12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скворцова Маргарита Николаевна663
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
5

Статья «Творческое самовыражение как фактор развития личности подростков группы риска с помощью технологии мозартикотерапия»

В настоящее время под Мозартикотерапией подразумевается интерактивный формат мирового художественного искусства - он вовлекает в личностно-активный процесс - творческое культуроосвоение. Имеет позитивно-созидательную ассоциативную направленность. Выбор каждого цвета в Мозартике основан на анализе множества художественных произведений.

Основная цель мозартикотерапии при работе с девиантными подростками состоит в активизации способностей к самокомпенсации за счёт раскрытия внутренних личностных ресурсов. Задачами является развитие внутреннего потенциала личности; объединение ресурсов внутреннего мира подростков и социокультурного опыта человечества, запечатленного в мировом изобразительном искусстве.

Творческое самовыражение обладает сильнейшим терапевтическим эффектом. Оно может включать разные способы взаимодействия с художественным материалом.

В одном случае она может быть направлена на ликвидацию постстрессовых состояний. В этих случаях основной задачей для мозартикотерапии является постепенное вытеснение, изживание негативных образов индивидуальной картины мира и замещение их на позитивные.

В другом случае терапия искусством способствует снижению чувства подавленности, минимизирует «уход в болезнь», расширяет диапазон личностной реализации.

Может применяться при длительных воздействиях негативных факторов, когда формируется сильно искаженная картина мира с негативными стереотипами социального поведения. В этих случаях гармонизации индивидуальной картины мира помогает искусство, представленное доступно и комфортно в игровой форме. В результате изменяется отношение к взрослому, появляется понимание ответственности за свой выбор, возникает желание менять свою среду за счет позитивного творческого импульса.

В своей работе с подростками я использую специально разработанные комплекты игрового развивающего и реабилитационного оборудования (игр мозартики). В каждый игровой комплект входят одно или несколько игровых полей и многочисленный набор фантазийных игровых фигурок. Игровые поля создают символическую основу, своеобразную мировоззренческую «канву», базируясь на которой играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» своё видение мира, с глубоким эмоциональным включением, поиском и пониманием своего «Я». Символический фантазийно-игровой мир не уводит в страну иллюзий, а, наоборот, позволяет, во- первых, «встроить» свои проблемы в реальный мир, проработав их, освободившись от негативных стереотипов и комплексов, и, во-вторых, увидеть всё богатство и разнообразные возможности этого реального мира.

Я использую игру из серии «Мозартика», которая называется «Витражи». Это настольная игра, которая позволяет подростку выстраивать подвижную модель своего настроения, отражать особенности своего восприятия мира. Полученный витраж - это не только проективный тест, но и ресурсное поле. Витраж начинается с выбора поля, на котором будет работать ребенок. Все поля различаются по цветовой гамме, поэтому у играющего большой выбор. Названия полей условны, например: «Солнце и море», «Яркое цветение», «Свет сквозь водную толщу» и т.д. Наблюдая за особенностями и процессом использования цветовой гаммы поля, я отмечаю, сохраняется ли цветовая гамма поля или добавляются другие цвета. Результатом работы играющего является готовый витраж- композиция из различных геометрических фигурок на поле. Психологом оценивается наличие гармонии в композиции, хаотичность или структурированность расположения фигурок, преобладающая цветовая гамма. Работа с «Витражами» является мощным средством сближения подростков и взрослых. Это особенно важно в ситуациях взаимного отчуждения, негативизма, при трудностях налаживания контакта.

Методические средства мозартики, закрепленные в игре «Витражи», которую я применяю на практике, «развивают цветовые ощущения и представления подростка, связанные с активацией для подростка группы риска воображения, пространственного конструирования и фантазирования».

Работа с игровым реабилитационным комплектом «Витражи» состоит из нескольких последовательных постепенно усложняющихся этапов. Конечная цель – освоение максимальных возможностей игры, выход на свободное фантазирование, на построение свободной композиции.

На первом этапе самое важное-начать. Для начала выбирается игра, отражающая определенное направление. (Игра «Витражи» отражает текущее эмоциональное состояние; «Усадьба» - ближний социальный круг; «Городок» - дальний социальный круг; «Туманы» - глубинное эмоциональное поле; «Дорога в Космос», «Космос-1,2» - мировоззренческую сферу; «Русское чудо» - мировоззренческие аспекты в социальном контексте). Здесь уделяется некоторое время занятию, и все. Играющие просто смотрят на игровые поля. Взрослые при этом дают очень простые комментарии. Затем подросткам предлагается посмотреть на фигурки. Далее осуществляется распределение фигурок по кучкам в соответствии с различными способами классификации: по цвету, по форме, по размеру, по какому-либо особому предпочтению, по двум признакам сразу. Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки и попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что сложно преодолеть стереотип, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди. Постепенно подростки от простого повторения каких-то элементов игрового поля переходят к дополнению выбранного ранее игрового поля разнообразными фигурками. Дальнейшее освоение пространства игрового поля сопровождается различными заданиями. Например, выложить вертикальную полосу или наиболее понравившуюся фигуру из других фигурок. Игровое поле также используется для решения таких геометрических задач, как «замещение», «разрезание», «сравнение площадей».

Психология искусства помогает повысить самооценку. Человек перестает считать себя бездарным, становится смелее, учится самовыражаться без страха быть непонятым, осужденным.

Доктор медицинских наук, профессор Н. В. Вострокнутов, много лет возглавлявший Отдел судебной психиатрии детей и подростков ГНЦСиСП им. В. П. Сербского (сейчас ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России) дал положительную рецензию на Мозартикотерапию. Им также были выделены несколько последовательных этапов в применении и воздействии Мозартики (Мозартикотерапии):

1-ый этап - саногенно-седдативный. Это оздоравливающий этап для детей и подростков, смягчающий душевную боль от психологических проблем, посттравматических ситуаций, семейных конфликтов и т.д.

2-ой этап - гармоничный психологический прорыв. На этом этапе восстанавливается базовое доверие к миру, происходит оптимизация мироощущения.

3-ий этап - отражённые последствия. На этом этапе поведение ребёнка (подростка) меняется - в силу личностного поиска, в силу возникновения нового отношения к негативным стереотипам, в силу активизации позитивно-созидательного творческого начала.

В своей работе я опираюсь на этапы, выделенные самим автором технологии П.Э. Руссавской. В соответствии с ними на первом этапе Мозартикотерапии человек рассказывает о себе, строит свое восприятие ситуации, образ исходной ситуации. На втором этапе формируется образ желаемой ситуации, в которой человек хочет оказаться. На третьем этапе подросток накапливает ресурсы в личной картине. То, чем человек может пользоваться, и есть ресурсы. В процессе выкладывания картин из элементов мозартики подросток вступает в диалог с внутренним миром и берет оттуда ресурсы. Подсознание читает образами и читает без слов. Созданная картина - это набор образов. Искусство-это архетип, в котором многое записано. Образы реальны в силу существования архетипов и подсознание их считывает. Представления о событиях - образные источники. Подсознание их считывает. На подсознательном уровне происходит вытягивание всех ресурсов. Когда подросток находится внутри ситуации, он сужает ее видение. Мозартикотерапия позволяет подойти к этой ситуации через поиск ресурсов (разные возможности) и увидеть, что есть мир, что себя можно реализовать. Объединение ресурсов - это пусковой механизм изменений в поведении. После окончания выкладывания картины ассоциативное воображение продолжает свою работу. С этого момента любые ресурсы начинают использоваться активно. На четвертом этапе происходит перебор решений и ситуаций с помощью этих ресурсов (постройка дорог и решений).

Продукты творчества являются свидетельством настроений и мыслей, что позволяет использовать их в процессе психологического консультирования для понимания эмоционального состояния подростков на данный момент, проблем в прошлом и настоящем, имеющихся у подростков возможностей для выхода из сложившихся ситуаций. И, исходя из этого, я ищу дальнейшие пути и средства помощи каждому ребенку. Метод мозартикотерапии в работе с подростками очень эффективен, но может потребовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой - чтобы достичь результата необходимо не 1-2 встречи, 10-15, а для кого-то и 20. Все очень индивидуально. Прояснение причин обычно мягкое и абстрактное, что позволяет снизить сопротивление.

Мозартикотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия и внимания к внутреннему миру подростка. Работа с играми из серии Мозартика в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает постепенно вытеснить и заменить негативные образы на позитивные, возвратить способность радоваться, воспитать желание менять свою среду за счет позитивного творческого импульса. На смену желанию «плыть по течению», чувству пассивности приходит желание искать новые позитивно-созидательные варианты самореализации.

Такая работа с подростками хорошо вписывается в процесс индивидуальных занятий; психологических групповых тренингов, а так же в структуру бинарных занятий с учителями.

Главное правило на всех занятиях - все задания должны давать подростку элемент выбора! Реализация свободы выбора подростками с трудностями в обучении и поведении на практике часто осуществляется с помощью педагога. При этом подход к каждому подростку гибкий, индивидуальный.

Например, до начала работы с Наташей Б. я отмечала у нее следующие особенности: неустойчивый фон настроения; эмоциональная закрытость, нежелание анализировать чувства; высокая склонность к депрессивным реакциям и глубоким переживаниям; обидчивость; высокая потребность в постоянной эмоциональной защите; эмоциональные срывы; повышенная ситуативная и личностная тревожность; скрытая агрессия; нарушение детско-родительских отношений: недопонимание, недоверительное, настороженное отношение подростка по отношению к маме

В первой своей работе девочка сразу заявила о своей проблеме. Во второй выкладке она попыталась купировать проблему своими силами.

 

Наташа Б.

Первый этап - изображение проблемы.

Вt1675564114aa.jpgt1675564114ab.jpg ыкладка №1 Выкладка №2

В третьей картине появилась цельная структура. За проблемой что-то стоит и с этим надо справиться, но художественная штопка уже не помогает. По цветовой гамме картина бледная, но это попытка построить стратегию борьбы с криком, упорядочить ресурсы. В четвертой работе видна попытка расчленить врага и найти ресурсы для борьбы с первопричиной этого крика. В работе активно купируются тревожные моменты.

Второй этап-структурирование ресурсов. Попытка найти ресурсы для борьбы с первопричиной.

 

Выкладка №3 Выкладка №4

t1675564114ac.jpgt1675564114ad.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В выкладке №5 подсознание чувствует, что личностные центры слабые, идет работа с ними. Прослеживается тема, как уживаться разным ресурсам между собой. В работе №6 меняется форма цветка. Начинают определяться внешние границы - тема адаптации. Серединка цветов везде одна и та же - это проекция личностного центра. Наташа ищет себя. Если сравнить первую и шестую работу, можно заметить большие различия. Есть положительная направленность. Наташа стала работать над собой как над личностью. Если личности нет, будет сплошная художественная штопка.

Третий этап - работа с личностными центрами.

 

Вt1675564114ae.jpgt1675564114af.jpg ыкладка №5 Выкладка №6

Если сравнить выкладку №2 и выкладку №7,-можно увидеть, что волнующая подростка ситуация та же самая, но появляется конструктивность, упорядоченность, меньше напряжения. Наташа ощущает то же самое, но меняет свое отношение к этому.

Четвертый этап - перебор вариантов решения.

 

t1675564114ag.jpgt1675564114ah.jpgВыкладка №2 Выкладка №7

В результате в состоянии учащейся отмечалось следующее: поведение более спокойное и эмоционально устойчивое, снижение частоты проявления депрессивных реакций, переживаний; проявление выраженного интереса к творческой деятельности (рисованию, выступлению в сценках, пению, изготовлению открыток своими руками и т.п.); минимизация частоты эмоциональных срывов; нормализация детско-родительских отношений; усиление эмоциональной открытости; повышение степени доверия к окружающим, к маме; активизация усилий в поиске действенной и эмоциональной поддержки; усиление учебной мотивации, нормализация посещаемости уроков; в коллективе группы устойчивые положительно окрашенные межличностные связи с одноклассницами, нет отвержений.

Так, до начала работы с учащимся 14 лет Владом Б. у него наблюдались такие психологические особенности как неустойчивый фон настроения; эмоциональные вспышки, сопровождающиеся эмоциональной возбудимостью и нецензурной лексикой, повышением голоса и снижением самоконтроля; умеренная ситуативная и личностная тревожность; вербальная агрессия; страхи; противоречивые желания; чувство одиночества; низкая степень доверия по отношению к окружающим, сложности конструктивного общения в коллективе сверстников.

В своей первой работе (№1) Влад сформулировал проблему, в которой читалась сильная тревога, страх и неопределенность относительно будущего. Далее он попытался решить проблему своими силами (№2).

Влад Б.

Первый этап-изображение проблемы.

 

t1675564114ai.jpgВыкладка №1 Выкладка №2

t1675564114aj.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй этап-попытка найти ресурсы для борьбы с первопричиной.

 

Выкладка №3 Выкладка №4

t1675564114ak.jpgt1675564114al.jpg

 

 

 

 

 

Третий этап - работа с личностными центрами.

Вt1675564114am.jpgt1675564114an.jpg ыкладка №5 Выкладка №6

Завершающий этап-разрешение проблемы. На выкладке №7 («Портрет врага») присутствует множество острых углов, тревожные сочетания цветов.

 

Выкладка №7

t1675564114ao.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенку предлагается изменить врага, видоизменить выкладку так, как ему хочется.

Выкладка №7 Выкладка №8

t1675564114ap.jpgt1675564114aq.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последней выкладке видно, как подросток купирует свои внутренние переживания, происходит группировка ресурсов, силы направляются на борьбу с проблемой. Заметно присутствие светлых чувств. Живая жизнь души, которая разбирается со своей проблемой.

По результатам проведенной работы в поведении подростка отмечалось усиление активности в трудовой и общественной деятельности группы, улучшение отношений с одноклассниками, повышение учебной мотивации. Настроение более устойчивое, без эмоциональных вспышек. Снижение вербальной агрессии, повышение самоконтроля. Отношение к замечаниям педагогов более внимательное. Развитие способности анализировать свои личностные качества и качества окружающих. Повышение общего уровня адаптации в системе отношений в Центре.

В своей работе с подростками из группы риска я внедряю Мозартикотерапию в бинарные уроки с учителями-предметниками. На таких уроках происходит не только усвоение учебного материала, но и самовыражение личности через творчество на ресурсном поле игры «Витражи».

t1675564114ar.jpgt1675564114as.jpg Например, на бинарных уроках педагога-психолога и учителя географии Центра подростки не только получают школьные знания по теме «Климат и человек», но и на практике разбираются, как особенности климата и погоды отображаются на самочувствии человека, его настроении, образе жизни, условиях работы. Изучение предметной области «География» направляется как на формирование знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и деятельность человека, так и на установление связи между жизненным опытом обучающихся и знаниями из других предметных областей. Решение обучающих, развивающих и воспитательных задач в этом случае обязательно направляется на содействие развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, повышению у учащихся интереса к самопознанию, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, а также содействие гармонизации эмоционально-личностной сферы и формированию более правильной картины мира. Психологический настрой является важнейшим фактором, влияющим на результаты обучения. «Вкрапление» знаний и навыков по психологии в урок предоставляет учащимся возможность сразу же применить полученные знания на практике и формировать осознанное отношение к знаниям.

Наши бинарные уроки состояли из нескольких этапов. По ходу уроков на начальном этапе предусматривалось изучение показателей погоды и наблюдение за ней из окна класса. Так, учащиеся 8-го класса в один из пасмурных дней описывали погоду: усиление ветра, метель, снижающееся атмосферное давление. А через неделю в этом классе проходил аналогичный урок, но с изменившимися условиями погоды. Далее педагогом перед учащимися был поставлен вопрос, а влияет ли на наше настроение погода? Ребята выкладывали свои ассоциации с помощью деталей игры «Витражи» (технология «Мозартикотерапия»). Ребята выложили из разноцветных различающихся по размеру и форме фигурок много красивых картин по теме «Мое настроение сегодня в пасмурный (ясный) день», в том числе и с диагностическим значением, и среди них картины-ассоциации на погоду. Затем с помощью психолога учащиеся определили, какой настрой у них вызвали условия погоды, оказала ли погода сегодня влияние на какие-либо события и как можно использовать возникший от погоды настрой, как его можно развивать, изменять. Ребятам были предложены психотехнические приемы на развитие самопознания и распределения жизненных сил.

Заключительным этапом наших уроков была рефлексия, в ходе которой учащиеся сделали вывод, что погода влияет на самочувствие и настроение. Например, ясная, солнечная погода вызвала позитивный настрой. Учащиеся отметили интересное начало занятий и интерес, с которым они проверяли себя, получали обратную связь после отображения своего настроения в виде картин-ассоциаций, сравнивали свои результаты с результатами друзей.

Таким образом, совместная психолого-педагогической и учебная работа с применением технологии Мозартикотерапия помогла создать условия для психологической адаптации учащихся. Через творческое самовыражение личности в игре «Витражи» на уроке подростки получили навыки приспособления своего психического состояния к меняющимся условиям социума и погоды.

Таким образом, с помощью Мозартики подростки группы риска, общение с которым затруднительно, с удовольствием играют и при этом раскрывают свой творческий потенциал, раскрываются как личность. Это очень полезно для них и для контактирующего взрослого, который сразу чувствует, что ребенок с легкостью погружается в творческий процесс. Работа с внутренним миром, работа с личностью очень важна, так как если личности нет, все внешние ориентиры носят поверхностный характер, мораль сводится к тому «Кто сильнее?». Личность лучше, чем пустота, потому что пустоту в любой момент можно заполнить чем угодно и кому угодно. И значение мозартики здесь состоит в том, чтобы помочь сформироваться главному, что направляет действия человека.

Мозартикотерапия создана арт-терапевтом Полиной Эрнестовной Руссавской и получила положительную рецензию руководителя Отделения социальной психиатрии детей и подростков ГНЦ ССП им. В.П. Сербского Доктора медицинских наук Н.В. Вострокнутова, а так же доцента кафедры психотерапии В.П. Колосова и др.

 

Список использованной литературы:

1.Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве «Азбука молчания». Учебное пособие для вузов, 1999.

2.Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее//Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.-С. 127-169.

3.Руссавская П.Э., Бажанова Е.В. «Материал к проекту «Мозартика». Обзор практики применения подходов и принципов Мозартики при решении социальных, психолого-педагогических и коррекционно-реабилитационных задач за период 2000-2015 гг.

4.Руссавская П.Э., разработчик игрового реабилитационного комплекта «Витражи», Краюшкина О.В., педагог-психолог. «Применение инновационной технологии «Мозартикотерапия». Целевая методика «Образ мира - «Витражи».

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.