СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья390
высшее образование, педагогический стаж 27 лет.
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

Урок музыки в 6 классе

(I четверть, урок № 5)

 

Тема: Преобразующая сила музыки.

Цель: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.

Задачи:

Образовательная:

- расширить знания детей о средствах музыкальной выразительности и музыкальных инструментах;

- познакомить с творчеством греческого композитора;

Развивающая:

- развивать слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку;

Воспитательная:

- воспитывать музыкальную и духовно-нравственную культуру учащихся, эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.

Материальное обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, мp3 диски, мультимедийная презентация.

Организационный момент.

(Звучит фрагмент танца «Сиртаки» греческого композитора Микиса Теодоракиса)

Приветствие учителя.

Учитель: Мир очень красив и разнообразен, человек в этом мире стремится к счастью и любви. Давайте споём песню «Мир, в котором мы живём», почувствуйте светлое и радостное настроение этой песни.

Дети исполняют песню «Мир, в котором мы живём», музыка Б. Савельева на стихи М. Пляцковского (музыкальное сопровождение - фортепиано).

« Мир, в котором мы живем»

Даль. Ширь. Стелется туман.

Весь мир – розов и румян.

Весь мир – солнечный насквозь,

Утро над землей зажглось.

Синь. Свет. Теплая трава.

Свой звон дарит нам листва.

Вот он, прямо за окном –

Мир, в котором мы живем.

Припев: Кажется, вот-вот на летний луг

Сивка – Бурка к нам прискачет вдруг.

Сказки детства тают, как рассвет,

Но волшебней сказок – нет!

Там, где шепчутся леса,

Нас ждут чудо – чудеса.

Там, где речка под горой,

Мира красоту открой.

Ты глянь в эти небеса,

Ты глянь, как блестит роса.

Он – чист, он звенит ручьем –

Мир, в котором мы живем.

Припев.

Учитель: Я думаю, сейчас у нас с вами стало хорошее настроение, можно начинать урок.

Ребята, а вы узнали музыку, под которую заходили в класс?

Дети дают отрицательный ответ.

С музыкой этого композитора вы познакомитесь сегодня на уроке.

А сейчас мы продолжаем тему «Преобразующая сила музыки».

Давайте вспомним произведения, которые слушали на прошлых уроках.

(Звучит фрагмент песни – «Вальс» Жака Бреля).

Учитель: Какая музыка сейчас прозвучала?

Дети: Звучал «Вальс» Жака Бреля, одного из французских шансонье.

Учитель: Какое чувство вызывает у вас эта музыка?

Дети: Музыка увлекает, вызывает чувство радости и лёгкости.

(Звучит следующий фрагмент – песня «Зелёная рощица» из оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»).

Учитель: А это музыкальное произведение вы узнали?

Дети: Мы услышали песню «Зеленая рощица» из оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».

Учитель: Кому из героев оперы помогла эта музыка?

Дети: Нежная и ласковая песня помогла успокоиться и забыть страдания главному герою - летчику Алексею.

Учитель: Послушаем еще один музыкальный фрагмент.

(Звучит музыка из I части Шестой симфонии П.И. Чайковского).

Учитель: Знакома ли вам эта музыка? Что вы знаете о ней?

Дети:

- Звучала вторая тема первой части «Шестой симфонии» П.И. Чайковского;

- Эта музыка помогала известному хирургу проводить сложные операции;

- Музыка помогала снимать напряжение у хирурга перед операцией;

- Вспоминая эту музыку, врач становился собранным и спокойным.

Учитель: Вы правильно ответили на вопросы. А сейчас, ребята, послушаем ваши рассказы «Музыка помогает людям», которые вы приготовили дома.

Дети зачитывают свои рассказы.

Учитель: Ваши рассказы были интересны. А теперь я хотела бы познакомить вас еще с одним композитором, музыка которого помогает людям. Это греческий композитор Микис Теодоракис, его музыку вы слышали, когда входили в класс. (Слайд 2)

Музыка этого композитора - обращение ко всем людям на планете с призывом к дружбе, миру, сплочению и единству. (Слайд 3)

Родился Микис Теодоракис 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос. (Слайд 4)

Обучался в Парижской консерватории. (Слайд 5)

Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и кинофильмам, большое количество песен. (Слайд 6)

Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и кинофильмам, большое количество песен. (Слайд 6)

Судьба композитора была очень сложной. В годы фашистского переворота в Греции в 1967 году его песни стали оружием в борьбе, они призывали всех людей бороться за освобождение Родины. И хотя песни композитора были запрещены, а сам он находился в тюрьме, люди знали и любили его песни, они помогали им. Собираясь вместе, патриоты страны в какие-то минуты замолкали. Но они не просто молчали, а молчали песни Микиса Теодоракиса. И эти беззвучные песни объединяли людей ещё больше. Песни композитора – это призыв к миру и согласию всех людей на земле. Именно поэтому в 1983 году ему была присвоена Международная премия «За укрепление мира между народами». (Слайд 7)

А также многие другие почётные награды. (Слайд 8)

Сам композитор говорил: «Я занимаюсь искусством ради людей, я хочу, чтобы мои произведения помогали людям». (Слайд 9)

Всемирную известность получил его танец «Сиртаки». Этот танец мы слышали в начале нашего урока. (Слайд 10)

Танец стал символом Греции, его национальным гимном. (Слайд 11)

Именно в этот танец Микис Теодоракис включил звучание струнного инструмента бузуки. В скором времени бузуки становится вторым символом Греции. (Слайд 12)

Бузуки – один из самых известных народных инструментов, благодаря музыке композитора. Корни этого инструмента простираются к лютне, мандолине и турецкому сазу. (Слайд 13)

Но звуки бузуки – это голос греческого народа. (Слайд 14)

Ребята, давайте немного отдохнем. Я вам покажу движения танца «Сиртаки», а вы попробуйте повторить их под музыку.

Дети исполняют танец под музыку «Сиртаки»

А сейчас мы послушаем с вами песню Микиса Теодоракиса «На побережье тайном», где вы услышите звучание бузуки. Песня стала популярной во всем мире, она проникнута любовью к своей стране и стремлением жить в ней счастливо, как и прежде. Исполняется песня на греческом языке.

(Звучит песня « На побережье тайном»). (Слайды 15-26).

Учитель: Ребята, вам понравилась песня?

( Ответы детей утвердительные)

Учитель: Какой был характер музыки в этой песне?

Дети: Плавный, напевный, задумчивый, грустный.

Учитель: А как вы думаете, почему?

Дети:

- В это время в стране люди боролись за её освобождение;

- Люди грустят и мечтают, чтобы страна стала свободной;

- Они вспоминают, какой счастливой была их жизнь раньше.

Учитель: Правильно. А сейчас угадайте мелодию этой песни.

(Звучит мелодия песни «Дай мне тепло твоих ладоней», музыка и слова М. Леонидова и Н. Фоменко, группы «Секрет» в сопровождении фортепиано)

Дети: Прозвучала мелодия песни «Дай мне тепло твоих ладоней».

Учитель: Да, вы узнали песню. А о чем в ней поется?

Дети:

- Мир и дружба победят войну и вражду;

- Сплочённость всех людей – это самое главное в жизни;

- Люди на планете должны объединиться и жить счастливо;

- Эта песня дает ощущение радости и светлой надежды.

Учитель: Давайте исполним эту песню с таким настроением, радостно и светло.

Дети исполняют песню «Дай мне тепло твоих ладоней», (музыкальное сопровождение – фортепиано).

«Дай мне тепло твоих ладоней»

Распахните ваши окна
Ветру свободы,
Этот день мы будем помнить
Долгие годы.
Дайте друг другу руки,
Пусть разбудят этот мир оркестра звуки!

Припев: Дай мне тепло твоих ладоней!
Верь – мы вражду и смерть прогоним!
Встанем спиною к спине,
И нам будет легче вдвойне.

И, назло снегам и грому, ливням и бурям,
Пусть звенит над нашим домом
Солнце июля.
Здесь всем найдется место,
Пусть летят над сонным миром
Звуки оркестра!


Припев.

Учитель: Вы хорошо исполнили эту песню.

Проверка знаний.

Учитель: А сейчас проверьте себя, насколько вы были внимательны сегодня на уроке, разгадайте этот кроссворд. (Слайд 27)

Вопросы к кроссворду:

По горизонтали:

Назовите композитора, музыка которого помогала известному хирургу. (Чайковский)

В каком жанре написал произведение «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьев? (Опера)

Какой струнный музыкальный инструмент стал символом Греции? (Бузуки)

Как называется греческий танец, который является вторым символом Греции? (Сиртаки)

 

По вертикали:

Назовите фамилию греческого композитора, с которым мы сегодня познакомились. (Теодоракис)

Как называется песня, которую исполнял французский шансонье? (Вальс)

С какой страной мы сегодня познакомились? (Греция)

 

Учитель: Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Я думаю, вам запомнится музыка греческого композитора. Вся жизнь Микиса Теодоракиса – поиски формулы счастья и справедливости для своего народа и всех людей на планете. А его мечта, чтобы музыка помогала людям.

Сегодня на уроке вы еще раз убедились, как велико влияние музыки на людей, на их чувства и мысли. Музыка воздействует на человека и в этом ее огромная преобразующая сила.

Домашнее задание: написать отзыв о понравившейся на уроке музыке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.