Статья «Преемственность изучения физики в средних профессиональных образовательных учреждениях»
Преемственность изучения физики в средних профессиональных образовательных учреждениях
Физика является одним из основных предметов, изучаемых во всех образовательных учреждениях, так как это наука о законах природы, ее изменениях и связях между явлениями, она изучает свойства материи, т.е. всего, что нас окружает. Изучение свойств материи и законов природы отвечает естественному стремлению человека познать мир вокруг себя. Эти знания составляют значительную часть того, что принято называть человеческой культурой. Науки о природе, и прежде всего физика, имеют первостепенное практическое значение. Они позволяют заранее знать ход тех или иных явлений. Инженер еще до того, как будет построена машина, знает, как она будет работать, строитель знает, какие материалы пригодны для строительства дорог, домов, мостов и т.д. и какие нагрузки они могут выдержать. Таких примеров можно приводить бесконечное множество.
От других наук физика отличается тем, что при изучении ее законов вводятся величины, которые нужно измерять и описывать числами и математическими выражениями. Еще Галилео Галилей сказал, что язык физики – математика, поэтому физика как учебная дисциплина вводится в 7-м классе, когда у учащихся сформирована минимальная база знаний по математике. С первых шагов изучения этой науки ребята прикасаются к таинствам природы, узнав, что такое сила, плотность, скорость движения, формулы их расчета и способы изменения этих величин. Чтобы создать цельное представление о единстве микро и макро - миров, описать хотя бы основные свойства материи учебная программа по физике очень насыщенная, особенно в 9-м классе подводятся итоги и суммируются знания фактически по всем разделам физики. Те ребята, которые продолжают обучение в 10 и 11 классах средней школы, изучают этот предмет по общей или углубленной программе. Несколько иначе обстоит дело в средних профессиональных учреждениях, например, в колледже Университета «Дубна».
Наряду со школьными предметами учащиеся изучают и профессиональные дисциплины, которые предполагают применение практических навыков, умение работать с литературой и компьютером. Это очень актуально сейчас, когда деятельность людей, владеющих мощной техникой и применяющих современные технологии, оказывает огромное влияние на окружающую нас земную среду. Но для нас, преподавателей СПО, важны не только теоретические, но и практические знания и умения учащихся, которые закладываются в школе стараниями учителей физики, информатики и математики. Студенты таких направлений как «технология машиностроения», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «мастер по обработке информации», «компьютерные сети», параллельно с общеобразовательными дисциплинами изучают техническую механику, электротехнику и электронику, метрологию и стандартизацию, экологические основы, топологии компьютерных сетей, электротехнические основы источников питания и многое другое, что целиком и полностью базируется на полученных в школе знаниях по физике, математике и информатике.
Я провела сравнительный анализ успеваемости учащихся по физике в зависимости от их отношения к выполнению лабораторных и практических работ в школе. Скажу сразу, что не считаю этот анализ научным, так как основан он на визуальном наблюдении и со слов учащихся, однако, за три последних года так называемого эксперимента сложилась следующая картина: студенты, которые еще в школе с готовностью выполняли лабораторные работы, участвовали в работе конференций, готовили презентации и доклады, успешно обучаются в нашем колледже, проявляют повышенный интерес к выбранной специальности, стремятся участвовать во всех мероприятиях колледжа, конференциях, олимпиадах.
По полученным результатам и анализу успеваемости за два года изучения физики в нашем колледже я составила таблицу, наглядно иллюстрирующую складывающуюся ситуацию. В таблице приводятся данные по группам различных специальностей в сравнении с отношением студентов к выполнению лабораторных работ по физике в школе и успеваемостью по физике в колледже.
Группа |
Кол-во учащихся |
Всегда выполняли л/р |
Не проявляли активность |
Участвовали в олимпиадах, конференциях |
Средняя оценка по физике за 9 кл. |
Средняя оценка по физике в колледже |
П-310 |
25 |
19 |
6 |
6 |
3.76 |
3.92 |
П-210 |
28 |
13 |
15 |
2 |
3.47 |
3.63 |
ТМ-305 |
26 |
17 |
9 |
5 |
3.65 |
3.82 |
Э-206 |
25 |
18 |
7 |
1 |
3.72 |
3.75 |
Отсюда можно сделать вывод, что ученики тех школ, учителя физики которых постоянно практикуют в своей работе экспериментальные задания, подготовку докладов и выступлений с презентациями, участие в конференциях и олимпиадах, более подготовлены к учебе в любом учебном заведении, имеют более активную жизненную позицию и мотивацию к изучению точных наук. Кроме того, именно прикладные задачи и практические задания развивают у студентов научно-исследовательский подход ко всем изучаемым предметам. В своей практике я столкнулась с неподдельным интересом ребят к вопросам мироздания при изучении молекулярной и ядерной физики, законам сохранения энергии и импульса при изучении механики, особенно реактивного движения, к устройству и принципу действия телескопов, микроскопов при изучении оптики. Особый интерес вызывают последние достижения военной техники – ребята с большим желанием готовят презентации и доклады на темы «Мы и космос», «Мирное небо над головой», «Покорение царства Нептуна», «Нетрадиционные источники энергии» и т.д. При подготовке таких материалов всегда делается акцент на основные законы физики, которые легли в основу создания и применения соответствующей техники. Каждый может убедиться в практическом назначении своих теоретических знаний, проследить этапы развития своего представления об окружающем мире, месте и роли человека во Вселенной.
Многие студенты не заканчивают свое образование в нашем колледже, выпускники продолжают обучение в университете «Дубна» по уже выбранным специальностям, или смежным, поступают учиться в другие высшие учебные заведения, где также изучаются вопросы естествознания. Ребята часто заходят к нашим преподавателям «в гости», чтобы рассказать о своих успехах или проблемах. И в первую очередь благодарят за практические навыки, полученные на уроках физики еще в школе и у нас в колледже, которые были необходимы для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. Из этих бесед можно сделать вывод, что постепенное и планомерное изучение законов и понятий физики как в школе, так и в колледже в значительной степени способствовало формированию технических навыков, исследовательского подхода и расширению кругозора учащихся.