Пользователь удалён

Методическая разработка урока по предмету СБО на тему «Множество решений»

45
67
Материал опубликован 3 May 2018 в группе

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ

НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ УРОКА

С МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ

 

Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель МОУ «С(К)ОШИ №4 первой квалификационной категории, г. Магнитогорск, Челябинская область

Конкурсное задание: Методическая разработка урока по предмету «Социально-бытовая ориентация»

Вид методической разработки: конспект урока по предмету«Социально-бытовая ориентация» с использованием технологии критического мышления.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Представленный урок является ключевым компонентом календарно – тематического плана программы «Социально – бытовая реабилитация», в котором имеет место раздел «Уроки социальной жизни».

Известно всем, что уроки – это ежедневная реальность учителя. А социальные уроки – реальность жизни любого человека. Серия уроков социальной жизни направлены на то, чтобы помочь детям понять, осознать, а что ещё более важно, научить позитивному отношению к жизни.

Обучающимся воспитанникам с ОВЗ начальных классов «уроки социальной жизни» помогут:

- адаптироваться в современном жизненном пространстве;

- осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним своё отношение;

- вырабатывать нестереотипные способы действия в повседневной жизни.

Целевая установка урока заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся основную мысль: каждый человек может оказаться в различных трудных ситуациях, из которых необходимо найти выход, иначе принять конкретное решение по итогам разрешения выхода из той или иной ситуации.

Новизна. Урок составлен согласно требованиям ФГОС НОО второго поколения. В разработанном мною уроке использовался широкий диапазон адаптированных технологий в сочетании с психологическими методами и формами работы, что позволяет активизировать деятельность каждого ребёнка на уроке и вызвать у ребят потребность посещать такие уроки.

 

P.S.: в представленном конспекте урока отметочная система не предусмотрена, по причине того, что в предметной области «Социально – бытовая ориентация» допускается отсутствие оценивания ответов обучающихся воспитанников по программе VIIIвида по- пятибалльной системе.

 

Конспект урока по предмету «Социально-бытовая ориентация»

с использованием технологии критического мышления.

 

Предмет: Социально – бытовая ориентация.

Класс: 5 «Г».

Тема урока: «Множество решений»

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цель урока: ознакомление обучающихся с многообразием принимаемых решений в различных жизненных ситуациях.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить детей со способами принятия решений в трудных жизненных ситуациях;

- разъяснить связь поступков и решений;

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки обучающихся воспитанников;

- развивать речевую культуру младших школьников, умение формулировать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать потребность в анализе ситуаций и принятии правильного решения выхода из этих ситуаций.

Прогнозируемые результаты

Предметные результаты: Обучающиеся научаться способам принятия решений в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

Формируемые УУД

Личностные УУД:

- формировать умение принимать новую социальную роль;

- развивать чувство самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности.

Коммуникативные УУД:

- учить использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

- формировать умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;

- развивать умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

Регулятивные УУД:

- учить принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- формировать умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- развивать умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные УУД:

- закреплять умение дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- формировать умение использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Дидактические средства: алгоритмы, карточки «Билет «Разреши ситуации» для групповой работы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, сигнальные карточки, цветные карандаши, листы настроения.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Создание психологической эмоциональной атмосферы.

- Сегодня на уроке я желаю всем удачи и хочу, чтобы этот урок оказался действительно впрок. Возьмите друг друга за руки повернитесь лицом к своему соседу, улыбнитесь и пожелайте ему удачи.

Прежде чем начать урок, я хочу узнать с каким настроением вы на него пришли (слайд 2). У вас на партах лежат белые листы, переверните их. Перед Вами мордашки. У каждой мордашки свое настроение. Раскрасьте мордашку, у которой такое же настроение как у вас.

- Поднимите руки, у кого мордашка с хорошим настроением!

- А у кого с плохим? Кто волнуется?

Я надеюсь, что тревога и волнение у некоторых ребят пройдут к концу урока.

2. Мотивация и самоопределение к деятельности.

- Тем не менее, настроение у большинства из Вас очень даже неплохое и мы начнём урок.

Раздается стук в дверь.

Учитель: Ребята, кажется, к нам кто – то пришёл. Давайте посмотрим, кто же это.

Входит «Почтальон Печкин» из Простоквашино.

Учитель:

- Здравствуйте, господин Печкин! Проходите, не стесняйтесь! Зачем пожаловали? И почему такой печальный у Вас вид?

Печкин (обращается к ребятам):

- Ой, ребята, беда у меня большая. К нам в деревню приехали новые жители: дядя Фёдор, пёс и кот. На имя дяди Фёдора пришла посылка, но я не могу её отдать. У мальчика нет прописки в деревне. Да и посылку не могу держать у себя долго. Помогите мне принять решение в этой ситуации.

Учитель:

- Конечно, Печкин, мы поможем Вам принять решение, ведь тема нашего урока посвящена тому, как научиться принимать много решений. Предлагаем Вам поприсутствовать на нашем уроке, думаю, что мы сможем с ребятами помочь принять решение. Располагайтесь, пожалуйста, поудобней.

Итак, тема нашего урока: «Множество решений».

Формулировка цели и задач урока:

- Ребята, если тема урока посвящена тому, как принять решение, то чему мы будем учиться на уроке?

Дети: Будем учиться принимать решения в разных ситуациях.

Сегодня на уроке:

- познакомимся со способами принятия решений в различных ситуациях.

- разработаем и составим алгоритм «Как принять решение» (слайд 3).

3. Актуализация вопроса, рассматриваемого на уроке

- Ребята, в нашей жизни случаются моменты, когда необходимо принять какое - либо решение. Решение – это то, что вы сочли нужным делать после обдумывания ситуации, из которой необходимо найти выход. Принятие решения – такой же навык, как умение правильно переходить дорогу или делать покупки в магазине. От того какое решение примет для себя человек зависит его дальнейшая жизнь (слайд 4).

4. Организация взаимодействия педагога с учащимися по теме урока.

А) Игровой практикум (слайд 5).

Учитель: А сейчас, ребята, я хочу Вам открыть некоторые секреты того, как научиться принимать решения. Для этого предлагаю Вам и нашему гостю Печкину поиграть. Для того чтобы первая игра прошла веселее, я предлагаю Вам разделиться на 3 команды, в каждой команде должно быть по 4 человека.

Игра «Слепой строй»

Цель: развивать коммуникационные навыки и умение решать проблему.

Инвентарь: повязки на глаза.

Правила игры: Участники завязывают глаза, а затем ведущий шепотом называет каждому игроку число, начиная с единицы. Затем участники должны выстроиться в порядке возрастания их чисел, не переговариваясь между собой. Также можно выстраиваться не по числам, а по росту, возрасту, дням рождения и т. д.

Игра «Да-нет»

Цель: развитие умений принимать задачу и находить выход из проблемной ситуации.

Правила игры: В игре нельзя произносить слова «да» и «нет». В игре принимают участие два человека. Один задает провоцирующие вопросы, другой – отвечает на них, избегая слов «да» и «нет».

Вопросы:

1. Ты любишь школу?

2. Ты любишь смотреть телевизор?

3. Ты хочешь учиться?

4. Ты любишь болеть?

5. Ты хорошо учишься?

6. Ты занимаешься спортом?

7. Ты любишь читать книги?

8. Все зайцы серые?

9. Мячи бывают только резиновые?

После того как первая пара участников справилась с игровой задачей, вызывается следующая пара игроков.

Беседа по итогам игр.

- В какой игре было трудно выполнить игровую задачу?

- В чём заключались Ваши трудности?

- Какие решения вы попытались принять, чтобы упростить выполнение заданий?

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне понравилось Ваша активность в играх!

Физминутка «Плясовая» (слайд 6).

- А сейчас предлагаю выполнить следующее задание «Разгадай ребус и объясни смысл пословицы» (слайд 7).

Правильный вариант пословицы:

Организация дискуссии по теме задания:

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Почему эту пословицу можно отнести к теме нашего урока?

- Молодцы, ребята, многие из Вас дали очень интересные ответы на вопросы.

- Ребята, я считаю, что на основе понимания смысла этой русской пословицы можно определить самый первый пункт алгоритма «Как принять решение».

- Кто сможет сформулировать первый шаг алгоритма?

- Давайте попробуем вместе с Вами составить алгоритм «Как принять решение»

 

Алгоритм «Как принять решение?» (слайд 8).

1 шаг: Если ты хочешь что-то сделать, то сначала подумай;

2 шаг: Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях;

3 шаг: Выбери тот поступок, последствия которого безопасны. Не делай того, что может иметь плохие последствия;

4 шаг: Похвали себя за то, что тебе удалось поступить правильно и избежать плохого поступка.

 

- А сейчас попробуйте объяснить каждый шаг алгоритма. (выслушиваю ответы детей)

- Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали.

- А теперь попробуем представить наш алгоритм схематично.

- Посмотрите, какую схему создала я (слайд 9). Вы должны нарисовать свою схему, используя опорные слова:

- подумай;

- проанализируй;

- сделай выбор;

- похвали себя.

 

- Покажите мне составленные вами схемы. Все молодцы, но мне особенно понравились схемы Вики, Марка и Данила.

Б) Ситуативный практикум (слайд 10).

- А сейчас, используя алгоритм, попробуем найти выход их ситуаций.

- Для этого разделимся на команды. Каждая команда получит по билету, в каждом билете написаны ситуации и проблемы, к которым вы должны принять решение. Время для принятия решений 7 минут.

Билет «Разреши ситуации»

Ситуация 1.

Вы играете на улице и видите, что ребята вашего возраста отнимают мяч у малыша. Как вы поступите?

Ситуация 2.

Перебегая улицу, вы выронили ключ от квартиры, а на дороге много машин. Какое решение вы примите?

Ситуация 3.

Вы нечаянно сломали игрушку младшего брата. Как вы поступите в такой ситуации?

Ребята, молодцы, вы отлично справились с поставленной перед вами задачей. Я заметила, что варианты принятых вами решения проблем у каждой команды разные, они не повторяются. Какой вывод можно сформулировать (слайд 11)?

Вывод 1: ситуация может быть одна, а способов и вариантов принятия решений может быть несколько и все они могут быть верными.

Вывод 2: Ребята, а если это экстремальная ситуация, то среди множества решений нужно выбрать самое оптимальное и безопасное решение.

- А сейчас вспомните, в какой ситуации оказался наш Печкин? Поработайте в парах и напишите на листочках выход из этой ситуации, он выберет самое оптимальное, а может быть примет и свое решение (слайд 12).

5. Рефлексивно – оценочный этап.

- Ребята, вы сегодня были большие молодцы. Я очень вами довольна. А теперь я хочу подвести итог урока и узнать, как вы усвоили тему урока.

Составление синквейна к слову «Решение»

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (Ответ детей: мы познакомились с понятием «решение»)

-Что нового узнали на уроке? (Ответ детей: мы узнали о способах принятия решения, познакомились с алгоритмом «Как принять решение»; узнали о том, что ситуаций может быть одна, а решений и выходов из ситуаций множество, но если ситуация опасная, то решение должно быть правильным, рациональным).

- А теперь попробуем составить синквейн к слову «решение», используя схему – опору, которая у Вас на партах:

Схема – опора (слайд 13)

Запиши ключевое слово

Подбери несколько прилагательных к слову

Подбери несколько глаголов к слову.

Составь предложение со словом.

Проверь себя (слайд 14)!

Синквейн к слову «решение»

РЕШЕНИЕ

Обдуманное, рациональное, правильное

Принимать, находить

Мы помогли принять решение Печкину.

Работа с сигнальными карточками (слайд 15)

- У вас на столах лежат карточки трёх цветов: поднимите ту карточку, которая расскажет мне, в какой степени был полезен для Вас урок.

Зеленая карточка.Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка.Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

-  Спасибо за внимание (слайд 16)! Вы все хорошо поработали. Урок, действительно, оказался впрок. 

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное Вам!

За то, что упорно,

Усердно трудились

И знанья мои

Вам всем пригодились!

 

Используемые ресурсы

  1. Курмашина О.Н. Школа оптимизма: уроки социальной жизни – М.: ВАКО, 2008.
  2. Учебно – методический кабинет [Электронный ресурс]. Матафонова Н. Н. Стихи в начале урока. – 5.06. 2015, URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html
  3. Wrike . [Электронный ресурс]. BriannaHansen, Пятнадцать лучших деловых игр, развивающих умение решать проблемы. – 10.02.2018, URL:https://www.wrike.com/ru/blog/pyatnadtsat-luchshih-delovyh-igr-razvivayushhih-umenie-reshat-problemy/
  4. Libma [Электронный ресурс]. Развиваем психологическую готовность к обучению у младших школьников. Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания. – 2017, URL:http://www.libma.ru/psihologija/razvivaem_v_igre_intellekt_yemocii_lichnost_rebenka/p2.php
  5. Инфоурок [Электронный ресурс]. Белоусова Л.С. Поступки. Алгоритм принятия решений. - 16.03.2017, URL: https://infourok.ru/zanyatie-na-temu-algoritm-prinyatiya-resheniy-1693890.html

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Мультимедийная презентация к уроку.


Презентация к уроку "Множество решений"
PPTX / 33.32 Мб

Приложение 2. Мультимедиа "Физминутка "Плясовая"".

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательное занятие - практикум! Много игровых моментов. Дети младшего возраста в игровой форме лучше усваивают материал. А значит получат больше реальных знаний. Спасибо за разработку.

4 May 2018

Очень интересное занятие! В игровой форме развивает очень важные умения. Спасибо за качественный ресурс, Наталья Николаевна.

4 May 2018

Уважаемые коллеги, благодарю Вас за отзывы. Ваше мнение очень важно для меня.

4 May 2018

Вы-молодец!

5 May 2018

Спасибо за интересное занятие! В форме игры дети всё лучше запоминают. Удачи Вам!

5 May 2018

Наталья Алексеевна, спасибо Вам огромное за поддержку.

5 May 2018

Наталья Николаевна, как интересно! Открыла для себя много нового! Скачала-обязательно использую в работе с детьми и даже с родителями на собрании!

5 May 2018

Спасибо большое за интересное занятие, очень много полезной информации!!! Вы Наталья Николаевна МОЛОДЕЦ!!!!!

5 May 2018

Умница, Наталья Николаевна! Очень полезная разработка. Беру в копилку!

6 May 2018

Интересное занятие. Спасибо, Наталья Николаевна!

6 May 2018

Наталья Николаевна, ваш разработка всегда на высоком уровне! И эта тоже не исключение. Этот урок можно использовать и в качестве классного часа. Спасибо за разработку.

6 May 2018

Татьяна Александровна, спасибо за оценку моих трудов, мне очень приятно. Но до совершенства ещё ой как далеко.

6 May 2018

Уважаемые коллеги, благодарю Всех Вас за провяленный интерес к моей работе и отзывы.

6 May 2018

Наталья Николаевна, благодарю за полезную разработку в игровой форме! Очень понравилась!

7 May 2018

Отлично, коллега! Замечательный урок! Думаю, что дети были в восторге от такого урока!

7 May 2018

Замечательное занятие!!! Благодарю! И обязательно возьму себе на "заметку"!

7 May 2018

Вероника Александровна и Наталья Фёдоровна, огромное и Вам спасибо за Ваши отзывы. Рада знакомству с Вами.

7 May 2018

Уважаемые коллеги, позвольте Вас поправить. Я представила и опубликовала урок, если бы было занятие, то я бы так и написала. С уважением, к Вам.

8 May 2018

Наталья Николаевна, я просмотрела учебные планы Вашей образовательной организации. Такой предмет отсутствует. Да и не могло быть. Это конспект занятия по внеурочной деятельности. Проводит воспитатель. Уроки же ведёт учитель. Вы пишите о курсах, но это входит во внеурочную деятельность. У урока есть оценочная система. На сайте Вашей школы-интерната не увидела этих курсов среди рабочих программ по внеурочной деятельности да и,конечно, среди рабочих программ по предметам. Есть рабочие программы кружков. Урок и занятие кружка -две большие разницы. А больше всего подходит как классный час.

12 June 2018

Ирина Михайловна, я не писала, что именно предметы, я указала, что курсы. И под какими названиями. Когда ко мне приходили коллеги с других учебных коррекционных учреждений, то я давала открытый урок по этой теме и мне писали отзыв, как об уроке. Перед тем как давать урок, я консультировалась у наших методистов и мне сказали проводить урок. Я тот конспект просто переделала заново и отправила на конкурс. Сайт школы создан не так давно. Урок давала до создания школьного сайта. Во - вторых информация на сайте была подчищена к лицензированию учреждения. Я не думаю, что все школы перед какими - то проверками оставляют первоначальные версии сайта своих учреждений. Второй момент, оценочная система во многих школах под вопросом (в Челябинской области), в некоторых школах требуют оценки учащимся и в рамках внеурочной деятельности. В первых классах оценочная система отменена. И ещё момент, у меня есть книга под названием "Уроки социальной жизни". От туда материал был взят. Уж коль книга была допущена к изданию, значит предварительно получила рецензию. И эта книга - учебное пособие прописана в источниках. Помимо других предметов для наших детей (у нас ещё обучаются дети с ОВЗ VIII вида, правда несколько классов, но всё же есть) есть такой предмет СБО и его никто не отменял. И педагоги, которые ведут сейчас такой предмет имеют право включать темы на своё усмотрение, и вовсе не обязательно, чтобы была связь именно только с бытовой ориентацией!

12 June 2018
Показать больше комментариев