Методическая разработка «Предметы заместители»

1
0
Материал опубликован 7 January 2023

Дети, существа удивительные. Они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по- новому. И чтобы лучше их понять, нужно самим стать чуть-чуть ребенком и посмотреть на мир его глазами.

Мы с моими ребятами каждый день играем в разные игры, используя различные предметы, с несвойственным им назначением. Об этих предметах я хочу вам немного рассказать и предложить вам послушать одно незатейливое стихотворение шотландского писателя и поэта Роберта Льюиса Стивенсона «На одеяле»:

Когда я много дней хворал,

На двух подушках я лежал,

И чтоб весь день мне не скучать,

Игрушки дали мне в кровать.

Своих солдатиков порой

Я расставлял за строем строй,

Часами вел их на простор —

По одеялу, между гор.

Порой пускал я корабли;

По простыне их флоты шли;

Брал деревяшки иногда

И всюду строил города.

А сам я был как великан,

Лежащий над раздольем стран —

Над морем и громадой скал

Из простыни и одеял!





Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала — побежала.

Глядите, побежала телега без коня!



Отгадка: Грузовик.

Что же это за загадочные предметы такие? Как их можно назвать, одним словом? (заместители).

Уважаемые коллеги, подумайте и скажите, как можно использовать самую обыкновенную коробку, бутылку, палку, помимо их прямого назначения?

Дети видят в обычных предметах намного больше, чем мы взрослые. Но для того, чтобы они это увидели, нужно создать условия. Так, например, из игровой зоны поочередно убираем игровой материал (ложка, утюжки и т.д.). А в дальнейшем заводим коробку с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители. Я сейчас вам хочу предложить посмотреть, как дети обыгрывают предметы заместители (слайды).

Для творчества своим ребятам я предоставляю огромный выбор различных материалов. В процессе такой деятельности у них развивается инициатива, формируются навыки общения. Они учатся работать в группе, взаимодействовать между собой, устанавливать добрые, положительные взаимоотношения, и также проявляют самостоятельность в выборе принятия решения. Дети с удовольствием выполняют действия с различными предметами, когда у них получаются персонажи. И это как раз та форма работы, где утомительное принуждение уступает место увлеченности.

Необходимо обыграть любое случайное возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Если ребенок затрудняется, то необходимо показать, как это можно сделать, сопровождая свои действия речью (кубик - машинка). А если ребенок уже использует в игре предметы заместители, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета, тем самым поддержать его интерес, фантазию, воображение (качает скалку).

Лев Семенович Выготский говорил, что творчество – это не удел только гениев, которые создают великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек фантазирует, комбинирует или создает что то новое.

Сегодня мы не ставим такую цель перед собой, передать ребенку знания, умения или навыки. Наша задача поддержать детскую инициативу, развить творчество, воображение, увидеть и поддержать талант в каждом ребенке.

Для дальнейшего проведения мастер – класса мне нужно несколько человек. Прошу вас занимайте свои места за столом.

Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный сундучок, в нем «живут» персонажи сказок. Там и веселый Буратино, и принц с принцессой, Карабас –Барабас, и баба-Яга, и еще много тех, кого вы любите и знаете. Хотите с ними поиграть? (открываю сундучок).

Ой! Что такое? В сундучке вместо сказочных персонажей просто, какие то предметы. Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Что же делать? Как им помочь?

Давайте мы с вами станем Добрыми волшебниками и расколдуем сказочных героев!

Уважаемые педагоги, возьмите понравившийся вам предмет и превратите его в своего любимого сказочного героя (персонажа). Приступаем.

А пока наша творческая группа занята делом, я хочу предложить вам превратить обычную бутылку в музыкальный инструмент (засыпаем желуди, песок и т.д.) и сыграть под музыку. Спасибо огромное нашему ансамблю.

И так, наши персонажи, я думаю, уже готовы. Я предлагаю вам «подружить» героев между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница (предлагаю назвать сделанных персонажей и подумать, как их можно «подружить», какие приключения могли бы с ними произойти).

Аплодисменты нашим артистам, присаживайтесь на свои места.

Различные предметы могут путешествовать по стране детского воображения бесконечно, потому что детской фантазии нет границ.

Скажите, пожалуйста, вам удалось сейчас почувствовать себя детьми? В таком случае я вас прошу выразить свое отношение к мастер-классу. Спасибо большое.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.