Технология дифференцированного обучения Обучающейся(гося) 1 курса № учебной группы 1-16/1 Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования Пономарева Анна Николаевна
Целевые ориентации дифференцированного обучения: Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Создание оптимальных условий для развития. Принципы Учет индивидуальных возможностей Обучающихся. Вариативность.
изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся; определение критериев деления учащихся на группы; умение совершенствовать способности и навыки учащихся; умение анализировать их работу; перспективное планирование деятельности учащихся; Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы. Роль преподавателя в дифференциации образовательного процесса:
Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов 1) Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно. 2) Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие. 3) Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам. 4) Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Применение технологии дифференцированного обучения (Пример) В играх «Собери картинку», более сильным детям даю задание собрать картинку, разрезанную на более мелкие части, а детям более слабым – картинку, разрезанную на несколько частей. При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива. Например, на занятии по лепке «Украсим доску хохломским узором», «Пасхальные яйца» , дети 3 работали в парах, которую выбрали по своему желанию. Так же, играя и делая постройки из деревянного конструктора, дети сами выбирают себе партнеров по игре.
Игровая технология
Понятие игровых технологий Игровая технология – технология обучения, в основе которой лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.
История возникновения игровых технологий В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в развитии личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности.
Цели образования игровых технологий Дидактические Воспитательные Развивающие Социальные Расширение кругозора, развитие и применение ЗУН на практике Воспитание самостоятельности,сотрудничества, общительности, коммуникативности Развитие качеств и структур личности Приобщение к нормам и ценностям общества
Алгоритм построения уроков по игровой технологии 1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры. 2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры. 3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков. 4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.
Применение игровой технологии (Пример) 1." Разброс мнений". " Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме. Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора. Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
Технология проектного обучения
Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач Приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах Развивают у себя исследовательские умения Развивают системное мышление Цель проектного обучения – создать условия при которых обучающиеся
Структура образовательного процесса 1 этап. Подготовка 2 этап. Разработка проекта 3 этап. Оформление итогов 4 этап. Презентация 5 этап. Рефлексия
Алгоритм построения уроков по технологии проектного обучения (Пример) Запуск проекта. Планирование работы. Определение уровня готовности к поисковой работе. Сбор информации. Структурирование информации. Обмен информации. Оформление результатов работы. Экспертиза проекта . Учащиеся представляют свою работу. Рефлексия.