Статья «Приёмы технологии продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»
Приёмы технологии продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы как средство формирования универсальных учебных действий
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся
этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку.
А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся ими,
то у каждого из нас будет по две идеи
Бернард Шоу
Ни для кого не секрет, что каждый человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание прочитанного текста, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и анализировать. Без сомнения, каждый преподаватель мечтает, чтобы все его студенты приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного.
Именно поэтому технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится во ФГОС нового поколения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
На уроках русского языка и литературы мною используются следующие приёмы данной технологии:
1 этап «До чтения»:
приём «Антиципация» (предвосхищение): русский язык, тема «Фразеологизмы», вступительное слово преподавателя:
«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»
От всей души приветствую я вас!
Гранит науки мы грызём сейчас на первом,
Не за горами и диплом у нас!
Но оглянуться даже не успеем,
Как промелькнёт горячая пора,
И вы покинете родную альма-матер,
Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:
Откроются пред вами все дороги,
Вам предстоят великие дела,
Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями
Огромная, великая страна!!!
Литература, тема «Гуманизм в ранних рассказах М.Горького»
Ы Ю Л К
Е Я Б О
В Н В О
Ч О Ю Р
О Т Л Т
Н С К Е
Е Е Ь Г
Т М О С
Н Д Ю Т
В результате расшифровки получается фраза: «Кто согрет любовью к людям - не остынет вечно»
Прием «Дерево предсказаний»: литература, тема «Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова»
Работа с живописью: литература, тема «Реквием» А.А.Ахматова
2 этап «Работа с текстов во время чтения»
Приём «Читательский дневник»: литература, тема «А.Н.Островский, пьеса «Гроза»
Название произведения, автор |
Действующие лица |
Сюжет |
Отзыв о прочитанном |
«Гроза», А.Н.Островский |
Тихон Иванович Кабанов Кулигин (Мещанин, часовщик-самоучка.) Ваня Кудряш Феклуша Катерина Варвара (Сестра Тихона.) Шапкин Борис Григорьевич Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) (Богатая купчиха, вдова.) Савел Прокофьевич Диќой ( Купец, значительное лицо в городе.) |
События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Действие пьесы начинается в общественном саду на высоком берегу Волги в городе Калинове разговором Кулигина, Кудряша и Шапкина. Первое действие — знакомство с действующими лицами. Здесь важна роль второстепенных персонажей (Кудряш, Кулигин, Феклуша). Кулигин и Феклуша, каждый по-своему, предлагают оценку персонажей и ситуации в городе. Второе действие — завязка любовной интриги (отъезд Тихона, сомнения Катерины по поводу возможности встречи с Борисом). В третьем действии — сюжет развивается в духе мелодрамы. Тайная встреча Катерины с Борисом — кульминационная для формальной любовной интриги, но только после этого разворачивается основной конфликт - внутренняя борьба Катерины. В четвертом действии — кульминация основного конфликта. Катерина признается во всем Тихону (это происходит во время грозы). Параллельно развивается еще одна любовная линия — связь Варвары с Кудряшом, развязка — их бегство из города. В пятом действии происходит окончательная развязка. Катерина совершает самоубийство, боясь вернуться домой после своего саморазоблачения и не найдя поддержки у Бориса. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса |
В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Катерина - живой и сильный характер: она стремится к воле и любви, она не хочет жить жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на её живую душу. Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была не похожа на других. Я думаю, что после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти... |
Приём «Бортовой журнал»: литература, тема: М.Горький. Пьеса «На дне»
3 этап «Работа с текстом после чтения»
Прием «Синквейн»: тема «И.А.Гончаров, роман «Обломов»
Илья Ильич Обломов
Ленивый, апатичный
Лежит, бездельничает, спит
Не желает меняться внутренне
Обломовщина
Приём «Телеграмма»: тема «Маргарита на балу у Сатаны»
(М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Нахожусь на балу у Сатаны. Ужасно болит колено. Но я – Королева!
Приём «Диаманта» – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению 1, 7 строчки – существительные-антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Литература, тема «И.А.Гончаров, роман «Обломов»
Обломов, ленивый, добрый, лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, настойчивый, расчетливый, Штольц
В результате использования приёмов технологии продуктивного чтения у студентов формируются следующие универсальные учебные действия:
познавательные: умение извлекать информацию из схем, текстов, умение представлять информацию в виде схемы, умение на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам, умение ориентироваться в теоретическом материале учебника, умение находить ответы на вопросы в учебнике;
коммуникативные: умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора);
регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, умение прогнозировать предстоящую, работу (составлять план), умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.