12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Уличкина Ирина Станиславовна306
Россия, Московская обл., Дубна
5

Методическая разработка урока по теме "Синтетический и аналитический учет"

Пояснительная записка

Автор разработки: Уличкина Ирина Станиславовна, преподаватель экономических дисциплин колледжа государственного университета «Дубна»

Дисциплина: Основы бухгалтерского учета

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока (занятия): Синтетический и аналитический учет

Цель урока: изучить порядок отражения хозяйственных операций на счетах синтетического и аналитического учета

Задачи:

    1) обучающие:

- ознакомиться с понятиями анализа и синтеза;

- изучить понятие синтетического и аналитического счета, субсчета;

- выявить взаимосвязь синтетического и аналитического учета;

- приобретение студентами практических навыков по отражению операций на счетах синтетического и аналитического учета.

    2) воспитательные:

- воспитание интереса к учебной дисциплине и будущей профессии;

- воспитывать ответственность за результаты своего труда, пони­мание значимости своей будущей профессиональной деятельности;

- воспитывать аккуратность и дисциплину труда.

    3) развивающие:

- развитие умения анализировать ситуацию, выявлять связи между явлениями и показателями, делать выводы;

- развитие умения логически мыслить;

- развитие межпредметных связей.

Осваиваемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Обеспечение урока:

    1. Интерактивная доска;

    2. Компьютер с лицензионным программным обеспечением;

    3. Микрокалькуляторы — по количеству студентов;

    4. Презентация «Отражение хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах» (слайды презентации переключаются автоматически с учетом времени, необходимого на изучение информации каждого слайда)
    Синтетический и аналитический учет пример
    PPT / 909 Кб

    5. Раздаточный материал:

    - План счетов бухгалтерского учета — по количеству студентов;

    - Схемы «Вертикальная структура информации бухгалтерского учета» и «Пример сложного счета» — по количеству студентов;

    - Тексты задач — по количеству студентов;

    - Текст тестового задания — по количеству студентов.


Хронометраж урока:

№ п/п

Содержание работ

Время, минуты

1.

Организация начала урока (объявление темы урока, постановка целей, задач, заполнение журнала)

2

2.

Объяснение нового материала в соответствии с планом:

    понятие анализа и синтеза

    понятие синтетического и аналитического счета, субсчета

    общая характеристика синтетического и аналитического учета

    вертикальная и горизонтальная структура информации бухгалтерского учета

    взаимосвязь синтетического и аналитического учета

15

3.

Практический пример отражения хозяйственных операций на счетах синтетического и аналитического учета (приложение 1, задача № 1)

Просмотр презентации «Отражение хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах» (с комментариями преподавателя)

10

4.

Закрепление порядка отражения операций на синтетических и аналитических счетах (приложение 1, задача № 2)

5

5.

Проверка усвоения нового материала – тестирование (приложение 2)

10

6.

Выдача домашнего задания – приложение 1, задача № 3

3

7.

Завершение урока (подведение итогов, выставление оценок)


Конспект урока

по теме «Синтетический и аналитический учет»

Анализ и синтез методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий. Это две универсальные, противоположно направленные операции мышления.

Анализ (др.-греч. ἀνάλυσις — разложение, расчленение) — операция мысленного или реального разделения целого на составные части.

Синтез — (от др.-греч. σύνθεσις — соединение, складывание, связывание) процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое.

Таким образом, синтетический (основанный на синтезе) - соединяющий в единое целое отдельные элементы, части; обобщающий. А аналитический (относящийся к анализу, основанный на применении анализа).

Синтетические счета – это счета, на которых производится обобщенный учет однородных хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов. Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим.

Таким образом, синтетический учет – это учет в обобщающих показателях. Он ведется в денежном выражении. Его применяют в том случае, когда нужна обобщенная информация об объектах бухгалтерского учета. Однако для анализа хозяйственной деятельности в целях принятия необходимых управленческих решений нужна более детальная информация об объектах бухгалтерского учета. Для этого используются аналитические счета.

Аналитические счета – это счета, на которых отражаются детализированные данные об объектах учета и их изменении. Учет, осуществляемый на этих счетах, носит название аналитического учета. Он ведется в количественно-суммовом выражении (используются натуральные и денежные измерители).

Промежуточное место между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета. Субсчет - способ группировки данных аналитических счетов.

Структура информации бухгалтерского учета подразделяется на два разреза:

а) горизонтальный – горизонтальные связи осуществляются через корреспонденцию счетов, вызванную двойной записью.

б) вертикальный – вертикальные связи выражаются в соподчинении информационных уровней синтетического и аналитического учета.

Схема № 1

Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета.

Счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми.

Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными.

Схема № 2



Взаимосвязь синтетического и аналитического учета

1) Аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов.

2) Строение счетов одинаково (дебет, кредит, оборот, сальдо).

3) Одновременность – записи на счетах аналитического учета производятся в том же отчетном периоде (того же числа), что и на синтетическом счете.

4) Параллельность – записи на счетах аналитического учета производятся в той же стороне, что и на синтетическом счете (дебет, кредит).

5) На синтетическом счете операция записывается общей суммой, а на аналитических счетах частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму. Таким образом, сумма оборотов и остатков всех аналитических счетов равна обороту и остатку соответствующего синтетического счета.


Приложение 1

Задача № 1

На складе кондитерской фабрики на 1 ноября находились следующие материалы: сахар – 200 кг.; мука – 400 кг.

В течение месяца получено от поставщика муки 700 кг.; сахара 500 кг.

Списано в кондитерский цех муки 800 кг.; сахара 600 кг.

Оприходовано муки 300 кг.

Цена 1 кг.: муки – 20 руб.; сахара – 25 руб.

Откройте синтетический счет 10 «Материалы» и аналитические счета к нему. Отразите хозяйственные операции на счетах синтетического и аналитического учета. Подсчитайте обороты за месяц, определите остаток на конец месяца. Проследите взаимосвязь синтетического и аналитического учета.

Задача № 2

На 1 октября задолженность перед работниками по оплате труда составляла:

А) Воробьеву А.П. – 42000 руб.

Б) Сорокину С.Н. – 25000 руб.

В) Орлову В.К. – 50000 руб.

5 октября была выдана заработная плата Сорокину С.Н. из кассы. Воробьеву и Орлову заработная плата перечислена на их счета в Сбербанке.

В конце месяца начислена заработная плата работникам:

А) Воробьеву А.П. – 40000 руб.

Б) Сорокину С.Н. – 22000 руб.

В) Орлову В.К. – 44000 руб.

Воробьеву начислена премия 5000 руб.

Удержан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) из заработной платы работников:

А) Воробьев А.П. – 5850 руб.

Б) Сорокин С.Н. – 2860 руб.

В) Орлов В.К. – 5720 руб.

Оформите синтетический счет «Расчеты с персоналом по оплате труда» и аналитические счета к нему.

Задача № 3

На начало месяца сальдо по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» составило 300 руб. (задолженность перед сотрудницей Павловой А.Н.)

В течение месяца совершены следующие хозяйственные операции:

1) выдано из кассы под отчет Смирнову С.С. 1000 руб.;

2) погашена задолженность перед бухгалтером Павловой А.Н. по подотчетной сумме (выдано в возмещение перерасхода) – 300 руб.;

3) Смирнов С.С. предъявил счет о покупке материалов на сумму 800 руб.;

4) Смирнов С.С. вернул остаток неиспользованной подотчетной суммы в кассу предприятия - 200 руб.

Оформите синтетический счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и аналитические счета к нему.

Приложение 2


Тест по теме «Синтетический и аналитический учет»

    Операция мысленного или реального расчленения целого на составные части называется:

а) синтез

б) анализ

в) дедукция

г) индукция

    Счета, на которых отражаются обобщенные данные об объектах учета и их изменении, называются:

а) синтетическими

б) аналитическими

в) счетами второго порядка

    Синтетический учет ведется:

а) в денежном измерителе

б) в натуральном измерителе

в) в денежном и натуральном измерителе

    Сложными называют счета:

а) не требующие ведения аналитического учета

б) которые могут корреспондировать с несколькими счетами одновременно

в) требующие ведения аналитического учета

    На счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами»:

а) не ведется аналитический учет

б) ведется аналитический учет

    Счета второго порядка называются:

а) синтетическими счетами

б) аналитическими счетами

в) субсчетами

    Аналитический учет ведется только в натуральных измерителях:

а) да

б) нет

    Аналитический учет ведется только на складе:

а) да

б) нет

 

Список использованных источников

1.     Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению [Электронный ресурс] :  Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, действ. ред. - Режим доступа : СПС «Гарант»

2.     Полковский, А.Л. Теория бухгалтерского учета / А.Л. Полковский. - М.:Дашков и К, 2018. - 272 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/513302

3.     Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под. ред. И.Т. Касавина. М.: Издательство «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. – 1248 с. - Режим доступа:http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/epistemology/index.htm



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 17.09.19 в 18:21 1 Ответить Пожаловаться
Отличная разработка! Спасибо, Ирина Станиславовна! Единственное, что хотелось бы увидеть - это ссылку на источник информации.
Уличкина Ирина Станиславовна, 17.09.19 в 20:19 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна! добавила список использованных источников
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.