Урок музыки в 6 классе «Преобразующая сила рождественской музыки»
Тема урока: Преобразующая сила Рождественской музыки.
Цель: Донести учащимся до осознания того, что рождественская музыка в ее жанровом многообразии , имеет огромную силу воздействия; играет важную роль в жизни человека.
Задачи:
Воспитательная: Создать условия для воспитания нравственных, духовных качеств школьника: любви, терпимости, милосердия.
Развивающая: Развитие внимания, памяти, пространственного и ассоциативного мышления, развитие музыкальных способностей, творчества.
Обучающая: Ввести учащихся в мир духовной, народной, композиторской музыки.
Познакомить с рождественскими песнопениями, народными колядками.
Познакомить с историей празднования Рождества, русским обрядом
«колядование».
1.Организационный момент.
Дети входят в класс. Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
« Вальс снежных хлопьев» ( фрагмент).
У.- «Я рада Вас приветствовать на уроке музыки».
2. Повторение изученного.
У. - Тему, которую мы рассматриваем одна из самых непростых. - Вспомните, о чем мы говорили на предыдущих уроках?
Уч-ся.- О преобразующей силе музыки.
У. -Что означает слово преобразование?
Уч-ся.- Изменение к лучшему, совершенствование.
У. -Что музыка изменяет, совершенствует в нас? (настроение, чувства, характер, отношение к окружающему миру, наши знания)
- Следовательно, какой вывод мы можем сделать, «Музыка» не оставляет никого равнодушными.
У.- А что вы можете сказать о музыкальном фрагменте, прозвучавшем вначале урока? Затронула ли эта музыка ваши чувства или нет? (Варианты ответов)
- Это музыкальное произведение поможет определить тему нашего урока.
У.- Кто написал и как называется эта прекрасная музыка? ( П.И.Чайковский
Балет «Щелкунчик». «Вальс снежных хлопьев»)
У.- Какие интонации в ней вы почувствовали (прозвучали) ?
Уч-ся. - Интонации праздника,волшебства, чуда.
У.- Вспомните, в какое время года развиваются события сюжета.
Уч-ся. - Зимой, в рождественскую ночь.
3. Изучение новой темы, сообщение темы урока.
У.- Итак, тема нашего урока «Преобразующая сила рождественской музыки».
Беседа о Рождестве.
-Что означает словосочетание « Рождественская музыка»? ( музыка, которая исполняется во время празднования Рождества Христова)
- Объясните значение слова «Рождество»? (Рождение)
Кто может рассказать об истории праздника?
Уч-ся: Рождество Христово –– один из значимых праздников христианской церкви. В этот день в Вифлееме и во всем мире отмечается рождение Иисуса Христа – богочеловека, спасителя человечества.
С рождением чудесного младенца наступила новая золотая эра.
С этого времени было принято вести счет по годам.
Уч-ся: « В ночь, когда родился Иисус Христос на небе зажглась звезда, оповестившая весь мир о рождении святого младенца.
Указывая путь мудрецам, она привела их в Вифлеем, к пещере. Волхвы возрадовались, ведь наступил конец ветхому миру ожиданий и тревог, лжи и обмана.
Войдя в пещеру пастухи приклонив колена, поклонились Богу.
Они поднесли драгоценнейшие дары: ладан- Богу, смирну - человеку, золото - Царю.
У.- Какая из представленных репродукций картин, созвучна с темой нашего урока?
( Дети выбирают репродукции, храмов, …)
Во всем мире празднуют Рождество.
Во всех православных храмах мира в этот день проводится Всенощная рождественская служба.
У.- Давайте представим, что мы находимся в это время в храме …
Что мы чувствуем? (Запах благовония, эмоциональное единство верующих, радость, особую духовную атмосферу, присутствие Бога).
Что мы видим в храме? ( празднично оформлен храм: горят свечи, запах елей), а вот и Вертеп –передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного характера. Так называется изображение пещеры, внутри которой фигуры Пресвятой девы Марии с младенцем Иисусом в яслях, Иосиф, мудрецы принесшие дары».
У.-- Что мы слышим? Внимательно вслушаемся в интонации пока еще незнакомой нам музыки.
ЗВУЧИТ ТРОПАРЬ – Рождественская молитва.
Что вы почувствовали? (Дети отмечают тепло, свет, особую сдержанность, стремление к свету, поют молитву)
Что главное в музыке: слово или мелодия? ( слово, в основе этой музыки текст молитвы из древнейших священных писаний)
Из чего соткана музыка? ( Дети отмечают , что молитву исполняет муж.хор а капелла, что создает ощущение воздушной объемности; последняя музыкальная фраза передает чувства всеобщей радости, единства людей, наивысшей духовности)
У.- Кто знает, как называется эта музыка?
Тропарь – песнопения в честь православного праздника или святого.
У.- Кому посвящен прозвучавший тропарь? ( И.Х.)
У.-- Можем мы услышать в повседневной жизни такую музыку?(нет)
« Есть музыка, которая требует, чтобы мы шли к ней»...К каком направлению мы отнесем такую музыку?
Уч-ся.-Такая музыка называется ДУХОВНОЙ.
У.- Как воздействует духовная музыка на человека?
Уч-ся.- Мы знаем, молитва имеет очищающую силу воздействия, значит и тропарь имеет силу духовного воздействия.
4. Знакомство с древнерусским обрядом «Колядование».
У.-К сегодняшнему уроку Вы выполняли задание. Знакомились с зимними праздниками, сравнивали обычаи и традиции прошлого и современности.
Уч-ся.-Главный Зимний праздник Святки , начинаясь с Рождества, продолжается 2 недели, которые называются святочные. Они включают в себя старинный обряд «колядование».
Молодежь и дети собирались, забавно наряжались, называли их колядовщики.
Заводилой молодежи была «коляда», в руках у нее Звезда, символизирующая рождественскую звезду.
Обходили дома деревни с песнями-колядками, заходя в каждый дом поздравляли с Рождеством и Новым годом, желали здоровья, богатства, хорошего урожая, величали хозяина и хозяйку, их детей.
Колядующих одаривали подарками, угощали.
Считалось, чем богаче дары, тем больше богатства будет у хозяина.
5. Инсценировка обряда.
Предлагаю посмотреть фрагмент обряда «колядования».
Исполняют рождественское песнопение « Рождество Христово».
Стук в дверь.
1. -Кто там? -Пришла коляда, накануне Рождества! -Позвольте во горенку войти? Да на лавочку сесть.
-Да песенку спеть!
-Позволяют нам или не позволяют войти?
-Заходите , заходите, гости дорогие
2. -Здравствуй же хозяйка, со всеми твоими детками!
-С Рождеством Христовым!
-Вы догадались кто я ? А мы кто?
-Коляда, коляда, Барыня молода, где была?
-Коней посла! А что выпасла-то?
-Коня в седле, в золотой узде? А кони-то где?
-За воротами стоят! А ворота где?
-Водой снесло!
Исполняется песня «Ой коляда, коляда» .
6. Физминутка:
Коляда позабавь уж нас , поиграйте с нами!
Игра « Как у дяди Трифона». Повторяйте за нами. ( Дети выполняют три упражнения)
Продолжение инсценирования обряда.
-Спасибо дорогие коляда и колядовщики! (хозяйка)
-А чем вы нас хозяюшка одаривать будете?
-Денег мешок или каши горшок ?
-Кувшин молока или вкусного пирога?
-Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички ?
-Будете нам дарить, будем вас хвалить.
-Спасибо хозяюшка за угощения щедрые.
7. Исполнительская деятельность.
Исполняем « Ай спасибо, хозяюшке за мягкие пирожки».
У. -Какую музыку исполняли колядовщики?
Уч-ся. -Народные колядки, рождественское песнопение «Рождество Христово», прославляющее Иисуса Христа.
У.- К какому жанру мы отнесем прозвучавшие песни?
Уч-ся.-Это народные песни и славянские песнопения.
У.-Как воздействовали на ваши чувства народные песни? (Веселые, радостные , плясовые, величальные, текст народный, народные мелодии и интонации)
У.-Передайте свое отношение к народной музыке.
8. Закрепление новой темы.
У.- Как вы думаете, а в современном мире сочиняется рождественская музыка?
Уч-ся.- Послушайте вот эту музыку. Вслушайтесь в ее интонации.
У.-Звучит международный рождественский гимн. «Тихая ночь» Ф.Грубер
У.-О чем поется в этом произведении? (исполняется на английском языке а капелла Кембриджским хором).
У.-Давайте обратимся к музыке, к ее силе воздействия.
Уч-ся.-Музыка разговаривает (общается) с нами с помощью звуков, музыкальной речи, средств выразительности.
У.-Из чего соткана эта музыка?
Уч-ся.- Сначала поет хор, а со второго куплета вступает голос солиста, исполняя красивую выразительную мелодию, ритмический рисунок напоминает покачивание, колыбельную, а завершается радостно, торжественно одухотворенно, празднично)
У.-Какому событию посвящена эта музыка?
Уч-ся.- Православному празднику Рождество Христова.
У. - Обратимся к русскому тексту. (текст на экране, в тетрадях, раздаточном материале)
7. Исполнительская деятельность. Разучивание рождественского гимна «Тихая ночь». Вокально- хоровая работа.
У.-Давайте подберем такой звук , который передаст интонации рождественской музыки (тепло, нежность матери к младенцу, всеобщая радость). Поем закрытым ртом, затем вокализом, далее со словами. Играем в «ЭХО», «Уши назад» (способствуют развитию музыкального слуха, а так же навыков хорового пения).
У.- Как воздействовала музыка на вас, какие чувства, эмоции вы испытывали во время ее исполнения?
Уч-ся.- Мы испытывали чувство радости, тепла, света, нежности и любви, возвышенное торжественное настроение, присутствие святого духа рождественского праздника.
У.-Можно ли эту музыку произведение исполнять в храмах, назвать духовной?
Уч-ся.- Нет. Она похожа на духовную музыку, но все таки присутствует главная мелодия, сольное пение. Это произведение композиторское, часто можно слышать разные варианты исполнения (соло с сопровождением инструментов) в современной обработке.
У.-Называется это произведение Международный рождественский гимн «Тихая ночь». Написал ее Ф.Грубер к американскому кинофильму «Звуки музыки».
8.Обобщение урока. Подведение итогов.
У.-Какую роль в жизни человека играет рождественская музыка?
Уч-ся.- Ответы.
У.-Обладает она преобразующей силой ?
Уч-ся.- Ответы.
У.-Выберите высказывание которое созвучно (соответствует) теме нашего урока.
Искусство общечеловечно. Его высшее назначение проникновение в душу человечества.(Ф.Шаляпин)
Подобно тому как гимнастика способствует…развитию физических качеств, так и музыка способна воздействовать на этическую природу. ( Аристотель)
Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух. Но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства. (Глюк).
«… Сегодня я переживал редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято для меня, наполняло душу мою… Для того, чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, т.е. нужна религия. Сомневайтесь, сколько хотите, но веруйте».
Уч-ся.- Ответы. Обоснование.
У.- Огромное спасибо за урок. Ваша работа на уроке будет положительно оценена.
9. Рефлексия.
Примерный музыкальный материал.