Урок математики в 1 классе на тему «Слева. Справа»
PPTX / 9.34 Мб
Урок № 4
Тема: «Пространственные отношения. Слева. Справа.»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: выявить умения ориентироваться в пространстве и соотносить понятия «слева», «справа», «налево», «направо».
Задача:
- актуализировать и систематизировать первоначальные представления о пространственных отношениях и ориентировке в пространстве.
Ресурсы:
- презентация «Урок №4. Пространственные представления. Слева. Справа.»
- учебник М.И. Моро «Математика.1 класс». I часть.
- «Рабочая тетрадь» М.И. Моро «Математика. 1 класс». I часть.
Планируемые результаты
Предметные | Метапердметные | Личностные |
- использовать в речи слова «слева», «справа», «налево», «направо»; - определять местоположение предмета в пространстве. | - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - планировать деятельность на уроке под руководством учителя; - научиться моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию;
| - проявлять интерес к математике; - осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке; - ориентироваться в пространстве. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
- Откройте ваши тетрадки и возьмите ручки. Посмотрите, какое задание придумал для вас сегодня Старательный Карандаш.(Слайд № 2)
Верхнюю строчку вы должны заполнить короткими наклонными линиями, которые идут сверху вниз, от одного угла клеточки, к другому. Обратите внимание на то, что линии располагаются не в каждой клеточке, а через одну.
(Дети выполняют задание).
- Пропустите одну клеточку вниз, и начните писать длинные линии, которые растянулись на две клеточки вниз. Начинаем чертить линии от уголка верхней клеточки, наискосок к углу нижней клеточки.
(Дети выполняют задание).
II. Актуализация знаний
Устный счёт и работа в ученической тетради.
«Посчитаем? Сколько?» (Слайд № 3)
- Герои, какой сказки показались на экране? (Белоснежка и семь гномов).
- Давайте посчитаем, точно ли семь гномиков? (Семь)
- Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько гномов вы видите на экране.
- Кого нет среди них? (Белоснежки).
- Под каждым гномом написано его имя. Кто сможет прочитать? (Читаем имена гномов).
- Гном Соня рано укладывается спать.
(Щёлк).
Сколько гномов осталось? (Шесть).
- Сколько ушло?(Один).
- Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько гномов осталось.
- Гном Умник не тратит время на пустые разговоры. Свои знания он добывает в книгах. Поэтому он ушёл в библиотеку.
(Щёлк).
Сколько гномов осталось? (Пять).
- Сколько ушло?(Два).
- Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько гномов осталось.
- Гном Чихун, как обычно простужен и боится заразить других, поэтому тоже ушёл принимать лекарство.
(Щёлк).
Сколько гномов осталось? (Четыре).
- Сколько ушло?(Три)
- Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько гномов осталось.
- Гном Ворчун вечно всем недоволен: то алмазов мало добыли, то ужин был приготовлен не вкусный. Вот и теперь он из-за чего-то ворчит и ушёл с киркой в пещеру.
(Щёлк).
Сколько гномов осталось? (Три)
- Сколько ушло?(Четыре)
- Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько гномов осталось.
- Тихонько удалился в лес, чтобы помечтать и гном Тихоня.
(Щёлк).
Сколько гномов осталось? (Два).
- Сколько ушли? (Пять).
- Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько гномов осталось.
- Добрый недотёпа гном Простак, решил пойти на рыбалку.
(Щёлк).
Сколько гномов осталось? (Один).
- Сколько ушли? (Шесть).
- Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько гномов осталось.
- Гном Весельчак огляделся вокруг: он остался один и как-то невесело ему стало, и посмеяться не с кем. Он отправился на поиски других гномов?
(Щёлк).
Сколько гномов осталось? (Ни одного)
- Сколько ушли? (Все семь).
(Щёлк).
- А в это время, в пещеру гномов забрела красавица Белоснежка. Но о том, что произошло дальше, лучше прочитать в сказке.
«Который по счёту?»(Слайд №4)
- Что стоит на полочке? (Обувь)
- Перечислите, предметы, которые мы называем обувью? (Тапочки, ботинки, сапоги, босоножки, кроссовки, туфли).
- Посчитайте, сколько всего пар обуви стоит на обувной полке? (Шесть).
- Скажите, а что значит – пара? (Пара – это два предмета).
- Почему мы всегда считаем обувь парами? (Потому что у нас две ноги и мы никогда не покупаем обувь по одной штуке).
- Что ещё мы считаем парами? (Носки, перчатки, варежки и др.)
- Которыми по счёту, стоят босоножки? (Четвёртыми).
- Какая пара обуви стоит первыми?(Тапочки).
- Какая пара обуви стоит последней? (Туфли).
- Какая по счёту пара туфель?(Шестая).
- Что стоит вторым по счёту? (Ботинки).
- Что стоит третьим по счёту? (Сапоги).
- Что стоит четвертым по счёту? (Босоножки)
- Какими по счёту стоят кроссовки? (Пятыми).
- Что стоит между тапочками и сапогами? (Ботинки).
- Что стоит между ботинками и босоножками? (Сапоги)
- Что стоит между сапогами и кроссовками? (Босоножки).
- Что стоит между босоножками и туфлями? (Кроссовки)
(Щёлк)
- Сколько всего машин выехало на дорогу? (Пять).
- Обведите столько клеток, через одну, сколько машинок.
- Машина, какого цвета, выехала первой?(Красная).
- Перечислите по порядку, называя цвет и номер машин. (Вторая – зелёная, третья – жёлтая, четвёртая – синяя, пятая – чёрная).
- Закрасьте клетки такими же цветами как на картинке по порядку.
(Щёлк)
- Сколько всего белочек выскочило на экран? (Шесть)
- У каких по счёту белок есть орешки? (У первой и шестой).
- Мы можем сказать, что у пары белок есть орешки? (Да, можем).
- Какие по счёту белочки расположились на брёвнах? (Третья и четвёртая).
- Мы можем сказать, что пара белок сидит на брёвнах? (Да, можем, ведь их же две).
- У каких по счёту белок нет орешков, и они не сидят на брёвнах? (Вторая и пятая).
- Мы можем сказать, что у пары белок нет орешков, и они не сидят на брёвнах? (Да можем, ведь их же две).
«Вверху. Внизу» (Слайд № 5)
- Посмотрите на экран и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке математики? (Мы учились узнавать, где верх, где низ).
- Какое направление показывают красные стрелочки? (Верх и низ)
- Что у девочки вверху? (Шарик).
- Какое слово можно использовать вместо слова «вверху»? (Слово «над»).
- Опишите картинку, не употребляя слова «вверху». (У девочки над головой шарик).
- Что изображено на следующей картинке в самом низу? (Лужа).
- Какое слово можно употребить вместо слова «внизу»? (Слово «под»).
- Опишите картинку, заменяя слово «внизу», словом «под». (У мальчика под ногами лужа).
- Рассмотрите картинку с котёнком и щенком. Опишите её употребляя слова «над», «под». (На картинке ,я вижу щенка и котёнка. Щенок подстерегает котика под деревом, а котенок сидит над щенком, на дереве и дразнит его).
- Рассмотрите на экране картинку с птичкой, я начну свой рассказ о ней, а вы поможете мне вставлять нужные слова. Прилетел воробышек напиться воды из фонтанчика. Сел он (сверху) чашки фонтана и стал пить. Когда воробей напился, то слетел (вниз) и стал чистить пёрышки. Назовите направление, куда слетел воробей? (Сверху вниз).
- Рассмотрите рисунок с обезьянкой. Назовите направление, куда карабкалась обезьянка? (Снизу вверх).
III. Постановка учебной задачи
«Справа – это где? Слева – это – где?»(Слайд № 6)
- Покажите ваши ручки. Скажите они одинаковые? (Да, только пальчики «смотрят» в разные стороны).
- Кто знает, чем различаются наши руки? (Тем, что одна левая, а другая правая).
(Щёлк).
- Посмотрите на экран, прочитайте с какой стороны находиться правая рука. Поднимите правую ручку. Теперь прочитайте с какой стороны находится левая рука. Поднимите левую руку. Положите ваши ручки на парту перед собой, и запомните, где у вас правая, а где левая рука.
Поиграем
Ручку правую вперед, а потом её назад,
А потом опять вперёд и немного потрясём.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так!
Ручку левую вперед, а потом её назад,
А потом опять вперёд и немного потрясём.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так!
- Не говоря ни слова, покажите, с какой стороны дверь в классе. (Дети показывают).
- Какой рукой вы указывали на дверь? (Правой).
- А если бы вас спросил кто-нибудь, с какой стороны находится дверь в классе, что бы вы ответили? (Дверь находиться с правой стороны)
- Не говоря ни слова, покажите, с какой стороны окна в классе. (Дети показывают).
- Какой рукой вы показывали на окна? (Левой).
- А если бы вас спросил кто-нибудь, с какой стороны находятся окна в классе, что бы вы ответили? (Окна находятся с левой стороны).
- Послушайте стихотворение Валентина Берестова, о том как мальчик научился определять правую и левую сторону:
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
(Щёлк)
- Куда показывает появившаяся стрелочка? (Направо).
(Щёлк)
- Кто находится с правой стороны картинки? (Девочка).
(Щёлк)
- В каком направлении показывает другая стрелочка? (Налево).
(Щёлк)
- Кто находится с правой стороны картинки?(Мальчик).
IV. Работа по теме урока
«Что слева? Что справа?»(Слайд №7)
- Посмотрите на слайд и скажите, на что указывает правая рука? (На стул)
- На что указывает левая рука? (На стол).
(Щёлк-щёлк)
- На что указывает стрелка справа? (На ботинки).
- На что указывает стрелка слева? (На шляпку)
(Щёлк- щёлк)
- На что указывает левая рука?(На грузовик).
- На что указывает правая рука?(На пирамидку).
(Щёлк-щёлк)
- Какое яблоко слева? (Красное).
- Какое яблоко справа?(Зелёное).
- Какой дом выше, тот что слева или тот что справа? (Тот что слева).
- Какой дом ниже? (Тот, что справа).
«Помоги найти дорогу»(Слайд № 8)
(Щёлк).
- Опишите дорогу, по которой должен пройти зайка, чтобы попасть домой. (Сначала нужно пройти прямо, затем повернуть налево, снова немного пройти прямо, затем повернуть направо, ещё немного прямо и снова поворот налево).
(Щёлк).
- Опишите дорогу, по которой должен пройти щенок. (Описание тропинки, с использованием слов указывающих направления «вправо», «влево», «прямо»).
(Щёлк).
- Опишите дорогу, по которой должен пройти котёнок. (Описание тропинки, с использованием слов указывающих направления «вправо», «влево», «прямо»).
Работа в тетради на печатной основе (стр. 4)
- выполнить четыре задания на стр.4.
Работа по учебнику (стр. 6)
- Рассмотрите рисунок (стр. 6). Что находится в левом верхнем углу картинки? (Куст, а наверху куста – птичка).
- Что делают ребята вверху картинки? (Катаются на горке).
- Что делает мальчик справа? (Взбирается вверх по лесенке на горку).
- Что делает мальчик слева? (Скатился с горки вниз).
- Где находится собака?(Наверху горки).
- Что лежит под горкой? (Мяч).
- Что делают дети в центре картинки? (Катаются на качелях).
- Опишите движения, которые совершают качели? (Вверх – вниз).
- Где находится песочница? (В левом нижнем углу).
- Как расположились ребята в песочнице? (Мальчик справа, а девочка – слева).
- Что находится сверху над песочницей? (Крыша, в виде грибка).
- Кто лежит на крыше? (Кот).
- Кого вы видите в правом нижнем углу? (Щенка).
- Рассмотрите рисунки слева на полях учебника. Как стоит девочка на самой верхней картинке?(Девочка стоит спиной к нам).
- Что у девочки в правой руке? (Ведерко).
- Что у девочки в левой руке? (Лопатка).
- А теперь рассмотрите второй рисунок сверху. В какой руке у девочки ведро, а в какой лопатка? (У девочки также ведро в правой руке, а лопатка в левой).
- А по отношению к нам теперь как располагаются эти предметы? (Лопатка справа, а ведерко слева).
(Вызвать двух учеников, попросить одного из них взять в одну руку ручку, а в другую линейку и встать друг за другом. Попросить их поднять левую руку. Определить , как располагаются руки по отношению друг к другу. Повернуть детей лицом друг к другу, попросить поднять левые руки, определить расположение рук по отношению друг к другу).
- Рассмотрите два рисунка с автомобилями. В какую сторону едут машины на верхней картинке? (В левую сторону).
- Куда двигаются машины на нижней картинке? (Вправо).
V. Рефлексия
- Рассмотрите рисунок на стр. 7. Расскажи мальчику, как дойти до школы, а как до кинотеатра? Сосчитайте, сколько цветов растёт слева от тропинки, а сколько справа?
- Рассмотрите рисунок справа на полях учебника на стр. 7. Давайте составим рассказ о том, как катился Колобок от дома до ёлки. Я начинаю: скатился Колобок с крылечка и покатился прямо по дорожке докатился до земляничного куста и повернул …Продолжите рассказ о путешествии Колобка.
VI. Итоги урока
- Продолжите предложения:
1) «Сегодня на уроке мы повторяли…счёт от 1 до 10»
2) «Ещё мы вспомнили … как пересчитывать предметы по порядку»
3) «Мы узнали, какими словами можно заменить слова ... «верх», «низ».
4) «Мы узнали как определять где …левая и правая стороны».