Предметные результаты по предмету «История России. Всеобщая история» в 5–9 классах (в виде таблицы)
- Предметные результаты по предмету «История России. Всеобщая история» в 5-9 классах1
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс) | История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс) | История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс) |
Выпускник научится: | ||
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); | • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; | • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; |
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; | • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; | • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; |
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; | • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; | • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; |
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; | • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; | • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; |
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; | ||
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; | • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; | • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; |
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; | ||
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; | • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); | |
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); | • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; | |
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. | • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. | • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. |
Выпускник получит возможность научиться: | ||
• давать характеристику общественного строя древних государств; | • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); | • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; |
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; | • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; | • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); |
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; | ||
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; | • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. | • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. |
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. |
1 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции от 04.02.2020). Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/06-02-2020/ (дата обращения: 22.08.2020)
Юлия Митрофанова
Байтерякова Альбина Фаритовна