12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игнатенко Наталья Вячеславовна291
Педагогический стаж 20 лет.Всю жизнь посвятила искусству "МУЗЫКА".Организовала ансамбль русской песни "Россияночка". Горжусь своими воспитанниками.
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Тема урока: Преобразующая сила Рождественской музыки.

Цель: Донести учащимся до осознания того, что рождественская музыка в ее жанровом многообразии , имеет огромную силу воздействия; играет важную роль в жизни человека.

Задачи:

Воспитательная: Создать условия для воспитания нравственных, духовных качеств школьника: любви, терпимости, милосердия.

Развивающая: Развитие внимания, памяти, пространственного и ассоциативного мышления, развитие музыкальных способностей, творчества.

Обучающая: Ввести учащихся в мир духовной, народной, композиторской музыки.

Познакомить с рождественскими песнопениями, народными колядками.

Познакомить с историей празднования Рождества, русским обрядом

«колядование».

1.Организационный момент.

Дети входят в класс. Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».

« Вальс снежных хлопьев» ( фрагмент).

У.- «Я рада Вас приветствовать на уроке музыки».

2. Повторение изученного.

У. - Тему, которую мы рассматриваем одна из самых непростых. - Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках?

Уч-ся.- О преобразующей силе музыки.

У. -Что означает слово преобразование?

Уч-ся.- Изменение к лучшему, совершенствование.

У. -Что музыка изменяет, совершенствует в нас? (настроение, чувства, характер, отношение к окружающему миру, наши знания)

- Следовательно, какой вывод мы можем сделать, «Музыка» не оставляет никого равнодушными.

У.- А что вы можете сказать о музыкальном фрагменте, прозвучавшем вначале урока? Затронула ли эта музыка ваши чувства или нет? (Варианты ответов)

- Это музыкальное произведение поможет определить тему нашего урока.

У.- Кто написал и как называется эта прекрасная музыка? ( П.И.Чайковский

Балет «Щелкунчик». «Вальс снежных хлопьев»)

У.- Какие интонации в ней вы почувствовали (прозвучали) ?

Уч-ся. - Интонации праздника,волшебства, чуда.

У.- Вспомните, в какое время года развиваются события сюжета.

Уч-ся. - Зимой, в рождественскую ночь.

3. Изучение новой темы, сообщение темы урока.

У.- Итак, тема нашего урока «Преобразующая сила рождественской музыки».

Беседа о Рождестве.

-Что означает словосочетание « Рождественская музыка»? ( музыка, которая исполняется во время празднования Рождества Христова)

- Объясните значение слова «Рождество»? (Рождение)

Кто может рассказать об истории праздника?

Уч-ся: Рождество Христово –– один из значимых праздников христианской церкви. В этот день в Вифлееме и во всем мире отмечается рождение Иисуса Христа – богочеловека, спасителя человечества.

С рождением чудесного младенца наступила новая золотая эра.

С этого времени было принято вести счет по годам.

Уч-ся: « В ночь, когда родился Иисус Христос на небе зажглась звезда, оповестившая весь мир о рождении святого младенца.

Указывая путь мудрецам, она привела их в Вифлеем, к пещере. Волхвы возрадовались, ведь наступил конец ветхому миру ожиданий и тревог, лжи и обмана.

Войдя в пещеру пастухи приклонив колена, поклонились Богу.

Они поднесли драгоценнейшие дары: ладан- Богу, смирну - человеку, золото - Царю.

У.- Какая из представленных репродукций картин, созвучна с темой нашего урока?

( Дети выбирают репродукции, храмов, …)

Во всем мире празднуют Рождество.

Во всех православных храмах мира в этот день проводится Всенощная рождественская служба.

У.- Давайте представим, что мы находимся в это время в храме …

Что мы чувствуем? (Запах благовония, эмоциональное единство верующих, радость, особую духовную атмосферу, присутствие Бога).

Что мы видим в храме? ( празднично оформлен храм: горят свечи, запах елей), а вот и Вертеп –передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного характера. Так называется изображение пещеры, внутри которой фигуры Пресвятой девы Марии с младенцем Иисусом в яслях, Иосиф, мудрецы принесшие дары».

У.-- Что мы слышим? Внимательно вслушаемся в интонации пока еще незнакомой нам музыки.

ЗВУЧИТ ТРОПАРЬ – Рождественская молитва.

Что вы почувствовали? (Дети отмечают тепло, свет, особую сдержанность, стремление к свету, поют молитву)

Что главное в музыке: слово или мелодия? ( слово, в основе этой музыки текст молитвы из древнейших священных писаний)

Из чего соткана музыка? ( Дети отмечают , что молитву исполняет муж.хор а капелла, что создает ощущение воздушной объемности; последняя музыкальная фраза передает чувства всеобщей радости, единства людей, наивысшей духовности)

У.- Кто знает, как называется эта музыка?

Тропарь – песнопения в честь православного праздника или святого.

У.- Кому посвящен прозвучавший тропарь? ( И.Х.)

У.-- Можем мы услышать в повседневной жизни такую музыку?(нет)

« Есть музыка, которая требует, чтобы мы шли к ней»...К каком направлению мы отнесем такую музыку?

 Уч-ся.-Такая музыка называется ДУХОВНОЙ.

У.- Как воздействует духовная музыка на человека?

Уч-ся.- Мы знаем, молитва имеет очищающую силу воздействия, значит и тропарь имеет силу духовного воздействия.

4. Знакомство с древнерусским обрядом «Колядование».

У.-К сегодняшнему уроку Вы выполняли  задание. Знакомились с зимними праздниками, сравнивали  обычаи и традиции прошлого и современности.

Уч-ся.-Главный Зимний праздник Святки , начинаясь с Рождества, продолжается 2 недели, которые называются святочные. Они включают в себя старинный обряд «колядование».

Молодежь и дети собирались, забавно наряжались, называли их колядовщики.

Заводилой молодежи была «коляда», в руках у нее Звезда, символизирующая рождественскую звезду.

Обходили дома деревни с песнями-колядками, заходя в каждый дом поздравляли с Рождеством и Новым годом, желали здоровья, богатства, хорошего урожая, величали хозяина и хозяйку, их детей.

Колядующих одаривали подарками, угощали.

Считалось, чем богаче дары, тем больше богатства будет у хозяина.

5. Инсценировка обряда.

Предлагаю посмотреть фрагмент обряда «колядования».

Исполняют рождественское песнопение « Рождество Христово».

Стук в дверь.

1. -Кто там? -Пришла коляда, накануне Рождества! -Позвольте во горенку войти? Да на лавочку сесть.

-Да песенку спеть!
-Позволяют нам или не позволяют войти?

-Заходите , заходите, гости дорогие

2. -Здравствуй же хозяйка, со всеми твоими детками!

-С Рождеством Христовым!

-Вы догадались кто я ? А мы кто?

-Коляда, коляда, Барыня молода, где была?

-Коней посла! А что выпасла-то?

-Коня в седле, в золотой узде? А кони-то где?

-За воротами стоят! А ворота где?

-Водой снесло!

Исполняется песня «Ой коляда, коляда» .

6. Физминутка:

Коляда позабавь уж нас , поиграйте с нами!

Игра « Как у дяди Трифона». Повторяйте за нами. ( Дети выполняют три упражнения)

Продолжение инсценирования обряда.

-Спасибо дорогие коляда и колядовщики! (хозяйка)

-А чем вы нас хозяюшка одаривать будете?

-Денег мешок или каши горшок ?

-Кувшин молока или вкусного пирога?

-Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички ?

-Будете нам дарить, будем вас хвалить.

-Спасибо хозяюшка за угощения щедрые.

7. Исполнительская деятельность.

Исполняем « Ай спасибо, хозяюшке за мягкие пирожки».

У. -Какую музыку исполняли колядовщики?

Уч-ся. -Народные колядки, рождественское песнопение «Рождество Христово», прославляющее Иисуса Христа.

У.- К какому жанру мы отнесем прозвучавшие песни?

Уч-ся.-Это народные песни и славянские песнопения.

У.-Как воздействовали на ваши чувства народные песни? (Веселые, радостные , плясовые, величальные, текст народный, народные мелодии и интонации)

У.-Передайте свое отношение к народной музыке.

8. Закрепление новой темы.

У.- Как вы думаете, а в современном мире сочиняется рождественская музыка?

Уч-ся.- Послушайте вот эту музыку. Вслушайтесь в ее интонации.

У.-Звучит международный рождественский гимн. «Тихая ночь» Ф.Грубер

У.-О чем поется в этом произведении? (исполняется на английском языке а капелла Кембриджским хором).

У.-Давайте обратимся к музыке, к ее силе воздействия.

Уч-ся.-Музыка разговаривает (общается) с нами с помощью звуков, музыкальной речи, средств выразительности.

У.-Из чего соткана эта музыка?

Уч-ся.- Сначала поет хор, а со второго куплета вступает голос солиста, исполняя красивую выразительную мелодию, ритмический рисунок напоминает покачивание, колыбельную, а завершается радостно, торжественно одухотворенно, празднично)

У.-Какому событию посвящена эта музыка?

Уч-ся.- Православному празднику Рождество Христова.

У. - Обратимся к русскому тексту. (текст на экране, в тетрадях, раздаточном материале)

7. Исполнительская деятельность. Разучивание рождественского гимна «Тихая ночь». Вокально- хоровая работа.

У.-Давайте подберем такой звук , который передаст интонации рождественской музыки (тепло, нежность матери к младенцу, всеобщая радость). Поем закрытым ртом, затем вокализом, далее со словами. Играем в «ЭХО», «Уши назад» (способствуют развитию музыкального слуха, а так же навыков хорового пения).

У.- Как воздействовала музыка на вас, какие чувства, эмоции вы испытывали во время ее исполнения?

Уч-ся.- Мы испытывали чувство радости, тепла, света, нежности и любви, возвышенное торжественное настроение, присутствие святого духа рождественского праздника.

У.-Можно ли эту музыку произведение исполнять в храмах, назвать духовной?

Уч-ся.- Нет. Она похожа на духовную музыку, но все таки присутствует главная мелодия, сольное пение. Это произведение композиторское, часто можно слышать разные варианты исполнения (соло с сопровождением инструментов) в современной обработке.

У.-Называется это произведение Международный рождественский гимн «Тихая ночь». Написал ее Ф.Грубер к американскому кинофильму «Звуки музыки».

8.Обобщение урока. Подведение итогов.

У.-Какую роль в жизни человека играет рождественская музыка?

Уч-ся.- Ответы.

У.-Обладает она преобразующей силой ?

Уч-ся.- Ответы.

У.-Выберите высказывание которое созвучно (соответствует) теме нашего урока.

Искусство общечеловечно. Его высшее назначение проникновение в душу человечества.(Ф.Шаляпин)

Подобно тому как гимнастика способствует…развитию физических качеств, так и музыка способна воздействовать на этическую природу. ( Аристотель)

Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух. Но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства. (Глюк).

«… Сегодня я переживал редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято для меня, наполняло душу мою… Для того, чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, т.е. нужна религия. Сомневайтесь, сколько хотите, но веруйте».

Уч-ся.- Ответы. Обоснование.

У.- Огромное спасибо за урок. Ваша работа на уроке будет положительно оценена.

9. Рефлексия.

 

Примерный музыкальный материал.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.