Презентация «Факторы риска в развитии эмоций»

5
0
Материал опубликован 22 March 2019 в группе

ФАКТОРЫ РИСКА В РАЗВИТИИ ЭМОЦИЙ (НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ)

КОНЕЦ 1-ГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ Не прекращает крик, когда мама прикладывает ребенка к груди или прижимает к себе. КОНЕЦ 2-ГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним. В норме: четче, чем на 1-м месяце жизни, фиксирует взгляд на лице человека, который нагнулся над ним и pазговаpивает. К полутора месяцам большинство детей смотрят не просто в лицо, но и в глаза взрослого, так появляется реакция «глаза в глаза». В это же время он начинает следить за движущимися людьми, попавшими в поле его зрения.

КОНЕЦ 3-ГО МЕСЯЦА Не улыбается, когда к нему приближается взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему. В норме: концу 3-го месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления – позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту-другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

КОНЕЦ 4-ГО МЕСЯЦА Не радуется, когда с ним играют. В норме: во время бодрствования ребенок становится очень активным – часто и легко возникает комплекс оживления в ответ на посторонние раздражители. В отличие от предыдущего периода (до 3 месяцев) ребенок обычно первым идет на контакт со знакомым человеком. Как только увидит входящего, первым начинает гулить. Ребенок обижается и огорчается, если его стремление к общению не находит ответа. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д. Когда вы собираетесь взять ребенка на руки, то он напрягает все тело, появляется двигательное оживление. Четко отличает по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать – от других взрослых, узнает ее, радуется ее появлению. В состоянии бодрствования ребенок активен и постоянно чем-то занят: рассматривает и хватает игрушки, следит за окружающим.

КОНЕЦ 5-ГО МЕСЯЦА Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают. Не различает доброжелательных и недовольных интонаций и мимики взрослого. В норме: ребенок четко отличает ухаживающего за ним человека, мать – от других знакомых взрослых не только по внешнему виду, но и по голосу ( в доме ребенка реакция может отсутствовать). Активно реагирует на голос матери, когда она находится вне поля его зрения. Услышав ее голос, улыбается, ищет взглядом мать. Беспокоится, если не может быстро ее найти взглядом или если ее голос исчезает. Когда мать выходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, где она только что находилась. Если мать входит обратно, он следит за ее движениями, может прореагировать комплексом оживления (радостными звуками и движениями). В меньшей степени реагирует на других близких. На голос малознакомого человека может не обращать внимания или не так активно ищет этого взрослого своим взглядом.

Кроме матери малыш начинает различать знакомых и людей как по внешнему виду, так и по голосу. При попытке врача или «чужого» играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Ребенок сначала присматривается к неизвестному ему взрослому, при этом оживление ребенка может пропасть, а движения замедлятся. Затем ребенок может нахмуриться и заплакать. Если же ребенок в хорошем настроении и не устал, то чаще всего он, наоборот, реагирует положительно. В этом случае после настораживания малыш опять оживляется и реагирует на «чужого» как на своего. По характеру реакции ребенка на взрослого можно делать первые выводы о формирующемся характере – общительный или замкнутый.

Развиваются эмоции. В более раннем возрасте у ребенка чувства удовлетворения или недовольства были связаны в основном с физическим комфортом или неприятными ощущениями. Постепенно (5 месяц) эмоции становятся социальными, то есть связанными с общением. Ребенок раздражается, когда не может получить того, чего хочет. Например, вы кладете его в кроватку, а малыш хочет бодрствовать и играть.

КОНЕЦ 6-ГО МЕСЯЦА Ребенок не просится на руки, протягивая свои руки к взрослому. В норме: четко различает мать, отца и других близких людей друг от друга. При попытке врача или незнакомого взрослого играть с ребенком – более четкая реакция «на чужого»: чаще всего настороженно разглядывает его, хмурится, может заплакать. Развивается использование жестов: тянет руки к взрослому (матери), когда хочет, чтобы его взяли на руки.

КОНЕЦ 7-ГО МЕСЯЦА Не проявляет нежность по отношению к маме, другим близким (не прижимается к телу, щеке). В период от 6 до 12 месяцев у многих детей усиливается страх «чужих». До этого общительный малыш начинает отталкивать даже близких родственников, доверяясь только рукам матери. Через такое отношение к окружающим людям проходят почти все дети, это поведение является нормальным и довольно быстро проходит. Реакция страха на «чужого» вскоре сменяется познавательным интересом и желанием с ним общаться. Если страх «чужих» не проходит и отмечается при контакте с каждым посторонним, то надо предупредить взрослых, в том числе бабушек и дедушек, чтобы они при встрече с ребенком вели себя сдержанно и не набрасывались на него в бурном восторге.

КОНЕЦ 8-го МЕСЯЦА В этот период малыш не только интересуется статичными объектами, но и следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора. А также начинает узнавать и различать близких людей на фотографии. Ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку взрослому, затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку, спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжить игру. Ребенок может затеять подобную игру с незнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет к ней интерес. По такому же принципу малыш пробует игратьс мячиком. Все лучше понимает жесты. Ребенку в 8–9 месяцев жизни иногда бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Достаточно активно он сам использует жесты для общения. Если ребенок хочет, чтобы близкий взрослый продолжал с ним играть, то он дергает его за руку или нетерпеливо подпрыгивает.

КОНЕЦ 9-ГО МЕСЯЦА Не различает близких и чужих детей. Не пугается и не стесняется чужих людей. Не сердится, когда у него отбирают игрушку. В норме: ребенок любит рассматривать фотографии и находить знакомые лица. Если он видит фотографию матери, то радостно смеется и трогает ее. КОНЕЦ 10-ГО МЕСЯЦА Не повторяет и не имитирует действия, вызвавшие смех окружающих. КОНЕЦ 11-ГО МЕСЯЦА Активно использует для общения и различные жесты. В знак возражения или протеста двигает головой из стороны в сторону(жест«нет»).Показывает пальцем на ту вещь, которая его интересует или которую он хочет. Часть детей начинают это делать еще с 9‑10 месяцев, но большинство пользуется этим жестом с 11,5 месяца. Если такого навыка еще нет, то чаще показывайте пальцем сами на окружающие предметы и называйте их при этом.

КОНЕЦ 12-ГО МЕСЯЦА Не может самостоятельно есть ложкой. Не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале. Зрение.Узнает знакомых людей на другом конце комнаты еще до того, как они заговорили с ребенком. Ребенок может радоваться возможности поиграть с другими детьми.Однако контакты с другими детьми малопродуктивны. Находясь рядом со старшими детьми, особенно с братьями и сестрами, ребенок сначала наблюдает за тем, с какими игрушками они играют. Затем он старается забрать эти игрушки. Если годовалый малыш находится рядом со своим сверстником, то их общение заключается в том, что сначала дети изучают один другого, а затем повторяют действия друг друга. Привыкнув друг к другу, они начинают обмениваться игрушками или, наоборот, отнимать их, наблюдая при этом за реакцией товарища. Показывет указательным пальцем на ту вещь, которая его интересует или которую он хочет.

КОНЕЦ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ Действия с игрушками сопровождаются эмоциями. Они проявляются в мимике ребенка и интонациях голоса. Часто он смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях, в том числе вопросительно. Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого. Взгляд становится более выразительным и приобретает различные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и проч. Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении передвижения ребенка, дискомфорте, отказе в желаемом. Удивляется, пугается неожиданного, нового. Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку. Все чаще использует указательный жест.

Показывает рукой и указательным пальцем на что‑либо в самых различных ситуациях: для того, чтобы вы дали нужную ему вещь, в ответ на вашу просьбу показать предмет, для привлечения вашего внимания. Качает головой из стороны в сторону в знак отрицания – жест «нет». Кивает головой в знак согласия – жест «да». Любит самостоятельно или вместе со взрослым рассматриватькнигу с каpтинками,но чаще просто переворачивает по несколько страниц сразу. Дольше и внимательнее слушает сказки, которые вы читаете ребенку с показом ярких картинок в книжке. Накартинкахпо вашей просьбе показывает знакомые предметы и некоторых животных. Может и по собственному желанию тыкать указательным пальцем в ярко раскрашенные предметы на странице.

КОНЕЦ 1 ГОДА 8 МЕСЯЦЕВ – 1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ Не играет с плюшевыми игрушками. Не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь. Не подражает манипуляциям взрослого с предметами быта. В норме: пытаетсяпомогать взрослым по дому. Выполняет ваши бытовые просьбы: принесет из другой комнаты свой горшок или пульт дистанционного управления телевизором, выкинет мусор в мусорную корзину. Понимает и выполняет более разнообразные и новые указания: закрой дверь и т. д. Сосредоточенно играет, обходясь без вашего присутствия или помощи. При этом предпринимает самостоятельные действия с игрушками. Радуется собственным удачам и огорчается, если что‑то не получается.

Продолжает подражать близким взрослым:«читает книгу или газету», как папа; «готовит уроки», как сестра. Увеличивается число используемых в быту предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего обихода. Пытается сам помогать взрослым по дому (рис. 45). Продолжает самостоятельно воспроизводить в игре и другие, часто наблюдаемые действия взрослых: кормит, причесывает, умывает куклу, вытирает ей нос платком; моет пол или одежду, готовит кушать и т. д. Если вы не замечаете этих действий у ребенка, то проведите тесты.

Интересуется действиями других детей. Однако может проявлять негативизм во взаимоотношениях со сверстниками: не уступает свою игрушку, отнимает чужую. Если ребенок не понимает необходимости делиться после ваших словесных объяснений, то бороться против жадности лучше всего с помощью игры. Например, взрослый дает ребенку откусить кусочек пряника, потом откусывает сам. Затем отдает ребенку весь пряник и просит: «Дай (имя) кусочек», – и открывает рот. При отсутствии должной реакции ребенка взрослый может пододвинуть ручку ребенка с пряником к себе и откусить кусочек. Потом ребенок опять откусывает кусочек, после чего откусывает взрослый. Так как большая часть пряника остается в руке ребенка, то он продолжает кормить взрослого, не забывая и себя. Расширяется спектр переживаемыхэмоций– подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации: жалеет, сопереживает, целует. Малыш выражает отрицательные эмоции, особенно в том случае, когда ребенок не достигает своей цели и не получает чувства удовлетворения. Он злится и огорчается, если взрослый не понимает, что хочет ребенок, или в чем‑то отказывает ему.

В этом возрасте еще выражен детский негативизм – непослушание, неуступчивость, стремление нарушатьзапреты.Однако существование запретов необходимо прежде всего для безопасности ребенка. Для реализации запретов нужна последовательность. Уже к возрасту одного года вы должны были установить четкие запреты для ребенка и постоянно придерживаться их. Нельзя разрешать то, что запрещалось в недалеком прошлом. Самое вредное для ребенка – это несогласованность действий взрослых, участвующих в воспитании, и отсутствие постоянства определенных требований. Дети тогда вообще перестают слушаться или истощают свою нервную систему попытками приспособиться к противоречивым требованиям взрослых. Для поддержания запретов все чаще используется словесное разъяснение, смысл которого ребенок все больше понимает. Запрет должен быть обоснован и объяснен ребенку. Требование запрета должно предъявляться спокойным голосом (смотрите совет в предыдущем этапе). Нельзя в качестве наказания ставить ребенка раннего возраста в угол, так как такое ограничение двигательной активности в этот период вредно.

ДВА ГОДА Предпочитает играть рядом с другими детьми, но большую часть времени пока еще не в общей игре. Появляется параллельная игра – малыш смотрит, как играют другие, и играет в ту же игру сам. Хотя иногда с удовольствием играет в догонялки со сверстниками. Периодически эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза. Четко выполняет поручения(инструкции),со стоящие из трех этапов (возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол), требующие трех последовательных действий: во‑первых, возьми чашку, во‑вторых, пойди в кухню и, в‑третьих, поставь чашку на стол.

общение становятся богаче: сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям. Однако чаще всего это делает по примеру взрослого, а по собственной инициативе редко. Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы. Может быть эмоционально сдержанным, способным подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «это нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо». Вместе с тем остается непослушание, злится при ограничении своих действий, в ответ на грубый тон взрослого. Может упрямиться, кричать, капризничать, требуя недозволенного и настаивая на своем. Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.