Лекция «Система работы и коррекции нарушений письма и чтения у детей с фонетико–фонематическими нарушениями речи»

4
0
Материал опубликован 12 October 2022 в группе

СИСТЕМА РАБОТЫ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

И ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

 

ШАМСУТДИНОВА Е.Л.

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №4» г. Гусь-Хрустальный

 

В последнее время все больше детей поступает в общеобразовательную школу с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР). Наличие у школьников таких от­клонений является серьезным препятствием в усвоении программы. Анализ ошибок, ко­торые допускаются в письме и чтении детьми с ФФНР свидетельствует о стойком наруше­нии восприятия определенных фонематических структур.

В школьных азбуках некоторые фонематические парадигмы освещаются недостаточ­но системно и полно, о многих качествах фонем умалчивается, что создает для ребенка значительные трудности при их распознавании. В норме дети справляются с этой задачей, при ФФНР дифференциация звукобуквенных единиц идет с трудом. К тому же букварный период обучения слишком краток, за это время можно только «скороговоркой» перечис­лить звуки и буквы. Таким образом, ребенка с ФФНР изначально нет возможности для полноценного усвоения фонетики. Система звуков усваивается искаженно, что порож­дает впоследствии множество трудностей при чтении и письме.

Неспособность детей к письму и чтению известна под названием «дисграфии» (рас­стройство письма) и «дислексии» (расстройство чтения). При дисграфии и дислексии (которые часто сопутствуют друг другу), обусловленных снижением фонематического слуха, ошибки возникают за счет того, что у ученика недостаточно развиты фонемати­ческие процессы, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова.

Один из вариантов такого обучения, составленный на базе широко представленных методик, мы и предлагаем в данной статье в качестве рабочего. Суть его состоит в чет­ком структурировании свойств русской фонемы. В результате ребенок постепенно ус­ваивает ее основные свойства:

Длительность – краткость звучания.

Артикуляционные особенности.

Глухость – звонкость.

Мягкость – твердость и способы ее фиксации при письме.

Способ образования.

Понимание звукового ряда (слово как звуковой ряд).

Участие звука в слоговой структуре слова и типы слогов.

В результате обучения у ребенка должен сформироваться навык распознавания и оцен­ки всех качеств и функций фонемного ряда, т.е. ребенок должен усвоить определенный алгоритм действий, связанных с анализом фонем.

Базовый курс обучения включает 10-13 занятий по 40 минут, структурированных в три блока.

1 этап (1- 2 занятия). Отработка системы гласных звуков и букв.

различение буквы и звука;

различение гласных и согласных по длительности звучания;

анализ артикуляции гласных звуков;

сходство парных гласных;

слогообразующая роль гласных;

позиционная роль гласных букв и мягкого знака в обозначении мягкости согласных;

дифференциация двух способов обозначения мягкости согласных;

слого – звуковой анализ.

2 этап (6-7 занятий). Работа над согласными звуками.

Дифференциация парных звуков:

характеристика по глухости-звонкости;

сходство парных согласных по образованию;

дифференциация парных твердых и мягких согласных;

непарные согласные;

рядовосприятие (слово как ряд звуков и место каждого звука в ряду);

понимание и выделение всех типов слогов.

Дифференциация «нестандартных» пар звуков, обнаруживающих «мнимое» сходст­во по какому - либо признаку:

различение [Т-Ц] по способу образования, по твердости - мягкости;

различение [Ч-Ц] по способу образования и длительности звучания.

3 этап (1-2 занятия). Работа с буквами ь-ъ.

характеристика функций и их дифференциация: обозначение мягкости, разделительности и морфологических признаков.

В результате этих занятий ребенок получает все необходимые и достаточные сведения о системе звуков русского языка и их позиционных сочетаниях.

Целью данной работы следует считать формирование устной формы речи ребенка, поэтому работа над письменной формой используется минимально.

Интенсивность работы предполагает определенные требования к речевому материа­лу: он должен быть достаточным по объему, включать все типы слоговых структур, иметь максимальную частотность изучаемого звука в словах и предложениях. Речевой материал проговаривается с усиленной артикуляцией, запись слов заменяется схемами, графическими символами, шифровками отрабатываемых свойств, что экономит время и силы детей. На каж­дом занятии прорабатывается 30-50 слов, 10-12 предложений. Слухоречевая работа должна дублироваться через все анализаторы, которые можно привлечь для демонст­рации свойств фонем: артикуляционный контроль, тактильные ощущения, зрительное восприятие, артикулирование говорящего. Это облегчает и ускоряет поиск и оценку фо­нематических свойств и закономерностей проявления звуков в потоке речи. Усвоив ба­зовый курс, ребенок готов перенести полученные навыки фонемного анализа на другие коррелирующие пары звуков. Курс, (если объем дефекта велик или коррекционные по­тенции ребенка снижены) может быть дополнен теми парами, которые путает ребенок: Т-Ч, Ч-Ц, Ш-Щ. Щ-С, Р-Л, И-Л. В этих парах изученные фонетические свойства повторя­ются в разных сочетаниях, и обычно ребенок уже легко дифференцирует соответствую­щие звуки.

Таким образом, обычно за 10-13 занятий удается восполнить пробелы в фонемати­ческом восприятии ребенка, отработать свойства фонем, которые были усвоены недос­таточно. Ребенок с ФФНР приобретает навыки вычленения единиц звукового ряда, созна­тельного описания их свойств, дифференциации по разным основаниям. Структурирован­ные фонематические парадигмы легко распознаются, возникает упреждающее узнавание, формируется способность к прогнозированию поведения звука, происходит усвоение ал­горитма анализа, что приводит к значительному улучшению чтения и письма.

Однако для купирования ошибок одной коррекции слухо-речевого восприятия недоста­точно, т.к. у современных детей отмечается большая незрелость базовых психических процессов, а именно несформированность сомато- и предметно-пространственного зрительного гнозиса. Различного вида праксиса (артикуляционного, орального, позы кисти, динамического и конструктивного), неречевого слухового гнозиса (восприятие ритмов). Нарушения данного рода значительно замедляют темпы коррекционных мероприятий и снижают их эффективность. В связи с этим на занятиях необходимо включать следующие упражнения:

глазодвигательные упражнения - прослеживать глазами за игрушкой (по кругу, по диагонали, сверху вниз и снизу вверх, по восьмерке);

работа над усвоением пространственной ориентировки в собственном теле (пра­вой рукой закройте правый глаз, левой рукой закройте левое ухо, правой рукой закройте левое ухо, левой рукой закройте правый глаз);

рисование двумя руками одновременно двух одинаковых картинок;

пальчиковые игры, направленные на развитие праксиса позы кисти, динамического праксиса и реципрокной координации;

работа над неречевым слуховым гнозисом (восприятием ритмов);

артикуляционная гимнастика;

трехступенчатый графический диктант.

Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие

и различение неречевых звуков.

Развитие слухового внимания. Игры «Послушай, о чем говорит улица», «О чем го­ворит дом?», «Солнце или дождик, «Угадай звук».

Определение на слух направление звука, источник которого расположен справа, слева, спереди, сзади. Игры: «Жмурки с погремушкой, «Узнай, где звучит?», «Колоколь­чик».

Различение и воспроизведение звуков, издаваемых тихо-громко, далеко-близко. Игры: «Барабан», «Зайчики», «Далеко - близко».

Различение и воспроизведение темпа и ритма. Игра «Топ-топ».

Воспроизведение простых ритмов. Отстукивание карандашом по столу простого ритма (два компонента): раз - раз, два; раз, два - раз, два, три...

Воспроизведение сложных ритмов (три и более компонента): раз-раз, два-раз, два, три...

Игры и задания, направленные на различение высоты,

силы и тембра голоса.

Игры «Кто как кричит», «В лесу», «Три медведя».

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи.

Различение слов, близких по звуковому составу, различение слогов, различение зву­ков - фонем.

Очень важно научить ребенка вслушиваться в звучащее слово. Проговаривая сло­во, вслушиваясь в его звучание, ребенок знакомится с ним, как со звуковым явлением. Рекомендуются два способа произнесения слова с целью вслушивания в него, «прощу­пывания», обследования:

Если мы хотим показать ребенку, из каких именно звуков состоит данное слово, то произносим его, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно (ЛЛУ-У-ННА-А); такой способ произнесения помогает ребенку не только расчленить слово на звуки, но и установить их последовательное расположение в слове.

Если же внимание ребенка нужно обратить на какой-то определенный звук слова, то усиленно выделяется именно этот звук (ЛЛуна, лУУна, луННа, лунАА). При обычном произнесении слова (ЛУНА) детям не заметен процесс составления слова из звуков, об­следование звукового облика слова затруднено. Когда дети научатся заострять внима­ние на звуках речи, взрослый может произносить слово во время занятия обычным спо­собом, без специального подчеркивания каких-либо звуков.

В письменной речи, недостаточная сформированность фонематического восприятия при сохранном физическом слухе, проявляется в виде специфических ошибок:

пропуск букв, слогов;

слияние слов в предложении;

смешение звуков по признакам «твердость-мягкость», «звонкость - глухость», «свистящие-шипящие», «соноры»;

нарушение обозначения мягкости на письме (гласные 2-го ряда, мягкий знак);

в тяжелых случаях ребенок не может после 4-5 кратного прослушивания

повто­рить цепочку из 2-3 слогов или фразу из 4-5 слов, давая при каждом из воспроизведений, вариант с новыми искажениями.

Данные ошибки могут проявляться как при письме, так и при чтении. Для лучшего усвое­ния материала рекомендуется выделять те буквы, над которыми идет работа. Приняты следующие обозначения:

зеленым цветом выделяют мягкие согласные; синим - твердые согласные;

простым карандашом выделяется мягкий знак;

гласные первого ряда обозначаются одной красной чертой, гласные второго ря­да - двумя красными чертами.

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие

фонематического анализа и синтеза.

При нарушении Фонематического анализа и синтеза типичными являются следующие ошибки:

нарушение слоговой структуры слова: приуменьшение количества звуков при подсчете, пропуск гласных, согласных звуков, пропуск слогов, слияние слогов;

слияние слов;

дети не в состоянии составить слово из отдельных звуков и записать его (напри­мер, из комбинации звуков Д. О, М, произнесенных с небольшим интервалом, ребенок не может воспроизвести слово ДОМ).

Следует помнить о том, что звук и буква - не одно и то же. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем.

Игра «Ворота» - замена гласных звуков в середине слова (с обязательным подбо­ром картинок).

Провести сравнительный анализ вновь полученных слов.

Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово.

Сравнение по звуковому составу слов, отличающихся одним звуком.

Сравнение по звуковому составу слов, с выпавшим звуком опорой на картинку).

Из данных слов получить другие путем замены: а) начальной согласной; б) конеч­ной согласной буквы.

Определение количества звуков в слове.

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд, схему.

Определение 2-го, 3-го, 4-го звука в слове.

Добавить звуки для получения новых слов (с опорой на картинку).

Игры «Слово рассыпалось», «Наборщик».

Анаграммы.

Составить схему слова.

Подобрать под заданную схему нужное слово.

Добавление буквы: рот - крот (с опорой на картинку).

Исключение буквы из слова: Галька-еалка.

Сравнить по звучанию слова. Для сравнения дать слова, которые нельзя пере­вернуть.

Игра «Гласная убежала» - вернуть гласную на свое место.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Придумать слова с «Ь», подходящие под определенную схему.

Игра «Радист».

Игра «Составь слово».

Слоговой анализ:

Игра с мячом "Закончи слово" - добавить слоги с определенным звуком.

Отгадать загадку и положить картинку под схему.

Положи картинки в нужный ряд.

Придумать слова, начинающиеся на определенный слог.

Замена одного слога другим (начинать со слов из 2-х слогов). Более сложный ва­риант - замена первого слога.

Кто больше подберет длинных слов к данным словам путем добавления слога.

Добавление слога.

Исключение слога из слова.

Перестановка слогов: записать слова, составленные из данных слогов.

Из слова, состоящего из одного слога сделать слова, состоящие из 2, 3 слогов.

Игры «Разведчики», «Сыщик».

Работа по развитию фонематических процессов важно закрепить на уровне предло­жения.

Определение количества слов в предложении.

Из ряда слов составить предложение.

Определить границы предложения в напечатанном без точек тексте.

Придумать предложение с определенным количеством слов.

Составить графическую схему предложения.

По графической схеме придумать предложение.

Определить место слова в предложении (какое по счету).

На примере одного предложения закрепить весь пройденный материал.

Упражнения, направленные на развитие звукового синтеза.

Прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза 3 секунды) вос­произвести его слитно.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации