Предание «О покорении Сибири Ермаком». Предания как исторический жанр русской народной прозы
Конспект урока литературы
по теме
Предание «О покорении Сибири Ермаком». Предания как исторический жанр русской народной прозы
8 класс
УМК
Коровина В.Я.
Разработала урок
учитель русского языка и литературы
Бобровская И.А.
МОУ «Средняя школа №11»
Тверская область
г. Кимры, 2020 г
Тема урока: Предание «О покорении Сибири Ермаком». Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: создание условий для овладения учащимися знаний и умений по теме, первичное закрепление новых знаний.
Задачи урока:
- обучающие: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию предания как исторического жанра русской народной прозы, Отработать умение определять жанр произведения. Развивать выразительное чтение и умение анализировать литературное произведение. Обогащать словарный запас, отрабатывать навык взаимопроверки и взаимоконтроля.
развивающие: формировать самостоятельное мышление в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы, развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение)
воспитывающие: формировать положительную мотивацию учения, воспитывать чувство прекрасного; воспитывать ответственное отношение к учению; формировать осознанный интерес и уважительное отношение к русской литературе как ценности русского народа.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник, презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия.
Организационный момент.
Приветствую вас, друзья. Сегодня на уроке нас ждут открытия и удовольствие, которое может доставить только чтение литературных произведений.
Актуализация знаний:
– Итак, дома вы выполняли письменную работу по разделу «Частушки» (Р/р. Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить?). Сдаем тетради.
- Кто может рассказать, в чем же своеобразие жанра частушек? Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Отражается ли в частушках время, история?
- А теперь давайте подумаем, в чем общая черта всех произведений УНТ? (Передавались из уст в уста). «Передавались» – «предание», как думаете, есть в этих словах нечто общее. (Да)
III. – Целеполагание. Фиксация новой учебной задачи.
-Откройте свой учебник на стр. 15. И давайте сформулируем тему нашего урока.
Усвоение новых знаний
Учащиеся читают тексты и слушают актерское чтение преданий (фонохрестоматия 8 класс). https://knigavuhe.org/book/fonokhrestomatija-k-uchebniku-literatura-8-klass/
- А теперь поработаем с термином «предание». В чем суть этого жанра? (Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению). Кто главный герой предания? (Историческая личность). Герой предания реалистичный образ или имеет вымышленные, даже сказочные черты? Есть ли в предании указание, где географически происходят события, связанные с героем? Можно ли определить временные рамки происходящих с ним событий?
На доске учитель фиксирует:
ПРЕДАНИЕ:
Историческая личность,
Географическое место,
Временные рамки,
Сказочный стиль
-Ребята, ну раз мы разобрались, что в основе произведения – реальное историческое событие и историческая личность, то давайте обратимся к историческим фактам. (Слайд №2)
Еще в 1558 году царь Иван Грозный подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом решили последовать примеру своего отца, который был человеком на Руси известным и нажил громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом. Братья задумали на подаренных царем территориях завести соляные варницы. А также заселить своими людьми земли, завести хлебопашество и торговлю.
Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.
Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами Поселенцы же двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей. Строгановым также дано было право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народов (остяков, черемисы, ногаев и др.). Да и ходить войной против враждебных инородцев Строгановым также дозволялось.
Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.
По южным и восточным степным окраинам Московского государства гуляли вольные люди, охочие до войны, – казаки. Одни из них жили по станицам, несли государеву службу, обороняли границы от нападений разбойничьих татарских шаек, а другие, в полном смысле вольные «степные птицы», уходили из-под всякого надзора, «гуляли» в степном раздолье, нападали, на свой страх, на татар, грабили их, охотились в степи, рыбачили по рекам, разбивали купеческие татарские караваны, да и русским купцам порой от них доставалось... Шайки таких казаков гуляли и по Дону, и по Волге.
Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый... (Слайд №3)
(К слайду 3)Ермак – казачий атаман. Нигде в исторических источниках нет фамилии. Ермак скорее всего имя производное от Ермолай. То что нет фамилии объясняется просто. В те далекие времена, а именно в 16 веке, немногие имели фамилии, в основном фамилии были у русской знати и иноземцев. Простые люди довольствовались тем, что их именовали по отцу или по кличке, или по виду деятельности.
Не будем вдаваться в подробности завоевания Сибири Ярмаком. Отметим, лишь, что историки отмечают, что Ермак туземцев, то есть население завоеванных земель, «не обижал». Потому и заслужил народную любовь. А вот о гибели народного героя расскажем подробнее.
Примерно в августе 1585 г. Ермак шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу.
Во время ночёвки на берегу в устье реки Вагай, Сибирский хан Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём Иваном Грозным двумя кольчугами и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вероятно, так и было. Трудно, даже очень сильному человеку, каким, вероятно, и был Ермак, далеко прыгнуть в полном вооружении, которое весило тогда двадцать — тридцать килограммов. Ещё труднее выплыть, если он не допрыгнул до струга. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен, ведь в него, как в военачальника, прежде всего, стреляли из луков. Ермак погиб.
По легенде, его тело вскоре выловил из Иртыша рыбак. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам хан Кучум Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться.
Вот таков был наш исторический герой. Безусловно, яркая личность, о которой слагались сначала предания, позже литературные произведения, например, вы будете изучать думу Кондратия Рылеева «Смерть Ермака». Да и художники не остались равнодушны к Ермаку, его деяниям в истории. Вот картина Сурикова. (слайд 4)
Первичная проверка понимания и закрепление новых знаний.
-Итак, каковы основные признаки жанра?
( Историческая личность, географическое место, временные рамки, сказочный стиль)
Рефлексия.
- Оцениваем результаты. Заполняем карточки.
VII. Итоги урока.
- Домашнее задание: стр. 19-20 (вопросы и задания). Пересказ с использованием характерной для предания лексики на контроль. Творческое задание: изучить текст предания «О Пугачеве», найти отличия от предания «Покорение Сибири Ермаком» и найти информацию о Пугачеве как исторической личности.