Рабочие программы учебного предмета «История России. Всеобщая история» (5 класс)
«ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского»
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________ /Пфейфер М.А./ подпись ФИО Протокол №__1__ от «29» августа 2021г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР _____________/А.А.Запрометова/ подпись ФИО «30» августа 2021г. | Утверждено Директор гимназии ___________ /протоиерей Георгий Горлов / подпись ФИО Приказ №__1____ от «30» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"История России. Всеобщая история"
5 класс
Автор-составитель: Шарова Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания
2021 год
Оренбург
Оглавление
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса______________________________
Раздел II. Содержание учебного предмета, курса___________________________________________________
Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы__________________________________________________________________________________________
Приложение ___________________________________________________________________________________
Оценочные материалы__________________________________________________________________________
Методические материалы_______________________________________________________________________
Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основании следующих документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. № 19644), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 (регистрационный № 35915); от 31.12.2015 г. № 1577 (регистрационный номер № 40937);
ООП ООО ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия им. св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2016 г.);
положение о рабочей программе ЧОУ СОШ «Оренбургская Епархиальная православная гимназия имени св. пр. Иоанна Кронштадтского» (протокол № 6 от 31.05.2019 г.)
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
1.1. Личностные результаты освоения программы:Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1.2. Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения учебного предмета «История России. Всеобщая история» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1.3. Предметные результаты освоения программы:
История Древнего мира (5 класс)
Обучающийся научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
.
II. Содержание учебного предмета, курса
Всеобщая история
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№, п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата |
1 | История Древнего мира. Что изучает история. Историческая хронология. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | 1 | |
2 | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный | 1 | |
3 | Условия жизни и занятия первобытных людей | 1 | |
4 | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | 1 | |
5 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | 1 | |
6 | От родовой общины к соседской. | 1 | |
7 | Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | 1 | |
8 | Входная контрольная работаКонтрольная работа «Первобытный мир» | 1 | |
9 | Древний Восток. Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. | 1 | |
10 | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. | 1 | |
11 | Управление государством (фараон, чиновники). | 1 | |
12 | Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон | 1 | |
13 | Военные походы. Рабы. | 1 | |
14 | Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. | 1 | |
15 | Контрольная работа «Древний Египет» | 1 | |
16 | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона | 1 | |
17 | Восточное Средиземноморье в древности. | 1 | |
18 | Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | 1 | |
19 | Палестина: расселение евреев | 1 | |
20 | Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | | |
21 | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи | 1 | |
22 | Персидская держава: военные походы, управление империей | 1 | |
23 | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. | 1 | |
24 | Общественное устройство, варны.Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. | 1 | |
25 | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. | 1 | |
26 | Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь.Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. | 1 | |
27 | Контрольная работа «Древний Восток» | 1 | |
28 | Древняя Греция. Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. | 1 | |
29 | Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | 1 | |
30 | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. | 1 | |
31 | Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. | 1 | |
32 | Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. | 1 | |
33 | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | 1 | |
34 | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | 1 | |
35 | Афинская демократия при Перикле. | 1 | |
36 | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | 1 | |
37 | Пелопоннесская война. | 1 | |
38 | Возвышение Македонии. | 1 | |
39 | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. | 1 | |
40 | Архитектура и скульптура. | 1 | |
41 | Быт и досуг древних греков. Театр. | 1 | |
42 | Спортивные состязания; Олимпийские игры. | 1 | |
43 | Период эллинизма. Македонские завоевания. | 1 | |
44 | Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. | 1 | |
45 | Контрольная работа «Древняя Греция». | | |
46 | Культура эллинистического мира. | 1 | |
47 | Древний Рим. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. | 1 | |
48 | Рим эпохи царей. Римская республика. | 1 | |
49 | Патриции и плебеи. Управление и законы. | 1 | |
50 | Верования древних римлян. | 1 | |
51 | Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. | 1 | |
52 | Установление господства Рима в Средиземноморье. | 1 | |
53 | Реформы Гракхов. | 1 | |
54 | Рабство в Древнем Риме. | 1 | |
55 | От республики к империи. | 1 | |
56 | Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. | 1 | |
57 | Установление императорской власти; Октавиан Август. | 1 | |
58 | Римская империя: территория, управление. | 1 | |
59 | Возникновение и распространение христианства. | 1 | |
60 | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. | 1 | |
61 | Всероссийская проверочная работа | 1 | |
62 | Рим и варвары.Падение Западной Римской империи. | 1 | |
63 | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. | 1 | |
64 | Развитие наук. Пантеон. | 1 | |
65 | Архитектура и скульптура. | 1 | |
66 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа «Древний мир» | 1 | |
67 | Быт и досуг римлян. | | |
68 | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций | 1 | |
| Итого | 68 | |
Приложение
Оценочные материалы
5 КЛАССА
Контрольная работа «Первобытный мир»
1 вариант
Часть1
Выбери в каждом задании один правильный ответ.
А 1. Что изучает история?
А) прошлое человечества
Б) животный мир
В) строение Земли
А 2. Наша эра ведет счет летоисчисления от:
А) основания Рима
Б) Рождества Христова
В) освобождения евреев от египетского рабства
А 3. Следы древнейших людей обнаружены археологами в:
А) в Западной Европе
Б) в Восточной Африке
В) в Южной Австралии
А 4. Древнейшие люди появились :
А) 2 миллиона лет назад
Б) 5 миллионов лет назад
В) 500 тысяч лет назад
А 5. Первыми орудиями древнейшего человека были:
А) плуг, мотыга,
Б) лук, гарпун,
В) палка-копалка, рубило
А 6. Основными занятиями древнего человека были:
А) Охота и собирательство,
Б) Земледелие и скотоводство,
В) Собирательство и скотоводство
А 7. С какой целью рисовали животных на скалах древние люди:
А) чтобы украсить пещеры
Б) чтобы была удачной охота
В) чтобы научиться рисовать
А 8. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли:
А) человеческое стадо
Б) племя
В) род
А 9. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:
А) охота
Б) собирательство
В) рыболовство
А10.Самые опытные и мудрые члены рода, руководящие жизнью родичей :
А) вожди
Б) старейшины
В) мудрецы
Часть 2
В 1. В каждой строке одно словосочетание (слово) лишнее. Найдите и напишите его.
1)Надбровный валик, свисающие руки, развитая речь, прыгающая походка (_____________________________________)
2) Ремесло, собирательство, земледелие, скотоводство (_____________________________________)
3) Стадо, род, племя, страна (__________________________________)
В 2. Установите хронологическую последовательность событий и запишите результаты в таблицу:
А) Овладение огнём.
Б) Появление неравенства и знати
В) Возникновение искусства и религии.
Г) Появление первобытного человека.
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
В3. Составь (напиши) предложения со следующими наборами слов:
1) Охота , способ добывания пищи, древний человек, дикие животные.
2) Земледелие, мотыга, древний человек, занятия, использовал.
1_________________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________________
В 4. Найдите и выпишите номера предложений, характеризующие верования древнего человека
1) Обожествляли силы природы.
2) Поклонялись одному богу.
3) Верили в переселение душ.
4) Приносили жертвы богам.
В5. Вставьте вместо пропусков слова подходящие по смыслу , запишите в таблицу буквы соответствующие словам:
Около 12 тысяч лет назад люди научились делать маленькие острые кремнёвые пластинки. Их изготовление способствовало изобретению ( ___1___ и ___2___ ) с острыми наконечниками. Охотники получили меткое и дальнобойное оружие, более совершенное, чем обычное копье. Теперь они могли убивать как крупных, так и мелких животных и птиц. В это время изобрели (____3___) привязав ( ___4____) к деревянной рукоятке. С его помощью рубили деревья и обрабатывали их. С помощью орудий из кремневых пластинок вырезали из кости (____5____) для рыбной ловли.
А) гарпун,
Б) лук ,
В) топор,
Г) стрелы,
Д) рубило.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Контрольная работа «Первобытный мир»
5 класс
2вариант
Часть1
Выбери в каждом задании один правильный ответ.
А 1. Среди теорий о происхождении человека есть:
А) физическая
Б) химическая
В) научная
А 2. Особенностью летоисчисления до н.э.:
А) обратный счёт лет
Б) счёт лет в порядке возрастания
В) счёт лет десятками
А3. Следы древнейших людей обнаружены археологами в:
А) в Восточной Африке
Б) в Северной Америке
В) в Западной Европе
А4. Древнейшие люди появились :
А) 500 тысяч лет назад
Б) 10 миллионов лет назад
В) 2 миллиона лет назад
А5. Первыми орудиями древнейшего человека были:
А) палка-копалка, рубило
Б) гарпун, стрелы
В) мотыга, серп
А 6. Основными занятиями древнего человека были:
А) Охота и собирательство,
Б) Ремесло и земледелие,
В) Охота и скотоводство
А 7. Где были обнаружены первые рисунки древнего человека:
А) в пустыне
Б) в пещере
В) в джунглях
А8. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли:
А) большую семью
Б) племя
В) род
А9. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению скотоводства :
А) охота
Б) собирательство
В) рыболовство
А10 Его избирали для ведения военных действий :
А) идол
Б) вождь
В) старейшина
Часть 2
В1. В каждой строке одно словосочетание (слово) лишнее. Найдите и напишите его.
1) Общение звуками и жестами, прямая походка, грубое лицо, приплюснутый нос. (_____________________________________)
2) Гарпун, лук, рубило ,стрелы, копьё, (____________________________________)
3) Стадо, община, , племя, большая семья (__________________________________)
В2. Установите хронологическую последовательность событий и запишите результаты в таблицу:
А) Овладение огнём.
Б) Изобретение древнейших орудий труда
В) Возникновение искусства и религии.
Г) Появление первобытного человека на территории нашей Родины
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
В3. Составь (напиши) предложения со следующими наборами слов:
1) Огонь, добывать, древний человек, сохранять, научился, и.
2) Земледелие, мотыга, древний человек, занятия, использовал.
1_________________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________________
В 4. Найдите и выпишите номера предложений, характеризующие верования древнего человека
1) Одушевление природных явлений.
2) Поклонялись одному богу.
3) Верили в переселение душ.
4) Чтение священных книг.
В5 Вставьте вместо пропусков слова подходящие по смыслу , запишите в таблицу буквы соответствующие словам:
С возникновением (_____1____) и скотоводства жизнь человека изменилась. Имея твердую оболочку, зерно хорошо сохранялось долгое время. (____2____) нашли в большом количестве ножи для жатвы. Но чтобы приготовить из зерен еду, нужно обязательно разрушить оболочку, которая не переваривается в желудке. Для этого люди применяли терки и ступки. Примерно 11 тысяч лет назад люди научились сами высевать и собирать злаковые. Сначала для обработки почвы использовались (_____3_____). Потом начали делать узкие деревянные (_______4______) с наконечниками из рога и кости. Жали (____5_____) из рога и кости с каменными вкладышами. Из Передней Азии земледелие распространилось в другие страны.
А) палки-копалки,
Б) мотыги,
В) земледелие
Г) серпы ,
Д) археологи
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
Тестовый балл | Школьная оценка |
0 — 8 | «2» |
9 — 13 | «3» |
14—17 | «4» |
18 – 20 | «5» |
5 класс. Контрольная работа «Древний Восток». Вариант 1
1. Укажите годы правления Хаммурапи:
1. 517 – 465 гг. до н.э. 2. 1792 – 1750 гг. до н. э. 3. 1500 – 1458 гг. до н.э.
2.Как называется самая древняя часть Библии?
1.Веды. 2. Ветхий Завет. 3.Евангелие. 4. Скрижали
3. Дорога, соединившая крупные города Персидской державы, называлась:
1. Священной 2. Царской 3. Великой 4. Пурпурной.
4. Правитель, объединивший Индию:
1.Ашока. 2. Рама. 3. Цинь Шихуан. 4. Тутмос II.
5. Какие реки протекают по территории Индии?
1.Хуанхэ и Янзцы 2. Инд и Ганг 3.Тигр и Ефрат 4. Янцзы и Меконг.
6. Первые государства появились:
1. В труднодоступных джунглях.
2. Около месторождений медной руды.
3. Возле больших рек.
4. В оазисах
7.Финикийская колония в Северной Африке:
1. Тир 2.Библ 3.Карфаген 4. Сидон
8.Китайцы называли свою страну:
1. Страной Великого шелкового пути. 2. Поднебесной 3.Пурпурной страной 4. Чайной империей.
9. Что являлось недостатком финикийского алфавита?
1. Большое количество букв. 2. Отсутствие согласных букв.
3.Отсутствие гласных букв. 4. Маленькой количество букв
10.Религия евреев называется:
1. Индуизм. 2.Иудаизм. 3. Буддизм. 4. Конфуцианство.
11. Дайте определение термину: Каста - _______________________________________________
12. Укажите три великих царства Западной Азии, завоеванных персами. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1.Египет 2.Лидия 3.Вавилон 4. Мидия 5. Индия.
Ответ ____________.
13. Выберите три верных суждения.
1. Брахман – это жрец, который относился к высшей касте в Древней Индии.
2. Клинопись – письменность в Древнем Египте.
3. Египтяне были искусными мореплавателями.
4. Первыми обрабатывать железо научились ассирийцы в X в до н.э..
5. Первым правителем Древнееврейского царства стал Саул.
Ответ ____________.
14.Установите соответствие между понятиями и их значением:
Понятия | Значение |
А. Папирус Б. Рельеф В. Амулет | 1.тростник, материал для письма. 2.предмет, защищающий от злых духов и несчастий. 3.выпуклое изображение на камне. |
А | Б | В |
| | |
15. Установите соответствие между понятиями и их значением:
Понятия | Значение |
А.Жрец Б. Саркофаг В. Храм | 1.Гроб в виде человеческой фигуры, украшенный рисунками и надписями. 2.Жилище Бога 3.Служитель Бога. |
А | Б | В |
| | |
16. Установите соответствие между странами и их достижениями:
А | Б | В | Г |
| | | |
Страна | Достижение |
А.Финикия Б. Китай В. Египет Г. Индия | 1Шелк 2. Шахматы 3.Пурпур 4.Пирамиды |
17. По легенде, индийский царевич Гаутама покинул дворец, долго скитался и решил стать монахом. Он понял, что главное в человеке не происхождение. а личные достоинства. Нужно отказаться от насилия и совершенствовать свою душу. Его прозвали Просветленным. Его учение распространилось по всей Индии, а потом и по всему миру.
Как называется его учение (религия)?
Ответ _____________________
18. Отметьте карте
расположение:
А) Древнего Египта
Б) Финикии
В) Древнего Китая
Г) Древней Индии
5 класс. Контрольная работа «Древний Восток». Вариант 2
1.Завоевательные походы фараона Тутмоса были совершены:
1. 1500 г. до н. э. 2. 3000 г. до н.э. 3. 5000 г. до н. э. 4. 1500 г. н.э.
2. «Городом крови» и «логовищем львов» называли в Древнем мире:
1. Мемфис 2. Ниневию 3. Вавилон 4. Карфаген
3.Кто водил еврейский народ по пустыне 40 лет?
1.Моисей. 2. Иосиф. 3.Исаак. 4. Иаков
4. Правитель, объединивший Китай:
1.Ашока 2. Рама 3. Цинь Шихуан 4. Будда
5. Двуречье – это территория между реками:
1.Хуанхэ и Янзцы 2. Инд и Ганг 3.Тигр и Ефрат 4. Ганг и Меконг
6. Имя бога, из различных частей тела которого произошли индийские касты:
1.Вишну 2.Ганеша 3.Брахма. 4. Кришна
7. Какой народ Древнего мира исповедовал единобожие?
1. Ассирийцы 2. Китайцы 3. Индусы 4. Евреи
8. Как звали одного из правителей Древнего мира, который прославился своей библиотекой?
1. Крёз 2. Дарий I 3. Кир 4. Ашшурбанапал
9. Основной материал для строительства в Двуречье:
1. Глина 2. Дерево 3. Камень Тростник
10.Умелыми мореплавателями в Древнем мире были:
1.Мидийцы 2. Лидийцы 3. Финикийцы 4. Египтяне
11. Дайте определение термину: Кочевники - __________________________________________
12.Какие три изобретения из названных были сделаны в Финикии? Запишите цифры, под которыми они указаны, в строку ответов.
1.Иероглифы 2. Алфавит 3.Стекло 4. Клинопись 5.Пурпур
Ответ ____________.
13. Выберите три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны, в строку ответов.
1. Дельта – это место, где река Нил разделялась на несколько рукавов.
2. В Китае выращивали сахарный тростник и хлопчатник.
3. Речной ил является хорошим природным удобрением.
А | Б | В |
| | |
Понятия | Значение |
А. Налог Б. Шадуф В. Оазис | 1.Сооружение для подъема воды. 2.Островок зелени среди пустыни. 3.Платеж в казну государства. |
Ответ ____________.
14. Установите соответствие между понятиями и их значением:
15. Установите соответствие между понятиями и их значением:
Понятия | Значение |
А. Жрец Б. Храм В. Саркофаг Г. Папирус | 1. Материал для письма в Египте 2.Гроб в виде человеческой фигуры, украшенный рисунками и надписями. 3.Жилище бога 4. Служитель храма |
А | Б | В | Г |
| | | |
16. Установите соответствие между странами, и именами мудрецов, которые в них жили:
Страна | Мудрец |
А. Палестина Б. Китай В. Индия | 1. Будда 2. Соломон 3. Конфуций |
А | Б | В |
| | |
17. Китайский мудрец считал главными достоинствами воспитанного человека - поклонение старшим, почитание героев, заботу о младших. И как в семье все подчиняются старшему, так и в государстве, все подчиняются императору, а император должен заботиться о подданных. Его учение стало религией. Как называется его религия?
Ответ ___________________________
18. Отметьте картерасположение:
А) Древнего Египта
Б) Финикии
В) Древнего Китая
Г) Древней Индии
Контрольный работа «Древняя Греция». 5 класс
Вариант №1
1. На склонах гор древние греки выращивали:
1) виноград и оливки; 2) финики и инжир; 3) рис и чай; 4) пшеницу и ячмень.
2. Как именовали себя жители древней Греции:
1) греки; 2) эллины; 3) метеки; 4) фракийцы.
3. Виновником развязывания Троянской войны, согласно поэме Гомера «Илиада», стал сын царя Приама:
1) Патрокл; 2) Гектор; 3) Парис; 4) Телемак.
4. Вставьте пропущенное имя героя:
Взявши свой лук, _________ вмиг натянул тетиву. В доме своем истребил он тут всех женихов многобуйных, мстя им за все беззакония их и за все обиды.
1) Телемак; 2) Одиссей; 3) Ахиллес; 4) Парис.
5. В какой степени родства находятся Посейдон, Зевс, Аид.
1) родные братья; 2) кумовья; 3) двоюродные братья; 4) отец и сыновья.
6. Посланником Зевса называли птицу:
1) сокол; 2) орел; 3) павлин; 4) ворон.
7. Кто построил на Олимпе золотой дворец для богов:
1) Арес; 2) Аполлон; 3) Гефест; 4) Дионис.
8. Кого из богов сопровождали музы:
1) Деметра; 2) Аполлон; 3) Аид; 4) Посейдон.
9. Какую богиню называли «воительница»:
1) Афродита; 2) Афина; 3) Гера; 4) Деметра.
10.Как называли бога войны в Греции:
1) Арес; 2) Гефест; 3) Гермес; 4) Дионис.
11. Определите дату Марафонской битвы.
1) 480 г. до н.э.; 2) 443 г. до н.э.; 3) 490 г. до н.э.; 4) 479 г. до н.э.
12. Место для сооружения храмов в Афинах называлось:
1) акрополь; 2) агора; 3) керамик; 4) форум.
13. Продолжите своими словами: Демократия- это…
14. Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»:
1) Фидий; 2) Геродот; 3) Сократ; 4) Гомер
15. Триера- это:
1) площадка для тренировок; 2) лёгкий маневренный корабль греков;
3) школа для борьбы; 4) форма построения македонских солдат.
16. Найдите ошибки в тексте.
- Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.
17. Пелопонес – это
1) Северная часть Греции; 2) Средняя часть Греции; 3) Южная часть Греции.
18. Кто из первых стратегов 15 лет занимал эту должность в Афинах?
1) Фемистокл; 2) Перикл; 3) Солон; 4) Драконт.
Контрольный работа «Древняя Греция». 5 класс
Вариант №2
1. Верны ли следующие утверждения:
• А. Главным средством сообщения между областями Греции были сухопутные пути.
• Б. Одним из главных продуктов, которым славилась Греция, было оливковое масло.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба утверждения; 4) оба утверждения неверны.
2. Какое событие легло в основу поэмы Гомера «Одиссея»?
1) возвращение царя Одиссея на Итаку; 2) гибель троянского героя Гектора;
3) похищение Парисом Елены Прекрасной; 4) гибель Ахиллеса.
3. Предводителем похода греков на Трою был царь Микен:
1) Одиссей; 2) Агамемнон; 3) Ахиллес; 4) Менелай.
4. Кому из героев поэмы «Илиада» принадлежат слова:
Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом!
Старца, такого ж как я, на пороге старости скорбной!
1) Гектору; 2) Приаму; 3) Патроклу; 4) Менелаю.
5. Как звали древнегреческую богиню любви и красоты:
1) Артемида; 2) Деметра; 3) Афина; 4) Афродита.
6. Какого бога греки изображали с трезубцем в руках:
1) Зевса; 2) Посейдона; 3) Аида; 4) Аполлона.
7. Кто из богов помог грекам, сражавшимся под Троей, построить деревянного коня:
1) Арес; 2) Афина; 3) Гера; 4) Гефест.
8. Как звали одного из самых любимых и веселых богов греков:
1) Зевс; 2) Дионис; 3) Аид; 4) Аполлон.
9. Какого бога называли «громовержец»:
1) Арес; 2) Гермес; 3) Посейдон; 4) Зевс.
10. Какого бога греки изображали в сандалиях с крылышками:
1) Гермеса; 2) Гефеста; 3) Диониса; 4) Аида.
11.Определите дату Саламинской битвы.
1) 1480 г.д.н.э.; 2) 443 г.д.н.э.; 3) 480 г.д.н.э.; 4) 490 г. до н.э.
12.Торговая площадь в Афинах называлась:
1) форум; 2) агора; 3) керамик 4) акрополь.
13. Продолжите своими словами: Колония- это
14.Известный греческий скульптор, автор статуи Афины:
1) Фидий; 2) Гомер; 3) Каликрат; 5) Мирон.
15. Палестра- это:
1) площадка для тренировок; 2) место учебных занятий;
3) школа для борьбы; 4) гимнастический зал.
16. Найдите ошибки в тексте.
- Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
17. Какое из перечисленных морей омывает Грецию?
1) Черное море; 2) Красное море; 3) Мраморное море; 4) Ионическое море.
18. Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом:
1) Колонна; 2) Портик; 3) Фронтон; 4) Базилика.
Ключ к контрольному тесту «Древняя Греция». 5 класс
Вариант 1.
1 2- 2 3- 3 4- 2 5- 1 6- 2 7- 3 8- 2 9- 2 10- 1 11- 3 12- 1 13- власть народа 14- 2 15- 316- освободил только рабов- греков, рабы- чужеземцы остались. 17- 3 18 - 2
Вариант 2.
1- 2 2- 1 3- 2 4- 2 5- 4 6- 2 7- 2 8- 29- 4 10- 1 11- 3 12- 2 13- поселения, основанные моряками в чужих землях 14- 1 15- 3 16- 4 17- 4 18- 4.
Контрольная работа «Древний мир» 5 класс.
1 «Отцом истории» принято называть:
а) Полибия б) Геродота
в) Гомера в) Цезаря
2.Какая империя пала позже других?
а) Египетская б) Персидская
в) Македонская в) Римская
3.Первый алфавит был создан:
а) египтянами б) римлянами
в) финикийцами г) китайцами
4.Эта религия отрицает неравенство людей, призывает к отказу от всех желаний, проповедует идею переселения душ. Её основатель-принц Сиддхартха Гаутама.
а) конфуцианство б) христианство
в) ислам г) буддизм
5.Полисом называли:
а) беглого раба
б) летний месяц
в) город-государство
г) бога войны у персов
6.Отметьте термин, относящийся к римскому военному искусству:
а) фаланга б) триера
в) пищаль в) легион
7.Отметьте имя основателя Римской империи:
а) Ромул б) Цицерон
б) Помпей в) Октавиан Август
8. Бумага была изобретена во II веке до н.э. в:
а) империи инков б) Римской империи
в) Китае г) Японии
9. Полководец, возглавлявший армию Карфагена в борьбе с Римом:
а) Ганнибал б) Александр
в) Пирр г) Атилла
10. Какие события происходили в данные годы 334 – 323 гг. до н.э.? Ответ напишите.
______________________________________
11. Богом древних египтян был:
а) Будда б) Аллах
в) Яхве г) Осирис
12. Потомки древнейших жителей Рима называли себя:
а) феодалы б) рыцари
в) патриции г) плебеи
13. Прочитайте и соотнесите имя исторического деятеля и его вклад в историю и культуру Греции:
а) Демосфен 1) скульптура "Дискобол"
б) Гомер 2) борьба с Македонией
в) Мирон 3) создатель демократии
г) Аристотель 4) великий философ
д) Фидий 5) автор «Илиады»
е) Солон 6) статуя Афины
14. Соотнесите "крылатые слова" с их значениями:
а) Авгиевы конюшни 1) бесконечная работа
б) между Сциллой и Харибдой 2) мерка, под которую пытаются подогнать всё и всех
в) нить Ариадны 3) неожиданная помощь, выход из сложного положения
г) работа Пенелопы 4) грязное, запущенное место
д) Прокрустово ложе 5) оказаться в окружении опасностей
15. Выберите из списка главные реки: (Евфрат, Ганг, Тигр, Инд, Нил, Янцзы, Хуанхэ)
а) Индии ___________________,
б) Китая____________________,
в) Месопотамии_______________..
16. Выберите правильный ответ:
1) жизнеописание Иисуса Христа а) Талмуд б) Коран в) Евангелие
2) объединение христиан а) союз б) партия в) община
3) Иисус родился в городе а) Рим б) Вифлеем г) Иерусалим
17. Прочтите высказывания и отметьте черты, характеризующие "варваров" в I - III в.:
- исповедовали буддизм - оседлый образ жизни
- язычники - демократическое управление
- жили родами и племенами - управлял император
- имели рабов - не знали рабства
18. Учёного археолога попросили определить подлинность меча с надписью «Этот гладиус был выкован по приказу Спартака в 74 г. до н.э.». Учёный уверенно заявил, что данный меч – подделка. Почему он так решил?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Как бы ответил римлянин на вопрос: “В каком году родился Иисус Христос?”. Объясните ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Мог ли Ромул что-либо слышать об Олимпийских играх и о Греко-персидских войнах? Ответ обоснуйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методические материалы
Всеобщая история. «История древнего мира» 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений А.А. Вигасин, Г.И. Годер,И.С. Свеницицкой –М., 2015.
История Древнего мира. Атлас с комплектом контурных карт.2016г.
Методическая литература:
Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции – М,2012.
Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф Хрестоматия по истории Древнего мира – М.,2014
Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима –М,2010г.
Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира-М.,2014г.
Электронные образовательные ресурсы:
Электронный учебник по истории Древнего мира за 5 класс
Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы - MyTestPro.
Памятка по работе с историческим документом
Виды исторических источников:
1. Памятники материальной культуры (музейные экспонаты, архитектурные сооружения и другие);
2.Письменные источники: былины, песни, предания, пословицы, законодательство, государственные и частные акты; публицистические и художественные произведения;
3.Вещественные источники;
4.Этнографические;
5.Лингвистические;
6.Этнографические;
7.Устные или фольклорные.
С историческими источниками неразрывно связаны исторические документы. Рассмотрим виды исторических документов: документы повествовательно-описательного характера, документы актового характера, памятники художественного слова.
Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий.
Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи).
К памятникам художественного слова относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).
Поэтому существуют различные виды классификаций исторических документов.
Историки, методисты Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова предлагают следующую классификацию исторических документов:
- документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.;
- документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.;
- документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.;
- документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения;
- документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев;
- документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и прочее.
Наиболее стройную систему классификации и систематизации письменных источников выдвигает Л.Н. Пушкарев:
Картографические: карты, исторические планы; б) политические планы;
Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика;
Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические;
Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка;
Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары;
Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести;
Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи;
Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.
Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:
- чтение и анализ;
- выписки определений понятий, основных положений,
- выделение главной идеи;
- комментированное чтение;
- коллективный разбор текста;
- формулирование вопросов к тексту;
- обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
- выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
- анализ аргументации авторов;
-нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
- формулирование обобщенных выводов;
- выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
- составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта.
Памятка по работе с историческим документом
1. Определите вид исторического документа. С каким видом исторических источников он неразрывно связан?
2. Прочитайте документ, отберите из него яркие описания фактов, образные сравнения, эпитеты.
3. Выберите из множества приемов работы с историческими текстами наиболее эффективный для вас.
4. Составьте рассказ, объединяя материал из учебника и документа.
Памятка учащимся для работы с контурной картой.
Что такое контурная карта?
- Историческая контурная карта - это особый вид карт, позволяющий изобразить любые объекты, процессы, события с помощью условных обозначений.
- Контурные карты называются так потому, что на них обозначены только общие очертания тех или иных объектов.
Зачем нужно выполнять задания в контурной карте на уроках истории?
- Заполнять контурные карты на уроках истории учащимся задают для того, чтобы они лучше усвоили материал;
- Задания, выполняемые в контурной карте, развивают память, внимание, художественное воображение и пространственное восприятие;
- Задания, выполняемые в контурной карте, способствуют запоминанию картографического содержания.
Легенда карты – это перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.
Порядок выполнения работы в контурной карте.
При выполнении задания в контурной карте, как правило, используется атлас или карта учебника.
Прежде чем приступить к работе, необходимо определиться с темой и периодом, по которому будете выполнять задания. Каждая контурная карта и карта атласа имеют название. Необходимо по теме контурной карты найти соответствующую карту атласа.
Прочитайте задания, которые необходимо выполнить в контурной карте и проанализируйте карту атласа, ее легенду, найдите соответствующие обозначения, определитесь, как и где вы будете наносить обозначения на карте. Для того, чтобы определить, как расположить тот или иной объект, в контурных картах есть подсказки: подписаны реки, территории государств условно обозначены контуром, подписаны и обозначены моря.
Заполнение контурной карты необходимо делать цветными карандашами, подписывать города, государства и т.п. или остро заточенным карандашом, или ручкой (но не гелевой). Категорически запрещается использовать фломастер, краски, гуашь.
При закрашивании территорий обязательно обратите внимание, где территория закрашивается более темным цветом, а где более светлым цветом - это имеет значение. Закрашивание должно наноситься аккуратно и так, чтобы были видны надписи, не прослеживались штрихи закрашивания от карандаша.
Обозначения должны наноситься правильно, как в легенде карты атласа (в легенде четко указано, как обозначить ту или иную битву, границы, зависимость территорий от других государств и т.д.).
В контурной карте необходимо заполнить условные обозначения, т.е. вы создаете легенду своей контурной карты. Без заполнения условных обозначений будет непонятно, как вы выполнили задания и что, где обозначили.
В контурной карте выполняются только те задания, которые даны или в самой контурной карте, или учителем. Лишние обозначения, закрашивания не делаются.
Если подписи городов или других объектов слишком длинные и занимают много места, поставьте цифру и поясните ее в легенде карты, надписи не должны выходить за территории названия, также не должны наслаиваться друг на друга, должны быть четкими. Большие города пишутся более крупными буквами, маленькие менее крупными. Как правило, используются печатные буквы.
35