12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демидович Лариса Николаевна407
Россия, Томская обл., Кожевниковский район с.Осиновка
4

Выступление на педагогическом совете «Проектирование и реализация современных типов урока»

Технологическую карту можно рассматривать как мини-проект преподавателя. Структурную форму технологической карты каждый преподаватель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. 

Считаю, что каждая технологическая карта урока должна иметь следующие параметры:

1.       Содержать название этапа урока.

2.       Цели этапа урока.

3.       Содержание этапа.

4.       Прописывать деятельность преподавателя.

5.       Прописывать деятельность обучающихся.

6.       Определять перечень Универсальных Учебных Действий, над которыми преподаватель планирует работать на уроке.

В своей работе я использую вот такой вид технологической карты.

Сегодня я остановлюсь на уроке отработки умений и рефлексии.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Этап реализации построенного проекта.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Рассмотрим подробнее структуру урока и основные микроцели этапов:

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений

является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Этап реализации построенного проекта.

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели на данном уроке я использовала приём «Текст с дырками».

Вставьте в стихотворные строки нужный синоним конь или лошадь.

1.Куда ты скачешь, гордый …

И где опустишь ты копыта?

2.Его …, снег почуя,

Плетётся рысью как – нибудь.

(1.Конь. 2.Лошадка. выбор синонима обусловлен сферой его употребления.)

На данном этапе также можно использовать такой приём как «Лови ошибку» Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Саратовские методисты разработали конструктор урока ФГОС. С помощью данного конструктора намного проще разрабатывать уроки в соответствии с ФГОС.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения

является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

Составление технологической карты урока довольно сложный и трудоёмкий процесс. Хорошим помощником для меня служит ФГОС Настольная книга учителя.

В предлагаемом пособии систематизирован методический материал по основным направлениям введения ФГОС ООО, а именно: сценирование урока, конструктор урока, технологическая карта. В качестве приложений в нем размещены словарь активных приемов обучения, кодификатор УУД, перечень глаголов для формулирования целей урока.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.