Урок музыки в 6 классе «Преобразующая сила рождественской музыки»

2
0
Материал опубликован 27 November 2017 в группе

Тема урока: Преобразующая сила Рождественской музыки.

Цель: Донести учащимся до осознания того, что рождественская музыка в ее жанровом многообразии , имеет огромную силу воздействия; играет важную роль в жизни человека.

Задачи:

Воспитательная: Создать условия для воспитания нравственных, духовных качеств школьника: любви, терпимости, милосердия.

Развивающая: Развитие внимания, памяти, пространственного и ассоциативного мышления, развитие музыкальных способностей, творчества.

Обучающая: Ввести учащихся в мир духовной, народной, композиторской музыки.

Познакомить с рождественскими песнопениями, народными колядками.

Познакомить с историей празднования Рождества, русским обрядом

«колядование».

1.Организационный момент.

Дети входят в класс. Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

« Вальс снежных хлопьев» ( фрагмент).

У.- «Я рада Вас приветствовать на уроке музыки».

2. Повторение изученного.

У. - Тему, которую мы рассматриваем одна из самых непростых. - Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках?

Уч-ся.- О преобразующей силе музыки.

У. -Что означает слово преобразование?

Уч-ся.- Изменение к лучшему, совершенствование.

У. -Что музыка изменяет, совершенствует в нас? (настроение, чувства, характер, отношение к окружающему миру, наши знания)

- Следовательно, какой вывод мы можем сделать, «Музыка» не оставляет никого равнодушными.

У.- А что вы можете сказать о музыкальном фрагменте, прозвучавшем вначале урока? Затронула ли эта музыка ваши чувства или нет? (Варианты ответов)

- Это музыкальное произведение поможет определить тему нашего урока.

У.- Кто написал и как называется эта прекрасная музыка? ( П.И.Чайковский

Балет «Щелкунчик». «Вальс снежных хлопьев»)

У.- Какие интонации в ней вы почувствовали (прозвучали) ?

Уч-ся. - Интонации праздника,волшебства, чуда.

У.- Вспомните, в какое время года развиваются события сюжета.

Уч-ся. - Зимой, в рождественскую ночь.

3. Изучение новой темы, сообщение темы урока.

У.- Итак, тема нашего урока «Преобразующая сила рождественской музыки».

Беседа о Рождестве.

-Что означает словосочетание « Рождественская музыка»? ( музыка, которая исполняется во время празднования Рождества Христова)

- Объясните значение слова «Рождество»? (Рождение)

Кто может рассказать об истории праздника?

Уч-ся: Рождество Христово –– один из значимых праздников христианской церкви. В этот день в Вифлееме и во всем мире отмечается рождение Иисуса Христа – богочеловека, спасителя человечества.

С рождением чудесного младенца наступила новая золотая эра.

С этого времени было принято вести счет по годам.

Уч-ся: « В ночь, когда родился Иисус Христос на небе зажглась звезда, оповестившая весь мир о рождении святого младенца.

Указывая путь мудрецам, она привела их в Вифлеем, к пещере. Волхвы возрадовались, ведь наступил конец ветхому миру ожиданий и тревог, лжи и обмана.

Войдя в пещеру пастухи приклонив колена, поклонились Богу.

Они поднесли драгоценнейшие дары: ладан- Богу, смирну - человеку, золото - Царю.

У.- Какая из представленных репродукций картин, созвучна с темой нашего урока?

( Дети выбирают репродукции, храмов, …)

Во всем мире празднуют Рождество.

Во всех православных храмах мира в этот день проводится Всенощная рождественская служба.

У.- Давайте представим, что мы находимся в это время в храме …

Что мы чувствуем? (Запах благовония, эмоциональное единство верующих, радость, особую духовную атмосферу, присутствие Бога).

Что мы видим в храме? ( празднично оформлен храм: горят свечи, запах елей), а вот и Вертеп –передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного характера. Так называется изображение пещеры, внутри которой фигуры Пресвятой девы Марии с младенцем Иисусом в яслях, Иосиф, мудрецы принесшие дары».

У.-- Что мы слышим? Внимательно вслушаемся в интонации пока еще незнакомой нам музыки.

ЗВУЧИТ ТРОПАРЬ – Рождественская молитва.

Что вы почувствовали? (Дети отмечают тепло, свет, особую сдержанность, стремление к свету, поют молитву)

Что главное в музыке: слово или мелодия? ( слово, в основе этой музыки текст молитвы из древнейших священных писаний)

Из чего соткана музыка? ( Дети отмечают , что молитву исполняет муж.хор а капелла, что создает ощущение воздушной объемности; последняя музыкальная фраза передает чувства всеобщей радости, единства людей, наивысшей духовности)

У.- Кто знает, как называется эта музыка?

Тропарь – песнопения в честь православного праздника или святого.

У.- Кому посвящен прозвучавший тропарь? ( И.Х.)

У.-- Можем мы услышать в повседневной жизни такую музыку?(нет)

« Есть музыка, которая требует, чтобы мы шли к ней»...К каком направлению мы отнесем такую музыку?

 Уч-ся.-Такая музыка называется ДУХОВНОЙ.

У.- Как воздействует духовная музыка на человека?

Уч-ся.- Мы знаем, молитва имеет очищающую силу воздействия, значит и тропарь имеет силу духовного воздействия.

4. Знакомство с древнерусским обрядом «Колядование».

У.-К сегодняшнему уроку Вы выполняли  задание. Знакомились с зимними праздниками, сравнивали  обычаи и традиции прошлого и современности.

Уч-ся.-Главный Зимний праздник Святки , начинаясь с Рождества, продолжается 2 недели, которые называются святочные. Они включают в себя старинный обряд «колядование».

Молодежь и дети собирались, забавно наряжались, называли их колядовщики.

Заводилой молодежи была «коляда», в руках у нее Звезда, символизирующая рождественскую звезду.

Обходили дома деревни с песнями-колядками, заходя в каждый дом поздравляли с Рождеством и Новым годом, желали здоровья, богатства, хорошего урожая, величали хозяина и хозяйку, их детей.

Колядующих одаривали подарками, угощали.

Считалось, чем богаче дары, тем больше богатства будет у хозяина.

5. Инсценировка обряда.

Предлагаю посмотреть фрагмент обряда «колядования».

Исполняют рождественское песнопение « Рождество Христово».

Стук в дверь.

1. -Кто там? -Пришла коляда, накануне Рождества! -Позвольте во горенку войти? Да на лавочку сесть.

-Да песенку спеть!
-Позволяют нам или не позволяют войти?

-Заходите , заходите, гости дорогие

2. -Здравствуй же хозяйка, со всеми твоими детками!

-С Рождеством Христовым!

-Вы догадались кто я ? А мы кто?

-Коляда, коляда, Барыня молода, где была?

-Коней посла! А что выпасла-то?

-Коня в седле, в золотой узде? А кони-то где?

-За воротами стоят! А ворота где?

-Водой снесло!

Исполняется песня «Ой коляда, коляда» .

6. Физминутка:

Коляда позабавь уж нас , поиграйте с нами!

Игра « Как у дяди Трифона». Повторяйте за нами. ( Дети выполняют три упражнения)

Продолжение инсценирования обряда.

-Спасибо дорогие коляда и колядовщики! (хозяйка)

-А чем вы нас хозяюшка одаривать будете?

-Денег мешок или каши горшок ?

-Кувшин молока или вкусного пирога?

-Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички ?

-Будете нам дарить, будем вас хвалить.

-Спасибо хозяюшка за угощения щедрые.

7. Исполнительская деятельность.

Исполняем « Ай спасибо, хозяюшке за мягкие пирожки».

У. -Какую музыку исполняли колядовщики?

Уч-ся. -Народные колядки, рождественское песнопение «Рождество Христово», прославляющее Иисуса Христа.

У.- К какому жанру мы отнесем прозвучавшие песни?

Уч-ся.-Это народные песни и славянские песнопения.

У.-Как воздействовали на ваши чувства народные песни? (Веселые, радостные , плясовые, величальные, текст народный, народные мелодии и интонации)

У.-Передайте свое отношение к народной музыке.

8. Закрепление новой темы.

У.- Как вы думаете, а в современном мире сочиняется рождественская музыка?

Уч-ся.- Послушайте вот эту музыку. Вслушайтесь в ее интонации.

У.-Звучит международный рождественский гимн. «Тихая ночь» Ф.Грубер

У.-О чем поется в этом произведении? (исполняется на английском языке а капелла Кембриджским хором).

У.-Давайте обратимся к музыке, к ее силе воздействия.

Уч-ся.-Музыка разговаривает (общается) с нами с помощью звуков, музыкальной речи, средств выразительности.

У.-Из чего соткана эта музыка?

Уч-ся.- Сначала поет хор, а со второго куплета вступает голос солиста, исполняя красивую выразительную мелодию, ритмический рисунок напоминает покачивание, колыбельную, а завершается радостно, торжественно одухотворенно, празднично)

У.-Какому событию посвящена эта музыка?

Уч-ся.- Православному празднику Рождество Христова.

У. - Обратимся к русскому тексту. (текст на экране, в тетрадях, раздаточном материале)

7. Исполнительская деятельность. Разучивание рождественского гимна «Тихая ночь». Вокально- хоровая работа.

У.-Давайте подберем такой звук , который передаст интонации рождественской музыки (тепло, нежность матери к младенцу, всеобщая радость). Поем закрытым ртом, затем вокализом, далее со словами. Играем в «ЭХО», «Уши назад» (способствуют развитию музыкального слуха, а так же навыков хорового пения).

У.- Как воздействовала музыка на вас, какие чувства, эмоции вы испытывали во время ее исполнения?

Уч-ся.- Мы испытывали чувство радости, тепла, света, нежности и любви, возвышенное торжественное настроение, присутствие святого духа рождественского праздника.

У.-Можно ли эту музыку произведение исполнять в храмах, назвать духовной?

Уч-ся.- Нет. Она похожа на духовную музыку, но все таки присутствует главная мелодия, сольное пение. Это произведение композиторское, часто можно слышать разные варианты исполнения (соло с сопровождением инструментов) в современной обработке.

У.-Называется это произведение Международный рождественский гимн «Тихая ночь». Написал ее Ф.Грубер к американскому кинофильму «Звуки музыки».

8.Обобщение урока. Подведение итогов.

У.-Какую роль в жизни человека играет рождественская музыка?

Уч-ся.- Ответы.

У.-Обладает она преобразующей силой ?

Уч-ся.- Ответы.

У.-Выберите высказывание которое созвучно (соответствует) теме нашего урока.

Искусство общечеловечно. Его высшее назначение проникновение в душу человечества.(Ф.Шаляпин)

Подобно тому как гимнастика способствует…развитию физических качеств, так и музыка способна воздействовать на этическую природу. ( Аристотель)

Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух. Но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства. (Глюк).

«… Сегодня я переживал редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято для меня, наполняло душу мою… Для того, чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, т.е. нужна религия. Сомневайтесь, сколько хотите, но веруйте».

Уч-ся.- Ответы. Обоснование.

У.- Огромное спасибо за урок. Ваша работа на уроке будет положительно оценена.

9. Рефлексия.

 

Примерный музыкальный материал.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.