Лекция «Система работы и коррекции нарушений письма и чтения у детей с фонетико–фонематическими нарушениями речи»
СИСТЕМА РАБОТЫ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
И ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ШАМСУТДИНОВА Е.Л.
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №4» г. Гусь-Хрустальный
В последнее время все больше детей поступает в общеобразовательную школу с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР). Наличие у школьников таких отклонений является серьезным препятствием в усвоении программы. Анализ ошибок, которые допускаются в письме и чтении детьми с ФФНР свидетельствует о стойком нарушении восприятия определенных фонематических структур.
В школьных азбуках некоторые фонематические парадигмы освещаются недостаточно системно и полно, о многих качествах фонем умалчивается, что создает для ребенка значительные трудности при их распознавании. В норме дети справляются с этой задачей, при ФФНР дифференциация звукобуквенных единиц идет с трудом. К тому же букварный период обучения слишком краток, за это время можно только «скороговоркой» перечислить звуки и буквы. Таким образом, ребенка с ФФНР изначально нет возможности для полноценного усвоения фонетики. Система звуков усваивается искаженно, что порождает впоследствии множество трудностей при чтении и письме.
Неспособность детей к письму и чтению известна под названием «дисграфии» (расстройство письма) и «дислексии» (расстройство чтения). При дисграфии и дислексии (которые часто сопутствуют друг другу), обусловленных снижением фонематического слуха, ошибки возникают за счет того, что у ученика недостаточно развиты фонематические процессы, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова.
Один из вариантов такого обучения, составленный на базе широко представленных методик, мы и предлагаем в данной статье в качестве рабочего. Суть его состоит в четком структурировании свойств русской фонемы. В результате ребенок постепенно усваивает ее основные свойства:
Длительность – краткость звучания.
Артикуляционные особенности.
Глухость – звонкость.
Мягкость – твердость и способы ее фиксации при письме.
Способ образования.
Понимание звукового ряда (слово как звуковой ряд).
Участие звука в слоговой структуре слова и типы слогов.
В результате обучения у ребенка должен сформироваться навык распознавания и оценки всех качеств и функций фонемного ряда, т.е. ребенок должен усвоить определенный алгоритм действий, связанных с анализом фонем.
Базовый курс обучения включает 10-13 занятий по 40 минут, структурированных в три блока.
1 этап (1- 2 занятия). Отработка системы гласных звуков и букв.
различение буквы и звука;
различение гласных и согласных по длительности звучания;
анализ артикуляции гласных звуков;
сходство парных гласных;
слогообразующая роль гласных;
позиционная роль гласных букв и мягкого знака в обозначении мягкости согласных;
дифференциация двух способов обозначения мягкости согласных;
слого – звуковой анализ.
2 этап (6-7 занятий). Работа над согласными звуками.
Дифференциация парных звуков:
характеристика по глухости-звонкости;
сходство парных согласных по образованию;
дифференциация парных твердых и мягких согласных;
непарные согласные;
рядовосприятие (слово как ряд звуков и место каждого звука в ряду);
понимание и выделение всех типов слогов.
Дифференциация «нестандартных» пар звуков, обнаруживающих «мнимое» сходство по какому - либо признаку:
различение [Т-Ц] по способу образования, по твердости - мягкости;
различение [Ч-Ц] по способу образования и длительности звучания.
3 этап (1-2 занятия). Работа с буквами ь-ъ.
характеристика функций и их дифференциация: обозначение мягкости, разделительности и морфологических признаков.
В результате этих занятий ребенок получает все необходимые и достаточные сведения о системе звуков русского языка и их позиционных сочетаниях.
Целью данной работы следует считать формирование устной формы речи ребенка, поэтому работа над письменной формой используется минимально.
Интенсивность работы предполагает определенные требования к речевому материалу: он должен быть достаточным по объему, включать все типы слоговых структур, иметь максимальную частотность изучаемого звука в словах и предложениях. Речевой материал проговаривается с усиленной артикуляцией, запись слов заменяется схемами, графическими символами, шифровками отрабатываемых свойств, что экономит время и силы детей. На каждом занятии прорабатывается 30-50 слов, 10-12 предложений. Слухоречевая работа должна дублироваться через все анализаторы, которые можно привлечь для демонстрации свойств фонем: артикуляционный контроль, тактильные ощущения, зрительное восприятие, артикулирование говорящего. Это облегчает и ускоряет поиск и оценку фонематических свойств и закономерностей проявления звуков в потоке речи. Усвоив базовый курс, ребенок готов перенести полученные навыки фонемного анализа на другие коррелирующие пары звуков. Курс, (если объем дефекта велик или коррекционные потенции ребенка снижены) может быть дополнен теми парами, которые путает ребенок: Т-Ч, Ч-Ц, Ш-Щ. Щ-С, Р-Л, И-Л. В этих парах изученные фонетические свойства повторяются в разных сочетаниях, и обычно ребенок уже легко дифференцирует соответствующие звуки.
Таким образом, обычно за 10-13 занятий удается восполнить пробелы в фонематическом восприятии ребенка, отработать свойства фонем, которые были усвоены недостаточно. Ребенок с ФФНР приобретает навыки вычленения единиц звукового ряда, сознательного описания их свойств, дифференциации по разным основаниям. Структурированные фонематические парадигмы легко распознаются, возникает упреждающее узнавание, формируется способность к прогнозированию поведения звука, происходит усвоение алгоритма анализа, что приводит к значительному улучшению чтения и письма.
Однако для купирования ошибок одной коррекции слухо-речевого восприятия недостаточно, т.к. у современных детей отмечается большая незрелость базовых психических процессов, а именно несформированность сомато- и предметно-пространственного зрительного гнозиса. Различного вида праксиса (артикуляционного, орального, позы кисти, динамического и конструктивного), неречевого слухового гнозиса (восприятие ритмов). Нарушения данного рода значительно замедляют темпы коррекционных мероприятий и снижают их эффективность. В связи с этим на занятиях необходимо включать следующие упражнения:
глазодвигательные упражнения - прослеживать глазами за игрушкой (по кругу, по диагонали, сверху вниз и снизу вверх, по восьмерке);
работа над усвоением пространственной ориентировки в собственном теле (правой рукой закройте правый глаз, левой рукой закройте левое ухо, правой рукой закройте левое ухо, левой рукой закройте правый глаз);
рисование двумя руками одновременно двух одинаковых картинок;
пальчиковые игры, направленные на развитие праксиса позы кисти, динамического праксиса и реципрокной координации;
работа над неречевым слуховым гнозисом (восприятием ритмов);
артикуляционная гимнастика;
трехступенчатый графический диктант.
Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие
и различение неречевых звуков.
Развитие слухового внимания. Игры «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?», «Солнце или дождик, «Угадай звук».
Определение на слух направление звука, источник которого расположен справа, слева, спереди, сзади. Игры: «Жмурки с погремушкой, «Узнай, где звучит?», «Колокольчик».
Различение и воспроизведение звуков, издаваемых тихо-громко, далеко-близко. Игры: «Барабан», «Зайчики», «Далеко - близко».
Различение и воспроизведение темпа и ритма. Игра «Топ-топ».
Воспроизведение простых ритмов. Отстукивание карандашом по столу простого ритма (два компонента): раз - раз, два; раз, два - раз, два, три...
Воспроизведение сложных ритмов (три и более компонента): раз-раз, два-раз, два, три...
Игры и задания, направленные на различение высоты,
силы и тембра голоса.
Игры «Кто как кричит», «В лесу», «Три медведя».
Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи.
Различение слов, близких по звуковому составу, различение слогов, различение звуков - фонем.
Очень важно научить ребенка вслушиваться в звучащее слово. Проговаривая слово, вслушиваясь в его звучание, ребенок знакомится с ним, как со звуковым явлением. Рекомендуются два способа произнесения слова с целью вслушивания в него, «прощупывания», обследования:
Если мы хотим показать ребенку, из каких именно звуков состоит данное слово, то произносим его, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно (ЛЛУ-У-ННА-А); такой способ произнесения помогает ребенку не только расчленить слово на звуки, но и установить их последовательное расположение в слове.
Если же внимание ребенка нужно обратить на какой-то определенный звук слова, то усиленно выделяется именно этот звук (ЛЛуна, лУУна, луННа, лунАА). При обычном произнесении слова (ЛУНА) детям не заметен процесс составления слова из звуков, обследование звукового облика слова затруднено. Когда дети научатся заострять внимание на звуках речи, взрослый может произносить слово во время занятия обычным способом, без специального подчеркивания каких-либо звуков.
В письменной речи, недостаточная сформированность фонематического восприятия при сохранном физическом слухе, проявляется в виде специфических ошибок:
пропуск букв, слогов;
слияние слов в предложении;
смешение звуков по признакам «твердость-мягкость», «звонкость - глухость», «свистящие-шипящие», «соноры»;
нарушение обозначения мягкости на письме (гласные 2-го ряда, мягкий знак);
в тяжелых случаях ребенок не может после 4-5 кратного прослушивания
повторить цепочку из 2-3 слогов или фразу из 4-5 слов, давая при каждом из воспроизведений, вариант с новыми искажениями.
Данные ошибки могут проявляться как при письме, так и при чтении. Для лучшего усвоения материала рекомендуется выделять те буквы, над которыми идет работа. Приняты следующие обозначения:
зеленым цветом выделяют мягкие согласные; синим - твердые согласные;
простым карандашом выделяется мягкий знак;
гласные первого ряда обозначаются одной красной чертой, гласные второго ряда - двумя красными чертами.
Игры, задания и упражнения, направленные на развитие
фонематического анализа и синтеза.
При нарушении Фонематического анализа и синтеза типичными являются следующие ошибки:
нарушение слоговой структуры слова: приуменьшение количества звуков при подсчете, пропуск гласных, согласных звуков, пропуск слогов, слияние слогов;
слияние слов;
дети не в состоянии составить слово из отдельных звуков и записать его (например, из комбинации звуков Д. О, М, произнесенных с небольшим интервалом, ребенок не может воспроизвести слово ДОМ).
Следует помнить о том, что звук и буква - не одно и то же. Звук - это то, что мы слышим и произносим. Буква - это то, что мы видим и пишем.
Игра «Ворота» - замена гласных звуков в середине слова (с обязательным подбором картинок).
Провести сравнительный анализ вновь полученных слов.
Прочитать слово. Заменить в нем гласную так, чтобы получилось новое слово.
Сравнение по звуковому составу слов, отличающихся одним звуком.
Сравнение по звуковому составу слов, с выпавшим звуком (с опорой на картинку).
Из данных слов получить другие путем замены: а) начальной согласной; б) конечной согласной буквы.
Определение количества звуков в слове.
Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд, схему.
Определение 2-го, 3-го, 4-го звука в слове.
Добавить звуки для получения новых слов (с опорой на картинку).
Игры «Слово рассыпалось», «Наборщик».
Анаграммы.
Составить схему слова.
Подобрать под заданную схему нужное слово.
Добавление буквы: рот - крот (с опорой на картинку).
Исключение буквы из слова: Галька-еалка.
Сравнить по звучанию слова. Для сравнения дать слова, которые нельзя перевернуть.
Игра «Гласная убежала» - вернуть гласную на свое место.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Придумать слова с «Ь», подходящие под определенную схему.
Игра «Радист».
Игра «Составь слово».
Слоговой анализ:
Игра с мячом "Закончи слово" - добавить слоги с определенным звуком.
Отгадать загадку и положить картинку под схему.
Положи картинки в нужный ряд.
Придумать слова, начинающиеся на определенный слог.
Замена одного слога другим (начинать со слов из 2-х слогов). Более сложный вариант - замена первого слога.
Кто больше подберет длинных слов к данным словам путем добавления слога.
Добавление слога.
Исключение слога из слова.
Перестановка слогов: записать слова, составленные из данных слогов.
Из слова, состоящего из одного слога сделать слова, состоящие из 2, 3 слогов.
Игры «Разведчики», «Сыщик».
Работа по развитию фонематических процессов важно закрепить на уровне предложения.
Определение количества слов в предложении.
Из ряда слов составить предложение.
Определить границы предложения в напечатанном без точек тексте.
Придумать предложение с определенным количеством слов.
Составить графическую схему предложения.
По графической схеме придумать предложение.
Определить место слова в предложении (какое по счету).
На примере одного предложения закрепить весь пройденный материал.
Упражнения, направленные на развитие звукового синтеза.
Прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза 3 секунды) воспроизвести его слитно.