Конспект урока информатики «Представление текстовой информации в памяти компьютера. Кодировочные таблицы» (7 класс)
Конспект урока по теме «Представление текстовой информации в памяти компьютера. Кодировочные таблицы».
Цель урока: сформировать у обучающихся понятия «кодировочная таблица» и научить кодировать и декодировать сообщения с помощью кодировочных таблиц
Задачи:
Образовательные: рассмотреть понятие “кодировочная таблица”; изучить ее структуру, рассмотреть, как текстовая информация представлена в компьютере, научить решать задачи по теме «кодирование текстовой информации»;
Развивающие: способствовать развитию словаря терминов, умению конспектировать, самоконтроля, развивать у учащихся внимание, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы; развивать теоретическое, творческое, логическое мышление,
Воспитательные: стимулировать познавательную деятельность учащихся, прививать интерес к предмету.
Содержание учебного материала
Основные понятия: кодировочная таблица, ASCII, кодирование, декодирование.
Тип урока: урок получения новых знаний
Методы обучения: беседа, объяснение, метод практических работ.
Приемы обучения: демонстрация слайдов.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Контроль работы учащихся: практическая работа.
Результат учебного занятия: знать основные понятия, уметь кодировать и декодировать сообщения.
Оборудование: компьютер учителя, проектор, ученические компьютеры
ЭОР: презентация «Кодировочные таблицы»;
Ход урока.
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 2 мин.
Мотивационное начало урока - 3 мин.
Изучение нового материала – 15 мин.
Закрепление изученного материала – 15 мин.
Подведение итогов урока, рефлексия - 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
Актуализация знаний.
Учитель: на прошлом уроке мы написали контрольную работу и завершили изучение темы «Компьютер: устройство и программное обеспечение». Теперь, зная, что компьютер предназначен для работы с информацией, нам предстоит изучить, как она (информация) представлена в компьютере и что с ней можно делать. В начале года мы рассматривали 5 видов информации по способу представления в компьютере, давайте их вспомним.
Учащиеся: текстовая, числовая, графическая, звуковая и видеоинформация (смешанная).
Учитель: верно, а начнем мы с текстовой информации. Подпишите тему, которую мы будем изучать несколько уроков – «Текстовая информация и компьютер».
Учащиеся подписывают тему.
Учитель: в этой теме вы узнаете, как тексты представляются в компьютере, как создаются, обрабатываются и хранятся, здесь мы будем и решать задачи, и выполнять практические работы за компьютером. Итак, начнем.
Мотивационное начало урока.
Учитель: сегодня на школьную электронную почту поступило необычное письмо, когда его открыли, то увидели непонятные символы, которые никто не смог прочитать, поэтому нас с вами попросили помочь.
Давайте рассуждать логически, если письмо пришло по электронной почте, значит, оно напечатано на компьютере. А кто помнит, как вся информация представлена в компьютере, в виде чего?
Учащиеся: в виде 0 и 1, в виде двоичного кода.
Учитель: правильно.
Когда мы нажимаем на клавиатуре клавишу с символом, в компьютер поступает последовательность из 0 и 1, так как клавиатура является устройством ввода и переводит информацию из понятной нам формы в форму, которая понятна компьютеру. При выводе символов на экран происходит обратный процесс, монитор является устройством вывода и переводит информацию из двоичного кода в понятный для нас вид.
Для каждого символа, который есть на клавиатуре, существует свой код, который хранится в специальной таблице. Такая таблица называется кодировочной, о ней мы сегодня на уроке и поговорим. Запишите тему первого урока – «Кодировочные таблицы».
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Учитель: давайте вместе попробуем сформулировать цели урока, что сегодня нам предстоит сделать, что изучить?
Учащиеся: изучить, что такое кодировочная таблица, рассмотреть, как в ней хранятся символы, расшифровать сообщение.
Изучение нового материала.
Учитель: первоначально для разных типов ЭВМ использовались разные кодировочные таблицы, но со временем была принята общая для всех кодировочная таблица, которая носит название ASCII (American Standart Code for Information Interchange – американский стандартный код для обмена информацией), говоря точнее, общей для всех является лишь половина этой таблицы. Давайте обратимся к первой половине этой таблицы и перечислим, какие символы она содержит.
Учащиеся: английские буквы, причем прописные и строчные, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания.
Учитель: хорошо, обратите внимание, для каждого символа указан код из 0 и 1, это двоичный код, который хранится в компьютере, и обычный десятичный код, который привычен для нас, с ним мы сегодня и будем работать.
Посмотрите, с какого кода начинается первая часть этой таблицы?
Учащиеся: с номера 32
Учитель: Какой символ записан под этим номером? Если вы затрудняетесь ответить, то давайте вспомним, на какие клавиши мы нажимаем, когда печатаем текст, кроме букв и цифр?
Учащиеся: пробел, Enter, Backspace, delete и т.д.
Учитель: каждая из этих клавиш также имеет свой код, например под номером 32 – пробел. Давайте отметим структуру кодировочной таблицы у себя в тетради. Запишите, что коды с 0 по 32 отводятся под операции, с 33 по 127 – интернациональные (английские буквы, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания).
Для того чтобы напечатать текст нам этих символов мало, нам необходимо что?
Учащиеся: русские буквы.
Учитель: правильно, поэтому вторая часть таблицы – коды с 128 по 255 являются национальными, то есть для каждого алфавита свои буквы (в нашем случае буквы русского алфавита). Для кодирования русских букв используются различные таблицы, четыре из них представлены у вас на карточке, давайте потренируемся в кодировании и, наоборот, в декодировании сообщений.
Закрепление изученного материала
Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить первые два задания с карточки, в первом необходимо по кодам расшифровать слово, а во втором наоборот расшифровать, обязательно смотрите, какую таблицу для этого нужно будет использовать.
Задание:
№1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160
№2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».
Учащиеся выполняют задание.
Ответ:
№1. логика
№2. 200 237 244 238 240 236 224 242 232 234 224
Учитель: Теперь обратимся к заданию №3.
№3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
Учитель: сначала определим, какую часть таблицы использовали для кодирования? Первую или вторую?
Учащиеся: Первую, так как коды с 65 по 83.
Учитель: Какой самый простой способ решить это задание?
Учащиеся: Закодировать с помощью таблицы.
Учитель: некоторые задания по кодированию мы сможем выполнять и без таблицы. Давайте посмотрим, как расположены буквы в таблице?
Учащиеся: в алфавитном порядке
Учитель: правильно, а давайте посмотрим на коды маленьких букв и больших, что мы скажем?
Учащиеся: разница между десятичным кодом строчной буквы латинского алфавита и десятичным кодом соответствующей заглавной буквы равна 32.
Учитель: отметим эту особенность у себя в тетради, это справедливо только для английских букв. Приступим к №3.
№3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
Задание выполняется вместе с учителем.
Ответ: 98 97 115 95 99
Учитель: №4 решим тоже вместе.
№4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116
Учитель: если таблицы у нас не будет, то, что необходимо вспомнить для решения этого задания?
Учащиеся: английский алфавит.
Задание выполняется вместе с учителем.
Ответ: sport
Учитель: вернемся к нашему первоначальному заданию – зашифрованному сообщению. Теперь вы знаете, чтобы его понять, нужна кодировочная таблица. Давайте определим, какая нам понадобится. Внимательно посмотрите на символы и определите, с помощью какой таблицы было закодировано сообщение?
Учащиеся: СР1251
Учитель: правильно, с помощью нее мы получим коды символов, а затем их нужно перевести в буквы. Для этого какую таблицу будем использовать?
Учащиеся: СР866
Учитель: все сообщение разбито на три части, каждый ряд расшифровывает свою часть.
Учащиеся выполняют задание.
Ответ: Вы отлично справились с работой!
Учитель: все верно, именно такое сообщение прислали нашей школе, а вы, молодцы, помогли разобраться и тоже сегодня очень хорошо поработали. На самом деле такая ошибка может произойти когда при сохранении файла используют одну кодировку, а открытие происходит с помощью другой, как ее избежать, нам предстоит изучить на практике.
Подведение итогов урока и рефлексия.
Теперь давайте подведем итоги урока и оценим свою работу. Итак, давайте повторим, что сегодня мы нового узнали, и какие задачи научились решать?
Учащиеся: что такое кодировочная таблица – таблица, где для каждого символа существует свой двоичный код, из каких частей состоит таблица и какие символы она включает, научились кодировать и декодировать сообщения с помощью разных таблиц и решать задания на кодировку без использования таблиц.
Учитель: теперь заполните небольшую анкету, и оцените свою работу. Критерии оценки у вас указаны: если материал вам был понятен и вы все задания выполнили правильно, то оценка 5, если допустили одну-три ошибки при решении задач, но материал был понятен, то оценка 4, если материал был трудным и задания сделали с 4 и более ошибками, то оценка 3.
Учащиеся заполняют анкету.
Рефлексия
Моя оценка: «5» - материал понятен, задания выполнены без ошибок «4» - материал понятен, допущено не более 3 ошибок в заданиях «3» - материал был трудным и/или в заданиях допущено 4 и более ошибок | |
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже / не изменилось |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
Домашнее задание.
Учитель: домашнее задание на следующий урок (таблицы в учебнике, параграф 13):
Составить задание на отдельном листе по теме «Кодирование текстовой информации» по следующему плану:
Используя кодировочную таблицу … (СР1251 или СР866 или ISO 8859-5 или КОИ-8), закодируйте слово …
Используя кодировочную таблицу … (СР1251 или СР866 или ISO 8859-5 или КОИ-8), декодируйте следующий текст … … … … …
В таблице кодировки символов буква «… » (из англ. алфавита) имеет десятичный код ... Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано последовательностью десятичных кодов: … … … …?
Ответы записать на отдельном листе.
Пример задания:
№1. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».
№2. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160
№3.1. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
№3.2. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116
Задание
№1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160
№2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».
№3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
№4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116
Задание
№1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160
№2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».
№3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
№4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116
Задание
№1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160
№2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».
№3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
№4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116
Задание
№1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160
№2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».
№3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
№4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116
Задание
№1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160
№2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».
№3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.
№4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116
Моя оценка: «5» - материал понятен, задания выполнены без ошибок «4» - материал понятен, допущено не более 3 ошибок в заданиях «3» - материал был трудным и/или в заданиях допущено 4 и более ошибок | |
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже / не изменилось |
Материал урока мне был | понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Моя оценка: «5» - материал понятен, задания выполнены без ошибок «4» - материал понятен, допущено не более 3 ошибок в заданиях «3» - материал был трудным и/или в заданиях допущено 4 и более ошибок | |
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже / не изменилось |
Материал урока мне был | понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Моя оценка: «5» - материал понятен, задания выполнены без ошибок «4» - материал понятен, допущено не более 3 ошибок в заданиях «3» - материал был трудным и/или в заданиях допущено 4 и более ошибок | |
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже / не изменилось |
Материал урока мне был | понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
СР1251 СР866
ISO 8859-5 КОИ8-Р