12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
#935
Россия, Ярославская обл.

Разработка урока в соответствии с ФГОС

по теме «Предмет химии. Вещества и их физические свойства» 

8-й класс.

УМК "Химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г."

Цель урока:

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить различать вещества на основе их физических свойств, описывать известные вещества; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемый результат.

Предметные умения

1. Устанавливать метапредметные свя­зи; формулировать определения понятий «вещество», «свойства веществ» и химии как науки

2.Выявлять отличительные признаки физического тела и вещества.

3.Приводить примеры физических тел и веществ.

4.Описывать физические свойства, а так же сходные и отличительные свойства разных веществ.

УУД

Личностные: 

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2.Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

2. Устанавливать причинно- следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

Коммуникативные: 

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

4.Умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

 

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

 

Форма урока: беседа, самостоятельная работа в парах, лабораторная работа.

 

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

 

Материальное обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока.

На демонстрационном столе:   химические стаканы, колбы, фенолфталеин, карбонат натрия, соляная кислота, хлорид бария, сульфат натрия,   

в химических стаканах - вода, соль, сахар.

Для проведения лабораторной работы:

1 вариант. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты.

2вариант. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, вата.

3вариант. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, медный купорос.

 

Ход урока:

Мотивация:   Актуализация знаний.

 

 Учитель. Ещё первобытные люди начали накапливать знания о том, что их окружает. По мере развития человечества этих знаний становилось всё больше и больше. Люди стремились как можно глубже познать окружающий мир. Постепенно возникли и стали развиваться различные науки. Одни из них исследуют природу, другие — жизнь людей, их духовный мир, историю, культуру, экономику. Природу в старину называли «естество». Поэтому науки о природе получили общее название естественные науки.
 

Какие науки о природе вы знаете?

 Почему природу изучают различные науки?

Демонстрация презентации в программе PowerPoint

Слайд № 2 презентации.

 Помогите юному исследователю найти ошибки в таблице соответствий. Работа в парах.

Приложение 1.

Наука

Что изучает?

Химия

Наука об общих свойствах тел и их проявлениях

Физика

Наука о поверхности Земли

Биология

Наука о взаимосвязях между живыми организмами и средой обитания

Экология

Наука о составе, строении, истории развития земной коры и Земли

Астрономия

Наука о веществах и их превращениях

Геология

Наука о живых организмах

География

Наука о небесных телах

1 ученик выполняет задание ресурса http://learningapps.org/display?v=px60hreat17

Обсуждение выполненного задания.

 Слайд №  3  презентации.

Учитель.  Все вы в детстве читали немало сказок про добрых фей и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука - вот истинная волшебница.

Чтобы убедить вас в том, что химия нескучная, а очень интересная и увлекательная наука, посмотрим несколько занимательных опытов. Ответы на них вы получите при дальнейшем изучении химии, и убедитесь, что каждый раз происходит химическое превращение веществ.

Опыт № l

Превращение воды в малиновый сок и малинового сока в воду

    Оборудование: два стакана и колба

В колбе содовый раствор, на дне первого стакана 10-15 капель фенолфталеина, а на дне второго немного соляной кислоты. Когда содовый раствор из колбы прилили в первый стакан - он превращается в малиновый сок, а переливая сок во второй стакан - сока как небывало.

Опыт № 2

Превращение воды в молоко

    Оборудование: два химических стакана

В одном стакане - раствор хлорида бария, а в другом – раствор сульфата натрия. При добавлении содержимого одного стакана в другой, получается молоко.

 Изучение нового материала и первичный контроль:

 Что же изучает наука химия? Химия изучает:

·        Вещества.

·        Свойства веществ.

·        Превращения веществ.

  Химия – это наука о веществах, их свойствах,  превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

 

Вещество – это то, из чего состоит тело.

Тело – это часть вещества, ограниченная в пространстве (запись в тетради)

  Слайд №  4  презентации.

Задание 1: 

 

Из приведенного перечня определить вещество или тело:

Телефон, железо, ваза, вода, соль , шурупы, нефть, золото, пружина,  чашка, снег, кольцо.

   1 ученик выполняет задание ресурса      http://LearningApps.org/display?v=pt2d8zvv517

Обсуждение выполненного задания.

 Задание 2: 

 

Слайд №5 презентации

Указать вещества, из которых сделаны тела: вилка, линейка,  пробирка, авторучка.  Обсуждение выполненного задания.

 Задание3: 

 

Слайд  № 6 презентации.

О каких веществах можно сказать:

 

     а) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, tкип. = 100°С, затвердевает при 0°С.  Почему?

     б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.

Обсуждение выполненного задания.

  Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ

 

   Вещества и их свойства

 

    Все науки имеют свой объект изучения. Так, русский язык изучает звуки речи, слова, словосочетания, предложения, тексты. Объект изучения химии – вещества.

Учащиеся подбирают однокоренные слова к данному термину:

вещество – вещь, вещественный.

Слайд № 7 презентации

     Учитель дает определение  слов из словаря русского языка С.И. Ожегова: «Вещь – всякое материальное явление, отдельный предмет изучения вещества», а  «вещество – качественная сущность материи, то из чего состоит физическое тело».

     Задача на данном этапе урока – описать свойства вещества. Каждому варианту предлагается выбрать один правильный ответ, относящийся к наиболее полному описанию физических свойств  вещества:

 I вариант  – вода;

 II вариант  - соль;

 III вариант – сахар

 Возможные варианты ответов  

Слайд № 8 презентации

 I вариант

1) вкусная, утоляет жажду, применяется в быту;

2) прозрачная, проводит электрический ток и тепло;

3) бесцветная, безвкусная, без запаха, существует одновременно в трех   состояниях;

4) кипит при 1000С, а при 00С превращается в лед.

II вариант

1) бывает каменная и йодированная;

2) применяется в быту (добавка в пищу, чистят посуду),

3) растворяется в воде, 

4) твердая, белая, соленая, без запаха

III вариант

1) бывает белый, желтый и коричневый;

2) твердый, белый, сладкий, без запаха;

3) применяется в кондитерской промышленности;

4) растворяется в воде, при нагревании плавится.

  (Правильные варианты ответов на слайде).

 Свойства− это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.

 

Свойства бывают физические и химические.

 Физические свойства это свойства, которые можно описать с помощью органов чувств или приборов.

К физическим свойствам вещества относятся: агрегатное состояние, цвет, плотность, блеск, запах, растворимость, температура плавления и кипения, электропроводность.

Слайд № 9 презентации

  Одна из задач химии – изучение физических и химических свойств веществ.

Определите, какие еще задачи выполняет химия? 

Физкультминутка.

Учитель  перечисляет названия веществ и физических тел. Если названо вещество, то учащиеся поднимают руки вверх, а если физическое тело – руки лежат на парте.

 А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга?

 

Давайте проверим…

Слайд № 10  презентации

Игра “Угадайте вещество”.

 Для проведения лабораторной работы:

1 вариант. В трёх маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, колба с водой, стеклянная палочка.

 

2вариант. В трёх маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, крахмал, вата, колба с водой, стеклянная палочка.

3вариант. В трёх маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, медный купорос, колба с водой, стеклянная палочка.

 На демонстрационном столе учителя и на партах учеников стоят лотки c веществами –

 

в одном только бесцветные прозрачные жидкости,

в другом только белые твердые вещества,

в третьем – разноцветные твердые вещества.

Вам нужно  определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

 

Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.                                                                                                                (Приложение 2)

 

Лабораторная работа №1

Тема «Изучение физических свойств веществ».

Цель: определить физические свойства веществ доступные для наблюдения без применения приборов.

Оборудование: химические стаканы с веществами.

Ход выполнения работы

1.Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Визуально определите основные физические свойства веществ, данные внесите в таблицу. Исследуйте растворимость твердых веществ. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.

 С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

 

 

ФИ                                                                                                    1 вариант

 

Вода

Раствор  нашатырного спирта

Раствор

  уксусной кислоты

Агрегатное состояние

 

 

 

Цвет

 

 

 

Запах

 

 

 

Плотность

1,0 г/см³

0,91 г/см³

1,0492 г/см³

Растворимость в воде

           -

 

 

 

 

 

ФИ                                                                                                   2 вариант

 

Поваренная  соль

Крахмал

Вата

Агрегатное состояние

 

 

 

Цвет

 

 

 

Запах

 

 

 

Плотность

2,165 г/см³

1,5 г/см³

0,21 г/см³

Растворимость в воде

 

 

 

 

ФИ                                                                                                     3 вариант

 

Речной  песок

Древесные  опилки

Медный  купорос

Агрегатное состояние

 

 

 

Цвет

 

 

 

Запах

 

 

 

Плотность

2,64 г/см³

0,4 г/см³

3,6 г/см³

Растворимость в воде

 

 

 

 

 

На основании, какого свойства вы догадались о названии вещества.

Обсуждение выполненной лабораторной работы, запись результатов в таблицу.

 Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Среди страстных пропагандистов естественных наук, особенно химии, важное место принадлежит русскому писателю Алексею Максимовичу Горькому.

Слайды № 11,12 презентации.

  Химия для него была одной из самых важных и увлекательных наук.  Устами одного из персонажей своей пьесы «Дети солнца», профессора Протасова, писатель страстно пропагандировал химию, веря в могущество химического синтеза (на экране монитора появляется текст).

    «Прежде всего и внимательней всего изучайте химию! Это изумительная наука, знайте!.. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца, и во тьму земной коры, и в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучив тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество…»

Контроль усвоения:

Тест-самоконтроль с самопроверкой – ответы заранее заготовлены.

Об усвоении судим по числу правильных ответов.

Приложение 3.

 

1. Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело;
б) вещество

2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела;
б) вещества.

3. Вещество – это: 
а) то, из чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.

4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле  как о физическом теле?
а) он разбил вазу;
б) ваза сделана из стекла.

5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.

 Самооценка. Оценивание.


 

Домашнее задание §1, прочитать, ответить на вопросы 1-5,тесты.
 

                                                                                                                

                                                                                                                Приложение 1

Наука

Что изучает?

Химия

Наука об общих свойствах тел и их проявлениях

Физика

Наука о поверхности Земли

Биология

Наука о взаимосвязях между живыми организмами и средой обитания

Экология

Наука о составе, строении, истории развития земной коры и Земли

Астрономия

Наука о веществах и их превращениях

Геология

Наука о живых организмах

География

Наука о небесных телах

 

 

                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                               Приложение 2

Лабораторная работа №1

Тема «Изучение физических свойств веществ».

Цель: определить физические свойства веществ доступные для наблюдения без применения приборов.

Оборудование: химические стаканы с веществами.

Ход выполнения работы

1.Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Визуально определите основные физические свойства веществ, данные внесите в таблицу. Исследуйте растворимость твердых веществ. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.

 С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

 

ФИ                                                  класс                                                   1 вариант

 

Вода

Раствор  нашатырного спирта

Раствор

  уксусной кислоты

Агрегатное состояние

 

 

 

Цвет

 

 

 

Запах

 

 

 

Плотность

 

 

 

Растворимость в воде

 

 

 

 

Лабораторная работа №1

Тема «Изучение физических свойств веществ».

Цель: определить физические свойства веществ доступные для наблюдения без применения приборов.

Оборудование: химические стаканы с веществами.

Ход выполнения работы

1.Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Визуально определите основные физические свойства веществ, данные внесите в таблицу. Исследуйте растворимость твердых веществ. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.

 С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

 

ФИ                                                  класс                                                   2 вариант

 

Поваренная  соль

Крахмал

Вата

Агрегатное состояние

 

 

 

Цвет

 

 

 

Запах

 

 

 

Плотность

 

 

 

Растворимость в воде

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №1

Тема «Изучение физических свойств веществ».

Цель: определить физические свойства веществ доступные для наблюдения без применения приборов.

Оборудование: химические стаканы с веществами.

Ход выполнения работы

1.Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Визуально определите основные физические свойства веществ, данные внесите в таблицу. Исследуйте растворимость твердых веществ. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.

 С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

 

ФИ                                                  класс                                                   3 вариант

 

Речной  песок

Древесные  опилки

Медный  купорос

Агрегатное состояние

 

 

 

Цвет

 

 

 

Запах

 

 

 

Плотность

 

 

 

Растворимость в воде

 

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение 3

Тест-самоконтроль.

1. Любой предмет, нас окружающий – это:
а) физическое тело;
б) вещество

2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела;
б) вещества.

3. Вещество – это: 
а) то, из чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.

4. В каком из предложений, приведенном ниже, речь идет о стекле  как о физическом теле?
а) он разбил вазу;
б) ваза сделана из стекла.

5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.