Презентация «КИМ для подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии. 13 вариант (с ответами и бланками для распечатки заданий)»
Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс, УМК любой, вариант 13 Подготовила: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии, МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с. Карагай, Пермский край
Инструкция к выполнению заданий На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Для выполнения задания 3 используйте линейку и карандаш. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха!
Задание 1 Рассмотрите изображение ириса и выполните задания. 1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке, корень, корневище, цветок и лист ириса. 1.2. В каком органе ириса происходит запасание питательных веществ? Ответ: ______________________________ 1.3. В приведённом ниже списке названы органы ириса. Все они, за исключением одного, обеспечивают питание и рост растения. Выпишите название органа, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Стебель, лист, цветок, корень. Ответ: _________________________________
Задание 2 Ирис поглощает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса. Дыхание, размножение, рост, питание, плодоношение. Ответ: ____________________
Задание 3 3. Рассмотрите изображение и опишите лист вишни по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш. А. Тип листа 1) черешковый 2) сидячий Б. Жилкование листа
Задание 3 Определите форму листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части.
Задание 4 Липа с давних времён используется человеком для различных нужд. Из неё получают мёд (А), изготавливают мебель (Б). Запишите названия органов растения, которые используют в каждом случае. А _______________________ Б _______________________
Задание 5 Ученик рассматривал под микроскопом верхний слой кожи человека и сделал соответствующий рисунок. Что на рисунке он обозначил буквой А?
Задание 6 Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте. РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ В течение жизни насекомые претерпевают превращения. Это даёт им возможность быть более приспособленным к условиям существования. Четыре стадии в своём развитии проходят насекомые с ______(А). У насекомых с _________(Б) отсутствует стадия _________(В). Список слов: 1) личинка 2) куколка 3) яйцо 4) неполное превращение 5) полное превращение 6) взрослое насекомое Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Ответ:
Задание 7 7.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы. Какой организм содержит наибольшее количество углеводов? Ответ: ______________________________________________ В каком организме больше всего белков? Ответ: ______________________________________________ В каких организмах жира содержится от 0,2 до 1 г на 100 г веса? Ответ: ______________________________________________ Содержание органических веществ в некоторых организмах
Задание 7.2 7.2. Ниже приведены фотографии организмов, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего организма. А _________________ Б ________________________ В __________________ Г _________________________
Задание 7.3 7.3. Эти организмы служат основой для приготовления различных блюд и производства продуктов. Под каждой из приведённых ниже фотографий продуктов подпишите название соответствующего организма, который используют в каждом случае. А ____________ Б _____________ В _____________
Задание 8 Прочитайте текст и выполните задания. (1)Ёж обыкновенный – животное небольших размеров, но самое крупное из отряда насекомоядных. (2)Ёж широко распространён в Европейской части России и в Западной Сибири. (3)Осенью, когда почва промерзает и уменьшается количество кормов, ежи, зарывшись в опавшие листья и свернувшись в клубок, впадают в спячку вплоть до марта. (4)Во время спячки у ежей больше чем на треть уменьшается вес, потому что в течение всей спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, накопленному в теле осенью. (5)Ежи – ночные животные, поэтому у них плохо развито зрение, зато они обладают острым обонянием и чутким слухом. (6)Ёж обыкновенный уничтожает большое число насекомых-вредителей и мышевидных грызунов, поэтому, бесспорно, полезен в лесном и сельском хозяйстве. 8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, как ёж приспосабливается к условиям обитания? Запишите номера выбранных предложений. Ответ: _________________________________________________________
Задание 8.2 8.2. Сделайте описание крота обыкновенного по следующему плану. А) В сравнении с ежом обыкновенным крот крупнее/мельче. Ответ: __________________________________________ Б) Какой покров тела у крота? Ответ: __________________________________________ В) Чем крот питается? Ответ: __________________________________________
Система оценивания проверочной работы Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6, 7.2, 7.3, 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Ответы Номер задания Правильный ответ 1.2 корневище 2 питание 3 145 4 А - цветок; Б – стебель/ствол, крупные ветви 5 Клеточная мембрана 6 542 7.2 А) картофель; Б) горбуша; В) томат (помидор); Г) белый гриб 7.3 А) томат (помидор) ; Б ; горбуша В) картофель 8.1 345 (в любой последовательности)
Ответ к заданию 1.1
Ответ к заданию 1.3
Ответ к заданию 7.1
Ответ к заданию 8.2
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна