12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Фалина Ирина Валериевна2736 Россия, Самарская обл., Самара Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения
Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения.
Аннотация: В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования дистанционного обучения в образовательном процессе. Особое внимание уделяется системе контроля.
Ключевые слова: дистанционное обучение, биология, компьютерное тестирование.
В последнее время из-за эпидемиологической ситуации в школах России стала применяться новая форма обучения – дистанционная.
Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала [1].
В настоящее время дистанционное образование в мировой практике базируется на шести моделях, одна из них (школьная) представлена на схеме ниже [3]:
Как показал мой опыт работы, на современном этапе модель реализуется лишь частично.
В моем понимании схема должна еще включать основные этапы
занятия и отражать формы взаимодействия педагога и обучающегося.
Я бы дополнила эту модель дистанционного взаимодействия участников процесса обучения следующими элементами:
ЭТАПЫ УРОКА:
Взаимодействие участников (учитель – ученик) через:
Учитель, его функции: | Формы взаимодействия с учеником: |
Результат: повышение эффективности обучения
Уроки во время дистанционного обучения я проводила в двух режимах.
Первый – занятия в режиме онлайн, во время которых педагог и его ученики выходят на связь в запланированное время. Для проведения занятий была использована платформа Zoom. Платформа Zoom позволяет проводить качественные видео- и аудиоуроки. Для проведения онлайн-занятий обучающимся отправляю ссылку. По ней обучающиеся могут зайти на конференцию и с компьютера, и с мобильного телефона. Я, как организатор мероприятия, могу демонстрировать рабочий стол, что дает мне возможность более глубоко осветить любой вопрос.
Второй вариант – занятия в режиме офлайн, когда ученик получает задание по теме и выполняет его в удобное для себя время, но ему обязательно сообщается дата сдачи отчета.
Преимущества онлайн-занятий заключаются в том, что я могла установить двустороннюю связь со своими учениками, дать им необходимые инструкции по обработке информации, пояснить непонятные вопросы. Однако, при проведении таких уроков есть и свои минусы:
1. Не все ученики имеют техническую возможность выйти на связь с педагогом;
2. Большая проблема с учениками, которые и ранее на уроках не работали: при дистанционном обучении они очень редко выходят на связь. Обычно приходится обращаться за помощью к классному руководителю;
3. Педагог не видит, какие ошибки делают ученики при выполнении задания.
Преимущества офлайн-занятий:
1. Обучающийся сам распределяет для себя нагрузку;
2. Есть возможность воспользоваться справочным материалом или найти нужную информацию в Интернете;
3. Имеется возможность избежать устного ответа тем ученикам, у которых есть проблемы с коммуникацией или речью.
Недостатки уроков офлайн:
1. Выполненное задание, к сожалению, не всегда является самостоятельной работой ученика. Очень часто приходится проверять работы, написанные «под копирку»;
2. Сдача домашнего задания растягивается по времени;
3. Учителю приходится тратить на проверку гораздо больше сил, к тому же нет возможности указать каждому на его ошибки.
Каждый урок стараюсь заранее продумать. Для этого использую алгоритм, который размещен на сайте «Дистанционный Институт Современного Образования» [2]. Обязательно продумываю способы предоставления материала, разрабатываю задания по теме проводимого урока, довожу до учеников критерии оценивания.
Чтобы облегчить усвоение нового материала я использую презентации, подключаю для просмотра демонстрацию рабочего стола. На слайдах размещаю основную информацию, которую необходимо усвоить. Во время объяснения задаю вопросы ученикам, чтобы вовлечь их в диалоговое взаимодействие. В презентации могут быть различные задания. Обязательно провожу инструктаж по их выполнению и предоставлению отчета. Контроль знаний делаю либо в форме тематической проверочной работы, либо в форме тестирования.
Многие материалы я размещаю на своем сайте , чтобы дети, которые не смогли присутствовать на онлайн занятиях, смогли потом выполнить это задание или ознакомиться с основными моментами урока. Например, составление отчета по лабораторной работе (11 класс) «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
Цель: выявить последствия антропогенной деятельности человека в экосистемах Самарской области.
Ход работы.
1. Ознакомиться с экологическими проблемами Самарской области, используя следующие источники:
2. Заполнить таблицу:
Экологические проблемы | Причины | Пути решения проблемы |
(не менее пяти) |
3. Описать и оценить экологическую ситуацию в г. Самара.
4. Используя данные экологического бюллетеня по Самарской области за 2019г.:
а) стр. 30-31, сравнить уровень загрязнения рек Самарской области за 2018 и 2019гг. Построить диаграммы, иллюстрирующие загрязнение за указанное время.
б) стр.15-21, сравнить уровень загрязнения атмосферы за 2018 и 2019гг. Самары, Тольятти, Новокуйбышевска и Чапаевска формальдегидом и аммиаком. Построить диаграммы, иллюстрирующие изменение уровня загрязнения в перечисленных городах за указанное время.
5.Сделать вывод: Какие экологические проблемы в Самарской области, по вашему мнению, самые серьезные и требуют решения в первую очередь? Обосновать, почему [7].
Материалы для дистанционного обучения можно взять и из различных интернет источников, например, сайт московского городского методического центра [5].
Дистанционное обучение удобно использовать для детей с ОВЗ, так как они в силу своего состояния не могут посещать школу в обычном рабочем режиме. Можно применять его для обучения детей, которые находятся на спортивных сборах или соревнованиях, в отъезде по уважительной причине или пропускают занятия по болезни. Дистанционное обучение не дает таким ученикам отстать от рабочей программы [6].
Особое внимание хочу уделить системе контроля знаний. Очень удобно использовать разработанные педагогами онлайн тесты. На мой взгляд, компьютерное тестирование дает возможность анализировать учебный процесс, так как преподаватель получает "обратную связь" и определяет, насколько ученики усвоили пройденный материал. Мне нравится онлайн конструктор тестов “Online Test Pad” (
Несомненными плюсами прохождения онлайн тестов являются:
- объективность;
- дифференциация;
- индивидуальный подход.
Однако, не надо забывать и о минусах такой проверки знаний. Прежде всего к ним следует отнести:
- технические накладки, например, плохой интернет;
- выбор ответа наугад;
- прохождение теста анонимно, просмотр ошибок и верных ответов. Вторичное прохождение теста уже под своей фамилией со списанными ответами.
С учетом указанных недостатков итоговые тестирования я провожу, размещая варианты заданий на своем сайте. Заранее сообщаю ученикам номер варианта и ссылку на его размещение. Однако текст задания открываю лишь в назначенное время, время выполнения ограничиваю. Пример такого тестового задания можно посмотреть на сайте [8]. Данный вариант, к сожалению, тоже не лишен недостатков. Не все ученики присылают ответы вовремя, объясняя задержки проблемами с интернетом. А самое главное, что в данном случае ученик также может воспользоваться дополнительными источниками информации.
В заключение хочу отметить, что дистанционное обучение может быть эффективным. Результативность любого вида обучения на расстоянии сильно зависит от следующих компонентов:
- от эффективности взаимодействия преподавателя и обучаемого;
- от выбора педагогических технологий;
- от качества применяемых методических материалов;
- от эффективности обратной связи [4].
Список литературы:
1. Никитин А.Б. и др. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи // А.Б. Никитин // Дошкольное образование. – 1998. – №1.
2. Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– – Режим доступа: URL:
3. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения. – Режим доступа: URL:
4. Полат Е.С. Петров А.Е. Аксенов Ю.В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. – Режим доступа: URL:
5.Сайт https://mosmetod.ru – Режим доступа: URL:
6. Чевтаева В.Г., Маковеева О.С. Проблемы дистанционного обучения биологии на современном этапе. – Режим доступа: URL:
7. Фалина И.В. Инструкция к л.р. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»– Режим доступа: URL:
8. Фалина И.В. Тест для обучающихся 9-го класса по теме «Многообразие организмов». – Режим доступа: URL:
Комментарии (22)
сменить сортировку




Отредактировано 26-07-2021 05:27




