Предварительный просмотр презентации
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ: ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ МКОУ ЧЕРЧЕТСКАЯ СОШ Выполнила Демидко Татьяна Николаевна
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Достоинства технологии продуктивного чтения применима самостоятельно вне урока возрастосообразна и доступна ориентирована на развитие личности читателя развивает умение прогнозировать результаты чтения способствует достижению понимания на уровне смысла
«Читает – летает, да ничего не понимает». «правильно», «эффективно», «продуктивно» Научить ученика читать: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника на уроках математики»
ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (1-4 класс) Этап мотивации Этап учебных действий Этап оценки и контроля решения учебной задачи
Методические приёмы работы на этапе мотивации «Попробуй найти!» «Верные или неверные утверждения» «Банк идей (гипотез)»
«Верю - не верю». «Верю - не верю». Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом. Угол – это геометрическая фигура. Угол состоит из двух пресекающихся прямых. Бывают углы остроумные и тупые. Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки. Равные углы – это те, у которых равны стороны. Бывает угол прямой. Угол может быть тощим. Острый угол – это угол, о который можно уколоться.
Методические приёмы работы на этапе учебных действий Приём сравнения Приём конструирования Приём поиска и выделения необходимой информации из графической модели, схемы. Приём «Сюжетная таблица» Приём дополнения условия задачи. Приём « Вставь пропущенные …»
Методические приёмы работы на этапе оценки и контроля решения учебной задачи Приём преобразования. Приём выбора: -выбор готового ответа к данной задаче; -выбор решения задачи; -выбор данных к условию задачи из её решения; -выбор схемы к задаче; -выбор вопроса, соответствующего условию; -выбор выражения, которое является решением задачи.
В начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или после прочтения учителем, не умеют работать с текстом задачи. Дети затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам. Мы пришли к выводу, что неумение работать с текстом на уроках математики в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения решению задач. В начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или после прочтения учителем, не умеют работать с текстом задачи. Дети затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам. Мы пришли к выводу, что неумение работать с текстом на уроках математики в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения решению задач.
1.Подготовительный этап к решению задачи. Цель: актуализировать знания, умения, навыки, необходимые ученикам для решения данной задачи и подготовить их к восприятию ее текста. 2.Чтение и осознание текста. Цель: формирование у учащихся умения читать текст задачи, понимать ситуацию, описанную в задаче, выделять условие и требование, называть искомые и известные объекты, выделять все отношения между ними. 3.Поиск пути решения. Цель: установить связь между данными и искомыми объектами, наметить последовательность действий, то есть составить план решения. Для организации продуктивного чтения в процессе обучения решению задач необходимо ориентироваться на основные этапы
Решаем простые задачи. Решаем простые задачи. От мотка проволоки отрезали 8 м, в нём осталось 7м. Сколько метров проволоки было в мотке? ? м 1. ? 2. ? 3.
Работаем над составными задачами. Работаем над составными задачами. Наращивание задачи. • Изменяем условие. У Лены было 60 руб. она купила ластик за 21 руб. Сколько денег у неё осталось? Изменяем вопрос. В магазин привезли 19 ящиков яблок, а груш – на 5 ящиков больше. Сколько ящиков груш привезли в магазин?
Сопоставление задач. 1) Саша успел решить на уроке 3 столбика примеров, по 4 примера в каждом столбике, а Ваня на 3 примера меньше. Сколько примеров решил Ваня? 2) В одном доме 3 этажа и в каждом этаже по 6 окон, а в другом доме на 2 окна больше. Сколько окон во втором доме? Сокращение задачи.
Работа с недостающими данными и избыточными данными. Работа с недостающими данными и избыточными данными. «Сыну 8 лет. Отец в 4 раза старше сына»
1. Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 карася больше. Сколько карасей поймали мальчики? 1. Миша поймал 15 карасей, а Костя на 3 карася больше. Сколько карасей поймали мальчики? 2. Миша поймал 15 карасей, а Костя больше. 3. Миша поймал 15 карасей, и Костя столько же. Сколько карасей поймали мальчики? Из данного списка задач выбери ту, в которой не хватает данных.
Сокращение лишних слов Сокращение лишних слов из текста задачи. Однажды на рассвете в ясное июльское утро Маша с папой взяли большие плетеные корзины и отправились в лес по грибы. В лесу было тихо и сумрачно, только кое – где солнечные лучи прорывались сквозь листву. Долго Маша с папой бродили по лесу, срезали найденные грибы. Набрали полные корзины. Стала Маша перебирать грибы, раскладывать их по сортам. «Смотри, папа, у меня в корзинке 4 больших боровика, 6 средних, а маленьких боровичков на 3 больше, чем больших и средних вместе. Отгадай, сколько я собрала боровиков?»
Решение задачи другим способом. Решение задачи другим способом. Вася и Дима собирали грибы. Вася нашёл 184 гриба, а Дима – 69 грибов. Из них 84 гриба засушили, а остальные засолили. Сколько грибов засолили?
Прием: Составление краткой записи задачи Автобус движется 3 часа со скоростью 40 км/ч. Какое расстояние пройдёт автобус за это время? 40км/ч 1 час 2 часа 3часа ?
Черепаха прошла расстояние 15м за 5мин? Черепаха прошла расстояние 15м за 5мин? С какой скоростью она двигалась? S V t ? 5 мин 15 м
Прием: Составление вопросов к задаче Анализ информации представленной в объемном тексте задачи с математической точки зрения. Формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся неиспользованные данные; нужны дополнительные данные.
Прием: Тонкие и Толстые вопросы. Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Тонкие и Толстые вопросы: Что известно о задаче? Что необходимо найти? Какова зависимость между…? Каково взаимное расположение…? Какими свойствами обладает…? Известно что…Сделайте выводы. Достаточно ли данных для решения? Можно ли найти (построить, доказать) если (условие)? Верно ли…, для…? Установите закономерность (построения фигур, изменения какой -либо величины)…? Как изменится…, если…? При каком условии задача будет иметь несколько решений? Существует ли…, если (условие) Рационально ли решена задача? Почему? Можно ли обобщить задачу, на случай если…?
Приём «ИНСЕРТ» Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому” Знак Значение знака V отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику + отмечается новое знание, новая информация ― отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе ? отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
Прием: Кластер (Грозди)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке. Задача Всадник едет на лошади со скоростью 8 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 5 часов?
Прием: Кластер (поиск пути решения задачи) Задачи на движение Расстояние Время Скорость S=V*t V=S:t t=S:V V=8км/ч t=5ч ?
Синквейн (как домашнее задание) Тема-предмет Признак Признак Действие Действие Действие Фраза отношения к теме Вывод
Синквейн Движение Встречное Противоположное Читать Чертить Решать Знаю формулу для решения S=V*t
Применение комплекса продуктивных приемов при работе над задачами позволяет более осознанно и глубоко работать с учебным заданием и ведет к развитию логического мышления, даёт возможность исключить однотипность в работе с задачами. Применение комплекса продуктивных приемов при работе над задачами позволяет более осознанно и глубоко работать с учебным заданием и ведет к развитию логического мышления, даёт возможность исключить однотипность в работе с задачами.
«Великая цель образования - не знания, а действия», - Герберт Спенсер. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем – то вслед, Дорога не запомнится. Зато куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога, что ты сам искал, Вовек не позабудется