Программа «Мой выбор» (Передпрофильная подготовка для 9 класса)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 94» городского округа г. Уфа
Республики Башкортостан.
ПРИНЯТО Руководитель РМО _________(И.А. Королева) Протокол № 1 от 30.05.2017г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР ____________(А.Г. Ягудина) от «___»________20__ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ лицей № 94 __________Н.В.Асеева от «__»____20__ |
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Передпрофильная подготовка»
для 9 класса
2017-2018 учебный год
Разработчик: Ломакина Вера Васильевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
2. Пояснительная записка.
Программа предназначена для проведения элективного курса с учащимися
9 – го класса в системе профработы.
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.
Технология выбора профиля в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно. Под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.
Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.
Разработанный нами элективный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.
Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей) по принципу один модуль - одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего, (среднего общего) образования, на основе учебного плана МБОУ лицей № 94, примерной программы учебного курса «Предпрофильная подготовка» и учебно-методического комплекса.
Формирование профессиональной направленности у учащихся – процесс нелегкий и продолжительный. Поэтому целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности нужно начинать еще в раннем возрасте.
Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют, как наиболее типично, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.
Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень, он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего. Полноценное переживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень. Позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
Нам представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого – педагогических условий лежит реализация в работе с детьми принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого. В процессе осуществления совместной деятельности (игры, учения, общения, труда) формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым.
Использование принципа деятельностного подхода в разработке данной программы (теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии подростка предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощный развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка.
Профессиональное самоопределение учащихся 9- го класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно – ориентационной и коммуникативной деятельности.
Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно – ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно – ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.
При составлении данного курса, мы опирались на следующие методические принципы:
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
- принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;
- принцип учета объема материала, предполагающий несение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;
- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;
- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников, педагогов.
Цель курса:
- подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения, составлению первичного профессионального плана;
- открытие перед девятиклассниками перспектив в дальнейшем личностном росте;
- овладение способами конструктивного взаимодействия с людьми для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Задачи курса:
- изучение профессиональной направленности учащихся;
- расширение системы представлений девятиклассников о мире профессий, их содержании и востребованности в настоящее время;
- совершенствование знаний подростков о себе, своих интересах, склонностях, потребностях, способностях и других психологических особенностях;
- развитие способностей самопознания, саморазвития, самореализации;
- формирование адекватной самооценки;
- повышение уровня психологической компетентности учащихся;
- п компетентности в общении, как необходимое условие успешной деятельности.
С детьми проводятся диагностические методики:
- методика «Профиль» - определение направления профессиональной деятельности («Карта интересов», модификация Резапкиной),
- опросник типа мышления (сокращенный вариант),
- методика изучения профессиональных склонностей (опросник Л.А. Йовайши – модификация Резапкиной).
- методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» - Г.В. Резапкиной);
- опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной);
- опросник тип мышления (сокращенный вариант);
- тест Айзенка (определение типа темперамента);
- диагностические методики изучения познавательных процессов (мышления, памяти);
- методика «корректурная проба»;
- методика Беннета (оценка уровня технического мышления);
- методика ОПГ А.Н. Кабардовой;
- активизирующая профориентационная методика «За и против – 1,2» Н.С. Пряжникова.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Используются:
- групповые дискуссии,
- ролевые игры,
- переживание профессиональных ситуаций («профессиональные пробы»),
- моделирование мира человека конкретной профессии,
- диагностику личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями профессии,
- групповые занятия с элементами тренинга.
В течение всех этапов участники работают с личными дневниками, в которые вносят результаты психологической диагностики различных профессиональных проб, личные размышления.
Межпредметные связи прослеживаются в интеграции элективного курса «Предпрофильная подготовка» практически со всеми предметами школьного образования. Поддерживание межпредметных связей помогает всестороннему развитию ученика.
Рабочая учебная программа разработана для обучения школьников 9-го класса, рассчитана на 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю в 1-м и 2-м полугодии.
Учебный процесс организован классно-урочной системой обучения. Класс работает по единому годовому плану и программе, что позволяет четко упорядочить весь учебно - воспитательный процесс. Учащиеся взаимодействуют между собой в процессе коллективного обсуждения творческих работ, коллективного поиска решения поставленных задач.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Ожидаемые результаты:
Программа предполагает длительное непрерывное обучение, с кратностью проведения не чаще одного урока в неделю и не реже одного урока в две недели.
Ожидаемые результаты этого курса связаны с оптимизацией условий жизни и развития детей, повышением их социального и личностного статуса, формированием навыков деятельности и поведения, гармонизацией сенсорной, моторной, эмоциональной и познавательной сфер личности.
Эффективность работы зависит от многих факторов и предполагает поэтапную возрастную преемственность коррекционно – развивающих методов и программ.
Об успехе деятельности, о степени достижения ожидаемых результатов можно судить по системе показателей. К числу таких показателей относятся изменения в психоэмоциональном состоянии личности, системы навыков и индивидуально – психологических свойств личности, особенностях поведения и социальной ситуации развития. В число таких показателей входят количественные и качественные признаки, которые могут быть замерены и отслежены с помощью процедур диагностики, наблюдения, опроса, а также анализа по сравнению с контрольной группой
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Что я знаю о своих возможностях |
8 |
2 |
Что я знаю о профессиях |
9 |
3 |
Способности и профессиональная пригодность |
8 |
4 |
Планирование профессиональной карьеры |
8 |
Итого |
33 |
Содержание тем учебного курса
Самооценка и уровень притязаний. 1 час. Знакомство с учащимися. Самопрезентация. Что такое самооценка. Тест «Самооценка». Формула самооценки. Вопросы на понимание темы урока.
Темперамент и профессия. 1 час. Темперамент и свойства нервной системы. Определение темперамента учащихся. Вопросы на понимание темы урока.
Чувства и эмоции. 1 час. Упражнение «Мимика», упражнение «Угадай эмоцию», тест «Басса-Дарки». Вопросы на понимание темы урока.
Что такое стресс. 1 час. Какие качества провоцируют конфликт. Тест «Определение уровня тревожности», Оценка школьных ситуаций. Правила оптимиста. Вопросы на понимание темы урока.
Определение типа мышления. 1 час. Что такое мышление. Черты мышления. Талантливые люди. Определение типа мышления. Как развивать мышление. Вопросы на понимание темы урока.
Внимание и память. 1 час. Что такое внимание. Упражнение «Двойной счет». Упражнение «Муха». Что такое память. Классификация видов памяти. Как тренировать память. Вопросы на понимание темы урока.
Уровень внутренней свободы. 1 час. Что такое уровень внутренней свободы. Тест на определение уровня внутренней свободы. Вопросы на понимание темы урока.
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях». 1 час. Повторение основных понятий раздела. Заполнение таблицы с результатами диагностики. Психологический кроссворд.
Классификация профессий, признаки профессии. 1 час. Игра «Назови профессию». Пять групп профессий по Климову. Пирамида Климова. Вопросы на понимание темы урока.
Формула профессии. Профессия, специальность, должность. 2 часа. Что такое профессия. Упражнение «Найди профессию». Признаки профессии. Методика Пряжникова.
Определение типа будущей профессии. 2 часа. Игра «Аукцион». Тест на определение типа будущей профессии. Обработка результатов.
Интересы и склонности в выборе профессии. 1 час. Методика «Профиль». Чтение отрывка из романа Марка Твена. Обсуждение.
Определение профессионального типа личности. 1 час. Методика Голланда. Упражнение «По горячим следам». Обработка результатов.
Профессионально важные качества. 1 час. Работа в группах. Игра «Молчание – знак согласия». Обсуждение «Успешный человек».
Профессия и здоровье. 1 час. Требования к здоровью профессионального человека. Медицинские ограниченния профессиональной пригодности. Анкета «Мое здоровье». Памятка «10 шагов к уверенности в себе».
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». 1 час. Заполнение таблицы Моя будущая профессия». Психологический кроссворд.
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. 1 час. Определение технических способностей. Упражнение «Ничего не трогайте Ватсон». Чтение рассказа «Левша», обсуждение.
Способности к интеллектуальным видам деятельности. 1 час. Тест умственного развития.
Способности к профессиям социального типа. 1 час. Тест Томаса. Ролевая игра «Конфликт».
Способности к офисным видам деятельности. 1 час. Упражнение «Атрибуты». Тест «Интеллектуальная лабильность» Резяпкиной. Упражнение «Клавиатура».
Способность к предпринимательской деятельности. 1 час. Упражнение «Я - руководитель». Тест «Акулы и дельфины». Упражнение «Честь превыше прибыли».
Эстетические способности. 1 час. Упражнение «Мыслитель и художник». Чтение отрывка об изобретение телеграфа. Обсуждение.
Уровни профессиональной пригодности. 1 час. Профессиональная непригодность к конкретной профессии. Призвание – высший уровень профессиональной пригодности.
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». 1 час. Задание «Мои способности». Психологический кроссворд».
Мотивы и потребности. 1 час. Что такое мотив. Что такое мотивация. Определение уровня мотивации. Пирамида потребностей Маслоу.
Ошибки в выборе профессии. 1 час. Возможные ошибки в выборе профессии. Игра «Оптимисты и скептики». Чтение отрывка из рассказа Чехова. Обсуждение.
Современный рынок труда. 1 час. Информация о «нужных» профессиях», Игра «Мышеловки».
Пути получения профессии. 1 час. Матрица профессионального выбора. Выбор профессии и специальности подходящих для каждого.
Навыки самопрезентации. 2 час. Упражнение «Личное пространство». Игра «Работа над ошибками». Составление резюме.
Стратегия выбора профессии. 1 час. Формула «Хочу-могу-надо». Упражнение «Машина времени».
Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». 1 час. Заполнение таблицы «За и против».
Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия». 1 час. Конкурс творческих работ «Я и моя будущая профессия».
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Ворастная психология. – М.: Владос, 1998.
2. Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. – Калуга, 1998.
3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
4. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев,1997.
5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 2004.
6. Климов Е.А. Путь в профессию. – М., 2009.
7.Кривцова С.В,, Мухаматулина Е.Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М., 2007.
8. Основы профессиональной культуры./Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.
9. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., Просвещение, 2001.
10. Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. М., 2001.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Сроки проведения |
1 |
Самооценка и уровень притязаний. |
1 |
1 неделя сентября |
2 |
Темперамент и профессия |
1 |
2 неделя сентября |
3 |
Чувства и эмоции |
1 |
3 неделя сентября |
4 |
Что такое стресс |
1 |
4 неделя сентября |
5 |
Определения типа мышления. |
1 |
5 неделя сентября |
6 |
Внимание и память |
1 |
1 неделя октября |
7 |
Уровень внутренней свободы. |
1 |
2 неделя октября |
8 |
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях». |
1 |
3 неделя октября |
9 |
Классификации профессий. Признаки профессии. |
1 |
4 неделя октября |
10-11 |
Формула профессии. Профессия, специальность, должность. |
2 |
2,3 неделя ноября |
12-13 |
Определение типа будущей профессии. |
2 |
4 неделя ноября,1 неделя декабря |
14 |
Интересы и склонности в выборе профессии. |
1 |
2 неделя декабря |
15 |
Профессионально важные качества. |
1 |
3 неделя декабря |
16 |
Профессия и здоровье. |
1 |
4 неделя декабря |
17 |
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях». |
1 |
5 неделя декабря |
18 |
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. |
1 |
3 неделя января |
19 |
Способности к интеллектуальным видам деятельности. |
1 |
4 неделя января |
20 |
Способности к профессиям социального типа. |
1 |
5 неделя января |
21 |
Способности к офисным видам деятельности |
1 |
1 неделя февраля |
22 |
Способность к предпринимательской деятельности. |
1 |
2 неделя февраля |
23 |
Эстетические способности. |
1 |
3 неделя февраля |
24 |
Уровни профессиональной пригодности. |
1 |
4 неделя февраля |
25 |
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность». |
1 |
1 неделя марта |
26 |
Мотивы и потребности. |
1 |
2 неделя марта |
27 |
Ошибки в выборе профессии. |
1 |
3 неделя марта |
28-29 |
Современный рынок труда. |
2 |
2,3 неделя апреля |
30- 31 |
Навыки самопрезентации |
2 |
4,5 неделя апреля |
32 |
Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры». |
1 |
2 неделя мая |
33 |
Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия». |
1 |
3 неделя мая |