12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красильникова Елена Николаевна237
Россия, Вологодская обл.


Учение с увлечением!

Красильникова Е.Н.

Учитель биологии МБОУ «Кадуйская СШ»

«Два лесоруба поспорили, кто из них нарубит больше леса за один день. С утра они заняли свои места и принялись рубить. Но через час один перестал работать и присел на пенек. Другой лесоруб, немного подивившись, продолжил с удвоенной силой. Каждый час один из лесорубов останавливался на десять минут, а второй продолжал. Когда начало смеркаться, лесорубы прекратили рубить. Тот, что работал не переставая, был совершенно уверен – он победил, но каково же было его удивление, когда он узнал, что ошибся. «Как это получилось? Это не возможно! Ведь я работал с удвоенной силой!» - спросил он своего напарника. «Все очень просто. Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор» - ответил тот»

Как часто у нас не хватает времени наточить свой топор! Мы рубим лес вокруг – только щепки летят! Мы идём вперед, не находя даже минутки, чтобы присесть. Как только мы начинаем осознавать, что пора сделать паузу, осмотреться, научиться чему-то новому – мы находим такую возможность. И именно в это время происходит качественный скачок в нашем развитии.

Сегодня я, как тот самый лесоруб на некоторое время остановилась, чтобы «наточить топор», научиться чему-то новому и поделиться своим опытом с другими.

Своё выступление я начала с этой яркой притчи, цель которой – привлечь внимание к моему выступлению, заинтересовать, удивить. Именно такой приём я часто использую на организационном этапе своих уроков биологии.

Мне хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития… и чтобы мне при этом тоже было радостно и интересно. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Желательно, чтобы в каждом уроке обязательно должна быть своя «изюминка». Изучение нового материала должно начинаться я яркого, красивого вступления, цель которого – привлечь внимание к изучаемому материалу, заинтересовать, удивить, потрясти, заставить задуматься, почувствовать ограниченность своих знаний.

«Удивляй!» Биология – наука, где всегда можно найти удивительное в мире природы. Изучение нового может начинаться с эпиграфа, с удивительного факта, с проблемного вопроса, с таинственной шкатулки, с необычного описания объекта изучения.

Приведу несколько примеров из практики. Так, например, фраза ботаника Боннье «Мхи развиваются совершенно также, как папоротники, только совсем наоборот» является ведущей на всём протяжении урока по теме «Размножение споровых растений»

Перед проведением лабораторных работ часто говорю такие слова Фонтане «Посмотреть в микроскоп может каждый, но лишь немногие могут судить об увиденном». Ну а на уроках любой тематики для настроя детей на совместную работу беру слова Генриха Форда «Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех».

В качестве необычных рисунков, используемых на некоторых уроках, могут быть такие, как: работа рибосомы (выполненный в виде шаржа) и правое и левое полушария. По мере рассмотрения рисунков можно определить цель и задачи урока, обозначить какую-то проблему.

На уроках, посвященных изучению простейших животных и их значению можно использовать такой факт: «Во время военных действий на Кавказе в 19-ом веке, укрепляя крепость Адлер, окруженную болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат, численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. Причина гибели в чем-то другом. В чем?». Из этой истории можно сразу выйти на создание проблемной ситуации.

Если мы хотим на уроках биологии воспитать гигиенические навыки и научить детей как вести себя в природе, можно вспомнить детскую сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», а именно фразу «Не пей, Иванушка, козленочком станешь».А ведь над словами Алёнушки можно задуматься при изучении темы «Простейшие» на уроке биологии в 7 классе. Кто же может обитать в тех самых лужицах. Конечно, это те самые обыкновенные амёбы и инфузории-туфельки, которые могут привести к кишечным расстройствам. Не правда ли была права Алёнушка, попив из лужицы, её брат, конечно же, мог заразиться дизентерийной амёбой, а это уже не смешно.

Из педагогических технологий мне особенно близки технологии проблемного обучения и технология проектного обучения. Что такое проблема? Проблема - это всегда препятствие. А преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать многие качества личности.

Грызуны запасают на зиму по несколько кг кормов. Для грызунов возникает задача: найти и перенести в кладовую свои запасы. Кроме рта у них нет другой тары, но подмоченные слюной продукты не хранятся. Природа нашла выход из этого противоречия, какой?

Лес. Паутинные сети. Часть из них расположена горизонтально. Но непонятно зачем это сделано. Ведь насекомые больше летают не вверх-вниз, а по горизонтали. Кстати, интересно, что по такой сети сам хозяин ходит вверх ногами. Итак: Зачем сеть расположена горизонтально? Почему паук по такой сети ходит вверх ногами? Предлагайте гипотезы.

Проблемное обучение тесно связано с проектной деятельностью. Часто детям на уроках биологии предлагается создать мини-проект на определенную тему, который может со временем перерасти в долгосрочный проект.

«Должность учителя превосходна, как никакая другая, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Я. Коменский)

И пусть не нарушал трудяга Как друг-соперник, стон лесной,

В два раза меньше, бедолага, Лес нарубил. Вмиг сам не свой!

«Мне не понять! Как вдруг так вышло?! Задумчивый и хмурый взор –

Ведь ты работал с передышкой!» «Да нет же…я точил топор»



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.