлению проекта нового Свода законов - Уложения. 1767 г»

2 ученик

IVэтап можно отнести к эпохе Александра I. В этот период, его политику во многом определяла деятельность Михаила Михайловича Сперанского. Всеобщий план государственного преобразования привел к созданию высшего законосовещательного органа – Государственного совета (1810 г.) и выборного законодательного органа – Государственной Думы, однако предложение Сперанского не было поддержано царем Александром I и его ближайшем окружением.

Слайд Заседание Государственного совета. Репин И.Е. (1901-1903)

3 ученик

Vэтап - эпоха «Великих реформ" Александра II. В этот период были созданы новые выборные сословно-представительные учреждения -земские собрания в уездах и губерниях.

Гласные (депутаты) городских дум стали избираться на внесословной основе, но при наличии имущественного ценза.

Именно в этих выборных учреждениях начали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из земств и органов городского самоуправления, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы.

4ученик

Подводя итоги исторической справки хочется отметить, что осмысление зарубежного опыта парламентаризма и размышления о его приемлемости в российских условиях стали важным направлением в развитии общественно-политической мысли в России в XIX - начале XX века. Когда же в начале XX века в Российской империи стали формироваться первые политические партии, то большую популярность обрёл лозунг за создание в России народного представительства как национальной формы парламентаризма.

Учитель

У кого есть вопросы к историкам?

- ребята, спасибо за подробную историческую справку, слово группе парламентариев, они подготовили «Деятельность Государственной Думы в XX- начале XXI века»

1 ученик

Торжественное открытие Первой Государственной Думы и обновленного Государственного Совета состоялось 27 апреля 1906 г. В Георгиевском зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Всего присутствовало 490 депутатов от различных партий .

Партия Народной свободы (178 человек) , Трудовая группа (100-110 человек) , Социал-демократы(13 человек) ,, Группа автономистов (свыше 100 человек) , Правое крыло (40 человек), Беспартийные депутаты (105 человек) .

2 ученик

Большинство требовало:

отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, осужденных в ходе революции 1905-1906 гг.;

установления ответственности правительства перед Государственной Думой;

ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель или их полной национализации в пользу крестьян;

реального осуществления политических свобод и всеобщего равенства.

Царское правительство категорически отвергало требования Государственной Думы . Дума большинством голосов выразило недоверие правительству

Т.о Государственная дума 1905-1906г, под председательством Сергея Андреевича Муромцева , впервые вступила на путь конфронтации с царским правительством.

3 ученик

В результате I Государственная Дума была распущена, к причинам роспуска можно отнести:

-непримиримость позиций царя и его правительства и позиций большинства Думы;

-провал попыток умеренных представителей правящих кругов договориться с думскими лидерами об участии их в составе правительства.

Итогами деятельности Государственной Думы стали:

Закон об отмене смертной казни.

Закон о продовольственной помощи населению голодающих губерний.

Были заложены основы многих парламентских процессов.

Разработаны порядки рассмотрения законопроектов и ведения пленарных заседаний.

Образование фракций.

Была сформирована Канцелярия Государственной Думы.

4 ученик

ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (20 февраля 1907 г.- 3 июня 1907г.)

Председатель Совета министров Петр Аркадьевич Столыпин, положивший основы российского парламентаризма, призвал Думу к сотрудничеству, однако леворадикальное крыло возглавляемое председателем Государственной думы Федором Александровичем Головиным, отвергло предложение Столыпина.

1 ученик

В результате , вторая государственная Дума, также была распущена, причинами послужило:

- обвинение правительством Столыпина фракции социал-демократов в том, что она ведет революционную агитацию в войсках и промышляет военный переворот с целью захвата государственной власти в стране.

- и Аграрный вопрос;

К итогам деятельности второй Государственной Думы можно отнести следующее:

Было принято около 20 правительственных законопроектов

Законопроект о контрольных цифрах по контингенту солдат-новобранцев

Законопроект о выделении государственных ассигнований на помощь пострадавшим от неурожая (Это первые попытки реформ по социальной защите населения)

Законопроект об упразднении военно-полевых судов

Впервые началось обсуждение государственного бюджета

2 ученик

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (1.11.1907 г.- 12.06.1912г.)под председательством Хомякова Николая Алексеевича. Это была единственная из дореволюционных Дум, которая полностью проработала предусмотренный законодательством того времени пятилетний срок ее полномочий.

К итогам деятельности Государственной Думы можно отнести:

Закон о годовом государственном бюджете

Учреждение земств на южной и западной территориях Российской империи

Правительственная реформа крестьянского землевладения

Принятие программы морского ведомства

Принятие программы морского ведомства

Также были существенно увеличены государственные дотации земствам на строительство и содержание школ, значительно расширилась сеть народных школ и училищ

3 ученик

ЧЕТВЕРТАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (15.11.1912 г.- 25.02.1917г.)под председательством Родзянко Михаила Владимировича , снова входит в конфронтацию с царским правительством. В этот сложенный для России период происходит Смена премьер-министров (В.Н.Коковцев, И.Л.Горемыкин, Б.В.Штюрмер, А.Ф.Трепов, Н.Д. Голицын )

В Государственной Думе создается Прогрессивный блок, «Кабинет общественного доверия» .

Дума выступает за проведение широких демократических реформ в стране при сохранении монархической формы правления, но в ее конституционном виде .

4 ученик

К итогам деятельности Государственной Думы

Закон о перевооружении армии

Закон о кооперации,

Закон об ответственности чиновников

С началом 1-й Мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.

Учитель

- Мы намеренно пропускаем советский период, так как наличие тоталитарного государства, с его идеологией нарушает основные принципы парламентаризма, что вызывает неоднозначные мнения среди историков и политологов. Поэтому давайте перейдем к периоду демократической России.

1 ученик

Государственная Дума первого созыва (11.01.1994 г.-22.12.1995 г.) избиралась на 2 года Председателем Государственной Думы был избран Иван Петрович Рыбкин (фракция Аграрной партии России).

Однако политически Дума отличалась неустойчивостью. Состав фракций постоянно менялся. В июле 1995 года она выразила недоверие правительству . В ходе работы Думы были приняты федеральные конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая часть Гражданского кодекса; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы. Всего за два года работы Дума приняла 461 закон, из них 310 вступило в действие .

2 ученик

Дума включала в себя следующий состав фракций:

  • Левые фракции

    Центристы 

    Радикалы 

    Либералы 

3ученик

Государственная Дума Российской Федерации 2 созыва (16. 01. 1996 г.-24 .12. 1999 г.) Была избрана на 4 года . Председателем Государственной Думы был избран Г.Н.Селезнев (КПРФ)

За четыре года работы депутаты приняли 1036 федеральных законов (715 из них на данный момент обрели юридическую силу) и ратифицировали 212 законов, двусторонних договоров и соглашений, международных конвенций.

Деятельность думы отличалась вниманием к социальным делам .Депутаты этого состава рассмотрели 1730 законопроектов.

приняла пять федеральных конституционных законов:

  • «О судебной системе Российской Федерации»

    «О Правительстве Российской Федерации»

    «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

    «О военных судах Российской Федерации»

Лидирующее положение занимала Коммунистическая партия РФ (139 депутатов, что составило 31,38%)

4 ученик

Государственная Дума третьего созыва (18.01.200 г.-11 декабря 2003 г.) Большинство депутатов входили в состав центристского большинства Председателем был вновь избран Г.Н.Селезнев (КПРФ)

В декабре 2000 года Государственная Дума также приняла законы о государственной символике: официально утвердила в качестве государственного флага бело-сине-красное полотнище, в качестве государственного гимна — вновь написанные слова С. В Михалкова на текст советского гимна, в качестве герба — золотого двуглавого орла в червленом щите, в качестве военно-морского флага — андреевский стяг . Ввела единый налог на доходы физических лиц в размере 13 % .

1 ученик

Государственная Дума четвертого созыва (29.12.2003 г.-16.11.2007 г.). Более ⅔ депутатов входили в состав фракции Единая Россия.

Приняты законы о 7 % барьере (вместо 5 %) для выборов в Госдуму и переходе на полностью пропорциональную систему выборов ГД, о монетизации льгот, об отмене выборов глав регионов и переходе на новую (смешанную) систему региональных выборов в России.

для повышения эффективности управления Единой Россией, в составе фракции созданы четыре группы состав Думы представлен следующими фракциями: Фракция «Единая Россия», Фракция Коммунистической партии Российской Федерации, Фракция «Справедливая Россия - "Родина" (народно-патриотический союз)» ,Фракция ЛДПР. Социалистическая единая партия России - «Патриоты России» Лидирующее положение занимает партия «Единая Россия», за которую было отдано 67.56% голосов избирателей Председателем Государственной Думы избран Борис Вячеславович Грызлов от партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

2 ученик

Государственная Дума пятого созыва (24. 12.2007 г.- 2011 г.)

8 мая 2008 года на внеочередном пленарном заседании Государственной Думы председателем правительства РФ был утвержден Владимир Путин. Его кандидатуру поддержали фракции "Единая Россия", ЛДПР и "Справедливая Россия

31 октября 2008 года - в третьем чтении принят Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». Против бюджета голосовала фракция КПРФ

21 ноября 2008 года Государственная дума в третьем чтении проголосовала за поправки в Конституцию России, увеличивающие сроки полномочий Президента до 6 лет, а депутатов Государственной думы - до 5 лет.

В составе Думы 4 фракции:

Фракция партии «Единая Россия», Фракция Коммунистической партии Российской Федерации, Фракция Либерально-демократической партии России, Фракция партии «Справедливая Россия». Единая Россия сохранила свое лидерство, за нее проголосовали 70% избирателей.был избран Грызлов

Председателем был вновь избран Б.В.Грызлов («ЕДИНАЯ РОССИЯ»

3 ученик

В этом же году нам предстоит избрать Государственную Думу шестого созыва.

Все граждане РФ , кому не безразлична судьба России должны выполнить свой гражданский долг, установленный Конституцией РФ и проголосовать, выразив тем самым свою волю и проявив гражданскую позицию и самосознание.

Учитель

-У кого возникли вопросы к группе парламентариев?

Спасибо за хорошую работу.

-Что же из себя представляет современный парламентаризм? Это тема исследования наших журналистов, вам слово.

1 ученик

Прежде всего, мы провели заочный блиц – опрос наших ведущих политиков, с целью выяснить что же они думают о российском парламентаризме.

Президент РФ Д.А.Медведев

«Сегодня можно с уверенностью говорить об уже сложившихся традициях российского парламентаризма, о его высоком профессионализме, ответственности и конструктивном взаимодействии с исполнительной властью, с регионами России. Убеждён, что это будет и дальше способствовать успешному решению стратегических задач, стоящих перед нашим обществом, и прежде всего инновационному подъёму экономики, развитию качественно новой социальной политики и повышению благосостояния российских граждан».

2 ученик

Председатель Правительства РФ В.В.Путин

«…сегодня мы с вами закладываем новую традицию – отчёт правительства перед парламентом России. Это ещё один шаг вперёд в развитии нашей политической системы, и думаю, что это очень важно. Хотел бы сразу сказать: правительство заинтересовано в том, чтобы его работа получила оценку законодателей, парламентских партий, представляющих интересы подавляющего большинства граждан России».

3 ученик

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В.Грызлов

«Российский парламентаризм обязан способствовать повышению эффективности работы всех органов государственной власти во имя развития нашей страны. В этом мы, парламентарии, видим главную цель нашей деятельности».

4 ученик

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Михайлович Миронов

«…хочу подчеркнуть, что деловые, конструктивные отношения Совета Федерации и Государственной Думы являются фундаментальным условием поступательного развития российского парламентаризма».

1 ученик

Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Дмитриевич Зорькин

«Государственная Дума – это уникальное явление для России. Это – парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом - Конституцией».

2 ученик

Сегодня парламентаризм представлен не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях

Региональные парламенты рассматривают и утверждают проекты законов о местных и региональных бюджетах, принимают законы регионального уровня, имеют право выдвинуть обоснованные возражения против любого закона. Однако действуют на основании законов принятых федеральными парламентами и не имеют права противоречить Основному закону РФ – Конституции

3 ученик

Законодательная (представительная) власть в Саратовской области представлена Саратовской Областной Думой, которая действует на основании Устава (Основной Закон) Саратовской области от 2 июня 2005 г. N 46-ЗСО

Областная Дума – является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

Она реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений и осуществления контроля за их исполнением.

Нормативные и иные правовые акты, принятые областной обязательны для исполнения органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, всеми находящимися на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

4 ученик

В соответствии с федеральным законом областная Дума:

принимает Устав (Основной Закон) Саратовской области и поправки к нему;

осуществляет в пределах полномочий области законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

заслушивает ежегодные отчеты Губернатора области о результатах деятельности Правительства области

осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законами области.

утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении;

Утверждает программы социально-экономического развития области, представленные Губернатором области;

1 ученик

Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 21 года.

Гражданин, отвечающий этим требованиям, может избираться депутатом областной Думы неоднократно

2 ученик

В нашем городе самоуправление представлено Собранием Балаковского муниципального района Собрание Балаковского муниципального района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" и Уставом Балаковского муниципального района является представительным коллегиальным органом местного самоуправления.

Собрание избирается на пять лет и состоит из 25 депутатов.

Депутатом может быть избран гражданин, обладающий избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным и региональным законодательством.

Собрание представляет интересы населения Балаковского муниципального района ,принимает от его имени решения по вопросам местного значения в пределах своей компетенции

3 ученик

К полномочиям Собрания Балаковского МР относятся:

принятие устава Балаковского муниципального района и внесение в него изменений и дополнений;

утверждение бюджета Балаковского муниципального района и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития Балаковского муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Балаковского муниципального района;

4 ученик

Собрание БМР имеет простую и четкую структуру см. слайд

Учитель

- вопросы к журналистам.

V. Закрепление материала.

Мы изучили основные этапы развития российского парламентаризма, структуру и полномочия современной представительной власти, и теперь мы можем ответить на вопрос поставленный в начале урока: согласны ли вы с утверждением Б. Н. Чичерина «Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа»?

- Согласны, так как парламентаризм может возникнуть лишь в определенной общественной среде, он является закономерным этапом в развитии государства и индикатором демократии.

- при каких условиях парламентаризм будет являться индикатором демократии?

- при наличии демократическго режима и развитого гражданского общества.

Мы с вами, тоже являемся частью гражданского общества, а поэтому вы как, как граждане России, ее будущее, уже сейчас должны интересоваться политическими процессами, событиями, происходящими в России и мире и формировать свою, активную гражданскую позицию, иметь свое мнение и уметь его отстаивать.

VI. Рефлексия

Что нового вы открыли для себя на уроке, что было интересно, а что нет?

Спасибо всем ребятам за активную работу на уроке.

Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.