Урок музыки в 6 классе «Преобразующая сила музыки»
Урок музыки в 6 классе
(I четверть, урок № 5)
Тема: Преобразующая сила музыки.
Цель: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.
Задачи:
Образовательная:
- расширить знания детей о средствах музыкальной выразительности и музыкальных инструментах;
- познакомить с творчеством греческого композитора;
Развивающая:
- развивать слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку;
Воспитательная:
- воспитывать музыкальную и духовно-нравственную культуру учащихся, эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, вопросно-ответный, объяснительно-иллюстративный, ИКТ.
Материальное обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, мp3 диски, мультимедийная презентация.
Организационный момент.
(Звучит фрагмент танца «Сиртаки» греческого композитора Микиса Теодоракиса)
Приветствие учителя.
Учитель: Мир очень красив и разнообразен, человек в этом мире стремится к счастью и любви. Давайте споём песню «Мир, в котором мы живём», почувствуйте светлое и радостное настроение этой песни.
Дети исполняют песню «Мир, в котором мы живём», музыка Б. Савельева на стихи М. Пляцковского (музыкальное сопровождение - фортепиано).
« Мир, в котором мы живем»
Даль. Ширь. Стелется туман.
Весь мир – розов и румян.
Весь мир – солнечный насквозь,
Утро над землей зажглось.
Синь. Свет. Теплая трава.
Свой звон дарит нам листва.
Вот он, прямо за окном –
Мир, в котором мы живем.
Припев: Кажется, вот-вот на летний луг
Сивка – Бурка к нам прискачет вдруг.
Сказки детства тают, как рассвет,
Но волшебней сказок – нет!
Там, где шепчутся леса,
Нас ждут чудо – чудеса.
Там, где речка под горой,
Мира красоту открой.
Ты глянь в эти небеса,
Ты глянь, как блестит роса.
Он – чист, он звенит ручьем –
Мир, в котором мы живем.
Припев.
Учитель: Я думаю, сейчас у нас с вами стало хорошее настроение, можно начинать урок.
Ребята, а вы узнали музыку, под которую заходили в класс?
Дети дают отрицательный ответ.
С музыкой этого композитора вы познакомитесь сегодня на уроке.
А сейчас мы продолжаем тему «Преобразующая сила музыки».
Давайте вспомним произведения, которые слушали на прошлых уроках.
(Звучит фрагмент песни – «Вальс» Жака Бреля).
Учитель: Какая музыка сейчас прозвучала?
Дети: Звучал «Вальс» Жака Бреля, одного из французских шансонье.
Учитель: Какое чувство вызывает у вас эта музыка?
Дети: Музыка увлекает, вызывает чувство радости и лёгкости.
(Звучит следующий фрагмент – песня «Зелёная рощица» из оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»).
Учитель: А это музыкальное произведение вы узнали?
Дети: Мы услышали песню «Зеленая рощица» из оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».
Учитель: Кому из героев оперы помогла эта музыка?
Дети: Нежная и ласковая песня помогла успокоиться и забыть страдания главному герою - летчику Алексею.
Учитель: Послушаем еще один музыкальный фрагмент.
(Звучит музыка из I части Шестой симфонии П.И. Чайковского).
Учитель: Знакома ли вам эта музыка? Что вы знаете о ней?
Дети:
- Звучала вторая тема первой части «Шестой симфонии» П.И. Чайковского;
- Эта музыка помогала известному хирургу проводить сложные операции;
- Музыка помогала снимать напряжение у хирурга перед операцией;
- Вспоминая эту музыку, врач становился собранным и спокойным.
Учитель: Вы правильно ответили на вопросы. А сейчас, ребята, послушаем ваши рассказы «Музыка помогает людям», которые вы приготовили дома.
Дети зачитывают свои рассказы.
Учитель: Ваши рассказы были интересны. А теперь я хотела бы познакомить вас еще с одним композитором, музыка которого помогает людям. Это греческий композитор Микис Теодоракис, его музыку вы слышали, когда входили в класс. (Слайд 2)
Музыка этого композитора - обращение ко всем людям на планете с призывом к дружбе, миру, сплочению и единству. (Слайд 3)
Родился Микис Теодоракис 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос. (Слайд 4)
Обучался в Парижской консерватории. (Слайд 5)
Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и кинофильмам, большое количество песен. (Слайд 6)
Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и кинофильмам, большое количество песен. (Слайд 6)
Судьба композитора была очень сложной. В годы фашистского переворота в Греции в 1967 году его песни стали оружием в борьбе, они призывали всех людей бороться за освобождение Родины. И хотя песни композитора были запрещены, а сам он находился в тюрьме, люди знали и любили его песни, они помогали им. Собираясь вместе, патриоты страны в какие-то минуты замолкали. Но они не просто молчали, а молчали песни Микиса Теодоракиса. И эти беззвучные песни объединяли людей ещё больше. Песни композитора – это призыв к миру и согласию всех людей на земле. Именно поэтому в 1983 году ему была присвоена Международная премия «За укрепление мира между народами». (Слайд 7)
А также многие другие почётные награды. (Слайд 8)
Сам композитор говорил: «Я занимаюсь искусством ради людей, я хочу, чтобы мои произведения помогали людям». (Слайд 9)
Всемирную известность получил его танец «Сиртаки». Этот танец мы слышали в начале нашего урока. (Слайд 10)
Танец стал символом Греции, его национальным гимном. (Слайд 11)
Именно в этот танец Микис Теодоракис включил звучание струнного инструмента бузуки. В скором времени бузуки становится вторым символом Греции. (Слайд 12)
Бузуки – один из самых известных народных инструментов, благодаря музыке композитора. Корни этого инструмента простираются к лютне, мандолине и турецкому сазу. (Слайд 13)
Но звуки бузуки – это голос греческого народа. (Слайд 14)
Ребята, давайте немного отдохнем. Я вам покажу движения танца «Сиртаки», а вы попробуйте повторить их под музыку.
Дети исполняют танец под музыку «Сиртаки»
А сейчас мы послушаем с вами песню Микиса Теодоракиса «На побережье тайном», где вы услышите звучание бузуки. Песня стала популярной во всем мире, она проникнута любовью к своей стране и стремлением жить в ней счастливо, как и прежде. Исполняется песня на греческом языке.
(Звучит песня « На побережье тайном»). (Слайды 15-26).
Учитель: Ребята, вам понравилась песня?
( Ответы детей утвердительные)
Учитель: Какой был характер музыки в этой песне?
Дети: Плавный, напевный, задумчивый, грустный.
Учитель: А как вы думаете, почему?
Дети:
- В это время в стране люди боролись за её освобождение;
- Люди грустят и мечтают, чтобы страна стала свободной;
- Они вспоминают, какой счастливой была их жизнь раньше.
Учитель: Правильно. А сейчас угадайте мелодию этой песни.
(Звучит мелодия песни «Дай мне тепло твоих ладоней», музыка и слова М. Леонидова и Н. Фоменко, группы «Секрет» в сопровождении фортепиано)
Дети: Прозвучала мелодия песни «Дай мне тепло твоих ладоней».
Учитель: Да, вы узнали песню. А о чем в ней поется?
Дети:
- Мир и дружба победят войну и вражду;
- Сплочённость всех людей – это самое главное в жизни;
- Люди на планете должны объединиться и жить счастливо;
- Эта песня дает ощущение радости и светлой надежды.
Учитель: Давайте исполним эту песню с таким настроением, радостно и светло.
Дети исполняют песню «Дай мне тепло твоих ладоней», (музыкальное сопровождение – фортепиано).
«Дай мне тепло твоих ладоней»
Распахните ваши окна
Ветру свободы,
Этот день мы будем помнить
Долгие годы.
Дайте друг другу руки,
Пусть разбудят этот мир оркестра звуки!
Припев: Дай мне тепло твоих ладоней!
Верь – мы вражду и смерть прогоним!
Встанем спиною к спине,
И нам будет легче вдвойне.
И, назло снегам и грому, ливням и бурям,
Пусть звенит над нашим домом
Солнце июля.
Здесь всем найдется место,
Пусть летят над сонным миром
Звуки оркестра!
Припев.
Учитель: Вы хорошо исполнили эту песню.
Проверка знаний.
Учитель: А сейчас проверьте себя, насколько вы были внимательны сегодня на уроке, разгадайте этот кроссворд. (Слайд 27)
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали:
Назовите композитора, музыка которого помогала известному хирургу. (Чайковский)
В каком жанре написал произведение «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьев? (Опера)
Какой струнный музыкальный инструмент стал символом Греции? (Бузуки)
Как называется греческий танец, который является вторым символом Греции? (Сиртаки)
По вертикали:
Назовите фамилию греческого композитора, с которым мы сегодня познакомились. (Теодоракис)
Как называется песня, которую исполнял французский шансонье? (Вальс)
С какой страной мы сегодня познакомились? (Греция)
Учитель: Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Я думаю, вам запомнится музыка греческого композитора. Вся жизнь Микиса Теодоракиса – поиски формулы счастья и справедливости для своего народа и всех людей на планете. А его мечта, чтобы музыка помогала людям.
Сегодня на уроке вы еще раз убедились, как велико влияние музыки на людей, на их чувства и мысли. Музыка воздействует на человека и в этом ее огромная преобразующая сила.
Домашнее задание: написать отзыв о понравившейся на уроке музыке.