Лэпбук «Зима» Учитель-логопед Исаева Э.Г. Педагог-психолог Вечер И.С. МКДОУ «Д/с им. В.Т. Иващенко» с. Варны 2018 г.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». К.Д. Ушинский В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга«. Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Лэпбук представляет собой «раскладушку» из четырёх частей с кармашками. Включает в себя: - Дидактические игры - «Зимние находилки» - «Зимние лабиринты» - Загадки о зиме - Скороговорки о зиме - Разрезные картинки - Раскраски - «Найди отличия» - Составь рассказ о зиме по картинке - Составь рассказ о зиме по мнемотаблице Дидактический материал «лэпбука» многофункционален в своём применении, а как его использовать - зависит от фантазии педагога и детей
Почему же именно лэпбук мы решили использовать в своей работе с детьми? Лэпбук - это средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС. ФГОС нацеливает педагогов искать новые средства обучения. Сегодня важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Цель: расширение запаса знаний и представлений об окружающем, закрепление полученных знаний и умений, повышение уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима» через создание и использование лэпбука.
Задачи: Расширять и обогащать представления, знания детей по лексической теме «Зима». Развивать лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на материале лексической темы «Зима». Развивать психические процессы: восприятие, внимание, мышление, память. Развивать познавательный интерес, творчество, инициативу, коммуникативные навыки ребенка. Воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное.
Методологическую основу разработки составляют исследования Р.Е.Левиной, Е.Ф. Соботович, Н.С. Жуковой, О.С. Грибовой, Л.Ф. Спировой, Т.П.Бессоновой, К.В. Комаровым, С.Н. Цейтлиным, Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко и др.Программно-методической обеспечение данной разработки включает содержание примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, коррекционной программы «Программа логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы: Т. Б. Филичева,Г. В. Чиркина).
Построение системы работы с использованием создания лэпбука для расширения запаса знаний и представлений об окружающем, развития лексико- грамматического строя и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста опиралось на следующие принципы: 1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»). 2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников. 3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным, индивидуальным особенностям и речевому развитию. 4. Онтогенетический принцип (учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников). 5. Принцип совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи и связной речи детей.
Цель: закрепление лексического материала по теме «Зима» в игровой форме, развитие коммуникативных навыков. Извлекаемая из кармашков лэпбука картотека дидактических игр предоставляет педагогу возможность их использования и в непосредственно-образовательной деятельности и во время режимных моментов. Цель: закрепление лексического материала по теме «Зима» в игровой форме, развитие коммуникативных навыков. Извлекаемая из кармашков лэпбука картотека дидактических игр предоставляет педагогу возможность их использования и в непосредственно-образовательной деятельности и во время режимных моментов.
Детские настольные игры бродилки – находилки приносят огромную пользу для развития детей: развиваются внимание, память, ребенок учится общению со сверстниками и взрослыми. Детские настольные игры бродилки – находилки приносят огромную пользу для развития детей: развиваются внимание, память, ребенок учится общению со сверстниками и взрослыми.
Лабиринт – это игра, которая способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать, развивает зрительное внимание. Лабиринт – это игра, которая способствует развитию логического и пространственного мышления, учит ребенка анализировать, развивает зрительное внимание.
Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакции, способствует развитию речи и поэтического слуха; расширяет знания об окружающем мире. К тому же дети любят загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакции, способствует развитию речи и поэтического слуха; расширяет знания об окружающем мире. К тому же дети любят загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.
Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно: Благодаря использованию скороговорок успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно: *формирование общеречевых умений и навыков путем совершенствования артикуляционной моторики *совершенствование фонетической стороны речи формирования просодической стороны речи; *обогащение и актуализация словаря; *развитие памяти, слухового внимания; *развитие фонематических процессов; *профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте; *приобщение ребенка к истокам русской народной культуры.
Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний, раскраски позволят детям развить и укрепить навыки рисования. Раскрашивая раскраску, дети не только весело проведут время, но и научатся рисовать., Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний, раскраски позволят детям развить и укрепить навыки рисования. Раскрашивая раскраску, дети не только весело проведут время, но и научатся рисовать.,
Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. Развивать речь детей. Активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений. Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. Развивать речь детей. Активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.
Рассказы по серии картинок «Зимние забавы и игры детей» Цель: развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картин Задачи: учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин; активизировать употребление в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени единственного и множественного числа. Составление рассказа по сюжетным картинкам Задачи: учить придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине; составлять рассказ из личного опыта; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов. Рассказы по серии картинок «Зимние забавы и игры детей» Цель: развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картин Задачи: учить составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картин; активизировать употребление в речи глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени единственного и множественного числа. Составление рассказа по сюжетным картинкам Задачи: учить придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине; составлять рассказ из личного опыта; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
С помощью мнемотехники можно составлять рассказы-описания, творческие рассказы. С помощью мнемотехники можно составлять рассказы-описания, творческие рассказы. Цели метода: научить составлять рассказы. Задачи метода: Упражнять в составлении рассказов, используя мнемотаблицы; Активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить текст; Закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности; Расширить круг знаний об окружающем мире; Активизировать словарный запас; Совершенствовать грамматический строй; Пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни; Помочь преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Результативность применения лэпбука «Зима» В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения и навыки, такие как: возрастание познавательной активности, дети всё чаще ищут «положительные», интеллектуальные игры; планирование предстоящей деятельности; умение договариваться со сверстниками, происходит раскрепощение; распределение обязанностей; принятие собственных решений, опираясь на свои знания и умения; связно высказываться, выражать свои мысли и желания; закрепление полученных знаний и умений; разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым; развитие креативности и творческого мышления;
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми как индивидуально, так и с подгруппой; вариативность. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части; доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ; насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей.
Вывод Содержание и методы работы с «лэпбуком» направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи детей дошкольного возраста. Умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Данная методика обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; каждый работает в своем темпе; самостоятельная деятельность детей.
Татьяна Назарова