12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соколова Дарья Михайловна32
3

Представление текстовой информации в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

Конспект урока по теме «Представление текстовой информации в памяти компьютера. Кодировочные таблицы».


Цель урока: сформировать у обучающихся понятия «кодировочная таблица» и научить кодировать и декодировать сообщения с помощью кодировочных таблиц

Задачи:

Образовательные: рассмотреть понятие “кодировочная таблица”; изучить ее структуру, рассмотреть, как текстовая информация представлена в компьютере, научить решать задачи по теме «кодирование текстовой информации»;

Развивающие: способствовать развитию словаря терминов, умению конспектировать, самоконтроля, развивать у учащихся внимание, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы; развивать теоретическое, твор­ческое, логическое мышление,

Воспитательные: стимулировать познавательную деятельность учащихся, прививать интерес к предмету.


Содержание учебного материала

Основные понятия: кодировочная таблица, ASCII, кодирование, декодирование.

Тип урока: урок получения новых знаний

Методы обучения: беседа, объяснение, метод практических работ.

Приемы обучения: демонстрация слайдов.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

Контроль работы учащихся: практическая работа.

Результат учебного занятия: знать основные понятия, уметь кодировать и декодировать сообщения.


Оборудование: компьютер учителя, проектор, ученические компьютеры

ЭОР: презентация «Кодировочные таблицы»;


Ход урока.

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация знаний – 2 мин.

Мотивационное начало урока  - 3 мин.

Изучение нового материала – 15 мин.

Закрепление изученного материала – 15 мин.

Подведение итогов урока, рефлексия - 3 мин.

Домашнее задание – 1 мин.


Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих.


Актуализация знаний.

Учитель: на прошлом уроке мы написали контрольную работу и завершили изучение темы «Компьютер: устройство и программное обеспечение». Теперь, зная, что компьютер предназначен для работы с информацией, нам предстоит изучить, как она (информация) представлена в компьютере и что с ней можно делать. В начале года мы рассматривали 5 видов информации по способу представления в компьютере, давайте их вспомним.

Учащиеся: текстовая, числовая, графическая, звуковая и видеоинформация (смешанная).

Учитель: верно, а начнем мы с текстовой информации. Подпишите тему, которую мы будем изучать несколько уроков – «Текстовая информация и компьютер».

Учащиеся подписывают тему.

Учитель: в этой теме вы узнаете, как тексты представляются в компьютере, как создаются, обрабатываются и хранятся, здесь мы будем и решать задачи, и выполнять практические работы за компьютером. Итак, начнем.


Мотивационное начало урока.

Учитель: сегодня на школьную электронную почту поступило необычное письмо, когда его открыли, то увидели непонятные символы, которые никто не смог прочитать, поэтому нас с вами попросили помочь.

Давайте рассуждать логически, если письмо пришло по электронной почте, значит, оно напечатано на компьютере. А кто помнит, как вся информация представлена в компьютере, в виде чего?

Учащиеся: в виде 0 и 1, в виде двоичного кода.

Учитель: правильно.

Когда мы нажимаем на клавиатуре клавишу с символом, в компьютер поступает последовательность из 0 и 1, так как клавиатура является устройством ввода и переводит информацию из понятной нам формы в форму, которая понятна компьютеру. При выводе символов на экран происходит обратный процесс, монитор является устройством вывода и переводит информацию из двоичного кода в понятный для нас вид.

Для каждого символа, который есть на клавиатуре, существует свой код, который хранится в специальной таблице. Такая таблица называется кодировочной, о ней мы сегодня на уроке и поговорим. Запишите тему первого урока – «Кодировочные таблицы».

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Учитель: давайте вместе попробуем сформулировать цели урока, что сегодня нам предстоит сделать, что изучить?

Учащиеся: изучить, что такое кодировочная таблица, рассмотреть, как в ней хранятся символы, расшифровать сообщение.


Изучение нового материала.

Учитель: первоначально для разных типов ЭВМ использовались разные кодировочные таблицы, но со временем была принята общая для всех кодировочная таблица, которая носит название ASCII (American Standart Code for Information Interchange – американский стандартный код для обмена информацией), говоря точнее, общей для всех является лишь половина этой таблицы. Давайте обратимся к первой половине этой таблицы и перечислим, какие символы она содержит.

Учащиеся: английские буквы, причем прописные и строчные, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания.

Учитель: хорошо, обратите внимание, для каждого символа указан код из 0 и 1, это двоичный код, который хранится в компьютере, и обычный десятичный код, который привычен для нас, с ним мы сегодня и будем работать.

Посмотрите, с какого кода начинается первая часть этой таблицы?

Учащиеся: с номера 32

Учитель: Какой символ записан под этим номером? Если вы затрудняетесь ответить, то давайте вспомним, на какие клавиши мы нажимаем, когда печатаем текст, кроме букв и цифр?

Учащиеся: пробел, Enter, Backspace, delete и т.д.

Учитель: каждая из этих клавиш также имеет свой код, например под номером 32 – пробел. Давайте отметим структуру кодировочной таблицы у себя в тетради. Запишите, что коды с 0 по 32 отводятся под операции, с 33 по 127 – интернациональные (английские буквы, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания).

Для того чтобы напечатать текст нам этих символов мало, нам необходимо что?

Учащиеся: русские буквы.

Учитель: правильно, поэтому вторая часть таблицы – коды с 128 по 255 являются национальными, то есть для каждого алфавита свои буквы (в нашем случае буквы русского алфавита). Для кодирования русских букв используются различные таблицы, четыре из них представлены у вас на карточке, давайте потренируемся в кодировании и, наоборот, в декодировании сообщений.


Закрепление изученного материала

Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить первые два задания с карточки, в первом необходимо по кодам расшифровать слово, а во втором наоборот расшифровать, обязательно смотрите, какую таблицу для этого нужно будет использовать.

Задание:

1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160

2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».

Учащиеся выполняют задание.

Ответ:

1. логика

2. 200 237 244 238 240 236 224 242 232 234 224

Учитель: Теперь обратимся к заданию №3.

3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.

Учитель: сначала определим, какую часть таблицы использовали для кодирования? Первую или вторую?

Учащиеся: Первую, так как коды с 65 по 83.

Учитель: Какой самый простой способ решить это задание?

Учащиеся: Закодировать с помощью таблицы.

Учитель: некоторые задания по кодированию мы сможем выполнять и без таблицы. Давайте посмотрим, как расположены буквы в таблице?

Учащиеся: в алфавитном порядке

Учитель: правильно, а давайте посмотрим на коды маленьких букв и больших, что мы скажем?

Учащиеся: разница между десятичным кодом строчной буквы латинского алфавита и десятичным кодом соответствующей заглавной буквы равна 32.

Учитель: отметим эту особенность у себя в тетради, это справедливо только для английских букв. Приступим к №3.

3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.

Задание выполняется вместе с учителем.

Ответ: 98 97 115 95 99

Учитель: №4 решим тоже вместе.

4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116

Учитель: если таблицы у нас не будет, то, что необходимо вспомнить для решения этого задания?

Учащиеся: английский алфавит.

Задание выполняется вместе с учителем.

Ответ: sport

Учитель: вернемся к нашему первоначальному заданию – зашифрованному сообщению. Теперь вы знаете, чтобы его понять, нужна кодировочная таблица. Давайте определим, какая нам понадобится. Внимательно посмотрите на символы и определите, с помощью какой таблицы было закодировано сообщение?

Учащиеся: СР1251

Учитель: правильно, с помощью нее мы получим коды символов, а затем их нужно перевести в буквы. Для этого какую таблицу будем использовать?

Учащиеся: СР866

Учитель: все сообщение разбито на три части, каждый ряд расшифровывает свою часть.

Учащиеся выполняют задание.

Ответ: Вы отлично справились с работой!

Учитель: все верно, именно такое сообщение прислали нашей школе, а вы, молодцы, помогли разобраться и тоже сегодня очень хорошо поработали. На самом деле такая ошибка может произойти когда при сохранении файла используют одну кодировку, а открытие происходит с помощью другой, как ее избежать, нам предстоит изучить на практике.


Подведение итогов урока и рефлексия.

Теперь давайте подведем итоги урока и оценим свою работу. Итак, давайте повторим, что сегодня мы нового узнали, и какие задачи научились решать?

Учащиеся: что такое кодировочная таблица – таблица, где для каждого символа существует свой двоичный код, из каких частей состоит таблица и какие символы она включает, научились кодировать и декодировать сообщения с помощью разных таблиц и решать задания на кодировку без использования таблиц.

Учитель: теперь заполните небольшую анкету, и оцените свою работу. Критерии оценки у вас указаны: если материал вам был понятен и вы все задания выполнили правильно, то оценка 5, если допустили одну-три ошибки при решении задач, но материал был понятен, то оценка 4, если материал был трудным и задания сделали с 4 и более ошибками, то оценка 3.

Учащиеся заполняют анкету.

Рефлексия


Моя оценка:

«5» - материал понятен, задания выполнены без ошибок

«4» - материал понятен, допущено не более 3 ошибок в заданиях

«3» - материал был трудным и/или в заданиях допущено 4 и более ошибок

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже / не изменилось

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным



Домашнее задание.

Учитель: домашнее задание на следующий урок (таблицы в учебнике, параграф 13):

Составить задание на отдельном листе по теме «Кодирование текстовой информации» по следующему плану:

Используя кодировочную таблицу … (СР1251 или СР866 или ISO 8859-5 или КОИ-8), закодируйте слово …

Используя кодировочную таблицу … (СР1251 или СР866 или ISO 8859-5 или КОИ-8), декодируйте следующий текст … … … … …

В таблице кодировки символов буква «… » (из англ. алфавита) имеет десятичный код ... Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано последовательностью десятичных кодов: … … … …?

Ответы записать на отдельном листе.


Пример задания:

1. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».

2. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160

3.1. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.

3.2. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116





Задание

1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160

2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».

3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.

4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116


Задание

1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160

2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».

3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.

4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116


Задание

1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160

2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».

3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.

4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116




Задание

1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160

2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».

3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.

4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116



Задание

1. Используя кодировочную таблицу СР866, декодируйте следующий текст 171 174 163 168 170 160

2. Используя кодировочную таблицу СР1251, закодируйте слово «Информатика».

3. С помощью последовательности десятичных кодов: 66 65 83 73 67 зашифровано слово BASIC. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому слову, записанному строчными буквами.

4. Десятичный код (номер) буквы «о» в таблице кодировки символов равен 111. Определите без использования кодировки ASCII, что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов: 115 112 111 114 116





t1614118598aa.png



t1614118598aa.png



t1614118598aa.png




t1614118598aa.png



t1614118598aa.png





Моя оценка:

«5» - материал понятен, задания выполнены без ошибок

«4» - материал понятен, допущено не более 3 ошибок в заданиях

«3» - материал был трудным и/или в заданиях допущено 4 и более ошибок

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже / не изменилось

Материал урока мне был

понятен / непонятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



Моя оценка:

«5» - материал понятен, задания выполнены без ошибок

«4» - материал понятен, допущено не более 3 ошибок в заданиях

«3» - материал был трудным и/или в заданиях допущено 4 и более ошибок

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже / не изменилось

Материал урока мне был

понятен / непонятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



Моя оценка:

«5» - материал понятен, задания выполнены без ошибок

«4» - материал понятен, допущено не более 3 ошибок в заданиях

«3» - материал был трудным и/или в заданиях допущено 4 и более ошибок

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже / не изменилось

Материал урока мне был

понятен / непонятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


СР1251 СР866

t1614118598ab.pngt1614118598ac.png

ISO 8859-5 КОИ8-Р

t1614118598ad.pngt1614118598ae.png


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.