12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полякова Ольга Владимировна269
Россия, Пермский край
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
10

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развивающие возможности урока дидактические и методические аспекты (формирование УУД)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №11

  

  

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Развивающие возможности урока дидактические и методические аспекты (формирование УУД)»

 

  

Разработала

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11

Полякова Ольга Владимировна

 

 

Кизел

 

Реализация ФГОС – это  формирование УУД. Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.

 

 Этот тезис содержит в себе важные положения.

1.     УУД  представляют собой способы осуществления разных видов деятельности.

2.     УУД соотносимы не столько с предметом и учебной деятельностью, а с жизнедеятельностью человека.

3.     УУД не существуют и, соответственно, не развиваются  вне деятельности человека.

Развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Учащийся должен сам стать «строителем» образовательного  процесса. Достигается эта цель благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

 УУД уделяют большое внимание.  Формирование УУД должно проходить в соответствии с программой.  УУД делятся на четыре группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные.

 Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешного усвоения.

 Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

 Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

     Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осмысливать тексты, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процесса и результатов деятельности, ставить и формулировать проблемы.

 Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками.

   Это работа в парах или группах временного или постоянного состава.  Данный вид организации имеет большое значение на уроке:

·        возрастает объем и глубина понимания усваиваемого  материала

·        на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе

·        возрастает сплоченность класса

·        ученик более точно оценивает свои возможности

·        ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе

·        формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника.

     Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые  робкие и  тревожные дети преодолевают страх.

 Учитель должен учитывать взаимодействия уровня сформированности   универсальных учебных действий с показателями.

·        Уровень развития речи

·        Овладение русским языком

·        Успеваемость по основным предметам

·        Здоровье детей

·        Навыки общения со сверстниками

·        Умение слушать и слышать учителя

·        Умение задавать вопросы

·        Стремление принимать и решать учебную задачу

·        Умение контролировать свои действия на уроке

Учебная деятельность имеет определенную структуру, или точнее говоря, закономерные этапы своего осуществления. В качестве основных этапов осуществления учебной деятельности могут быть рассмотрены: целеполагание, планирование действий, выполнение действий, контроль и коррекция, оценивание результата, рефлексия.

    Какие же действия учителя позволяют сформировать УУД?

1.     Учитель привлекает внимание детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

2.     Учитель вместе с детьми разрабатывает  алгоритм оценивания своего задания.  Учитель показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

3.     Учитель обучает детей приемам работы в группах. Дети вместе с учителем исследуют, анализируют учебные конфликты и находят пути их решения.

4.     Учитель уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.

5.     Учитель включает детей в открытие новых знаний.

6.     Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказ, составление плана и т.д.

7.     Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

8.     Учитель учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

9.     Учитель учит ребенка ставить цели и пути их достижения, а также решение возникающих проблем.

10.                       Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

11.                       Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.

12.                       Учитель и ученики вместе решают возникшие учебные проблемы.

13.                       Учитель учит детей планировать  свою работу и досуг.

УУД – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в тоже время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главное на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребенка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.