Конспект урока математики в 3 классе на тему «Часы»
Предмет: математика
УМК: Перспектива
Класс: 3
Тема занятия: часы
Тип занятия: Урок открытия нового знания
Дидактическая цель: формировать представление о часах.
Образовательная задача: формировать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; учить определять время по часам;
Развивающая задача: развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, обобщение; углубить знания детей о времени;
Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение ко времени;
Формирование УУД:
Личностные действия: 1) развивать учебную мотивацию; 2) развивать навыки устных вычислений;
Регулятивные действия: 1) способствовать освоению прием определения времени; 2) формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; 3) формировать умение адекватно оценивать свою деятельность;
Познавательные действия: 1) формировать осмысление приемов выполнения арифметических действий с величинами; 2) формировать умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные действия: 1) формировать умение отвечать на поставленный вопрос; 2) формировать умение аргументировать свои высказывания; 3) формировать умение четко выражать свои мысли;
Оборудование: часы, карточки, учебник, тетрадь.
Ход занятия
Этап занятия | Содержание | УУД | |||||||||||||||
| Действия учителя | Деятельность учащихся | | ||||||||||||||
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | - Здравствуйте. - Садитесь. | - Здравствуйте. | Л1 | ||||||||||||||
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Откройте тетради, запиши число, классная работа. Сегодня 31 января. - Отступите 1 клетку вниз и 2 вправо. Запишите арифметический диктант. Записывайте через запятую. - Пока вы будете писать арифметический диктант, некоторые ребята будут работать на карточках, индивидуальное задание на карточках получают .. - К доске пойдет … 1) Увеличьте 67 на 6 (73); 2) Уменьшите 93 на 7десятков (23); 3) К 8 сотням прибавьте 4 единицы (804); 4) Запишите число, которое стоит между числами 685 и 687 (686); 5) Найдите сумму чисел 80 и 34 (114); 6) Найдите разность чисел 165 и 111 (54); 7) На сколько 43 меньше 81 (38); 8) На сколько 90 больше 34 (56); - Хорошо, поставили точку. - Теперь давайте проверим. Читай свои ответы. - У кого получилось по-другому? Кто нашел ошибку? - Хорошо, садись на место отметка .. | А.д. 73, 23, 804, 686, 114, 54, на 38, на 56. | Л1, Р2, К1, К2, К3 | ||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания) | - Ребята, посмотрите на доску. - Прочитай … что записано на слайде. 6м, 17дм, 460 км, 5т, 166г, 11кг, 10ч, 35 мин. - Единицы измерения каких величин здесь можете назвать? - Правильно. - Назовите единицы длины. - Хорошо. Назовите единицы массы? - Хорошо. - И назовите единицы времени. - Хорошо. - Ребята, а кто мне может назвать самую крупную единицу длины? А массы? - Назовите мне самую наименьшую единицу времени? - Хорошо. - Ребята, что бы узнать тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку. Что всегда идет, А с места не сойдет? - Правильно, это часы. - И тема нашего урока часы. | 6м, 17дм, 460 км, 5т, 166г, 11кг, 10ч, 35 мин. - Длины, массы, времени. - Единицы длины это 6м, 17дм, 460км. - Единицы массы: 5т, 166г, 11кг. - Единицы времени: 10ч, 35мин. - Самая крупная единица длины км. - Самая крупная единица массы тонна. - Самая наименьшая единица времени – секунда. - Это часы. | Л1, Л2, Р2, К1, К2, К3 | ||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения | - Ребята, какими часами пользуетесь вы? - А ваши родители? - А кто знает, какие часы использовали люди в древности? - Правильно. - Сначала появились солнечные часы, они работали только днем (слайд). - Позже, появились водяные часы. (слайд) - В сосуд в верхней части часов, разделенную на 12 частей заливали воду. Промежуток времени измерялся количеством воды, вытекавшей капля за каплей из отверстия, сделанного на дне сосуда. - Также использовали песочные часы. (слайд) - В современном мире чаще, чем песочные используют механические часы. (слайд) Эти часы есть у каждого в доме, посмотрите, именно такого типа часы весят у нас в классе. Также такие часы люди носят на руках. Внутри таких часов есть механизм, заставляющий их работать. - Так же, есть электронные часы. (слайд) - Ребята, какие часы были самыми первыми? - Какие еще часы были в древности? - Хорошо. - Посмотрите на часы. Их циферблат разделен на 12 частей большими штрихами. Против этих штрихов написаны числа от 1 до 12. Маленькая (часовая) стрелка проходит расстояние между двумя соседними большими штрихами за 1 час. Большая (минутная) стрелка делает за 1 час полный оборот. Так как в часе 60 минут, а большие штрихи делят циферблат на 12 частей, то от одного большого штриха до следующего минутная стрелка проходит за 60:12= сколько минут? Поэтому часть циферблата между большими штрихами делят еще на 5 частей маленькими штрихами» - Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? - Хорошо. - Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате. - Сколько времени пройдет, если часовая стрелка совершит полный оборот? - Хорошо. - Еще бывают часы с римскими цифрами (слайд). - А сколько цифр используют в римской нумерации? - Давайте вспомним цифры римского алфавита (слайд). I-ай V-ви X-экс L-эл C-си D-ди M- эм - А кто мне может прочитать римские цифры? - Посмотрите 1 упражнение, выполним его устно. Прочитай … задание. - Хорошо, за какое время маленькая и большая стрелки пройдут расстояние между 2 большими штрихами? Между 3 большими штрихами? Между 4 большими штрихами? 6? 9? 12? - Хорошо. А за какое время стрелка сделает полный оборот? - Правильно. - Давайте выполним 2 упражнение устно. - Нам нужно определить по рисункам, который час. - Первый рисунок … - Второй рисунок .. - Третий рисунок … - Последний рисунок… - Хорошо. - Упражнение 4. Прочитай ... задание. - Под буквой а читай .. - Под буквой б .. - Под буквой в .. - Под буквой г .. - Хорошо, молодцы. Физминутка - Согласны ли с утверждениями? Если согласны хлопаете, если не согласны топаете. 1. 120 секунд – это 2 минуты. 2. 48 часов – это 4 часа 3. В високосном году 366 дней. 4. 120 минут- это 2 часов. 5. 12 часов составляет половину суток. 6. 200 лет – это 2 века. 7. «5» - лучшая отметка для ученика? - Давайте решим 6 задачу. К доске пойдет … - Как нам найти в котором часу самолет прилетел? - Хорошо. Запишите ответ. - Так в котором часу прилетел самолет? - Хорошо. Правильно. - Дополнительный вопрос как найти площадь квадрата? - Садись на место отметка .. - 7 упражнение. Прочитай условия .. - К Доске пойдет … - Как нам найти сколько времени поезд был в пути? - Дополнительный вопрос: как нам найти периметр треугольника? - Правильно, садись на место отметка.. | - Часами на телефоне - Наручными. - В древности люди использовали солнечные часы. - Самыми первыми были солнечные часы. - Водяные, песочные. - 5 минут. - Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка. - 60, так как в 1 часе 60 минут. - Пройдет 12 часов. - 7.
- За 10 минут, за 15 минут, за 20 минут, за 30 минут, 45 минут, один час. - полный оборот стрелка сделает за 12 часов. - 8 часов, 20 часов. - 1 час 10 минут, 13 ч 10 мин. - 4 часа 40минут, 16 ч 40 мин. - 11 часов 55 минут, без 5 12. - 20 минут 9. 20 ч 40 мин, - Без 25 минут 10. 21 ч 35 мин, 35 мин 10. - 5 минут 6, 17 ч 05 мин. - Половина 3, 14 ч 30 мин. 2 ч 30 мин. Да Нет. Да. Нет. Да. Да. Да. - Надо к 7 ч 35 мин + 10 ч 20 мин. Получится 17 ч 55 мин. - Самолет прилетел без пять 6. - Нужно одну сторону умножить на другую. - Нам нужно вычесть. 21 ч 56 мин – 9 ч 18 мин. Получится 12 ч 38 мин. - Сложить все стороны. | Л1, Л2, Р1, Р2, К1, К2, К3, П1 | ||||||||||||||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Посмотрите 10 упражнение. - К доске пойдет выполнять … - Нам нужно сравнить. - Молодец. Дополнительный вопрос тебе. - Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется? - Садись на место отметка … - Следующие 3 примера пойдет к доске.. - Дополнительный вопрос: как найти периметр квадрата. - Хорошо, садись на место отметка … | - 3 часа это 180 мин, 180 мин больше 48 мин поэтому знак >. - 7 мин это 420 с, 420 с больше 36 с поэтому знак <. - 1 ч 18 мин это 78 мин, 78 мин меньше 118 мин поэтому знак <. - Квадрат. - 5 ч 6 мин это 306 мин, 306 мин больше 56 мин поэтому знак >. - 2 мин 40 с это 160 с, 260 с меньше чем 200 с поэтому знак <. - 4 мин 5 с это 245 с, 245 с больше 45 с поэтому знак >. - Нужно сторону умножить на 4. | Л1, Л2, Р1, Р2, К1, К2, К3 | ||||||||||||||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Ребята, спишите со слайда себе выражения, заполняя пропуски. - Выполняем самостоятельно, у вас 5 минут. 6 мин =__________ с 240 с =_______ мин 4 ч 6 мин =__________ мин 2 мин 25 с = _______ с 360 мин =_________ч | Выполняют самостоятельную работу в тетрадях. 6 мин = 360 с 240 с = 4 мин 4 ч 6 мин = 246 мин 2 мин 25 с = 145 с 360 мин = 6 ч | Л1, Р1, Р2, К3, П1 | ||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение | - Какая была тема нашего урока? - Давайте еще раз назовем единицы времени. | - Тема нашего урока: «Часы» - Час, минута, секунда. | Л1, К1, К2, К3 | ||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Давайте подведем итог урока и оценим наши достижения. - Познакомились… - Узнали……. - Научились решать… - Для меня самым трудным было… - Для меня самым интересным было… -Пригодятся ли вам эти знания? Дз. № 9, 11. | Оценивают себя | Р3, Л1, К1, К3 |