Преодоление нарушений письма у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам обучения в школе детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии, особенностям логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.
Abstract. The article is devoted to topical problems of schooling of children with severe speech disorders under conditions of inclusion, peculiarities of speech therapy support for children with speech disorders.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи, логопедическое сопровождение, адаптированная основная образовательная программа
Keywords: Inclusive education, disabilities, Severe speech disorders, Speech therapy support, Adapted basic educational program.
Переустройство современной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с тяжелыми нарушениями речевого развития, ставит перед собой задачу поиска способов эффективного обучения и воспитания детей, созданию новых подходов в условиях инклюзивного образования детей.
М.М. Семаго, Н.Я. Семаго определяли инклюзивное образование как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья [7, 51].
Инклюзия - это полное равноправное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни образовательной организации, требующее адаптации пространства образовательной организации к нуждам и потребностям всех детей без исключения с учетом их особенностей.
Тяжелыми речевыми дефектами являются те, при которых страдает экспрессивная (внешняя) речь, в результате чего затрудненным становится взаимодействие ребенка с окружающим миром. Исследования логопедии указывают на тот факт, что у детей с тяжелыми нарушениями речи проявляются вторичные отклонения в становлении психических процессов, которые характеризуются снижением объема памяти, неустойчивостью внимания, отставанием развития мышления, замедлением развития произвольности психических процессов. Недостаточный лингвистический опыт у детей с ТНР не позволяет им усвоить материал учебных дисциплин без дополнительной подготовки (специальные дисциплины, логопедические занятия) и создания специальных условий, направленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.
Выделяется следующие варианты инклюзивного обучения:
- обучение по основной образовательной программе с обязательным включением программы коррекционной работы для обучающихся нарушениями технической и смысловой сторон письменной речи (чтения и письма), обусловленные недостаточным уровнем сформированности механизмов и операций, лежащих в их основе различного патогенеза у подростков при нормативном развитии устной речи и интеллекта; с недостатками темпоритмической стороны речи, в том числе, с тяжелой формой заикания; с нарушениями голоса;
- обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с резистентной к коррекционному воздействию формой недоразвития речи первичного генеза, проявляющейся в несформированности всех языковых средств; с низким уровнем сформированности процессов письменной речи (чтения и письма), обусловленных недостатками развития всех сторон устной речи;
- обучение по основной образовательной программе с обязательным включением программы коррекционной работы или по адаптированной образовательной программе для обучающихся с нарушениями (распадом) устной и письменной речи различного патогенеза, обусловленных наличием заболеваний, оперативного вмешательства, травм и проч., проявляющихся в виде нарушения всех сторон речи или отдельных ее компонентов и выраженные в такой степени тяжести, которая препятствует успешному обучению или социализации обучающегося, при условии наличия сохранного интеллекта [1, 2].
Цель деятельности учителя-логопеда - создание условий, способ-ствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ТНР для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:
1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.
2. Разработка индивидуальной программы развития с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
3. Оказание логопедической помощи ребенку с ТНР, включает в себя разработку и реализацию коррекционно-развивающих, индивидуально-ориентированных программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития, подбор дидактических и методических материалов.
4. Изучение динамики речевого развития ребенка с ТНР в процессе освоения образовательной программы позволяет скорректировать имеющуюся индивидуальную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития.
5. Осуществление итоговой диагностики, охватывающей все компоненты речевой системы и выявляющей сформированность всех видов универсальных учебных действий.
6. Совершенствование научно-методического потенциала. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при инклюзивной практике осуществлять коррекцию речевых нарушений.
7. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
8. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования [5, 131].
Положительного результата во взаимоотношениях школьников в условиях инклюзивного класса можно достичь только при продуманной системной работе, содержательными частями которой будет формирование позитивного отношения к детям с ТНР и расширения опыта продуктивного общения с ними. Большую роль в этом играет тщательный отбор учебных планов, образовательных программ, учебно-методических и дидактических комплексов.
В школьном учебном плане определяется содержание учебных предметов в рамках его общеобразовательных отраслей и компонентов, и соответственно, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения с инклюзивным форме обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с ТНР и нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) учебного заведения.
При организации учебно-воспитательного процесса главная проблема для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с ТНР, интегрированного в среду сверстников с нормальным развитием, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной программе.
Выбор программы - основа обучения. В начальной школе для обучения учащихся по ТНР за основу берутся:
1) государственные учебные программы для средней общеобразовательной школы - 1-4 классы;
2) программы общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительный - 1 класс)
3) учебная программа для 2-4 классов общеобразовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
На основе этих программ, разработанным по ним учебникам и учебным пособиям состоит календарно-тематическое планирование в инклюзивном классе по учебным дисциплинам. В его создании принимают участие учителя начальных классов и члены психолого-педагогического сопровождения. Календарно-тематическое планирование складывается таким образом, чтобы на одном уроке дети с ТНР и без нарушений развития изучали одну тему, но информация, что они получают была адаптированной к их личной учебной программе.
Календарно-тематическое и внеурочное планирование составляется педагогами школы на основе требований учебных программ для обучения учащихся в инклюзивном общеобразовательном классе.
Обучение по специальным (коррекционным) учебным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по таким предметам как "Произношение", "Обучение грамоте", "Развитие речи", "Чтение", "Логоритмика".
Для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено проведение дополнительных коррекционных занятий специалистами службы сопровождения (учителем-логопедом, психологом, учителем-дефектологом), что не заносятся в сетку общего расписания занятий. Организация и проведение этих занятий осуществляется на основе индивидуальных потребностей и возможностей детей [4, 58].
Ход урока зависит от того, как ученики усвоили предыдущий материал, этап обучения берется за основу (изучение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого ученика индивидуально (карточки, упражнения из учебника, задания на доске). Когда совместная работа школьников на уроке невозможна, то ассистент учителя (тьютор) оказывает помощь детям с нарушениями речи. Он проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дополнительно объясняет и уточняет задачи, объясняет новый материал.
Составление и адаптация учебных планов, продуманное использование учебно-методического и дидактического материала позволяет осуществлять образовательную инклюзию, обеспечивать условия для получения знаний учащимися с различными образовательными потребностями.
Создание условий для осознания каждым учеником своей личностной значимости, обеспечение возможностей для его самореализации и самосовершенствования в процессе обучения, стимуляция активности детей на досуге - важнейшие направления инклюзивного обучения.
Таким образом, рассматривая коррекционную направленность технологий обучения детей с ТНР, можно выделить следующие ключевые позиции: активное использование приемов активизации умственной деятельности (особенно при обучении языку - прием сравнения); алгоритмизация умственных действий; наглядные средства - «каркас, на основе которых будет формироваться пиковая и речевая деятельность учащихся»; использование различных видов помощи учащимся (часто продвижение учащихся возможно оценить лишь по изменении степени самостоятельности и исполнении заданий); особая роль в обучении детей с ТНР, особенно языку, отводится копировочным упражнениям.
Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Таким образом, компонентами логопедического сопровождения детей с ТНР являются: профилактика речевых нарушений; логопедическая диагностика; коррекция речевых дефектов; формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; формирование ключевых универсальных компетентностей.
Внедрение инклюзивной формы обучения требует изменения акцентов в направлении большей открытости и функционирования, формирования у педагогического коллектива готовности принять ответственность за тех детей, которым необходимо оказывать коррекционно-развивающую помощь, создавать условия, модели и технологии для реализации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, которые воспитываются и учатся в обычных садах и школах.
Список использованной литературы
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).
Гусева И.В., Мелешкина М.С. Психолого-педагогическое сопровождение психического и личностного здоровья подростков-инвалидов в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2014. – N9 (сентябрь). – С. 116–120. –URL: http://e-koncept.ru/2014/14250.htm.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. –СПб.: Речь, 2010. –400 с.
Насибуллина А.Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 20. –С. 57–60. –URL: http://e-koncept.ru/2016/56326.htm
Насибуллина А.Д., Польшина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе //Казанский педагогический журнал.–2017. –N 2. –С.130–135. –URL:http://kpj.ippporao.ru/
Польшина М. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S23. – С. 52–56. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470265.htm
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике //Психологическая наука и образование. - 2014. - № 11. - С.51-59.