Статья «Условия эффективной работы логопеда по развитию речи у детей с нарушением слуха»
У ребенка с нарушением слуха, в большинстве случаев, может отмечаться отставание в речевом развитии и сегодня мы поговорим об условиях, которые могут позволить выстроить развивающий процесс с детьми с нарушением слуха.
Представлю условия эффективной работы логопеда с детьми с нарушением слуха:
Комплексное обследование ребенка, начиная с раннего возраста;
Создание слухоречевой среды;
Создание благоприятной, эмоционально-насыщенной среды;
Использование разноуровневого материала;
Создание ситуаций, мотивирующих ребенка говорить;
Включение родителей в развивающий процесс.
Далее, перейдем к более подробному описанию каждого из условий, представленных мной.
Комплексное обследование ребенка, начиная с раннего возраста. Перед началом развивающей работы важно оценить наличие или отсутствие у ребенка тех или иных проблем в функционировании его организма, и в развитии в целом. Для этого рекомендуется проходить с ребенком или направлять семью к следующим специалистам: к врачу-оториноларингологу (лору), врачу-сурдологу: для исследования слуха с помощью аудиометрического обследования, результатом этого обследования является аудиограмма (график состояния слуха ребенка). К врачу-неврологу: с целью обследования на наличие патологии нервной системы. К врачу-психиатру: с целью обследования на наличие психических расстройств. К логопеду: для диагностики слухоречевого развития. К дефектологу: для диагностики умственного развития и познавательных способностей. К психологу: для диагностики эмоционально-волевой сферы.
Эти данные позволят грамотно спланировать работу по развитию речи у детей с нарушением слуха и достичь хороших результатов.
Создание слухоречевой среды. Слухоречевая среда – это постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушением слуха, независимо от его возможности воспринимать речь и его уровня развития речи. В создании слухоречевой среды, в первую очередь, принимают участие родители ребенка, а также другие взрослые (педагоги, воспитатели), находящиеся в постоянном общении с ребенком.
На занятиях и вне занятий слухоречевую среду можно создать, следующим образом:
1. Поддерживать речевое общение с ребенком в процессе практической деятельности: вся практическая деятельность: игра, рисование, конструирование, прогулка, режимные моменты сопровождаются речью, прокомментированы. Например, глядя на картинку с домом, спрашиваем у ребенка: « Что это? Это дом? А это что? Крыша?» и т.п.
Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые (специалисты, родители) уточняют содержание сказанного. Когда ребенок приходит на занятие, обязательно обращаюсь к нему с приветствием, в дальнейшем, с вопросами, просьбами, понятными ребенку («Привет!», «Кто тут? Мама», «Где тетя…?», «…, дай мне мяч» и т. д.).
А в режимных моментах, например, ребенок жестом просит чашку с водой, а вы говорите ему: «Пить», и просите его повторить за вами слово «Пить», и только после этого даете ребенку пить. Это относится к тем детям, которым это доступно, они могут это сказать.
2. Следить за собственной правильной, внятной и выразительной речью: Речь взрослого служит образцом для подражания. Важно говорить голосом нормальной громкости, соблюдая словесное и логическое ударение, не искажать слова. Не рекомендую перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять высказывания, меняя порядок слов, характерный для русского языка. К примеру, правильно: «Где мяч?» - не правильно: «Мяч где?» или правильно: «Где ты была летом?» - и не правильно: «Летом ты где была?».
Речь нас, взрослых, должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях нам стоит прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. В этих случаях после замедленного проговаривания мы повторяем слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского языка.
3. Осуществлять контроль за речью детей: Во время занятий или во время режимных моментов иногда бывает достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» и он сам исправляет свою ошибку. Например, вместо слова «машина» ребенок сказал «манаши», вместо слова «собака» - «бака», в первом случае переставил слоги местами, во втором случае, не произнес один из слогов в слове. Обязательно стоит ему сказать: «Повтори правильно», и вот он сказал: машина и собака.
Создание благоприятной, эмоционально-насыщенной среды. Важно при работе с ребенком с нарушением слуха не просто активно использовать свою речь, необходимо подключать к речи: мимику, жесты, интонацию. В своей работе с детьми наряду с выразительной, четкой речью всегда активно использую мимику (показ: улыбка, грусть, восхищение), жесты (показ: указательный жест, привет, пока, дай, да (кивок головой), нет (мотание головой), интонацию (повышение и понижение тона голоса). Это позволяет ребенку быстрее и проще включиться в процесс взаимодействия со мной, как следствие быстрее и лучше овладеть материалом, и навыками, которые в данный момент ребенку недоступны, либо ребенок их только начинает осваивать.
Использование разноуровневого материала. Например, использование визуальной поддержки в виде разных изображений: предметная, сюжетная, схематичная картинка. При преподнесении нового материала использовать пошаговое обучение, то есть, большую операцию целесообразно разделить на маленькие шаги, и добиваться, сначала выполнения маленькой операции, и только потом освоения всего навыка.
Желательно, чтобы визуальные подсказки оречевлялись Вами.
В работе логопеда лучше подбирать материал для развития речи детей с учетом степени снижения слуха. При небольшом снижении слуха может предлагаться более сложный материал для восприятия ребенком, так как уровень понимания речи у этих детей выше. К примеру, с некоторыми детьми я применяю прием, при котором закрываю рот листом бумаги для тренировки, в первую очередь остаточного слуха у ребенка. Но, этот прием можно применять только у детей с минимальным снижением.
Чем снижение слуха ниже, тем предлагаемый материал будет проще, и приемы, упражнения, и игры будут предъявляться ребенку часто с ориентировкой на зрение.
Создание ситуаций, мотивирующих ребенка говорить. Собственный опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого человека являются стимулом для ребёнка, поэтому мы, взрослые должны поддерживать любые речевые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми мы побуждаем детей к речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, можно использовать таблички с обозначениями, либо с картинками, например то, что его окружает, и чем он пользуется, а так же неречевые средства — указания на предметы и картинки, предметные действия, рисование, жесты. В таких случаях, если ребенок говорящий, я помогаю ребёнку сказать необходимое слово: во-первых, даю образец произнесения, во-вторых, проговариваю вместе с ребенком, в-третьих, прошу ребенка повторить это слово. Во время различных игр, и на занятиях важно обращаться к детям с вопросами, просьбами, поддерживая любые попытки высказывания.
Особое внимание здесь уделим использованию инициативной речи, то есть говорению по собственному побуждению (желанию). Часто дети, активные на занятиях, не стремятся к речевому общению в быту, здесь необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: к примеру, во время игры родитель как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается ко взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогать ребенку выразить просьбу: «Дай машину».
Нередко я наблюдаю, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых людей, хотя они знают нужные слова и фразы. Родители дома должны показывать, как нужно здороваться, прощаться, объяснять, как можно поблагодарить, извиниться, выразить просьбу, задать вопрос. Таким образом, закрепляются важные навыки коммуникации.
Заключительным условием является включение родителей в развивающий процесс. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха должно проводиться в тесном контакте с семьей. Задача педагога в данном случае состоит в знакомстве родителей с особенностями речевого общения с ребенком, его общего развития и проведения соответствующей работы с ребенком. Особое внимание должно быть уделено овладению родителями специфическими приемами и методами работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Можно сказать, что родители прекрасно справляются с работой по развитию остаточного слуха у ребенка. Значительно большие трудности они испытывают при формировании произношения звуков у ребенка. В ходе своих занятий мы обращаем внимание, в том числе на формирование первичных произносительных умений, которые родители будут закреплять. Поэтому, крайне важны совместные занятия ребенка с родителями. Именно в этом случае наглядным становится то, что родителям понятно, усвоено ими, а что они делают не верно.