Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя географии МБОУ «Адашевская средняя общеобразовательная школа» Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия
Киселева Николая Александровича
(педагогический стаж – 27 лет, первая квалификационная категория)
Педагогическая проблема
«Формирование исследовательских навыков и умений обучающихся на уроках географии и во внеурочное время»
1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно - деятельностный подход, который отражается на всех этапах планирования и организации работы учащихся: формулировке целей обучения, содержании изучаемого предмета, методах и средствах, а в конечном итоге, результатах обучения.
Системно - деятельностный подход теснейшим образом связан с формированием и оценкой метапредметных результатов обучения. В тексте ФГОС отмечается, что основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового проекта.
Проектная деятельность (или, если взять шире, проектно-исследовательская) давно и прочно заняла своё место в методике обучения географии.
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в « Концепции модернизации российского образования» говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности решаю следующие задачи:
-обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
- учить приемам осмысленной географической мысле-деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и от стаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
- помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;
- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его, направляя на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.
Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины.
Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительные мотивации к географии. Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.
Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе.
Поэтому свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс. Основными отличиями подобных уроков являются:
Обязательное наличие проблемной ситуации.
Максимальная степень самостоятельности учащихся
Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме
.
При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:
Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
Работа должна быть адресована всему классу.
Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Австралии (урок изучения нового материала)
Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов, гидрологов:
– картографы определяют географическое положение материка;
– геоморфологи исследуют рельеф;
– геологи объясняют строение земной коры;
– климатологи определят климат;
– гидрологи проектируют картину внутренних вод.
Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Дна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы неизвестного материка.
Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех – предлагаю обсудить следующие вопросы:
Как вы мыслите решение поставленной задачи?
Что необходимо знать ( или вспомнить) для работы?
Какие карты будете использовать?
Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?
В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).
Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Австралии от других материков?
(малой площадью, удалённостью, древностью земной коры, отсутствием вулканов, сухостью климата, богатством подземных вод и т.д.)
Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.
В 6 классе на уроках практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности. В старших классах учащиеся самостоятельно исследуют государства выявляя особенности хозяйства используя при этом не только учебник, но и другие ресурсы, в частности интернет ресурсы, делают презентацию, защищают. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей мысли, и т. д. Способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, развитию навыков контроля и самоконтроля, развитию аналитического, критического мышления.
Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Неслучайно, древнекитайская мудрость гласит:
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Практическая значимость состоит в том, чтобы: научить моих учеников творческому мышлению, логическому изложению материала, самостоятельному поиску знаний, самоорганизации и самооценке.
Для учителя – это возможность лучше узнать своих учеников, расширяет контакты на профессиональном уровне с коллегами из других учебных заведений, преподавателями вузов, родителями учащихся.
Концептуальность. Своеобразие проектно-исследовательской деятельности определяется её целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Научная новизна. Выявлены психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся посредством включения в учебный процесс регионального содержания.
Самостоятельность, естественность, наглядность или экспериментальность – основные принципы проектно- исследовательской деятельности школьников.
Они дают ученику большую свободу мыслительной деятельности, возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей работы. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования.
При решении проблемных ситуаций рекомендуется использовать следующие методические приёмы: учить выдвижению гипотез с помощью познавательных вопросов; использование аналогий основанных на приёме сравнения по сходству характерных особенностей объекта, явления или факторов, определяющих эти особенности.
Наличие теоретической базы опыта.
Психолого-педагогической базой личностно-ориентированного обучения стали работы В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Исследовательская деятельность учителя в контексте научно-методической работы рассматривалась в трудах Б.С. Бергушева, А. М. Моисеева. Значительный вклад в разработку теории исследовательской и творческой деятельности учителя внесли Ю.К. Бабанский, А.М. Моисеева.
Теоретической базой опытнической деятельности послужили труды З.И. Калмыковой (1981), Л.Н. Сухоруковой (2007) и И.С. Якиманской (1996).
С опорой на них можно утверждать, что при личностно-ориентированном обучении в целом, географии, в частности, каждому ученику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении с учётом собственных потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта. Содержание школьного географического образования, его средства. Методы, методики, технологии в этом случае должны подбираться и организовываться так, чтобы каждый учащийся мог проявить избирательность в выборе предметного материала, его виде и форме.
Такая обученность создает профессиональную и социальную адаптацию в обществе, а образованность формирует индивидуальное восприятие мира систем живой и неживой природы, возможность его адекватного творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпритации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и установок. Основной акцент при данном обучении делается на совокупности знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру природы, что выступает основной целью современного географического образования.
Большое внимание исследовательской деятельности учащихся уделяют российские географы: И.И. Баринова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, Е.А. Чернихова и другие.
Ведущей педагогической идеей является формирование и развитие у учащихся поисково-исследовательских навыков и умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания.
Оптимальными и эффективными средствами достижения желаемых результатов предметной подготовки школьников являются: грамотно-сформулированные цели / задачи с позиции установок личностно-ориентированного подхода, соответствующее содержание географического образования; формы (индивидуальная работа, уроки-лекции, практическая работа исследовательской направленности, самостоятельная работа, семинар-дискуссия, урок-путешествие; домашняя работа творческой направленности); методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский, метод-проектов); методики / технологии (проведение географического эксперимента, проектные, исследовательские технологии, ИКТ, проблемное обучение), способствующие максимальному развитию каждого ученика на «предметном содержании».
Результативность опыта. Проводимая системная работа по развитию творческих способностей, формированию логического мышления позволяют мне получить высокие результаты подготовки учащихся.
Систематическая работа с одарёнными детьми позволила добиться положительных результатов. Мои ученики являются победителями и призерами муниципальных, республиканских конкурсов исследовательских работ, краеведческих олимпиад, (грамоты, дипломы прилагаются)
Учебный год | | |
География (КЗ) | | |
2011-2012 | 65% | |
2012-2013 | 66% | |
2013-2014 | 60% | |
2014-2015 | 70% | |
2015-2016 | 60% | |
Количество учащихся- призёров муниципальной Всероссийской предметной олимпиады школьников по географии.
2014-15 уч.год | Самсонова Александра Мишанина Ирина Радаев Станислав | 9 10 11 | Призёр Призёр Призёр | География География География |
Позитивны результаты внеурочной деятельности обучающихся
по географии и ОБЖ.
ФИО | уровень | Название конкурса | результат | год |
Радаев Станислав | республиканский | III Открытый чемпионат РМ по географии среди школьников | победитель | 2014 |
Мишанина Ирина | республиканский | VI Республиканской интернет- олимпиаде по географии. | II место | 2015 |
Самсонова Александра | республиканский | VII Республиканской интернет- олимпиаде по географии. | II место | 2016 |
Мишанина Ирина | республиканский | VII Республиканской интернет- олимпиаде по географии. | I место | 2016 |
Уторов Руслан | всероссийский | Всероссийская интернет-олимпиада для школьников на знание правил дорожного движения «Дорога без опасности» | участник | 2015 |
Ломакин Артем | участник | |||
Романов Иван | участник | |||
Инкин Анатолий | участник | |||
Киселева Алина | всероссийский | Всероссийский конкурс: «Человек и космос» | I место в регионе | 2016 |
Шиндякова Лада | II место в регионе | |||
Мишанина Ирина | III место в регионе | |||
Мишанина Ирина | всероссийский | Всероссийский конкурс: «Россия. Природные богатства» | I место в регионе | 2016 |
Киселева Алина | II место в регионе | |||
Шиндякова Лада | ||||
III место в регионе | ||||
Чекашов Владимир | всероссийский | Всероссийский конкурс: «Россия. Вооруженные силы» | I место в регионе | 2016 |
Уторов Руслан | ||||
I место в регионе | ||||
Романов Иван | ||||
участник | ||||
Киселева Елизавета | республиканский | Евсевьевская открытая олимпиада школьников по предмету ОБЖ. | участник | 2016 |
Агеева Екатерина | участник | |||
Шичинова Олеся | участник | |||
Чекашов Владимиро | ||||
участник | ||||
Матюшкин Иван | всероссийский | Международный дистанционном блиц-турнир по географии «Глобус мира» проекта «Новый урок» | I место | 2016 |
Мишанина Ирина | I место | |||
Самсонова Александра | I место | |||
Радаев Александр | II место |
С целью тиражирования педагогического опыта я выступал на конференциях, семинарах, конкурсах, педагогических советах, на муниципальном уровне.
Информационно-обучающий семинар учителей географии Кадошкинского муниципального района 2017 года.
Активно сотрудничаю с местной редакцией газеты «Возрождение», ежегодно публикуются материалы из опыта работы.
В рамках обмена опытом мною разработаны и проведены уроки и внеклассные мероприятия. С исследовательскими и проектными работами учащиеся принимали участие в муниципальных, республиканских конкурсах (справки прилагаются)
Созданная мною система использования проектно-исследовательских методов обучения учащихся позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования, учащиеся называют географию одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету.
Таким образом, мой педагогический опыт имеет, на мой взгляд, убедительное подтверждение!!