Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе «Христос и Его крест»
Паспорт урока
1. Дата проведения: 16 октября
2. Продолжительность: 45 минут
3. Класс: 4Б
4. Тема урока: «Христос и Его крест»
5. Тип урока: урок открытия новых знаний
6. Цель: формирование знаний учащихся о боговоплощении Иисуса Христа и распятии Его на кресте
7. Задачи:
7.1. Образовательные:
Актуализировать знания обучающихся о нагорной проповеди Иисуса Христа;
Познакомить учащихся с понятиями «боговоплощение», «Голгофа», «распятие»;
Познакомить учащихся с символикой православного креста.
7.2. Развивающие:
Познавательные УУД:
Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;
Формировать умение перерабатывать полученную на уроке информацию;
Формировать умение делать выводы по теме урока;
Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
Формировать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
Формировать умение принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
Оценивать результаты собственной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом и грамотно;
Формировать умение слушать и слышать речь учителя и одноклассников;
Формировать умение доносить свою точку зрения до других.
7.3. Воспитательные:
Личностные УУД:
Проявлять положительное отношение к изучению предмета ОРКСЭ;
Воспитывать чувство ответственности за выполнение своей работы;
Осуществлять личностную рефлексию;
Воспитывать желание быть нравственным человеком.
8. Основной метод: беседа.
9. Частные методы и приёмы:
- словесные: беседа, рассказ;
- наглядные: показ презентации;
- методы поощрения: похвала, одобрение.
9. Оборудование: компьютер, колонки, флеш-карта, презентация.
10. Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.: ил. – ISBN 978-024063-5.
План урока
1.Организация начала урока
-
Приветствие
Настрой на урок
2.Вступительная часть
2.1 Актуализация знаний
2.2 Подведение к теме
3.Основная часть
3.1 Работа с текстом
3.2 Работа с иллюстрацией «Спас Нерукотворный»
4.Подведение итогов урока
5. Домашнее задание
6. Рефлексия
7. Организационное завершение урока
Ход урока
Этапы урока |
Ход урока |
1. Организационное начало 1.1 Приветствие 1.2 Настрой на урок |
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Валерьевна. Сегодня урок Основы православия у вас проведу я. Ребята, проверьте, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны лежать тетради, ручка и дневник. Молодцы! У: Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Наш урок очень интересный и необычный, и я надеюсь, что вы сегодня будете моими помощниками в течение всего урока. |
2. Вступительная часть 2.1. Актуализация знаний – решение теста 2.2. Подведение к теме
3. Основная часть |
У: Ребята, давайте вспомним какая тема была у вас на прошлом уроке? Д: «Проповедь Христа». У: Для начала проведем тест. Знания, которые вы получили на прошлом уроке по теме " Проповедь Христа», помогут вам. Тест у нас будет необычным. В тесте будет 5 вопросов. Вам нужно будет выбрать высказывания под нужной буквой. Откройте тетради. Пока не записывайте число. Напишите посередине слово «Тест». (Тест на слайде) Тест 1.Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире? Р) Злом отвечать на зло З) С добрыми быть добрым, со злыми быть злым К) Любить врагов 2.Что составляет истинное богатство христианина? О) То, что христианин лучше остальных Р) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела А) Земные богатства 3. Кого учил любить Иисус Христос? Е) Любить всех людей, даже врагов М) Любить тех, кого нам хочется любить И) Любить тех, кто нас любит 4.Какое сокровище нельзя украсть? У) Которое никому не нужно С) Которое человек собирает на Небе Г) Которое хорошо спрятано 5.Жить по заповедям, данным Христом в Нагорной проповеди, означает: Т) быть настоящим христианином П) быть сомневающимся человеком Д) быть далеким от Бога У: Давайте проверим, как вы выполнили это задание. (Проверка) У: Ребята, хорошо, вы справились с этим заданием. Ребята, скажите, как вы думаете, что есть у каждого христианина? Какой предмет он носит всегда с собой, на себе? Д: Крестик. У: Ребята, буквы, которые вы выбирали в качестве правильного ответа в тесте, сложили нам слово. Какое же у нас получилось слово? Д: Крест. У: Ребята, а кто знает, что такое крест? Объясните нам. Где вы его встречали? Д: мнения детей У: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами буем сегодня говорить? Д: О кресте. У: Сегодня мы с вами узнаем о православном кресте. Какой смысл несёт крест для православных людей, что он значит для всех христиан. Запишите в тетрадях число и тему урока: «Христос и Его крест». У: Чтобы достичь этой цели мы с вами должны найти ответы на несколько вопросов: - Как Бог стал человеком? - Почему Христос не уклонился от казни? - Какова символика креста? У: А чтобы узнать обо всем этом, давайте откроем учебник на странице 24. Найдите раздел «Боговоплощение». Читать будем вместе, но с остановками, по абзацам. Читаем первый абзац (один ученик). Прием «Чтение с остановками» У: Ребята, как вы поняли слово «вочеловечился»? Д: То есть Бог соединил в Себе обычное человеческое тело и человеческую душу. У: Ребята, а почему Бог стал человеком? Д: Потому что Он любит людей и хотел быть ближе к ним. У: Хорошо, давайте прочитаем следующий абзац. У:Ребята, как вы поняли, что такое воплощение? Д: Бог воплотился, то есть стал человеком, вошел в плоть. У: Давайте запишем определение «боговоплощение» к себе в тетрадь. Д: записывают определение (Боговоплощение – воплощение Бога в человека) У: Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово, т.е. родился Бог – Иисус Христос. Бог стал человеком. Давайте же будем читать дальше. «Как Бог…» (до конца) У: ребята, о чем мы с вами узнали в этом абзаце? Что было у Иисуса от Бога? Д: Он творил чудеса. У: А от человека? Д: Он радовался, питался, голодал и даже плакал от потери друзей. У: Ребята, а чем же закончилась Его жизнь, что с Ним стало в итоге? Д: Бог вошел в мир человеческой смерти. У: Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, как пострадал и погиб Иисус Христос? Д: мнения детей У: Вот об этом мы с вами сейчас и узнаем, прочитав про Голгофу. А прежде посмотрите на страницу 24. Перед нами икона «Спас Нерукотворный». У этой иконы очень интересная история, которая так же говорит, что Христос был не просто человеком, а богочеловеком. Посмотрите, на иконе изображен лик, т.е. лицо Иисуса Христа. Спас Нерукотворный — икона, появившаяся при земной жизни Иисуса Христа. Это образ, говорящий именно о личности Иисуса Христа, о том, что он действительно был. В отличие от остальных икон, здесь Христос изображен «лицом к лицу» к нам. Один художник хотел написать портрет Иисуса Христа. Найдя Иисуса в толпе слушающих Его проповедь, художник встал на камень и приготовился писать. Увидевший это Христос умылся водой и утер свое лицо платом, на котором и запечатлелся Его лик. У: Ребята, давайте же узнаем , что произошло с Иисусом Христом. Прочитаем раздел «Голгофа». Прием: совместное чтение по цепочке У: Ребята, то такое Голгофа? Д: Гора, на которой распинали преступников. (Записывают в тетради) У: А что позднее будет означать это слово? Что оно обозначает в переносном смысле? Д: Голгофа – страдание, высшее и жертвенное слежение правде. У: Ребята, посмотрите, мы с вами узнали, что Христос – это и есть Бог, тогда как же он умер? Для чего Ему нужна была смерть? Д: Смерть нужна была Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. У: Так, в этом мы с вам разобрались. Давайте же узнаем, что же случилось, прочитав про жертву Христа. Прочитайте про себя этот вопрос, потом мы с вами его обсудим. Прием: чтение про себя У: Некоторые люди завидовали Иисусу и ненавидели Его, потому, что Он называл Себя Сыном Божиим. Они не понимали, что Иисус пришёл, чтобы взять грехи всех людей на Себя. Он говорил Своим ученикам, что Его убьют, но Бог воскресит Его на третий день. Однажды, когда Иисус входил в Иерусалим, народ, окружавший Его, начал радостно восклицать: «Да здравствует Царь!» И многие начальники и первосвященники возненавидели Его ещё больше, искали удобного случая, чтобы убить. Иуда, один из учеников Христа, предал Его за деньги, за 30 сребреников, указал место, где можно арестовать Христа. Он сказал, что того, кого я поцелую, и есть Христос. Вскоре римские воины арестовали Иисуса. Иисус заранее знал об аресте и даже не думал скрыться. Он знал, что должен умереть, пострадать за человеческие грехи. Идя га гору Голгоф, Он сам нес свой крест. У: Ребята, а как звали судью Иисуса Христа? О нем вы еще читали диалог. Д: Понтий Пилат. У: Как вы думаете, чем закончилась эта история? Д: предположения детей У: Сейчас мы с вами это и проверим. Раздел «Распятие». (Читаю сама) У: Ребята, подтвердились ли ваши предположения? Чем закончилась жизнь Иисуса Христа - какое страшное наказание придумали люди? Д: Распятие. У: Вот какую страшную пытливую смерть дали люди Христу. Ребята, вы только представьте, как Он мучился. На наших нательных крестиках изображено как раз распятие Иисуса Христа. Ребята, а где похоронили Христа? Д: В каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы. У: Ребята, у нас остался последний раздел: «Символика креста». Вам нужно будет прочитать его самостоятельно. И я дам задание каждому ряду по вопросу. 1 ряд – нужно будет найти в тексте и рассказать про верхнюю часть креста, что означают буквы. 2 ряд – средняя и нижняя части. 3 ряд – почему самая нижняя перекладина на кресте расположена наискосок. У: теперь давайте проверим, как вы справились со своими зданиями. (проверка) У: Крест является одной из величайших православных святынь. А святыня - это то, что дорого, ценно, значимо, важно для человека. Его надевают при крещении, с ним провожают в последний путь. Для православных людей это не украшение, а защита от зла, которая помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, которая связывает их с Богом. Ребята, вы наверное замечали, что купол храма увенчивается крестом. Иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак уверенности и твердости. У: В завершении нашего урока я хочу показать вам мультфильм. Ребята, как вы думаете, о чем этот мультфильм? Д: мнения детей |
5. Домашнее задание |
У: Ребята, а домашним заданием будет нарисовать свой нательный крестик на альбомном листе. |
5. Рефлексия |
У: Ребята, теперь вам нужно будет оценить свои полученные знания. Я раздам вам кружочки трех цветов: …, вам нужно будет выбрать тот цвет, который соответствует описанию. Зеленый – все было понятно на уроке, желтый – у меня возникли затруднения, красный – я ничего не понял на уроке. (Прохожу по классу, анализирую выбор учащихся) |
6.Организационное завершение |
У: ребята, на этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам! Вы сегодня хорошо постарались – большие молодцы! |