Родительское собрание «Преемственность в патриотическом воспитании через сетевое взаимодействие образовательных учреждений микрорайона Сокольники»
Родительское собрание для родителей детского сада и начальной школы
«Преемственность в патриотическом воспитании через сетевое взаимодействие образовательных учреждений
микрорайона Сокольники»
Актуальность
Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком
Л. С. Выготский
Добрый день уважаемые родители! Я думаю, и все вы со мной наверное согласитесь, что сегодня мы с вами собрались, чтобы совместно обсудить очень важный вопрос о преемственности ДОУ и ОУ.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Местожительство — это сфера организации вольного времени детей, подростков, развития их интересов, трудовой, публичной, культурно-творческой деятельности, сфера духовно - нравственного формирования личности. Не секрет, что в каждом социуме есть свои проблемы, касающиеся развития и формирования личности детей.
Существуют они и в нашем микрорайоне «Сокольники». Прежде всего это полное отсутствие досуговых и спортивных детских учреждений, которые направлены на духовно – нравственное и физическое развитие детей. Лишь 10% дошкольников и 20% детей начальной школы посещают различные кружки и секции в других микрорайонах города. Таким образом, в нашем микрорайоне единственными учреждениями, где занимаются дети – это МБДОУ детский сад №27,44 и МБОУ школа №10.
Не менее важной проблемой является разный подход к понятию «готовность к школе» у родителей и педагогов. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учёбы. Однако, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом и психологическом развитии дошкольника, наличие соответствующих мотивов обучении.
Обозначив для себя наиболее острые и важные проблемы педагоги образовательных учреждений микрорайона начали плодотворно сотрудничать не только в реализации преемственности между детскими садами и школами, но и в рамках нравственного воспитания детей, а именно преемственности в патриотическом воспитании.
Система работы по преемственности МБОУ №10, МБДОУ №44,27
Важнейшим условием эффективной работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
В своей работе мы выделили следующие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Основными задачами сотрудничества являются:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Система работы по преемственности между образовательными учреждениями нашего района носит блочный характер:
1 блок – педагог - ребенок
2 блок – педагог - педагог
3 блок – педагог – родитель
Формы работы первого блока включают в себя:
Экскурсии в школу
Проведение совместных мероприятий: День русских народных игр, День Добра, интеллектуальная игра «АБВГДйКа»
Выставки рисунков и поделок: «Символ Материнства», «Зимняя сказка», «Осенние букеты»
Встреча с бывшими выпускниками детского сада
Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (предшкольная подготовка)
Формы работы второго блока:
Семинары, мастер-классы: мастер-класс «Интерактивные обучающие игры», семинар «ФГОС: плюсы и минусы»
Проведение диагностики по определению готовности детей к школе
Открытые занятия в ДОУ и открытые уроки в школе
Формы работы третьего блока:
Родительские собрания с педагогами ДОУ и школы
Круглые столы, мастер-классы, деловые игры, практикумы, досуговые мероприятия (мастер-класс «Математические игры своими руками», спортивное мероприятие «Веселые старты».
Консультации
Встречи родителей с будущими учителями
Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе
Визуальные средства общения (стендовый материал, почтовый ящик вопросов и ответов), сайты образовательных учреждений микрорайона.
Основываясь на цели, задачи, формы осуществления преемственности, мы составили единый план сотрудничества, который состоит из самостоятельных планов работы МБДОУ детский сад №44, 27, МБОУ №10 и совместного плана, включающего в себя общие точки соприкосновения работы по преемственности .
Единый план помогает нам, педагогам, отследить динамику и результативность нашей работы по преемственности. А те формы и методы, которые мы совместными усилиями используем в работе, позволяет выбрать наиболее эффективные приемы педагогической деятельности.
Система работы по преемственности патриотического воспитания МБОУ №10, МБДОУ №44,27
Принимать близко к сердцу радости и горести
Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно
мимо радостей и горестей отдельного человека.
Василий Сухомлинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения довольно актуально в условиях современности, так как в нашем обществе материальные ценности становятся выше духовных. Поэтому приоритетным направлением работы по преемственности между образовательными учреждениями в микрорайоне является патриотическое воспитание.
Известно, что первые чувства патриотизма появляются в дошкольном детстве. Уже в этом возрасте детям доступно чувство любви к родному городу, к родной природе. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания на следующих уровнях образования.
Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», «ФГОС», «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», локальные акты образовательных учреждений детских садов №27, 44, школы №10 легли в основу проекта «Россия начинается с тебя!»
Участники проекта: воспитанники и педагоги школы №10, детских садов № 27,44.
Срок реализации проекта: долгосрочный
Цель: формирование у воспитанников и обучающихся патриотизма, активной жизненной позиции путем вовлечения их, педагогов, родителей в совместную деятельность по патриотическому воспитанию.
Задачи:
Расширять и углублять представление о России – как о Родине, большой стране.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку.
Способствовать общему развитию ребенка, прививать ему любовь к семье, близким людям.
Развивать умение принимать моральные нормы, нравственные ценности и установки;
Сохранять и развивать чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Ожидаемый результат:
Сформирован устойчивый интерес к новой информации о том, что его окружает, о семье, о родном городе, стране.
Дети испытывают гордость за свою страну.
Презентация проекта:
Расширенная конференция воспитателей, учителей образовательных учреждений микрорайона, родителей «Воспитание патриота»
Совместное мероприятие познавательного характера с детьми «Брейн ринг: Мы любим Россию»
Основной этап имеет блочный характер работы:
1 блок – педагог - ребенок
2 блок – педагог - педагог
3 блок – педагог – родитель
План работы основного этапа включает в себя как совместные мероприятия, так и мероприятия, которые проводятся индивидуально каждым образовательным учреждением.
Индивидуальный план мероприятий составляется каждым учреждением в соответствии с образовательной программой ОУ, приоритетным направлением работы, ФГОС и т.д. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает в себя мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики. (Планы работы МБДОУ д/с №27,44 представлен в папках).
Вашему вниманию представляем мероприятия, которые были проведены нами в соответствии с совместным планом работы.
Совместные мероприятия по патриотическому воспитанию мы обычно приурочиваем обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день и другие.
Условно работу в каждом блоке мы разделили на модули.
Первый модуль «Горжусь тобой Россия!». Ценности модуля - любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.
Пути реализации модуля:
Ежегодные мероприятия с детьми:
Торжественная линейка «День знаний»
Посещение школьного музея боевой славы
Конкурс строя и песни, посвященные Дню защитника Отечества
Торжественное мероприятие «Этот День Победы!», возложение цветов к памятнику Ю. Смирнова
Спортивные мероприятия «Веселые старты», посвященные Дню России
Всероссийский физкультурно - спортивный комплекс ГТО с участием дошкольников также прошел в стенах школы
СЛАЙД 20
В рамках недели Безопасности дети старших групп посмотрели прекрасный спектакль по русской народной сказке « Царевна Несмеяна», который был поставлен силами учащихся третьего класса
В рамках методического объединения классных руководителей города, педагоги детского сада № 27, 44, а также родители стали участниками расширенного родительского собрания - кейс-практикума «Воспитание семейных ценностей», который был проведен на базе МБОУ школа № 10 учителем начальных классов высшей категории И.Л. Меньковой
Второй модуль «Жизнь дана на добрые дела».
Ценности модуля: справедливость; милосердие; толерантность; уважение к труду; целеустремлённость и настойчивость; бережливость.
Пути реализации модуля:
Акция «Летите голуби» (бывшие выпускники детского сада вместе с дошкольниками совместно мастерили голубей, как символ мира)
Трудовые отряды (обучающиеся школы помогал22и сотрудникам детских садов микрорайона в уборке территории)
Выставка творческих работ «По дорогам войны» (в ней принимали участие дети и родители школы и детских садов)
Совместная экскурсия в библиотеку. Сотрудники библиотеки провели мероприятие «Доброта спасет мир»
В рамках года Экологии проведена акция «Берегите природу» (совместно собирали макулатуру, мастерили экологические книги, выставка «Вторая жизнь ненужных вещей: Кинешма –малая Родина Моя»)
На данном этапе работы уже отмечаются устойчивые плюсы:
Определены общие цели работы по преемственности в данном направлении, составлен совместный план работы;
Отмечается заинтересованность детей и педагогов в проведении мероприятий патриотической направленности.
Перспективы работы:
Углубленно и целенаправленно продолжать взаимодействовать с родителями воспитанников и обучающихся (создание родительского клуба), т.к. они достаточно сложно, с неохотой идут на контакт.
Активизировать участие педагогов в совместных мероприятиях как с детьми и родителями, так и без них.
Проект «Россия начинается с тебя!»
– это лишь начало нашего совместного пути. Педагоги постоянно ищу новые формы сотрудничества в данном направлении. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни, настоящего патриота своей страны. Ведь, каков человек - таков и мир, который он создает вокруг себя.
Согласованная, дружная работа школы и детских садов, именно такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
9