Внеклассное мероприятие «Методы и формы организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях»
40
Андреева Маргарита Станиславовна
учитель истории
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением иностранного языка»
г. Старая Русса
Новгородская область
Методическая разработка
«Методы и формы организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях»
Содержание
|
|
|
1 |
Воспитание патриотизма как педагогическая проблема
|
|
2 |
Методы и формы организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях
|
|
3 |
Разработка военно – патриотического мероприятия «Что? Где? Когда?» , посвященного истории родного края, Дню защитника Отечества, Дню Победы.
|
|
|
Заключение
|
|
|
Список литературы
|
|
В России сегодня изменились отношения гражданина России с государством и обществом. При формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру. На современном этапе одним из важных приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. В Законе РФ «Об образовании» воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России.
Патриотическое воспитание школьников и молодежи всегда являлось одной из важнейших задач образования. Детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Актуальность темы заключается, на мой взгляд, в том, что патриотическим воспитанием нужно заниматься в образовательных учреждениях так, чтобы это создавало соответствующее желание у школьников, студентов и молодежи изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости за те события, которые были в прежний период.
Воспитание патриотизма как педагогическая проблема
Анализ проблемы патриотического воспитания невозможно провести без анализа понятий патриотизм и патриотическое воспитание. В словаре В. И. Даля патриотизм характеризуется как любовь к Отчизне. [3] Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона определяет патриотизм как любовь к Отечеству, вытекающую из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. [4] В словаре русского языка С. И. Ожегова патриотизм это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. [5] Краткий словарь по философии характеризует патриотизм, как принцип, обозначающий любовь к Отечеству, готовность служить интересам своей Родины. В. И. Лутовинов определяет патриотизм, как важнейшее духовное достояние личности, которое характеризует высший уровень развития. Исмаилов Ш. И. в статье «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» говорит, что российский патриотизм – это отношение граждан к своей Родине - России, выражающееся в готовности служить и защищать её. [7] Патриотизм – это духовное достояние гражданина, проявление общественного сознания, критерий жизнеспособности общественной и государственной систем, стимул укрепления единства федеративного государства. Е. В. Беляева даёт следующее определение понятия: патриотизм - это глубоко личностное, заинтересованное отношение к Отечеству, Родине. [6]
Анализируя различные определения патриотизма, можно сказать, что в понятии патриотизм с одной стороны обнаруживается синтез интеллектуального и нравственного начал, а с другой стороны выделяется уровень или ступень в развитии человека. В определении патриотизма в большинстве случаев присутствуют два аспекта: когнитивный и эмоционально – ценностный. На мой взгляд, более полным является подход, заложенный в Программе патриотического воспитания граждан РФ: «патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность вплоть до самопожертвования к его защите» [2]
Анализ понятия патриотизм позволяет прояснить цель патриотического воспитания. В определении понятия «патриотическое воспитание» существуют разные позиции исследователей. В книге для учителя «Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе» патриотическое воспитание трактуется как очень многообразная деятельность учителя и учащихся, которая включает формирование таких качеств, как уважение к духовному наследию, истории и культуре своей Родины, любовь к труду и людям труда, честность и правдивость. В работе «Национальные традиции как средство военно – патриотического воспитания молодёжи в условиях поликультурного региона» Н. Н. Михнев говорит, что патриотическое воспитание представляет собой общественную систему деятельности по созданию условий для возрождения в российском обществе патриотизма. На мой взгляд, в этом определении автор подчеркивает не столько педагогический аспект, а аспект организационно – управленческий, но при этом в определении присутствуют три традиционно выделяемых компонента воспитания: эмоционально – ценностный, интеллектуальный, поведенческий.
Российский педагог И. Ф. Харламов определяет патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд во имя её блага, умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать её, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [9]. Так как патриотизм носит деятельный характер И. Ф. Харламов подчеркивает, что его воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся. [10]
В работе А. К. Быкова «Патриотическое воспитание в процессе изучения предметов гуманитарного цикла» подчеркивается социальный смысл патриотического воспитания. [8]
В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" говорится, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [2]
Патриотизм как социально – нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщённостью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.
На основании вышеизложенного, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку, уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Отечества, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной розни; стремление укреплять честь и достоинство своего государства, уважение к армии и готовность защищать Родину; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.
Вопросы воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда были в центре внимания на протяжении всей культурно – образовательной истории развития человечества.
В российской науке проблеме патриотического воспитания посвящено большое количество исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни.
К. Д. Ушинский особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине. Он отмечал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [14]. По мысли К. Д. Ушинского, под влиянием различных условий жизни складывается характер человека, который представляет именно ту почву, в которой коренится народность.
А. С. Макаренко подчеркивал, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже тяжёлая, неинтересная, грязная» [13] .
В.А. Сухомлинский полагал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Он подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как в патриотической деятельности, причём сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина [12].
Патриотическое воспитание представляет необходимую составную часть современного воспитательного процесса. Оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, обладает относительной самостоятельностью.
Современные педагоги А. К. Быков, Н. В. Ипполитова, В. И. Лутовинов подчеркивают особо тесную связь патриотического и гражданского воспитания. [11] Взаимосвязь этих направлений в воспитательной работе обосновывается необходимостью реализации принципа народности в общественном воспитании, где основой патриотического воспитания и воспитания гражданственности является развитие чувства любви к Родине у молодого поколения.
Цель, задачи и содержание патриотического воспитания определяются с учётом его особенностей, обусловленных изменениями, происходящими в обществе, и отражены в основополагающих образовательных концепциях и программах Российской Федерации.
Организация патриотического воспитания учащихся в образовательном процессе будет эффективна при выполнении следующих условий:
Объективный и всесторонний подход к изучению прошлого. История не может быть фальсифицированной, так как фальсифицированная история не прививает уважения к истории и культуре своего народа.
При изучении исторических фактов не следует нарушать логику событий прошлого и настоящей жизни. Необходимо воспитывать правильный взгляд на события современности.
Осуществлять патриотическое воспитание на почве объективного исторического оптимизма, веру в конечную победу добра над злом.
Тема Родины должна открыто и явно отражаться при изучении истории, литературы, русского языка, обществознания и т.д.
При изучении исторических событий, литературных произведений необходимо уделять особое внимание роли личности.
Методы и формы организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях
Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов,
общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Работа по патриотическому воспитанию проводится на основе комплексного подхода, который отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников и организация определенных отношений между обучающимися, воспитателями и окружающей жизнью.
Комплексный подход имеет закономерный характер и является одним из принципов воспитания школьников. Он объективно требует сочетания всех сторон гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса воспитания; четкого согласованного взаимодействия школы, семьи, производственных коллективов и общественности; единства воспитания и самовоспитания школьников.
При организации процесса обучении объективно уже заложены возможности и факторы воспитательного влияния. Однако их превращение в действительность не может происходить автоматически, без умелых действий и специального внимания педагогов. Педагог понимает роль своего предмета во всестороннем и гармоничном развитии личности обучающегося. Он умело выделяет в содержании образования ведущие мировоззренческие идеи, важные в воспитательном отношении понятия, законы и теории.
Воспитательное влияние процесса обучения во многом зависит и от характера учебной деятельности обучающихся, поэтому в качестве факторов реализации воспитания в процессе обучения выступают также и методы обучения. От правильного выбора и использования методов и форм обучения зависит развитие познавательной активности обучающихся, образование социально ценных мотивов учения, превращение приобретаемых знаний в глубокие личные убеждения обучающихся.
В. С. Безрукова вводит понятие «педагогической формы», которую она определяет следующим образом: «Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов» [15, c.80].
Е.В.Титова, рассматривая форму воспитательной работы как внешнее выражение какого-либо содержания, структуру, систему организации чего-либо и совокупность приемов и средств, дает такое определение: установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и организационно-практических) задач, совокупность организационных приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [16, с. 103].
С.П.Афанасьев, ссылаясь на А.Г.Кирпичника, приводит следующее определение: «Воспитательное мероприятие — это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогами с определенной воспитательной целью [17,с.57]
Опираясь на высказанные ранее подходы (С.П. Афанасьев, Л.В. Байбородова, В.С. Безрукова, А.Г. Кирпичник, С.Д. Поляков, М.И. Рожков, Е.В. Титова) будем полагать, что сущностными признаками формы воспитательной работы являются:
- участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции — организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
- педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);
- организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
- набор актов, ситуаций, процедур;
- порядок действий (алгоритм);
- организация пространства.
Обращает на себя внимание ряд положений, высказанных И.М. Чередовым при анализе форм организации обучения:
- форма учебной работы — это конструкция отрезка процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации и сотрудничества в учебной деятельности;
- содержанием является процесс взаимодействия учителя с учеником;
- форма организации обучения — конструкция звена процесса, в которой предусматривается оптимальное расположение и взаимосвязь компонентов обучения, их действия и взаимодействия, обеспечивающие усвоение учениками знаний, выработку умений и навыков, развитие их личности. [18, с.113].
Исходя из всего вышесказанного, представляется возможным сформулировать следующее определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.
Структура совместного взаимодействия включает в себя: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие. Говоря об алгоритме действий участников, нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме формы. «Ритм — определенная организация тех или иных процессов во времени, их фазность, повторяемость, периодичность» [19, с.123].
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по патриотическому воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий.
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, можно выделить для себя группы методов, которые могут быть представлены следующим образом:
Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера.
Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения : педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод - требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов.
Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха
Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
Мы можем говорить о сформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь.
Содержание патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы, которые можно разделить по направлениям:
- историко – краеведческое;
- литературно – музыкальное;
- физкультурно – оздоровительное;
- экологическое;
- трудовое;
- семейное;
- героико – мемориальное;
- дидактическое.
К традиционным формам патриотического воспитания можно отнести такие формы как:
- целевые беседы, встречи с ветеранами войны и труда;
-конкурсы стихов, сочинений, песен, концерты для ветеранов войны и труда;
- соревнования, походы, дни здоровья;
- изготовление сувениров, кормушек, скворечников;
- праздники для мам и пап;
- торжественные линейки, уроки мужества
К инновационным формам патриотического воспитания можно отнести следующие формы:
- заочные путешествия по родному краю, посещение музеев, выставок, уроки духовного общения, акции «Помоги памятнику», диспуты по различным проблемам;
- фестивали, народные праздники, музыкальные тематические игры;
- народные игры, олимпиады, спортивные фестивали, смотры строя и песни, военно – полевые сборы и игры;
- акции «Посади дерево», «Живи родник», «Чистый берег»;
- выставки народных ремесел, встречи с народными умельцами, выставки из природного материала;
- конкурсы сочинений «Моя семья», «Спасибо деду за Победу», фотовыставки, участие в акции «Бессмертный полк»;
- вахта Памяти у Вечного огня, работа в поисковых отрядах, встречи с членами поисковых отрядов, акция «Подарок ветерану», акция «Письмо солдату»;
- элективные курсы по краеведению, создание видео – презентаций «С чего начинается Родина?».
При организации патриотического воспитания считаю важным при работе с обучающимися соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
Разработка военно – патриотического мероприятия «Что? Где? Когда?» , посвященного истории родного края, Дню защитника Отечества, Дню Победы.
Историко – краеведческая игра «Что? Где? Когда?» - 3 тура.
Цель игры
Приобщить учащихся к историческим, духовным и нравственным ценностям, богатейшим традициям Старорусской земли.
Способствовать в формировании национального самосознания, чувства гордости и уважения к многовековой истории нашего города.
Используя игровые моменты, способствовать развитию у обучающихся способностей работы с информацией, творчества, навыков коллективной работы, состязательности.
Игра направлена на формирование у обучающихся культуры речи и общения, находчивости и остроумия.
Игра направлена на формирование команды для участия в городском конкурсе игры «Что? Где? Когда?»
Предварительный этап работы:
Игровой барабан, конверты с заданиями.
Оформление кабинета: символ (эмблема), плакаты по тематике игры.
Музыкальное оформление
Обеспечение жюри карточками с оценками.
Формирование команд через индивидуальную работу в учебных группах
Подготовка учащихся
Приглашение гостей (ветеранов, представителей комиссариата, воинов)
I тур историко-краеведческой игры
«Что? Где? Когда?»
(посвящается дню освобождения г. Старая Русса от немецко -фашистских захватчиков)
Ход игры
Звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?»
Ведущий: Уважаемые ребята, преподаватели, гости!
Сегодня мы собрались с целью проведения I тура историко-краеведческой игры «Что? Где? Когда?» среди команд II курса.
В наше время бурного развития СМИ телевизионные экраны наводнены интеллектуальными играми коммерческого характера и содержания: «Поле чудес», «Как стать миллионером», «Слабое звено», «Алчность» и т.п., направленными на интеллектуальную выживаемость.
Утратила свою былую популярность знаменитая, по истине народная игра «Что? Где? Когда?», превратившись в казино для избранных.
Но само содержание и смысл этой игры настолько понравились, что в каждом городе, селе, учебном заведении в нее играют с большим интересом и здоровым азартом.
Поэтому, взяв за основу игру «Что? Где? Когда?», мы сегодня проводим первое заседание нашего «Клуба знатоков», I тур историко-краеведческой игры в рамках спецкурса «Край мой родной свою летопись пишет».
- Звучит 1 куплет песни «Старорусский вальс».
II. Ведущий: Ребята! Мы живем в одном из древнейших городов нашей стары и роль Старой Руссы в истории России очень велика. Существует версия, что от названия «Руса» произошло наименование нашего государства Русь, Россия. Поэтому цель нашей игры состоит в следующем:
Приобщиться к историческим, духовным и нравственным ценностям; богатейшим традициям Старорусской земли.
Способствовать развитию вашей коллективной работы, творческого начала, состязательности.
Заложить фундамент создаваемого нами историко-краеведческого клуба.
- Звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?»
III. Правила Игры.
Жеребьевка (определение очередности выступления команд).
Поочередно за игровым столом занимает место команда из 5-и знатоков.
Используя игровой барабан капитан команды выбирает конверт с заданием различной сложности состоящим из 2-х вопросов.
Подготовка к ответу 1 минута, на вопрос блиц-задания без подготовки.
В случае затруднения при ответе предоставляется шанс для получения дополнительных баллов. Всем играющим командам (по сигналу ведущего «Шанс!»)
В случае равенства набранных балов спор разрешается путем 2-х оставшихся конвертов с заданием, которые и выявят победителя.
По ходу игры возможны музыкальные паузы (в одном из секторов барабана изображен скрипичный ключ).
При подготовке к игре команды разработали проекты эмблемы клуба, во время жеребьевке их сдать судейской комиссии для оценки.
- Звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?»
Вопросы I тура историко-краеведческой игры «Что? Где? Когда?»
1 сектор
1. Кто даровал Старой Руссе герб города? Что он из себя представляет?
2. Как называли в древности озеро Ильмень? Что означает его современное название?
2 сектор
1. В русских народных сказках Лису величают – Патрикеевна. Как это связано с историей нашего города?
2. Перечислите действующие ныне в нашем городе православные храмы.
3 сектор
1. Был связан с тайной революционной организации Петрашевского, приговорен к смертной казни, которую заменили четырехлетней каторгой, долгое время жил в Старой Руссе в доме на берегу Порусьи. Кто он?
2. Когда в нашем городе была найдена первая берестяная грамота? Чем знаменита и особенна одна из грамот, найденных в Старой Руссе?
4 сектор
1. О каком занятии наших предков – свалян говорят названия населенных пунктов Старорусского района: Посечище, Пеньково, Корчище, Гарижа. Почему? Объясните.
2. Из-за чего в XVII веер УССА вела борьбу с Иверским монастырем? Чем она завершилась?
5 сектор
1. Как вы думаете, почему на Руси денежные единицы носили такие названия: «куна» или «меховые деньги», «гривна», «рубль», «копейка»?
2. Спасала рушан от голода, мора, пожара, половодья, а саму пришлось вызволять из Тихвина. О какой реликвии идет речь?
6 сектор
1. Жили в Старой Руссе в XIX веке, несли военную службу, работали на земле, женились с разрешения командиров, за малейшую провинность наказывались розгами и шпицрутинами. О ком идет речь?
2. Почему предметы, найденные археологами в нашем городе в результате раскопок хорошо сохранились? Ваша версия?
7 сектор
1. Блиц – вопрос:
А) У первобытных – скала, в Междуречье – глина, в Риме – кожа телят, а что в Новгороде и Руссе?
Б) Министр государственных имуществ по инициативе которого был построен фонтан в Старорусском курорте?
В) Знаменитый художник, живший в Старой Руссе – тезка славянского бога огня?
2. Согласно Указа Петра I солеварение в Старой Руссе было запрещено с целью «сбережения лесов». А почему?
Сценарий II тура историко-краеведческой игры «Что? Где? Когда?»,
посвященный Дню Защитника Отчества
Ход игры
- Звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?»
Ведущий: Уважаемые ребята!
Сегодня мы собрались с целью провести II тура историко-краеведческой игры «Что? Где? Когда?» Февраль знаменателен доя нас двумя датами: 59-й годовщиной со дня освобождения нашего города и Днем Защитника Отечества. Поэтому сегодняшняя встреча будет посвящена непосредственно этим событиям.
- Звучит фрагмент песни «Северо-Западный фронт».
Ведущий:
1941-1945 – при упоминании этих лет щемит сердце каждого, кто пережил эти тяжелейшие испытания, сердце каждого русского человека. Более чем три года на нашей старорусской земле шли кровопролитные бои, да такие, что участники этих событий – ветераны говорят: «До Берлина дошли, а боев тяжелее, чем под Старой Руссой, не видели».
Более чем три года наш город находился во вражеской оккупации и лишь 18 февраля 1944 года он был освобожден от врага войсками II Прибалтийского фронта.
С тех пор минуло 59 лет и пусть наша встреча станет небольшим вкладом в общий праздник – День освобождения города Старая Русса от немецко-фашистских захватчиков.
- Звучит фрагмент песни «Непобедимая и легендарная»
Вторым знаменитым событием является 23 февраля – День Защитника Отечества.
Скоро многим юношам придет пора служить в Вооруженных силах, отдавать свой долг Отчизне. Поэтому хочу поздравить ребят с мужским праздником и пожелать им бодрости духа, здоровья, успехов в учебе. Мы особо относимся к этому празднику, потому что наши выпускники достойно выполняли и выполняют свой воинских долг. Многие удостоены правительственных наград за участие в боевых действиях. Среди них ………(перечисляются имена солдат, принимавших участие в военных операциях)
Прошу почтить память наших ребят минутой молчания.
-Звучит песня «Журавли»
Ведущий: с правилами игры команды знакомы, но я их напомню.
Правила игры.
Жеребьевка (определение очередности выступления команд).
Поочередно за игровым столом занимает место команда из 5-и знатоков.
Используя игровой барабан капитан команды выбирает конверт с заданием.
В конверте 3 вопроса: 1-по истории нашего города; 2 и 3, связанные с Днем Защитника Отечества.
Подготовка к ответу 90 секунд.
Команды могут воспользоваться шансом получить дополнительные баллы.
По ходу игры возможны музыкальные паузы (в одном из секторов барабана изображен скрипичный ключ).
В случае равенства набранных балов (у двух команд) соперники получают дополнительные вопросы.
Ответы команд буде рассматривать жюри в составе:
Кузнецова Г. В. – зам. директора по УПР Агролицея №25.
Степанова Л. А. - заместитель директора по НМР;
Егорова С. Ф. - библиотекарь;
Лушников В.И. – майор, преподаватель ОБЖ.
Компетенция жюри:
Используя карточки от 1 до 5 баллов оценивать ответы команд по 5-и бальной системе.
Учитывать эрудицию команд и полноту ответов.
Подводить итоги игры и определять победителей, занявших I-III места
-Звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?»
III. В игре принимает участие 5 команд. (Вопросы к игре прилагаются)
По ходу игры музыкальные паузи из песен: «Офицеры», «Там за туманами», «Северо-Западный фронт», «Главное, что ты есть у меня», «Снегири».
IV. Подведение итогов. Слово жюри.
Ведущий: еще раз хочется поздравить всех с праздником, а III заключительный тур игры состоится в мае.
- Звучит музыкальная заставка к игре «Что? Где? Когда?»
Вопросы II тура историко-краеведческой игры «Что? Где? Когда?»
1 сектор
1. Назовите памятные места и улицы нашего города, связанные с событиями Великой Отечественной Войны.
2. Какие полки в русской армии первыми получили наименование «гвардейских»?
3. Перечислите известные Вам награды (ордена и медали) современной России.
2 сектор
1. Какую территорию нашего края в годы войны называли «партизанской республикой»? Почему?
2. Где в годы Великой Отечественной войны были впервые применены знаменитые артиллерийские установки «Катюша»?
3. С каким государством до сих пор Россия находится в состоянии войны? По какой причине?
3 сектор
1. Дайте объяснение названиям, звучавшим в сводках боев 1942 года – «Демянский котел» и «Рамушевский коридор».
2. Что такое регулярная армия? Когда и кем она была создана в России?
3. Что символизируют 3 белые полосы на гюйсе (воротнике) моряка Российского флота?
4 сектор
1. Кто из староруссцев был удостоен в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза?
2. Почему День Защитника Отечества отмечается 23 февраля?
3. Перечислите в четкой последовательности звания младшего и старшего состава армии и флота.
5 сектор
1. О чем гласит мемориальная доска, укрепленная на здании Старорусского политехнического колледжа?
2. Кого в армии дореволюционной России называли полным Георгиевским кавалером?
3. В честь какого события в годы Великой Отечественной войны в Москве был дан первый салют?
6 сектор
1. По имеющимся данным определите, о ком здесь говорится: сын полководца гражданской войны; после смерти отца воспитывался в семье К.Е. Ворошилова; погиб в неравном воздушном бою под Старой Руссой; Герой Советского Союза; его имя носит одна из улиц нашего города.
2. Чем стала знаменита летом 1943 года небольшая деревня Прохоровка?
3. Расшифруйте аббривиатуру – «РВСН».
Сценарий исторической викторины,
посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне ( III тур)
Ход викторины
I. Звучит мелодия марша «Прощание славянки»
- Ведущий: Уважаемые ребята, преподаватели, мастера!
Сегодня мы обрались в этом зале для проведения викторины, посвященной 59-етию Великой Победы. Приближается 9 мая –День Победы, дата великая не только для нашей страны, но и для всего человечества. Именно, 66 лет назад, был повержен фашизм, сеявший смерть и страдания для народов Европы и нашей страны. Несомненно, главную роль в этой победе сыграл советский солдат, вынесший на своих плечах все трудности войны и дошедший до Берлина. Современной поколение должно помнить героические страницы истории нашей Родины, Величайший подвиг народа, знать какой ценой досталась нам эта Победа.
- Звучит песня «День Победы».
- Ведущий: именно событиям Великой Отечественной войны будет посвящена сегодня наша викторина.
II. Правила игры
Жеребьевка – очередность выступления.
Выбор задания по игровому барабану.
В конверте 2 вопроса различной постановки.
Подготовка к ответу 1 минута.
Все команды постоянно в игре (за дополнения даются дополнительные баллы).
В случае равенства очков команды получают дополнительные вопросы (спорный конверт).
Состав жюри:
1. Чертков А. С. – директор Агролицея №25.
Степанова Л. А. – заместитель директора по НМР;
Канашин В.Г. – ветеран Великой Отечественной войны, участник партизанского движения;
Лушников В.И. – майор, преподаватель ОБЖ.
- Идет жеребьевка. Звучит песня «Синенький скромный платочек»
III. В игре принимают участие 7 команд.
(Вопросы викторины прилагаются)
- По ходу викторины исполняются песни военных лет: «Журавли», «Землянка», «А мы с тобой, брат, из пехоты…»
Подведение итогов
Определение команд, занявших I-III места.
Награждение команд.
Слово ветерану.
Поздравление от учащихся Агролицея.
Вопросы III тура историко-краеведческой игры «Что? Где? Когда?»
1 сектор
1. Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии был подписан 8 мая 1945 года, а День Победы мы отмечаем 9 мая. Почему?
2. По плану Гитлера на месте одного из советских городов должно было возникнуть искусственное море. Какой это город:
А) Киев
Б) Москва
В) Смоленск
2 сектор
1. На Таганрогской конференции в ноябре 1943 года, в дар от английского короля Генриха VI жителям одного из советских городов «за мужество, стойкость, героизм» был преподнесен рыцарский меч. Какой город был удостоен такой награды?
2. Верховным главнокомандующим Советских войск 8 августа 1941 года был назначен:
А) Г.К. Жуков;
Б) И.В. Сталин;
К.Е. Ворошилов.
3 сектор
1. Какая неожиданная для противника тактика была использована советским командованием при штурме Зееловских высот во время Берлинской наступательной операции?
2. План контрнаступления советских войск под Сталинградом носил кодовое название
А) «Тайфун»;
Б) «Цитадель»;
В) «Уран»
4 сектор
1. Американский военный историк М. Кайден говорил о нем: «Он нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков . Немцы были более чем знакомы с его именем и сокрушающим мастерством, ибо перед ними был военный гений». Кто из советских полководцев заслужил такую оценку?
2. За годы Великой Отечественной войны 11,5 тысяч советских солдат и офицеров были удостоены звания Герой Советского Союза, из них 2438 за одну военную операцию. Какую?
А) освобождение Орла;
Б) форсирование Днепра и взятие «Восточного вала»;
В) взятие Берлина.
5 сектор
1. По имеющимся данным определите о ком здесь говорится: командовал 6-й немецкой армией; фельдмаршал; попал в плен; его предлагали обменять на сына Сталина; преподавал в советской военной академии; после войны жил в ГДР. Кто это?
2. 5 августа 1943 года в Москве состоялся первый за годы войны салют. Он был дан в честь:
А) освобождения Харькова;
Б) прорыва блокады Ленинграда;
В) освобождение Орла и Белгорода.
6 сектор
1. Долгое время в исторической науке существовало мнение, что нападение Германии на СССР было «вероломным, неожиданным». Верно ли оно?
2. Наступательная Белорусская операция, разработанная советским командованием, носила кодовое название:
А) «Багратион»
Б) «Кутузов»
В) Полководец Румянцев»
7 сектор
1. Чем стала знаменита летом 1943 года небольшая деревня Прохоровка?
2. в 1943 году советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Ее цель:
А) выезд концертных бригад в партизанские отряды;
Б) подрыв коммуникаций противника;
В) уничтожение высших чинов гитлеровской армии.
Дополнительный вопрос №1
Какие знаменитые виды, образцы вооружений были выпущены годы Великой Отечественной войны?
Дополнительный вопрос №2
Какова была наша цена победы в Великой Отечественной войне?
Сценарий « Вечера памяти» - посвящается староруссцам, достойно выполнившим Конституционный долг в Чеченской республике»
Цель вечера:
- Способствовать формированию у учащихся идейно-нравственных и морально-психологических качеств защитника Родины на примерах наших земляков, прошедших Чеченскую войну.
- Воспитывать чувство уважения к боевым традициям Российской армии, к родителям и близким ребят, не вернувшихся с войны.
Ход вечера:
- Вступительное слово учителя
ХХ столетие часто называют бурным, жестоким. Таким оно стало и для российской истории. Война так или иначе затронула каждое поколение нашей страны, заглянуло в каждый дом - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.Уже не первый год болью в сердце россиян отзываются известия о боевых действиях на Северном Кавказе. Представители многих регионов России, в том числе нашего города и района выполняют свой воинский долг в Чечне. Только в 1994-1996 гг. в боевых действиях на территории Чеченской республики принимали участие 35 наших ребят, а в 1999 -2000 гг. их было уже 48. Все они честно выполнили свой долг, многие награждены боевыми орденами и медалями, а 5 из них – Орденом Мужества (посмертно).
Нашим ребятам и всем, кто воевал в Чечне, их родным и близким мы посвящаем сегодняшнюю встречу.
- Звучит песня « Журавли»
На 2 куплете песни учащиеся вносят зажженную свечу и цветы ( устанавливают их у стенда с фотографиями погибших ребят).
- Учитель:
Эта замечательная песня посвящена солдатам Великой Отечественной войны и не думали мы, что более чем через 50 лет судьба распорядится так, что она не потеряет своей актуальности, и как будто написана для наших дней, про наших ребят, шагнувших в неизвестность и бессмертие.
- Стихотворение « Кавказские пленники» ( читает учащийся)
Только рев турбин замолкнет
Покидаем самолет
Мы шагнули в неизвестность
И не знаем, что нас ждет.
Днем и ночью канонада
А у каждого есть мать.
Убивать никто не хочет
А тем паче умирать.
Здесь рассветы от пожаров
И свинцовые дожди.
Мы чужие в этом крае
Только нам нельзя уйти.
Знаю, мир еще наскучит
Разожмет кулак рука
Проливаться перестанут
Кровь и слезы, а пока
На предгорьях Кавказа
На ладонях у войны
Мы невольники приказа
И заложники судьбы.
- Слово учителя:
«Страшное слово – война». Сначала это был Афганистан, из которого не вернулся в живых наш выпускник Богданов Евгений, погибший в 1987 году, а затем на огромной территории бывшего Советского Союза появились так называемые « горячие точки», последней из них стала Чеченская война, с которой не пришли наши ребята (перечисляются имена и фамилии погибших учеников)
- Учитель объявляет « минуту молчания».
- Учитель: почти 10 лет шла Чеченская война, вспомним об одном из ее самых трагичных событий – в неравном бою под горным Аргунским селением Улус – Керт, когда около 2 тысяч боевиков – головорезов Хоттаба напали на сотню бойцов 6-й роты 104-го полка 76-й Псковской Гвардейской ВДД. Это произошло – 1 марта 2000 года.
- Стихотворение « Аргунское ущелье» (читает учащийся).
На каждого по двадцать
Озлобленных фанатов.
На каждого по двадцать
Прицелившихся глаз.
И срок настал кончаться
Патронам и гранатам,
И не кому, ребята,
Спасти от смерти вас.
Не верю словоплётам,
Что мужество ослабло,
Что дух непобедимый
У армии иссяк.
Стоит 6-я рота
Бельмом в глазу Хоттаба,
Стоит и не отходит
С позиций ни на шаг.
А завтра мать заплачет,
Читая извещенье,
Что сын её в неравном
Сражении погиб,
Закрыв своею грудью
Аргунское ущелье,
В которое прорваться
Отчаяли враги.
- Песня « Рота»
- Кадры из фильма «Честь имею» ( о подвиге 6-й роты)
- Учитель.: таким был бой, не один из десантников не отступил и сдался в плен. Среди них были и наш земляк, Попов Игорь, которому в городе установлен памятник
- Стихотворение « Как мало лет он прожил….» (читает учащийся)
Как мало лет он прожил…
Только двадцать!
Но миг победы – больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо простое.
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только миг и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
- Предоставляется слово приглашенным гостям
- Исполняется песня « Главное, что есть ты у меня»
- Стихотворение «Защитник Отечества» (читает учащийся)
Защитник Отечества
Воин, Солдат,
Ты служишь Отчизне
И Долг этот свят!
В истории Славы
Немало страниц,
Отвага и Доблесть
Не знают границ!
Пусть тылом всегда
Будут счастье и дом.
Достаток, любовь
И наследники в нём!
Спасибо за службу
И радость побед,
За звёздное небо
И солнечный свет!
- Вечер заканчивается маршем « Прощание славянки»
Заключение
Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующие положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических и экономических успехов общества.
Для России гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях имеет особое значение. Однако его развитие, носящее всегда конкретно-исторический характер, осложняется сегодня многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что, с одной стороны, значительная часть общества, в том числе молодежь, стала негативно относиться к понятиям гражданского долга. Отсюда возникает ряд проблем мировоззренческого и организационного плана.
Перед Россией как многонациональным государством в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма и гражданственности, который в наибольшей степени будет способствовать воспитанию российских патриотов двадцать первого века. Идея российского патриотизма должна выйти на новый уровень трактовки и понимания.
В процессе выполнения курсового проекта я изучил современные методы, приемы, подходы по организации патриотического воспитания молодого поколения через урочную и внеурочную деятельность в образовательной организации. Я ознакомился с организацией патриотического воспитания молодежи на примере Агротехнического колледжа города Старая Русса Новгородской области. Я принимал участие в разработке мероприятий по патриотическому воспитанию. Проведенный мною анализ организации патриотического воспитания в агротехническом колледже позволяет сделать заключение о том, что патриотическое воспитание в этом учебном заведении находится на достаточно высоком уровне.
Таким образом, патриотическое воспитание обучающейся молодежи будет эффективным, если:
- педагоги находят новые формы и способы организации деятельности обучающихся;
- процесс патриотического воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрировано;
- если воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов обучающихся и их родителей.
Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации» 2012 год
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" – 2015 год
Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва 2010 с..461
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. Москва 2013, с.434
Ожегов С. И. Словарь русского языка / под редакцией Шведовой Н. Ю. Москва 1989 с.494
Беляева Е. В. Патриотизм – основной принцип этики гражданственности. Материалы международной научно – практической конференции. Тула 17-18 мая 2014 год
Лутовинов В. И. Пособие для педагогов, руководителей ОУ и организаторов работы с молодежью. Москва 2009 год с. 131
Быков А. К. и другие патриотическое воспитание в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. Методические рекомендации для ОУ. Москва 2014, с.264
Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования. Автореферат. Якутск 2006
Харламов И. Ф. Педагогика. Учебное пособие, 2010 год, с.576
Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся, челябинск 2007 год
Сухомлинский В. А. Воспитание советского у школьников. Из опыта работы в сельской школе, с 148
Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище.//Сочинения том 5, с 407 -419
Ушинский К. Д. Собрание сочинений том 10, с. 668
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.
Афанасьев С.П. Методика организации конкурсных программ// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 1.-С. 57-61., Методика проведения творческих конкурсов// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 2.-С. 67-71., Методика организации интеллектуально-познавательных игр// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 3.-С. 72-76
Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1997.- 152с.
Душков Б.А. Психологические проблемы ритмов в жизни и деятельности человека. Психологический журнал, 2008.- Т. 1.- №2.