Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме «Вводные слова, словосочетания и предложения»
ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Уверенность конечно, несомненно, бесспорно, безусловно, действительно 2. Предположение, неуверенность очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть 3. Различные чувства к счастью, к сожалению, к несчастью 4. Источник мысли, слов По-моему, по-твоему, по словам …, говорят, по мнению …, по сообщению … . 5. Порядок изложения мыслей Во-первых, во-вторых, наконец, итак, в заключение 6. Связь данной мысли с предыдущей Следовательно, значит, таким образом, кстати, например, между прочим 7. Вежливость, привлечение внимания собеседника Извините, простите, пожалуйста, позвольте, видишь (ли), знаешь, понимаешь 8. Оценка меры того, о чем сообщается самое большее, самое меньшее, по крайней мере Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых различают следующие основные группы:
Спишите, расставьте знаки препинания Безусловно в нашем сознании постоянно должна присутствовать мысль о том что через язык выражается вся сущность человека мысли чувства воля дела. Встречают как говорится по одёжке а провожают по уму выраженному через слово. К слову сказать во всех дореволюционных гимназических учебниках словесности утверждалось что человек создание словесное. Следовательно главное отличие человека от других одушевлённых созданий по словам главного учителя Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанского «сила ума и дар слова».
Безусловно, в нашем сознании постоянно должна присутствовать мысль о том, что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают, как говорится, по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. К слову сказать, во всех дореволюционных гимназических учебниках словесности утверждалось, что человек - создание словесное. Следовательно, главное отличие человека от других одушевлённых созданий, по словам главного учителя Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанского, - «сила ума и дар слова». Безусловно, в нашем сознании постоянно должна присутствовать мысль о том, что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают, как говорится, по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. К слову сказать, во всех дореволюционных гимназических учебниках словесности утверждалось, что человек - создание словесное. Следовательно, главное отличие человека от других одушевлённых созданий, по словам главного учителя Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанского, - «сила ума и дар слова».
Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.): Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.): Пример: К сожалению, у него не было акварельных красок (Солоухин). Эту же функцию могут выполнять и вводные предложения. Например: Меня, смею сказать, полюбили в доме (Тургенев) – по структуре определённо-личное односоставное предложение; В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам (М. Горький) – по структуре двусоставное предложение; Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли (Горбатов) – по структуре условное придаточное односоставное предложение. На письме вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми.
В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных (следовательно, не членов предложения), то в роли членов предложения. Для того чтобы не ошибиться, следует помнить, что: а) к члену предложения можно поставить вопрос; б) вводное слово не является членом предложения. в) вводное слов обычно (но не всегда) можно изъять из состава предложения.
Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций. Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции: Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций. Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции: Мой рассказ, наверное, расстроил её. Мой рассказ расстроил её. Омонимичные слова нельзя опустить, они являются членами предложения: Было очевидно, что она нервничала. Озеро казалось бездонным.
Сравните приведённые попарно предложения: Сравните приведённые попарно предложения: Это правда (Достоевский). – Правда, иногда... не слишком весело скитаться по проселочным дорогам (Тургенев). В течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься, влюбиться (Чехов). – Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу! (Достоевский). Слушай, мы верно пошли? Ты место помнишь? (Кассиль). – Кричит Осел: мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем (Крылов). В целом ряде случаев критерием разграничения вводных слов и членов предложения является возможность добавления слова говоря. Он, кстати, так и не пришёл («кстати говоря»); Тебе, собственно, можно было бы и не приходить («собственно говоря»); Короче, книга полезная («короче говоря»); Возвращаться к сказанному, по правде, не хочется («по правде говоря»).
Вот так наверно // И война, и всё пройдет. Вот так наверно // И война, и всё пройдет. Дозволить цыганам таскаться по усадьбе – значит наверное быть обокраденным.
НАВЕРНО / НАВЕРНОЕ, вводное слово НАВЕРНО / НАВЕРНОЕ, вводное слово То же, что «по всей вероятности, вероятно, по-видимому». ! Не смешивать с употреблением в роли члена предложения (в знач. «точно, несомненно», «обязательно»; устар.). Вот так наверно (=вероятно) // И война, и всё пройдет. Дозволить цыганам таскаться по усадьбе – значит наверное (=точно) быть обокраденным.
2. Наконец добрались до станции. 2. Наконец добрались до станции. Можно наконец обратиться за советом к отцу.
Слово наконец является вводным: Слово наконец является вводным: если указывает на связь мыслей, порядок их изложения (в значении «и ещё»), завершает собой перечисление: Опекушин был выходцем из простого народа, сперва – самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик(Телешов). если даёт оценку факта с точки зрения лица говорящего или употребляется для выражения нетерпения, для усиления, подчёркивания чего-либо: Да уходите же, наконец! (Чехов). Обратите внимание! Слово наконец не является вводным и выполняет функцию обстоятельства в значении «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего». Давал три бала ежегодно и промотался наконец (Пушкин). В этом значении к слову наконец обычно может быть добавлена частица -то (при вводном слове такое добавление невозможно). Ср.: Наконец добрались до станции (Наконец-то добрались до станции). – Можно, наконец, обратиться за советом к отцу(добавление частицы -то невозможно).
3. Действительно с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск. 3. Действительно с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск. Я действительно таков, как вы говорите.
Слово действительно является вводным в значении «да, так, верно, точно» (обычно оно занимает позицию в начале предложения): Слово действительно является вводным в значении «да, так, верно, точно» (обычно оно занимает позицию в начале предложения): Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск (Л. Толстой). Как наречие действительно имеет значение «в самом деле, подлинно, в действительности» (обычно оно стоит между подлежащим и сказуемым): Я действительно таков, как вы говорите (Достоевский).
Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, обязательно, вдруг. Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова: будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, обязательно, вдруг.
Вводными могут быть не только слова и словосочетания, но и предложения. Вводные предложения выражают те же значения, что и вводные слова, могут вводиться союзами если, как, сколько и др.: Элегантность, я думаю, никогда не выйдет из моды (= по‑моему). Эта книга, если я не ошибаюсь, вышла в прошлом году (= по‑моему). Прихожу я и — можете себе представить? — никого не застаю дома (= представьте). В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение. Наконец (нелегко мне это далось!) она разрешила мне приехать. В ВВОДНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ МЫ НИЧЕГО НЕ ВЫДЕЛЯЕМ И НЕ ПОДЧЕРКИВАЕМ!!!
Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами): Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами): Этот мальчик, как мне кажется, очень талантлив. Синее платье, я считаю, гораздо красивее жёлтого. Боязнь пустыни (хотя я пустыню и не видел) приобрела у меня навязчивый характер. Мы посетили все кинотеатры – их было несколько в городе – и начали скучать.
ВНИМАНИЕ!!! ОГЭ!!! 1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. — Только,(1) народ,(2) чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков. Все двинулись к дверям,(3) в классе оставался только Петруха Васильев,(4) который спокойно,(5) ни на кого не обращая внимания,(6) что-то писáл в тетради. — Василёк,(7) ты чего присох?! — крикнул Носков. — Времени,(8) понимаешь,(9) в обрез: весь класс когти рвёт... 2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. – А что ж,(1) Поликарповна,(2) неужто всё только на деньги считать? Я вот тебе поправлю,(3) а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом,(4) вот мы,(5) как говорится,(6) и квиты,(7) – сказал он и засмеялся.
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Когда мы шли к магазину,(1)мне было страшно: а вдруг книга уже продана? Нет,(2)книга лежала на месте. Мы сели в вагон дачного поезда,(3) и все,(4) разумеется,(5) сразу заметили, какую книгу я везу. 5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. А стоит только одному сказать,(1) что он знаком с чудесным светлячком,(2) который блестит,(3) как бриллиант,(4) то другой,(5) конечно,(6) решит во что бы то ни стало стать его другом,(7) за ним третий,(8) четвёртый и так далее,(9) а зачем – никто не знает,(10) просто так повелось.
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать,(1) истеричная,(2) крикливая женщина,(3) которая то и дело приходила в школу,(4) чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество,(5) конечно,(6) только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. 7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Елена Францевна,(1) забыв обо мне,(2) перенесла свой гнев на Павлика,(3) а он слушал её,(4) по обыкновению,(5) молча,(6) не оправдываясь и не огрызаясь.
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Валерка,(1) прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба,(2) решил ждать,(3) сколько понадобится. И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет,(4) видимо,(5) в прихожей... 9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Ему было не очень страшно,(1) а иногда даже,(2) наоборот,(3) весело,(4) когда падали фашисты. А когда падали наши,(5) ему казалось,(6) что они потом встанут.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. — Здравствуйте,(1) Виктория! Вы,(2) наверное,(3) не помните меня? Я Назаров. Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его. — Ну помните,(4) как Вы катались на санках,(5) а я... Вы ещё пригласили меня в Москву. 11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. — Няня, (1) где Жучка? — спрашивает Тёма. — Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод,(2) — отвечает няня. — Весь день,(3) говорят,(4) визжала,(5) сердечная...
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Когда началась большая перемена,(1) когда всех нас по случаю холодной,(2) но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать,(3) только тогда я вспомнил про конверт и понял,(4) что она,(5) видно,(6) не стерпела и принесла его сама. 13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. После уроков шестеро учеников,(1) работы которых исчезли,(2) переписали диктант. Сеня Голубкин получил тройку,(3) поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки,(4) и перешёл в седьмой класс. Он не проникся благодарностью к Ване Белову,(5) напротив,(6) именно с тех пор и невзлюбил его.
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Всё в Калинове было бедным,(1) разрушенным,(2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были,(3) пожалуй,(4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом. 15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Миха подробно рассказал,(1) как утром,(2) по дороге в школу,(3) вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки,(4) которая собиралась его загрызть. Но отнести его домой,(5) однако,(6) он не мог,(7) потому что тётя,(8) у которой он жил с прошлого понедельника,(9) ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Краб был страшно большой и плоский,(1) и,(2) присмотревшись,(3)на нём можно было разглядеть бугры и колючки,(4) какие-то швы,(5) зубчатые гребешки. Если его засушить,(6) получится,(7) наверное,(8) прекрасный сувенир! 17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Нет,(1) я,(2) кажется,(3) не усну. Осторожно,(4) чтоб не разбудить ребят,(5) выхожу во двор,(6) аккуратно притворив дверь.
18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Подбежав к ней,(1) протянул мимозу. — Это тебе. — Мне? Ой,(2) как красиво! Большое спасибо,(3) Витя! Она,(4) казалось,(5) готова была благодарить его ещё час,(6) но он повернулся и убежал. 19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. — Верка,(1) я своими глазами видела: город Норильск,(2) улица,(3) дом,(4) и вот такими буквами — Е. Ракитиной!.. Я специально подошла поближе,(5) чтобы адрес прочитать! Она уехала,(6) а он, (7) представь, (8) страдает!