12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аладышева Татьяна Петровна15135 Много лет работаю в одной и той же сельской школе в родном селе. Россия, Мордовия респ., Теньгушево |
Урок с применением ресурсов РЭШ по теме «Правовое государство»
План — конспект урока по теме «Правовое государство» с применением ресурсов РЭШ
1. Базовый учебник: Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa, Л.Ф. Ивановой - М. : Просвещение, 2018.
2. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о правовом государстве, его принципах, условиях становления правового государства, принципе разделения властей.
3. Задачи:
Обучающие:
- выделять хронологические рамки развития идеи правового государства, которые охватывают эпоху античности, где впервые в трудах мыслителей зародилась идея правового государства, связанная с поиском более совершенных и справедливых форм общественной жизни, и заканчиваются нашими днями;
- называть основоположников концепции правового государства;
- называть принципы правового государства, такие как: верховенство закона, разделение властей, реальность прав личности, а также их реализация на современном этапе развития России;
- соотносить понятия «суверенитет», «государство», «монархия», «республика», «правовое государство», «социальное государство» и их определения;
- различать законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;
- называть государства с различными формами правления и формами государственного устройства.
Развивающие:
- осознавать, какое содержание вкладывается в идею правового государства, учитывая, что современная концепция правового государства зародилась еще в древности и вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых передовыми мыслителями своего времени;
- понимать, что идея правового государства нашла свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в статье первой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство;
- анализировать проблемные вопросы – такие, в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное;
- занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, почему право должно быть выше власти.
Воспитательные:
- уважать права и свободы человека;
- получить представление о том, что к началу XXI века человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства.
4. Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами практической направленности.
5. Формы работы учащихся: Работа в группах в форме «Гражданский форум», выполнение интерактивных заданий.
6. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, планшеты или ноутбуки для обучающихся, выход в интернет.
7. Структура и ход урока
Таблица 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку Психологический настрой учащихся | Организация рабочего места | 1 | |
2 | Актуализация | В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить? Можно сказать о своих опасениях, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. | Отвечают на вопросы учителя: «хотят жить в самом справедливом государстве, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». | 4 | |
3 | Постановка проблемы | Сразу же обращает внимание на одну очень серьезную деталь. В Конституции Россия уже объявлена правовым государством. Это, на наш взгляд, преувеличение. | Учащиеся обращаются к статье 1 Конституции РФ. Учащиеся приходят к выводу: в настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения ни в России, ни в какой-либо другой стране. О создании правового государства надо заботиться. | 2 | |
4 | Постановка цели урока | Обращает учащихся к высказыванию российского правоведа Б.А. Кистяковского «Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт» | Записали в рабочих тетрадях высказывание | 3 | |
5 | Изучение нового материала | № 1 Правовым государством в первую очередь можно назвать то, в котором... | Демонстрация ЭОР: интерактивный тест (один вопрос) | Отвечают на вопрос | 15 |
№2 Определение правового государства | Обращает учащихся к определению правового государства Организует работу учащихся в группах | Записывают определение | |||
№3 Сравнение характеристик любого государства и характеристик, которые отличают правовое государство | Выполняя интерактивную часть заданий, обучающиеся ведут записи в тетрадях. Затем устно формулируют выводы. | ||||
6 | Закрепление | Организует выступление учащихся от каждой группы | Делают выводы о правах и свободах граждан в правовом государстве | 5 | |
7 | Выполнение учащимися контрольного задания |
| Руководит работой учеников | Учащиеся выполняют задания | 7 |
8 | Итог урока | Формулирует выводы. Оценивает ответы учащихся | Фиксируют выводы | 5 | |
9 | Домашнее задание | №4. Посмотреть урок 04. Правовое государство на РЭШ (6 минут 40 секунд) | Формулирует задание, комментирует его. | Воспринимают информацию. Фиксируют задание (записывают в дневник) | 2 |
10 | Рефлексия | Организует заполнение листа оценки и рефлексивного листа | Заполняют лист оценки и рефлексивный лист | 1 |
Приложение к плану-конспекту урока по теме «Правовое государство»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ РЕСУРСОВ РЭШ
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Правовым государством в первую очередь можно назвать то, в котором... | Вопрос | Интерактивный тест | |
2 | Определение правового государства | Текст | Словарная статья | |
3 | Сравнение характеристик любого государства и характеристик, которые отличают правовое государство | Интерактивное задание | Тренировочный тест (1 - 4 вопросы) | |
4 | Видео - урок (6 минут 40 секунд) | Видео-лекция | Видео |