Статья «Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения»
Преподавание биологии в условиях дистанционного обучения.
Аннотация: В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования дистанционного обучения в образовательном процессе. Особое внимание уделяется системе контроля.
Ключевые слова: дистанционное обучение, биология, компьютерное тестирование.
В последнее время из-за эпидемиологической ситуации в школах России стала применяться новая форма обучения – дистанционная.
Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала [1].
В настоящее время дистанционное образование в мировой практике базируется на шести моделях, одна из них (школьная) представлена на схеме ниже [3]:
Как показал мой опыт работы, на современном этапе модель реализуется лишь частично.
В моем понимании схема должна еще включать основные этапы
занятия и отражать формы взаимодействия педагога и обучающегося.
Я бы дополнила эту модель дистанционного взаимодействия участников процесса обучения следующими элементами:
ЭТАПЫ УРОКА:
Взаимодействие участников (учитель – ученик) через:
Учитель, его функции: | Формы взаимодействия с учеником: |
Результат: повышение эффективности обучения
Уроки во время дистанционного обучения я проводила в двух режимах.
Первый – занятия в режиме онлайн, во время которых педагог и его ученики выходят на связь в запланированное время. Для проведения занятий была использована платформа Zoom. Платформа Zoom позволяет проводить качественные видео- и аудиоуроки. Для проведения онлайн-занятий обучающимся отправляю ссылку. По ней обучающиеся могут зайти на конференцию и с компьютера, и с мобильного телефона. Я, как организатор мероприятия, могу демонстрировать рабочий стол, что дает мне возможность более глубоко осветить любой вопрос.
Второй вариант – занятия в режиме офлайн, когда ученик получает задание по теме и выполняет его в удобное для себя время, но ему обязательно сообщается дата сдачи отчета.
Преимущества онлайн-занятий заключаются в том, что я могла установить двустороннюю связь со своими учениками, дать им необходимые инструкции по обработке информации, пояснить непонятные вопросы. Однако, при проведении таких уроков есть и свои минусы:
1. Не все ученики имеют техническую возможность выйти на связь с педагогом;
2. Большая проблема с учениками, которые и ранее на уроках не работали: при дистанционном обучении они очень редко выходят на связь. Обычно приходится обращаться за помощью к классному руководителю;
3. Педагог не видит, какие ошибки делают ученики при выполнении задания.
Преимущества офлайн-занятий:
1. Обучающийся сам распределяет для себя нагрузку;
2. Есть возможность воспользоваться справочным материалом или найти нужную информацию в Интернете;
3. Имеется возможность избежать устного ответа тем ученикам, у которых есть проблемы с коммуникацией или речью.
Недостатки уроков офлайн:
1. Выполненное задание, к сожалению, не всегда является самостоятельной работой ученика. Очень часто приходится проверять работы, написанные «под копирку»;
2. Сдача домашнего задания растягивается по времени;
3. Учителю приходится тратить на проверку гораздо больше сил, к тому же нет возможности указать каждому на его ошибки.
Каждый урок стараюсь заранее продумать. Для этого использую алгоритм, который размещен на сайте «Дистанционный Институт Современного Образования» [2]. Обязательно продумываю способы предоставления материала, разрабатываю задания по теме проводимого урока, довожу до учеников критерии оценивания.
Чтобы облегчить усвоение нового материала я использую презентации, подключаю для просмотра демонстрацию рабочего стола. На слайдах размещаю основную информацию, которую необходимо усвоить. Во время объяснения задаю вопросы ученикам, чтобы вовлечь их в диалоговое взаимодействие. В презентации могут быть различные задания. Обязательно провожу инструктаж по их выполнению и предоставлению отчета. Контроль знаний делаю либо в форме тематической проверочной работы, либо в форме тестирования.
Многие материалы я размещаю на своем сайте ifvallerie.ucoz.com, чтобы дети, которые не смогли присутствовать на онлайн занятиях, смогли потом выполнить это задание или ознакомиться с основными моментами урока. Например, составление отчета по лабораторной работе (11 класс) «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
Цель: выявить последствия антропогенной деятельности человека в экосистемах Самарской области.
Ход работы.
1. Ознакомиться с экологическими проблемами Самарской области, используя следующие источники:
http://ecology-of.ru/ekologiya-regionov/problemy-ekologii-samarskoj-oblasti/
https://ekovolga63.ru/vosem-glavnyh-ekologicheskih-ugroz-samarskoj-oblasti/
https://betosteel.ru/ecology/samara-7.html
2. Заполнить таблицу:
Экологические проблемы | Причины | Пути решения проблемы |
(не менее пяти) |
3. Описать и оценить экологическую ситуацию в г. Самара.
4. Используя данные экологического бюллетеня по Самарской области за 2019г.:
http://pogoda-sv.ru/docs/ecology_info/ecology_review/sam_2019.pdf
а) стр. 30-31, сравнить уровень загрязнения рек Самарской области за 2018 и 2019гг. Построить диаграммы, иллюстрирующие загрязнение за указанное время.
б) стр.15-21, сравнить уровень загрязнения атмосферы за 2018 и 2019гг. Самары, Тольятти, Новокуйбышевска и Чапаевска формальдегидом и аммиаком. Построить диаграммы, иллюстрирующие изменение уровня загрязнения в перечисленных городах за указанное время.
5.Сделать вывод: Какие экологические проблемы в Самарской области, по вашему мнению, самые серьезные и требуют решения в первую очередь? Обосновать, почему [7].
Материалы для дистанционного обучения можно взять и из различных интернет источников, например, сайт московского городского методического центра [5].
Дистанционное обучение удобно использовать для детей с ОВЗ, так как они в силу своего состояния не могут посещать школу в обычном рабочем режиме. Можно применять его для обучения детей, которые находятся на спортивных сборах или соревнованиях, в отъезде по уважительной причине или пропускают занятия по болезни. Дистанционное обучение не дает таким ученикам отстать от рабочей программы [6].
Особое внимание хочу уделить системе контроля знаний. Очень удобно использовать разработанные педагогами онлайн тесты. На мой взгляд, компьютерное тестирование дает возможность анализировать учебный процесс, так как преподаватель получает "обратную связь" и определяет, насколько ученики усвоили пройденный материал. Мне нравится онлайн конструктор тестов “Online Test Pad” (http://onlinetestpad.com). С помощью этого ресурса можно разработать тест и оценить усвоение обучающимися пройденную тему.
Несомненными плюсами прохождения онлайн тестов являются:
- объективность;
- дифференциация;
- индивидуальный подход.
Однако, не надо забывать и о минусах такой проверки знаний. Прежде всего к ним следует отнести:
- технические накладки, например, плохой интернет;
- выбор ответа наугад;
- прохождение теста анонимно, просмотр ошибок и верных ответов. Вторичное прохождение теста уже под своей фамилией со списанными ответами.
С учетом указанных недостатков итоговые тестирования я провожу, размещая варианты заданий на своем сайте. Заранее сообщаю ученикам номер варианта и ссылку на его размещение. Однако текст задания открываю лишь в назначенное время, время выполнения ограничиваю. Пример такого тестового задания можно посмотреть на сайте [8]. Данный вариант, к сожалению, тоже не лишен недостатков. Не все ученики присылают ответы вовремя, объясняя задержки проблемами с интернетом. А самое главное, что в данном случае ученик также может воспользоваться дополнительными источниками информации.
В заключение хочу отметить, что дистанционное обучение может быть эффективным. Результативность любого вида обучения на расстоянии сильно зависит от следующих компонентов:
- от эффективности взаимодействия преподавателя и обучаемого;
- от выбора педагогических технологий;
- от качества применяемых методических материалов;
- от эффективности обратной связи [4].
Список литературы:
1. Никитин А.Б. и др. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи // А.Б. Никитин // Дошкольное образование. – 1998. – №1.
2. Сайт «Дистанционный Институт Современного Образования» [Электронный ресурс]– – Режим доступа: URL: https://diso.ru/blog/36
3. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения. – Режим доступа: URL:
https://hr-portal.ru/article/modeli-distancionnogo-obucheniya-polat-es
4. Полат Е.С. Петров А.Е. Аксенов Ю.В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. – Режим доступа: URL: https://journals.susu.ru/pit-edu/article/viewFile/174/135
5.Сайт https://mosmetod.ru – Режим доступа: URL:
6. Чевтаева В.Г., Маковеева О.С. Проблемы дистанционного обучения биологии на современном этапе. – Режим доступа: URL:
http://birskin.ru/index.php/2012-03-27-12-36-17/47-7-/355-2018-04-23-05-22-22
7. Фалина И.В. Инструкция к л.р. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»– Режим доступа: URL: http://ifvallerie.ucoz.com/news/objavlenie_dlja_11_klassa/2020-05-09-93
8. Фалина И.В. Тест для обучающихся 9-го класса по теме «Многообразие организмов». – Режим доступа: URL:
http://ifvallerie.ucoz.com/news/test_mnogoobrazie_organizmov/2020-11-24-100
Панов Егор Игоревич
Фалина Ирина Валериевна
Аладышева Татьяна Петровна
Фалина Ирина Валериевна
Кузнецова Галина Ивановна
Фалина Ирина Валериевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Фалина Ирина Валериевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Фалина Ирина Валериевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Фалина Ирина Валериевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Фалина Ирина Валериевна
Кузнецова Галина Ивановна
Фалина Ирина Валериевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фалина Ирина Валериевна
Панов Егор Игоревич