12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8598
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Тренинговое занятие для развития эмоциональной гибкости

«Древо эмоций»

 

Автор программы

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог УВО

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

 


Санкт-Петербург, 2016 г.

© 2016 г. Авторские права защищены!

Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме можно проводить как с детьми старшей группы, так и с педагогами.

Материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.

Также, данное занятие (при соответствующей подготовке) могут проводить отрядные вожатые.


 

Основные понятия:

Эмоциональная гибкость- степень способности свободы ощущать в необходимой или желаемой степени весь спектр возможных эмоций вызываемых совокупностью актуальных стимулов.

Эмоциональная гибкость рассматривается, как способность уравновешивать (-) и (+) состояния.

Эмоциональная гибкость основывается на основных свойствах эмоций:

Универсальность;

Пластичность;

Динамичность;

Доминантность;

Коммулятивность;

Адаптивность;

Субъективность;

Амбивалентность;

Отражаемость;

Перенос.

В данном тренинговом занятии основная работа акцентируется на:

Пластичности- возможность переживать разные оттенки одной эмоции и даже с разными знаками.

Адаптивности- способность притупляться в процессе привыкания.

Субъективности- способность разных людей, в зависимости от личностных особенностей, испытывать разные эмоции по отношению к одному и тому же источнику.

Отражаемости- возможность одних эмоций возбуждать другие. 

Переносе-  возможность переживать стимульные эмоции по отношению к предметам, связанным с этим стимулом.

Цель: развитие эмоциональной гибкости через интерактивное взаимодействие.

Задачи:

Обучение осознанию собственных эмоциональных состояний;

Расширение представлений о форме контроля эмоциональных состояний;

Эмоциональная разгрузка.


 

Стимульный и вспомогательный материал:

Аудио воспроизводящая аппаратура;

Стакан (или любая другая емкость) с водой;

Ватман;

Краски ( выложенная на одну плоскую емкость густая (не сухая) гуашь 4-х цветов: красный, белый, черный, синий);

Приветствуется наличие бескаркасных кресел, или другой удобной мебели (не желательно использование стульев, можно использовать ковры, на которых можно лежать).

Занятие включает в себя 4 упражнения:

Intro- вход, создание общей атмосферы;

Intensive- 2 упражнения по работе с эмоциями и состояниями;

Outro- выход, завершение занятия.

Продолжительность занятия- от 1 часа (но не более 2-х часов).

Основные правила занятия:

Добровольное участие;

Присутствие и действие;

Все происходит в моменте «Здесь и Сейчас»;

Обсуждение занятия остается лишь в этом пространстве.

Адаптация пространства:

Перед началом занятия ведущий подготавливает рабочее пространство. Помещение должно быть хорошо проветренным, свет- слегка приглушен, фоном звучит легкая музыка предпочтение отдается подборками миксов New Age или Цветные сны (не желательно использовать готовые миксы, скаченные из интернета, так как в них разная динамика аудио материала, ведущий должен сам миксовать подборку аудио материала). Приветствуется драпировка стен и мебели (шкафов и полок) тканями, с целью создания более мягкого пространства.

Группа участников входит в уже атмосферное пространство.

Ход занятия:

Intro

Первым делом необходимо создать единое эмоционально пространство, в котором всем будет комфортно работать. Для этого проводится первое упражнение:


 


 

«Колодец состояний и настроений»

Ведущий: Я приветствую вас в нашем новом, чистом пространстве, наполнять которое мы будем вместе. Самая важная часть любого пространства- это его настроение, его энергия. И сейчас мы наполним его своей энергией, для того, что бы оно было комфортным для каждого из нас.

Я прошу вас стать в круг и взяться за руки. Сейчас мы с вами создадим колодец настроения, который будем наполнять.

(группа стает в круг, берется за руки, ведущий так же в группе участников.)

Я прошу вас закрыть глаза, и увидеть какая погода сейчас внутри вас, в вашем собственном мире. Быть может в вашем мире яркий солнечный день, или сильный, холодный дождь, а быть может в вашем мире холодное зимнее утро. Попробуйте наполнить погоду вашего мира своим настроением.

(небольшая пауза для того, что бы каждый участник мог поработать с представлением заданного).

Открываем глаза. Вы увидели погоду в вашем мире, и сейчас мы перенесем ее в наше пространство. По центру нашего круга есть колодец. Колодец нашей погоды, и сейчас, каждый из вас забросит в него ту погоду, которая царит в его мире. Попробуйте сконцентрировать эту погоду в руках, придайте ей форму: это может быть шар, куб, овал, все что угодно. Придайте вашей погоде вес и температуру. И теперь, вы забрасываете вашу погоду в колодец, называя ее, но не просто забрасываете ее, а бросаете с такой интенсивностью, которая отражает ваше настроение.

(ведущий задает направление и участника который начинает, участники выполняют задание, сам же ведущий- заканчивает это упражнение забрасывая в колодец свою погоду и настроение).

Отлично! Сейчас наше пространство наполнено всей этой погодой, и настроениями, и это наше общее с вами пространство.

(переход на 2-е упражнение)

«На глубине воды»

(работа с субъективностью, отражаемостью, пластичностью состояний)

Вы можете занять любое место, которое кажется вам наиболее комфортным.

(участники занятия располагаются в пространстве).

Вы можете сесть или лечь, так что бы вам было максимально комфортно. Почувствуйте свои руки, ноги, тело, шею.

Сейчас мы попробуем отправиться в путешествие, в поисках собственных ощущений. Что бы с вами не происходило, старайтесь не открывать глаза. Быть может вам будет слегка не комфортно.

Вы закрываете глаза, и пробуете представить картину того, что я буду описывать.

(слегка усиливается аудио сопровождение)

Представьте себя в том месте, где много воды. (пауза)

Это может быть берег моря….озера….тропинка у реки….(пауза)

Почувствуйте, насколько вам комфортно, или не комфортно находиться в этом месте. Оглянитесь вокруг. Какой мир вас окружает? Какая в нем погода? Что вы ощущаете? (пауза).

Доверьтесь своим ощущениям, и сделайте шаг в воду. Войдите в воду по щиколотку. Что вы чувствуете? Какая температура у воды? (пауза).

Вдохните полной грудью, и сделайте несколько маленьких шагов вперед, войдите в воду по колени.

(с этого момента ведущий берет емкость с водой, и далее, капает по несколько капель воды на открытые участки тела, исключая голову, каждому участнику ).

Что меняется в ваших ощущениях? Хотите ли вы идти дальше, или хотите вернуться на берег? (пауза).

Сделайте еще несколько шагов вперед. Войдите в воду по пояс. Что вы ощущаете в этот момент? Комфортно ли вам находиться в воде? Посмотрите на воду, какого она цвета? Прозрачная ли она? Видно ли вам то, что на дне? Что там? (пауза).

Сделайте глубокий вдох. Пройдите еще вперед. Войдите в воду по грудь (пауза).

Как вы себя ощущаете? Легко ли вам дышать? Готовы ли вы идти вперед, глубже? Или вам хочется вернуться назад? (пауза).

Посмотрите по сторонам. Вы по грудь в воде. Что меняется в ваших ощущениях? (пауза).

Сделайте глубокий вдох. И медленный, плавный вдох. Выдыхая воздух, сделайте еще шаг вперед, и еще один, и вот вы уже по шею в воде (пауза).

Что изменилось в ваших ощущениях? (пауза)

Комфортно ли вам? (пауза)

Испытываете ли вы страх? (пауза)

Задержитесь на этом месте (пауза). Расслабьтесь. Доверьтесь вашим ощущениям (пауза).

Я досчитаю до одного, и вы можете открыть глаза.

5! Вы по шею в воде. Повернитесь в сторону берега. медленно, почти невесом, вы направляетесь к берегу (пауза).

4! Вокруг вас вода. Вам легко дышать! Выши плечи расправлены (пауза).

3! Вы видите на воде блики отраженного света (пауза).

2! Вы почти на берегу. Шаг…еще шаг… и вот, вы ступаете на берег (пауза). Обернитесь, и посмотрите на то место, где вы были…там…на глубине воды…. Что изменилось в ваших ощущениях?

1! Открываем глаза!

Далее ведущему необходимо получить обратную связь от участников.

Я прошу вас описать ту картину, которую вы представили. Где вы оказались? Какая вода вас окружала? Была ли она прозрачной? Теплой или холодной? Что менялось, когда вы шли вперед, поражаясь все глубже и глубже, и когда вы возвращались на берег?

И ответьте на самые главные вопросы:

Было ли вам комфортно?

Где было комфортнее всего: в воде или на берегу?

Выйдя на берег, хотели ли вы вернуться в воду?

(далее участники, по желанию описывают картины представленного, с ответами на ключевые вопросы).

Интерпретация:

(понимая краткую интерпретацию, ведущий может развивать тему глубже, затрагивая эмоциональную составляющую. Краткая интерпретация указана в информации для ведущего).

(после того, как закончится интерпретация, идет переход к 3-му упражнению).

Мы сейчас слегка приоткрыли дверцу в мир наших эмоциональных состояний, и теперь попробуем придать им другую форму .

«Древо эмоций»

(работа с субъективностью, адаптивностью, переносом)

Перед вами чистый лист и краски. У нас есть лишь 4 цвета:

Черный (начинать только с черного)- начало! В темноте рождаются ощущения. В темноте рождаются страхи, темнота скрывает в себе то, что невозможно выплеснуть.

Белый- мы сами. Наши состояния. Они могут, как оставаться чистыми, стабильными, статичными, так же легко они могут впитать в себя, что то из вне, изменив себя, свою энергию.

Красный- наши эмоции. Они горят в нас, пылают и гаснут. Они ярче всего, что может нас окружать. На их основе строится восприятие субъективной реальности.

Синий- гармония. Стремление, как к внутренней, так и к внешней гармонии.


 

У вас есть возможность на этом чистом листе изобразить картину мира, древом ваших эмоций. Какой будет картина мира, и каким будет Древо ваших эмоций - не знает никто, и даже вы.

Единовременно, используя все цвета, все вместе, своими руками вы изображаете этот мир на чистом.

(ведущий мягким, одобрительным жестом дает понять участникам, что можно приступать).

Участники выполняют задание.

Если вы считаете, что ваш вклад в картину мира эмоций внесен, вы можете присесть на любое место.

(как только последний участник присаживается на выбранное место ведущий продолжает занятие: интерпретирует картину и переходит к финальному упражнению).

Показывая всем картину. Каждая эмоция, каждое состояние имеет свое отражение, и каким оно будет – решаем только мы сами! Чем ярче, чем сильнее наши эмоции, тем больше в них энергии, и тем сильнее они рвутся наружу. Если их не «отпускать» то, они начнут разрушать нас изнутри. Выпускать эмоции можно множеством разных путей, и каждый находит свой, оптимальный и приемлемый. Самое главное –понимать природу этих эмоций. Не все что нас окружает должно прорастать в нас, пуская корни, и исходя из этого, следует вывод о том- стоит ли отражать все то, что окружает нас?

(переход к финальному упражнению)

Outro «Колодец эмоций»

Работая со своими эмоциями, очень важно выплескивать их. В самом начале, мы наполнили наш колодец погодой, а сейчас мы будем заполнять его своими эмоциями.

Я прошу вас всех встать в круг, и по центру остается наш колодец.

Закройте глаза, почувствуйте, какая эмоция, какое состояние сейчас в вас ярче всего.

( Пауза. Участники выполняют задание ).

Попробуйте сконцентрировать его в ваших руках. Как только вы будите готовы- забрасывайте свое эмоциональное состояние в колодец, громко выкрикивая что это!

(участники выполняют задание, ведущий завершает).

Мы наполнили колодец погодой и эмоциями, но места в нем еще много, и когда вы почувствуете, что у вас накопились эмоции, которые требуют выхода, не держите их в себе, выпускайте, и помните: всегда есть колодец, в который можно их не только забросить, но и достать!

Ведущий завершает занятие, благодарит и отпускает участников.

Информация для ведущего:

Краткая интерпретация упражнения «На глубине воды»

Берег- это мы сами!

Вода- наши эмоциональные состояния.

Чем дальше вводу мы заходим, тем глубже наши состояния. Что мы чувствуем, когда идем по воде- это есть отражение того, на сколько гибки наши эмоции. Можем ли мы с ними справиться. Как мы чувствуем себя на глубине- зона комфорта- т. е. как близко мы подпускаем к себе людей, и на сколько тяжело дается контроль эмоций и состояний.

Разница ощущений в нахождении на берегу и в воде- есть субъективное восприятие реальности, из которого следует – умеем ли мы высказывать свои эмоции, или копим их внутри себя. Комфортнее на берегу- стремимся держать все внутри пока не «Рванет». Если комфортно в воде- то это есть отражение стремления выплеснуть все, не держа в себе.

Особенность упражнения «Древо эмоций»

Участники, выполняя задание, рисуют только руками. Густая, вязкая консистенция гуаши позволяет прорабатывать тактильный механизм выплеска энергии, как рисунка. Используя собственные руки, как инструмент, участник преодолевают тактильный барьер, становятся более раскрепощеннее. Обязательное условие, которое должно быть соблюдено- рисуют все одновременно, таким образом идет работа с нарушением личного пространства, (как одной из природы возникновения (-) реакций),что позволяет более четко осознавать свои собственные границы.

Дополнение интерпретации:

У каждого древа есть ствол, и есть ветви! Чем толще ствол – тем массивнее ветви, из этого следует, чем сильнее эмоции (ствол), тем ярче их проявление (ветви).


 

Список литературы:

Асмолов А. Г. "Психология личности". М.: Смысл, 2001 г.,

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПБ: Питер, 2001 г.;

Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии.  М.: "Академия" 2003.

Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,

Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М: “Флинта”, -2001;

Никитина В. Б., Василенко Т. Д., Психодиагностика в системе социальной работы, М: АСТ, 2004 г.;

Ньюкомб Нора. Развитие личности ребенка. Ростов п\Дону: Феникс, 2003 г.;


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.