Публикация «Дистанционное обучения школьников как средство обеспечения доступного качественного образования»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дистанционное обучение это – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.
Дистанционное обучение позволяет:
реализовать принцип доступности образования для всех; снизить затраты на проведение обучения;
проводить обучение большого количества человек;
повысить качество обучения;
создать единую образовательную среду.
Многие считают, что дистанционное образование – это обновленная форма классического заочного обучения. Это в корне ошибочное мнение. В отличие от поточного заочного обучения, когда все обучаются по одной и той же программе, дистанционное образование – индивидуально.
Основная идея ДО - сделать образование доступнее (благодаря «дистанционке» возможность получать столичное образование имеют жители отдаленных регионов, дети с ослабленным здоровьем, инвалиды).
ДО предполагает наличие личного учебного плана и регулярное общение с учителем, который курирует обучение, консультирует обучающегося, проверяет контрольные работы, а также помогает в подготовке к экзаменам. От привычных форм обучения, ДО отличается возможностью самостоятельного выбора предметов для изучения и выбора темпа работы.
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий "
Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Система ДО базируется на 3-х составляющих:
Технологическая (материальная база и программное обеспечение)
Содержательная (создание информационных ресурсов в виде курсов ДО, сайтов, порталов, методическая поддержка)
Организационная (обучение и переподготовка преподавателей ДО, педагогическое сопровождение студентов в процессе обучения, т.е. организация и проведение учебного процесса)
На схеме представлены взаимосвязи между компонентами системы. Левая часть схемы отражает подготовительный этап работы к учебному процессу. Правая часть - непосредственно сам учебный процесс, который строится вокруг конкретной модели обучения.
Любая система обучения руководствуется определёнными принципами, которые отражают специфику концепции обучения, специфику предметной области знания, специфику формы обучения, целей ОУ, возрастные особенности обучаемых.
Принципы обучения должны учитывать сложившиеся традиции российской системы образования, специфику ДО и особенности обучения детей (в школе).
Дидактические принципы современной системы ДО:
Принцип системности.
Принцип учёта специфики предметной области обучения и контингента обучаемых. Принцип интерактивности.
Принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно-методического
обеспечения.
Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях. Принцип информационной и психологической безопасности.
Рассмотрим модели организации ДО: точки зрения организации учебного процесса и с точки зрения методики проведения учебного процесса:
Модели дистанционного обучения с точки зрения методики проведения учебного процесса
Модель 2. Интеграция очного и ДО: базовый курс – дистанционный.
Модель 3. Сетевое обучение.
Модель 4. ДО и кейс-технологии.
Модель 5. ДО на базе интерактивного
телевидения, видеоконференций.
Каждая из представленных моделей имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения.
Модель 1. Интеграция очного и дистанционного обучения
Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к обучению в колледже, техникуме, вузе. В школе, колледже ДО может использоваться:
при проведении профильных курсов наряду с очным обучением (ОО);
при проведении курсов для ликвидации пробелов (с ОО);
в самостоятельной, проектной, исследовательской деятельности (с ОО);
в работе по индивидуальным программам;
для консультаций;
для совместной деятельности учащихся;
для дополнительных практических работ.
При базовом очном курсе можно выделить такие виды деятельности, как
требующие личного контакта;
требующие индивидуализации.
В зависимости от сложности материала педагог вправе выносить на очные занятия объяснение нового материала, проверку понимания, дискуссии, защиту проектов. Формирование навыков и подготовку к дискуссиям, проектам можно отнести к занятиям в дистанционной форме
В дистанционной форме учащиеся знакомятся с новым материалом при постоянных консультациях с педагогом. При этом используются индивидуальные и групповые формы работы, которые направлены на формирование необходимых навыков.
Данная модель может быть организована в 2-х вариантах (в зависимости от контингента слушателей):
автономные курсы
информационно-образовательная среда
Автономные курсы ДО создаются по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы, либо разрабатываются целые виртуальные школы. Автономные курсы предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях.
Структурированное информационно-образовательное пространство с курсами согласно учебному плану, с библиотеками (электронными учебниками, словарями, энциклопедиями), лабораторными и практическими занятиями, экскурсиями, системой контроля представляет собой целостную образовательную систему курса (с дифференциацией) той или иной специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе. Обязательно должна быть возможность использования различных педагогических и информационных технологий, работа в форумах, чатах, телеконференциях, организация совместных проектов. Отличительной чертой информационно-образовательного пространства является административный блок, где должна быть предусмотрена регистрация, мониторинг, личные дела, права доступа и пр. Очных занятий при сетевом обучении не предполагается.
Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения.
В большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные Министерством образования печатные пособия.
Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, использовать информационные ресурсы Интернет. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.
Разными цветами обозначены компоненты, составляющие модель:
содержание кейса;
интернет-технологии;
средства телекоммуникаций;
контроль.
Модель 5. Дистанционное обучение на базе
интерактивного телевидения, видеоконференций.
Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации
обучения.
В большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные Министерством образования печатные пособия.
Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, использовать информационные ресурсы Интернет. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.
Разными цветами обозначены компоненты, составляющие модель:
содержание кейса;
интернет-технологии;
средства телекоммуникаций;
контроль.
Группа обучающихся, занимающихся по модели «Новый профиль», формируется из обучающихся разных классов одного образовательного учреждения, осваивающих образовательную программу по профильным предметам с использованием дистанционных образовательных технологий в сопровождении сетевого преподавателя и тьютора.
Данная модель будет использована в случае, когда 15 или более обучающихся параллели выразят желание изучать на профильном уровне дисциплину, преподаватель по которой отсутствует в штате данного образовательного учреждения, либо когда квалификационный уровень преподавателя не соответствует требованиям, предъявляемым к преподавателям профильного обучения.
«Межшкольные группы» формируются из обучающихся различных образовательных учреждений одного или нескольких муниципальных образований, выразивших желание осваивать один и тот же предмет. Сетевой преподаватель и тьютор назначаются руководителем ДО муниципального управления образования. Использование данной модели было целесообразно в следующих двух случаях.
В ряде ОУ одного или разных муниципальных образований были выявлены обучающиеся, желающие дистанционно изучать одну и ту же дисциплину, но их количество было недостаточно для формирования полноценной группы. Или в ОУ не было педагога, который имел бы достаточную квалификацию для преподавания на профильном уровне заявленной обучающимися дисциплины, а обучающихся, изъявивших желание изучать предмет на профильном уровне, было в ОУ недостаточно, чтобы использовать модель «Новый профиль».
В образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы с использованием.
осознавать необходимость обучения,
понимать общественную значимость образования;
осознанно относиться к учебной деятельности;
формировать свой образовательный запрос;
планировать уровень своих учебных достижений;
находить способы оптимизации учебной деятельности;