Статья «Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения»

38
22
Материал опубликован 15 July 2021 в группе

Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения.

Аннотация: В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования дистанционного обучения в образовательном процессе. Особое внимание уделяется системе контроля.

Ключевые слова: дистанционное обучение, биология, компьютерное тестирование.

В последнее время из-за эпидемиологической ситуации в школах России стала применяться новая форма обучения – дистанционная.

Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала [1].

В настоящее время дистанционное образование в мировой практике базируется на шести моделях, одна из них (школьная) представлена на схеме ниже [3]:

t1626351279aa.gif

Как показал мой опыт работы, на современном этапе модель реализуется лишь частично.

В моем понимании схема должна еще включать основные этапы

занятия и отражать формы взаимодействия педагога и обучающегося.

Я бы дополнила эту модель дистанционного взаимодействия участников процесса обучения следующими элементами:


ЭТАПЫ УРОКА:

t1626351279ab.gif



Взаимодействие участников (учитель – ученик) через:

t1626351279ac.gif



Итог взаимодействия:

Учитель, его функции:


Формы взаимодействия с учеником:

t1626351279ad.png

Результат: повышение эффективности обучения


Уроки во время дистанционного обучения я проводила в двух режимах.

Первый – занятия в режиме онлайн, во время которых педагог и его ученики выходят на связь в запланированное время. Для проведения занятий была использована платформа Zoom. Платформа Zoom позволяет проводить качественные видео- и аудиоуроки. Для проведения онлайн-занятий обучающимся отправляю ссылку. По ней обучающиеся могут зайти на конференцию и с компьютера, и с мобильного телефона. Я, как организатор мероприятия, могу демонстрировать рабочий стол, что дает мне возможность более глубоко осветить любой вопрос.

Второй вариант – занятия в режиме офлайн, когда ученик получает задание по теме и выполняет его в удобное для себя время, но ему обязательно сообщается дата сдачи отчета.

Преимущества онлайн-занятий заключаются в том, что я могла установить двустороннюю связь со своими учениками, дать им необходимые инструкции по обработке информации, пояснить непонятные вопросы. Однако, при проведении таких уроков есть и свои минусы:

1. Не все ученики имеют техническую возможность выйти на связь с педагогом;

2. Большая проблема с учениками, которые и ранее на уроках не работали: при дистанционном обучении они очень редко выходят на связь. Обычно приходится обращаться за помощью к классному руководителю;

3. Педагог не видит, какие ошибки делают ученики при выполнении задания.

Преимущества офлайн-занятий:

1. Обучающийся сам распределяет для себя нагрузку;

2. Есть возможность воспользоваться справочным материалом или найти нужную информацию в Интернете;

3. Имеется возможность избежать устного ответа тем ученикам, у которых есть проблемы с коммуникацией или речью.

Недостатки уроков офлайн:

1. Выполненное задание, к сожалению, не всегда является самостоятельной работой ученика. Очень часто приходится проверять работы, написанные «под копирку»;

2. Сдача домашнего задания растягивается по времени;

3. Учителю приходится тратить на проверку гораздо больше сил, к тому же нет возможности указать каждому на его ошибки.

Каждый урок стараюсь заранее продумать. Для этого использую алгоритм, который размещен на сайте «Дистанционный Институт Современного Образования» [2]. Обязательно продумываю способы предоставления материала, разрабатываю задания по теме проводимого урока, довожу до учеников критерии оценивания.

Чтобы облегчить усвоение нового материала я использую презентации, подключаю для просмотра демонстрацию рабочего стола. На слайдах размещаю основную информацию, которую необходимо усвоить. Во время объяснения задаю вопросы ученикам, чтобы вовлечь их в диалоговое взаимодействие. В презентации могут быть различные задания. Обязательно провожу инструктаж по их выполнению и предоставлению отчета. Контроль знаний делаю либо в форме тематической проверочной работы, либо в форме тестирования.

Многие материалы я размещаю на своем сайте ifvallerie.ucoz.com, чтобы дети, которые не смогли присутствовать на онлайн занятиях, смогли потом выполнить это задание или ознакомиться с основными моментами урока. Например, составление отчета по лабораторной работе (11 класс) «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» 

Цель: выявить последствия антропогенной деятельности человека в экосистемах Самарской области.

Ход работы.

1. Ознакомиться с экологическими проблемами Самарской области, используя следующие источники:

http://ecology-of.ru/ekologiya-regionov/problemy-ekologii-samarskoj-oblasti/

https://ekovolga63.ru/vosem-glavnyh-ekologicheskih-ugroz-samarskoj-oblasti/

https://betosteel.ru/ecology/samara-7.html

2. Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Причины

Пути решения проблемы

 (не менее пяти)




3. Описать и оценить экологическую ситуацию в г. Самара.

4. Используя данные экологического бюллетеня по Самарской области за 2019г.:

http://pogoda-sv.ru/docs/ecology_info/ecology_review/sam_2019.pdf 

а) стр. 30-31, сравнить уровень загрязнения рек Самарской области за 2018 и 2019гг. Построить диаграммы, иллюстрирующие загрязнение за указанное время.

б) стр.15-21, сравнить уровень загрязнения атмосферы за 2018 и 2019гг. Самары, Тольятти, Новокуйбышевска и Чапаевска формальдегидом и аммиаком. Построить диаграммы, иллюстрирующие изменение уровня загрязнения в перечисленных городах за указанное время.

5.Сделать вывод: Какие экологические проблемы в Самарской области, по вашему мнению, самые серьезные и требуют решения в первую очередь?  Обосновать, почему [7].

Материалы для дистанционного обучения можно взять и из различных интернет источников, например, сайт московского городского методического центра [5].

Дистанционное обучение удобно использовать для детей с ОВЗ, так как они в силу своего состояния не могут посещать школу в обычном рабочем режиме. Можно применять его для обучения детей, которые находятся на спортивных сборах или соревнованиях, в отъезде по уважительной причине или пропускают занятия по болезни. Дистанционное обучение не дает таким ученикам отстать от рабочей программы [6].

Особое внимание хочу уделить системе контроля знаний. Очень удобно использовать разработанные педагогами онлайн тесты. На мой взгляд, компьютерное тестирование дает возможность анализировать учебный процесс, так как преподаватель получает "обратную связь" и определяет, насколько ученики усвоили пройденный материал. Мне нравится онлайн конструктор   тестов   “Online Test Pad” (http://onlinetestpad.com). С помощью этого ресурса можно разработать тест и оценить усвоение обучающимися пройденную тему.

Несомненными плюсами прохождения онлайн тестов являются:

- объективность;

- дифференциация;

- индивидуальный подход.

Однако, не надо забывать и о минусах такой проверки знаний. Прежде всего к ним следует отнести:

- технические накладки, например, плохой интернет;

- выбор ответа наугад;

- прохождение теста анонимно, просмотр ошибок и верных ответов. Вторичное прохождение теста уже под своей фамилией со списанными ответами.

С учетом указанных недостатков итоговые тестирования я провожу, размещая варианты заданий на своем сайте. Заранее сообщаю ученикам номер варианта и ссылку на его размещение. Однако текст задания открываю лишь в назначенное время, время выполнения ограничиваю. Пример такого тестового задания можно посмотреть на сайте [8]. Данный вариант, к сожалению, тоже не лишен недостатков. Не все ученики присылают ответы вовремя, объясняя задержки проблемами с интернетом. А самое главное, что в данном случае ученик также может воспользоваться дополнительными источниками информации.

В заключение хочу отметить, что дистанционное обучение может быть эффективным. Результативность любого вида обучения на расстоянии сильно зависит от следующих компонентов:

- от эффективности взаимодействия преподавателя и обучаемого;

- от выбора педагогических технологий;

- от качества применяемых методических материалов;

- от эффективности обратной связи [4].

Список литературы:

1. Никитин А.Б. и др. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи // А.Б. Никитин // Дошкольное образование. – 1998. – №1.

2. Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– – Режим доступа: URL: https://diso.ru/blog/36

3. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения. – Режим доступа: URL:

https://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es

4. Полат Е.С. Петров А.Е. Аксенов Ю.В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. – Режим доступа: URL: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/viewFile/174/135

5.Сайт https://mosmetod.ru – Режим доступа: URL:

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/biologiya/metodicheskie-materialy/materialy-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya-biologiya-5-9-klassy.html

6. Чевтаева В.Г., Маковеева О.С. Проблемы дистанционного обучения биологии на современном этапе. – Режим доступа: URL:

http://birskin.ru/index.php/2012-03-27-12-36-17/47-7-/355-2018-04-23-05-22-22

7. Фалина И.В. Инструкция к л.р. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»– Режим доступа: URL: http://ifvallerie.ucoz.com/news/objavlenie_dlja_11_klassa/2020-05-09-93

8. Фалина И.В. Тест для обучающихся 9-го класса по теме «Многообразие организмов». – Режим доступа: URL:

http://ifvallerie.ucoz.com/news/test_mnogoobrazie_organizmov/2020-11-24-100





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за полезный материал!

15 July 2021

Егор Игоревич, благодарю за проявленное внимание к работе и комментарий.

15 July 2021

При написании статьи Вы, Ирина Валериевна, опирались на краеведческий материал с целью дать оценку экологической ситуации в регионе, что делает Вашу публикацию уникальной, а проведённые Вами онлайн-уроки - практиконаправленными. Спасибо, что поделились опытом своей работы.

25 July 2021

Татьяна Петровна, благодарю Вас за комментарий к моей статье. Мне всегда интересно узнать мнение коллег по профессии. Спасибо!

28 July 2021

Интересный, полезный материал. Опыт Ваш попробую применить в условиях дополнительного образования. Тема чистоты рек для нас, будущих судоводителей, очень интересна и актуальна. Забираю в "избранное"!

26 July 2021

Галина Ивановна, мне приятно, что мои разработки вызывают интерес. Рада этому факту. Спасибо за высказанное мнение!

28 July 2021

Уважаемая Ирина Валериевна! Поздравляю Вас с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Теория и практика дистанционного обучения учащихся»! Успехов Вам в дальнейшей педагогической деятельности!

26 July 2021

Раиса Поликарповна! Благодарю Вас за поздравление и доброе пожелание. Ваше мнение для меня ценно. Большое спасибо!

28 July 2021

Ирина Валериевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе! Так держать!

26 July 2021

Светлана Валерьевна, большое спасибо за поздравление!

28 July 2021

Ирина Валерьевна! Поздравляю!!! И дальнейших конкурсных побед я Вам желаю!

26 July 2021

Наталья Федоровна, благодарю Вас за поздравление! Надеюсь, что ваше пожелание сбудется: интересных конкурсов на сайте очень много. Вот только времени у учителя из-за нагрузки не всегда хватает :)

28 July 2021

Благодарю Вас, Ирина Валериевна! очень хороший материал статьи, краеведческая составляющая актуальна для всех нас.Поздравляю Вас с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Теория и практика дистанционного обучения учащихся»!

26 July 2021

Галина Геннадьевна, спасибо за внимание и поздравление! Мне очень приятно. Всего Вам хорошего!

28 July 2021

Ответ #375850 был удален 28 July 2021

Уважаемая Ирина Валериевна! Поздравляю Вас с победой в этом конкурсе! Отличная работа и достойноя оценка! Ждём новых интересных разработок!

28 July 2021

Благодарю Вас, Галина Ивановна!

28 July 2021

Присоединяюсь к поздравлениям! Новых побед и достижений!

28 July 2021

Большое спасибо, Марина Юрьевна!

28 July 2021

Поздравляю с победой в конкурсе! Желаю дальнейших творческих успехов!

28 July 2021
Показать больше комментариев