Урок математики в 1 классе на тему «Число и цифра 1»
Конспект урока
1. Тема: «Число и цифра 1».
2. Предмет: математика
3. Класс: 1
4. Автор разработки: Гладышева Ольга Николаевна, учитель начальных классов
5. Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №2 «Образовательный центр»
6. Город/муниципальный район: с. Кинель - Черкассы, Кинель – Черкасский район
7.Краткое описание. Данная методическая разработка предлагает организовать изучение предметного содержания урока «Число и цифра 1»
в соответствии с особенностями развития познавательных функций и психологических особенностей первоклассников.
Все этапы урока логически последовательны, взаимосвязаны и подчинены теме, цели и задачам урока.
8. Тип урока: урок «открытия» нового знания
9. Форма организации: урок
10. Цели урока: познакомить учащихся с цифрой 1; ввести термины: «число» и «цифра».
11. Задачи: формировать понятия числа ОДИН как количественной характеристики единичного объекта или предмета; обозначение числа один математическим знаком – цифрой 1;
формировать понятие ПЕРВЫЙ, отличие количественного и порядкового смысла числа;
формировать умение записи цифры 1;
развивать математическую речь (развёрнутые ответы);
продолжить работу по обучению детей приёмам работы с источниками информации;
способствовать продвижению аналитических и математических способностей;
формировать умение действовать ответственно, проявлять умение сотрудничества.
12. Ожидаемый результат:
- знание числа 1;
- умение различать и применять термины «число и цифра» и использование их в речи;
- умение писать цифру 1;
- умение анализировать и обобщать.
№ п/п |
Содержание этапов урока |
Формируемые универсальные учебные действия |
1. |
Определение целей урока на основе исследования материала в «Математике» (с. 26-27). - Ребята, давайте поставим цели нашего урока. Для этого нам нужно представить результат нашего труда. Откройте страницы № 26-27 в учебнике. Рассмотрите, что вы увидели нового? Обмениваемся мнениями, чтобы определить цели урока. |
Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи. |
2. |
Подготовка к восприятию нового материала. Работа с индивидуальным счётным материалом (кружками, квадратами, треугольниками). - Возьмите по 1 кругу, квадрату и треугольнику. Положите эти фигуры перед собой. - Можно ли сказать, что перед вами лежат несколько геометрических фигур? - Уберите круг и квадрат. Сколько геометрических фигур осталось? |
Познавательные универсальные учебные действия: способность к осознанию и усвоению содержания. Проводить сравнения предметов. |
3. |
Первичное восприятие нового материала. Откройте стр. 26 в «Математике», задание № 1. - Рассмотрите рисунок и расскажите, кого кормят Маша и Миша на своём дворе? (Маша и Миша кормят кур и цыплят.) - На дворе несколько кур и несколько цыплят, которых кормят Маша и Миша. О каких ещё животных можно сказать, что на рисунке их несколько? (На дворе несколько овец и несколько гусей.) - Назовите тех животных, о которых нельзя сказать, что их нарисовано несколько? (На рисунке одна кошка, одна корова, одна собака, один петух.) - Выберите тот предмет, о котором тоже можно сказать, что на рисунке он только один. Задание № 2. - Посмотрите, каким знаком обозначают число один. Этот знак называют цифрой 1. Цифра – это математический знак, с помощью которого можно записать число. Среди знаков найдите цифру 1 и поставьте на неё фишку. |
Познавательные универсальные учебные действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Логические универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков. |
4. |
Упражнения на закрепление. - Поработаем в парах. Рассмотрите нижний рисунок на стр. 26. - Покажите соседу по парте предметы или их части, похожие на цифру 1. Работа в тетради на с. 20. Задание № 1. - Допиши цифру 1. Задание № 2. - Напиши цифру 1. Взаимопроверка тетрадей. |
Логические универсальные учебные действия: выбор основания для сравнения, классификация объектов. Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей. |
5. |
Работа над осознанием учащимися отличия количественного смысла числа «один» от порядкового числительного «первый». - Миша, помнишь, нам мама рассказывала сказку про Козлёнка, который умел считать до десяти? – спросила Маша. - Это когда Козлёнок увидел своё отражение в воде и сказал: «Раз», стал вспоминать Миша. - Что хотел сделать Козлёнок, сказав раз? Кого первого он сосчитал? Правильно ли он сделал? Какое число называется первым при счёте от одного до десяти? |
Регулятивные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные универсальные учебные действия: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
6. |
Самостоятельная работа. Самостоятельно поработайте над последним упражнением на стр. 27 в учебнике. - Поставьте красную фишку на первую слева доску в заборе, а синюю фишку – на первую доску справа. Если что-то непонятно, задайте вопрос учителю или соседу по парте. Анализ, оценка действий. |
Регулятивные универсальные учебные действия: готовность к преодолению трудностей; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Коммуникативные универсальные учебные действия: формирование умения задавать вопросы. |
7. |
Подведение итогов по результатам выполнения поставленных целей. -Какие вопросы по теме урока вы можете задать друг другу? |
Регулятивные УУД: констатация достижения поставленной цели. Коммуникативные универсальные учебные действия: постановка вопросов – инициативное сотрудничество |
8. |
Рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме: «Число и цифра 1» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на следующем уроке мы продолжим изучение данной темы. |
Личностные универсальные учебные действия: оценивание усваиваемого содержания. |
Список используемой литературы
1. А.Л. Чекин. Математика: Методическое пособие для учителя, 1 класс – М.: Академкнига/Учебник, 2015
2. А.Л. Чекин. Математика: Учебник, 1 класс - М.: Академкнига/Учебник, 2015
3. Сост. Р.Г. Чуракова. Программы по учебным предметам, 1-4 кл. 1 часть. М.: Академкнига/Учебник, 2015
Интернет-ресурсы
1. http://pedsovet.org
2. http://festival.1september.ru