
Всероссийская проверочная работа
по биологии
5 класс, УМК любой, вариант 13
Подготовила:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии,
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с. Карагай, Пермский край

Инструкция к выполнению заданий
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Для выполнения задания 3 используйте линейку и карандаш.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!

Задание 1
Рассмотрите изображение ириса и выполните задания.
1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке, корень, корневище, цветок и лист ириса.
1.2. В каком органе ириса происходит запасание питательных веществ?
Ответ: ______________________________
1.3. В приведённом ниже списке названы органы ириса. Все они, за исключением одного, обеспечивают питание и рост растения. Выпишите название органа, который «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию.
Стебель, лист, цветок, корень.
Ответ: _________________________________

Задание 2
Ирис поглощает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, рост, питание, плодоношение.
Ответ: ____________________

Задание 3
3. Рассмотрите изображение и опишите лист вишни по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа

Задание 3
Определите форму листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части.

Задание 4
Липа с давних времён используется человеком для различных нужд. Из неё получают мёд (А), изготавливают мебель (Б). Запишите названия органов растения, которые используют в каждом случае.
А _______________________ Б _______________________

Задание 5
Ученик рассматривал под микроскопом верхний слой кожи человека и сделал соответствующий рисунок. Что на рисунке он обозначил буквой А?

Задание 6
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
В течение жизни насекомые претерпевают превращения. Это даёт им возможность быть более приспособленным к условиям существования. Четыре стадии в своём развитии проходят насекомые с ______(А). У насекомых с _________(Б) отсутствует стадия _________(В).
Список слов:
1) личинка 2) куколка 3) яйцо 4) неполное превращение
5) полное превращение 6) взрослое насекомое
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Ответ:

Задание 7
7.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.
Какой организм содержит наибольшее количество углеводов?
Ответ: ______________________________________________
В каком организме больше всего белков?
Ответ: ______________________________________________
В каких организмах жира содержится от 0,2 до 1 г на 100 г веса?
Ответ: ______________________________________________
Содержание органических веществ в некоторых организмах

Задание 7.2
7.2. Ниже приведены фотографии организмов, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего организма.
А _________________ Б ________________________
В __________________ Г _________________________

Задание 7.3
7.3. Эти организмы служат основой для приготовления различных блюд и производства продуктов. Под каждой из приведённых ниже фотографий продуктов подпишите название соответствующего организма, который используют в каждом случае.
А ____________ Б _____________ В _____________

Задание 8
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ёж обыкновенный – животное небольших размеров, но самое крупное из отряда насекомоядных.
(2)Ёж широко распространён в Европейской части России и в Западной Сибири.
(3)Осенью, когда почва промерзает и уменьшается количество кормов, ежи, зарывшись в опавшие листья и свернувшись в клубок, впадают в спячку вплоть до марта.
(4)Во время спячки у ежей больше чем на треть уменьшается вес, потому что в течение всей спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, накопленному в теле осенью.
(5)Ежи – ночные животные, поэтому у них плохо развито зрение, зато они обладают острым обонянием и чутким слухом.
(6)Ёж обыкновенный уничтожает большое число насекомых-вредителей и мышевидных грызунов, поэтому, бесспорно, полезен в лесном и сельском хозяйстве.
8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, как ёж приспосабливается к условиям обитания? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ: _________________________________________________________

Задание 8.2
8.2. Сделайте описание крота обыкновенного по следующему плану. А) В сравнении с ежом обыкновенным крот крупнее/мельче.
Ответ: __________________________________________
Б) Какой покров тела у крота?
Ответ: __________________________________________
В) Чем крот питается?
Ответ: __________________________________________

Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6, 7.2, 7.3, 8.1 оценивается 2 баллами.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Ответы
Номер задания
Правильный ответ
1.2
корневище
2
питание
3
145
4
А - цветок;
Б – стебель/ствол, крупные ветви
5
Клеточная мембрана
6
542
7.2
А) картофель; Б) горбуша;
В) томат (помидор); Г) белый гриб
7.3
А) томат (помидор) ; Б ; горбуша
В) картофель
8.1
345
(в любой последовательности)

Ответ к заданию 1.1

Ответ к заданию 1.3

Ответ к заданию 7.1

Ответ к заданию 8.2
Горбачёва Марина Юрьевна
Реликт