Статья «Формирование компетентности учителей начальных классов в области духовно-нравственного воспитания младших школьников»
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Здоровец Екатерина Евгеньевна
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 18 с УИОП
Аннотация. В данной статье рассматривается принципы формирование компетентности, компоненты компетенций, и уровни развития компетентности учителей начальных классов в области духовно – нравственного воспитания младших школьников. Ключевые слова: компетентность, компетенция, инновации. Развитие современного общества диктует особые условия организации начального образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач. Профессиональная компетентность современного педагога определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей. В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность современного педагога представляет собой совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, которые дают ему возможность справляться с определенной программой и различными ситуациями, которые могут появиться в образовательном процессе. Решая эти ситуации, педагог совершенствует свои общие и специальные способности, содействует практической реализации задач собственного развития. Таким образом, профессиональная компетентность - комплекс профессионально значимых как для отдельной личности, так и для общества качеств, необходимых человеку для реализации себя в разных видах трудовой деятельности. |
В настоящее время остро стоит вопрос профессионального самовоспитания специалистов. Современные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности педагога, его практической подготовленности, предполагают не только владение системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и богатый внутренний потенциал, обладание достаточно высоким уровнем как общей, так и профессионально-нравственной культурой, наличие профессионально-нравственных потребностей и умение их реализовать.
В соответствии с ФГОС новые характеристики воспитательного процесса обусловливают и новые требования к педагогу, к его профессиональной подготовке, поэтому в профессиограмме ведущее место занимает нравственная позиция педагога − система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Без этого невозможен эффективный творческий труд педагога.
В современных условиях педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях. Современный учитель работает в ситуации постоянного выбора: как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения. Развитие профессионально-нравственных потребностей учителя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на ее эффективность.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является нравственная позиция учителя. Именно в ней педагог выражает себя как субъект педагогической деятельности. Нравственная позиция педагога — это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор целей и средств педагогической деятельности.
Развитие нравственных потребностей учителей является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на исполнение профессиональных функций педагога. Успешное исполнение профессиональных функций предполагает большие требования к компетентности и квалифицированности специалистов. Компетентность — обладание знаниями, опытом и умением, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий. Специалист — профессионал должен руководствоваться принципами инновационности (творческий поиск, способность к риску, стремление к рационализаторству и введению нового и т. п.) и прагматизма (работа на результат, рациональное использование рабочего времени и т. п.).
Сущность профессионализма не является лишь суммой профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионализм включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение к вопросам профессиональной чести. Профессиональная деятельность педагога крайне многообразна, она регламентирована кодексами, правилами, нормами. Но при всем их разнообразии существуют общие нравственные принципы, которые составляют наряду с компетентностью, квалифицированностью и деловой активностью сущность профессионализма. По мнению В. В. Марковой развитая система профессионально-нравственных потребностей во многом определяет уровень сформированности профессионально-нравственной позиции педагога.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Среди важнейших инновационных проектов в сфере общего образования особое место занимают нововведения, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей.
Особое значение для растущего человека имеет воспитательная семейная среда, в которой ценности гармонизируются на основе создания семейных традиций. Не менее значима для духовно-нравственного становления личности социокультурная среда детского сада, где должна быть сосредоточена гражданская, духовная и культурная жизнь человека. Духовная устремленность и нравственная устойчивость педагога — ведущие характеристики его профессиональной компетентности.
Готовность учителей к духовно-нравственному воспитанию и развитию детей рассматривается как важнейшая составляющая их профессиональной компетентности, характеристика личности, которая интегрирует в себе мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.